Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критические точки возраста




(Материалы опроса 85 экспертов-социологов

по дельфийской системе с целью унификации понятия возраста — Т. М. Ярошенко, 1977)

 

Возрастные точки Характеристика
1 год Начало овладения речью, ходьба, поступление в ясли
3 года Важный этап социализации ребенка: переход из яслей в сад
7 лет Начало обучения в школе
12 лет Начало подросткового периода
14 лет Правовая ответственность
15 лет Окончание 8-летней школы, вступление в комсомол
16 лет Совершеннолетие (получение паспорта, приписка в армию, возможность поступления на работу, увеличение правовой ответственности)
18 лет Призыв в армию, право голосования, право вступления в брак, адаптация к послешкольной жизни
20 лет Окончание службы в армии, начало трудового пути
22 и 23 года     Окончание вуза, вступление на путь самостоятельной деятельности, бракосочетание      
  Продолжение табл.  
Возрастные точки Характеристика
24 и 25 лет Модальный возраст рождения у женщин первого ребенка, приобретение профессионализма, начало профессиональной карьеры
30 лет Ярко выраженная дата подведения итогов и четких задач, изменения в психологии
35 лет Человек перестает считаться молодым, достигает статуса, по которому можно судить о дальнейшем продвижении; возраст, после которого изменения в ориентации человека, путях его развития маловероятны
40 лет Стабилизация профессионального статуса
45 лет Завершение в большинстве случаев существенного качественного изменения в сфере производства, предел роста семьи
50 лет «Юбилей»
55 лет Выход на пенсию женщин
60 лет Выход на пенсию мужчин
70 лет Средняя продолжительность жизни современного человека в развитом обществе
Примечание: Отдельные эксперты выделяли в качестве критических точек также возраст 11, 13, 21, 28, 33 лет.    
     

Более того, кризис не только неизбежная и необходимая, но, если можно так выразиться, «желательная» форма развития. Ибо установлено, если кризис протекает вяло, невыразительно, это может привести к задержкам в психическом развитии и отозваться в дальнейшем на всем ходе становления личности. Если же в определенный момент времени (скажем, в трехлетнем возрасте) кризис не наступает — это означает, что развитие психики идет замедленно и предшествующая форма деятельности не освоена в полном объеме ребенком, не отработана им и тем самым мешает переходу к новой, высшей форме деятельности, мешает и появлению новых психологических образований, без которых жизнедеятельность ребенка на новой ступени его развития затрудняется или вовсе становится невозможной.

Возрастные кризисы неразрывно связаны с литическими периодами развития личности, внутри которых они созревают и часто по времени «наступают на них». Как уже было сказано, начало кризиса трудно заметить и точно определить. В частности, потому, что последняя фаза литического развития возраста совпадает с предкритической фазой самого кризиса, его

 

 

началом, а начало другого литического периода развития слито с посткритической фазой кризиса. Наблюдению, как правило, поддается лишь центральная часть — собственно критическая. Отсюда трудности хронологического выделения литических и критических фаз развития, которые могут частично совпадать во времени (от нескольких месяцев до полугода и даже года).

 

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ

«Жизнь человека от рождения до смерти сама по себе есть некоторый волнообразно протекающий процесс... и всякий жизненный процесс как таковой есть процесс периодический» (Н. Я. Пэрна). Первая задача, которая возникает перед исследователем развивающегося явления, состоит в определении основных периодов этого развития. В этом плане важнейшей проблемой возрастной психологии является периодизация онтогенеза личности — определение реальных периодов развития личности, выделение главных характерологических черт каждого из периодов, изучение механизма перехода от одного периода к другому и т. д.

Проблема периодизации — старая, но неизменно актуальная проблема возрастной психологии; и сегодня в ней существуют много неразрешенных вопросов, различие точек зрения, свои существенные завоевания и «белые пятна». Для того чтобы у читателя возникло «объемное» видение проблемы периодизации жизненного пути личности, познакомим его с рядом наиболее фундаментальных периодизаций психического развития человека, чтобы затем на этой основе сформулировать принципы и структуру той периодизации, которая может послужить в качестве рабочей схемы нашего дальнейшего движения.

Однако, прежде чем перейти к реализации этой установки анализа, выделим две его плоскости, соответствующие двум главным задачам — проблемам современного психологического учения о периодизации.

Во-первых, всякая периодизация имеет дело не только с хронологией (выделением отдельных стадий развития), но и с необходимостью обоснования принципов выделения данных этапов. Известный советский историк и социальный психолог Б. Ф. Поршнев отмечал, что «периодизация мотивируется не поисками равномерного распределения учебного и научно-исследовательского материала пусть в неравные хронологические ящики, а качественными переломами в ходе того или иного развития» (Б. Поршнев, 1974).

 

 

Принцип и есть альфа и омега всякой периодизации, ибо здесь определяется то, что представляется исследователю принципиальным для выделения отдельных стадий развития личности, определяется тот угол зрения, под которым видятся все и всяческие изменения, происходящие в ходе онтогенеза. Двигаясь в этой плоскости, выясняя принципы различных периодизаций онтогенеза личности, мы довольно быстро обнаружим их различие и множественность. Следовательно, анализируя этот важнейший вопрос, нужно отнестись к нему критически, отыскивая в отдельных подходах «рациональное зерно», но не универсализируя его (т. е. не превращая отдельные принципы «во все и вся определяющие и объясняющие»). Такова первая трудность, сопряженная с вопросом периодизации.

Другая заключается в своеобразной «неравномерности» современных периодизаций. Имеется в виду тот факт, что сегодня периодизация возрастного развития детей развернута несравненно более детально и функционально, нежели периодизация развития взрослых. При этом целый ряд интереснейших схем детского развития не продолжены по отношению к дальнейшим этапам развития личности (что, конечно же, является их недостатком, с точки зрения наших задач).

С учетом этих двух замечаний мы можем перейти к непосредственному изложению ряда периодизаций жизненного пути личности.

Л. С. Выготский выделил три группы периодизаций, исходя из заложенных в них теоретических оснований: 1) периодизации, составленные путем расчленения развития человека по стадиям на основе ступенчатого построения других процессов, так или иначе связанных с этим развитием; 2) периодизации, построенные на основании одного признака развития, выполняющего роль условного критерия; 3) периодизации, связанные с попыткой подойти к выделению сущностных особенностей самого личностного развития человека.

К первой группе периодизации относятся указанные попытки соотнести онтогенез личности с ее филогенезом, когда проводятся параллели между эпохами развития личности и эпохами исторического развития человечества (Гетчесон, Штерн, Циллер и т. д.) и которые, как было показано, в целом не выдерживают критики. С другой стороны, к этой же группе относятся и периодизации, заслуживающие более высокой оценки. В их основу положено деление развития личности в соответствии с существенными моментами ее социализации, такими как, например, ступени общественного воспитания и образования, связанные с особенностями системы народного образования, принятой в данной отдельной стране.

 

 

Такова, например, периодизация Р. Заззо, французского психолога, рассматривающего детское развитие в связи с организационными особенностями французской и американской систем обучения и воспитания и выделяющего шесть периодов по три года, каждый из которых заканчивается соответственно в 3,6,9, 12, 15 и 18 лет. Достоинство этой схемы в том, что она учитывает фундаментальное значение ступеней социализации ребенка, соответствующих основным социальным и педагогическим институтам (скажем, ясли, детский сад, начальная школа и т. д.), а главный недостаток состоит в том, что здесь детское развитие ставится в прямую зависимость от социально-педагогической доктрины, любое изменение которой (в условиях одной страны или разных стран, не говоря уже о различных культурах) делает необходимым и изменение периодизации. По сути, речь идет не о психологических, а о педагогических возрастах.

Вторую группу составляют схемы типа периодизаций знаменитого австрийского психиатра, психолога и философа 3. Фрейда и нашего психолога П. П. Блонского. И в том, и в другом случае в основание периодизации кладется один признак-симптом, который выступает с разной степенью условности в виде критерия периодизации. Для 3. Фрейда таким признаком было представление о преобразовании и перемещении по разным эрогенным зонам сексуальной энергии, в соответствии с которым он выделяет следующие стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная, соответствующие бесполому, нейтрально полому, двуполому и половому детству и заканчивающиеся с наступлением половой зрелости. Последующие изменения личности в системе общественных отношений, по Фрейду, не приводят к изменению типа личности и поэтому могут не учитываться.

П. П. Блонский положил в основу своей периодизации признак дентиции (состояние зубов), выделяя беззубое, молочнозубое, постояннозубое детство, дополняя его характеристиками веса, конституции, среды и поведения.

Эти и некоторые другие периодизации страдают явным натурализмом, так как фактически сводят психическое развитие личности к созреванию организма.

Наконец, третья группа периодизации — наиболее продуктивная — связана с поисками сущностных особенностей детского развития. При этом их авторы зачастую используют и опору на внешние процессы развития личности (ту же воспитательно-образовательную систему), и признаки развития (фиксируемые, в частности, как новообразования личности), но не универсализируют их, в отличие от вышеуказанных авторов, не делают принципом объяснения.

 

 

Из зарубежных концепций выделим четыре — наиболее фундаментальных и влиятельных в мире — периодизации: немецкого психолога Шарлотты Бюлер, американских психологов Э. Эриксона и Дж. Биррена, а также англичанки Д. Б. Бромлей.

Шарлотта Бюлер разработала интенциональную теорию развития человека, согласно которой выборы, осуществляемые человеком на жизненном пути для достижения своих целей, им самим не осознаются. Он (человек) подвластен интенции (намерению), им самим не осознаваемой.

Ш. Бюлер выделяет пять стадий жизненного цикла.

Первая продолжается от рождения и до 15-летнего возраста и характеризуется неявностью целей, нерасчлененностью будущего. В этот период человек живет настоящим, развивая физические и умственные способности.

Второй период (15 — 20 лет) — время осознания (подростком, юношей) своих потребностей, интересов и целей. Решаются глобальные задачи по выбору профессии, смысла жизни и партнера (спутника).

Третий период (20 — 40/45 лет) — расцвет жизни, четкость и ясность целей позволяют быть счастливыми в профессиональной и личной жизни.

Четвертый период (45 — 65 лет) — подводятся итоги, цели ставятся исключительно в соответствии с достигнутым статусом.

И пятый период (65 — 70 лет) — начинается осмысление собственной жизни как целого. Здесь выясняется, кто оказался успешен, а кто нет в достижении своих жизненных ценностей.

Периодизация Эрика Эриксона, безусловно, наиболее внушительна и наиболее психологична. Э. Эриксон исходит из эпигенетического принципа (развития на основе различных новообразований), абсолютизируя при этом прерывность развития. Согласно его взглядам, при переходе на каждую новую ступень развития новообразования предыдущей стадии не исчезают и не преобразуются, а сохраняются неизменными, включаясь в новую системную организацию личности и синхронизируясь с вновь возникающими новообразованиями. Его основной тезис можно сформулировать так: новообразования ведут к развитию личности. Составленная на этой основе периодизационная схема (см. табл. 10) получается очень детальной и полипараметрической. Направление развитию личности, по Э. Эриксону, задает идея противостояния индивида усложняющимся социальным требованиям, предполагающая постоянный выбор между двумя противоположными отношениями к миру и к себе. Этот выбор и определяет ход развития на данной стадии. Переход от одной стадии к другой фактически

 

 

Таблица 10.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...