Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы жизни по Эрику Эриксону




 

 

 

 

задается извне (социально), а возникновение психических новообразований лишь фиксирует этот переход с психологической точки зрения.

У периодизации Эриксона есть множество чисто психологических достоинств, не говоря уже о ее огромной популярности. Мы считаем продуктивным выделение и характеристику ново образований (заметим, что в этом пункте у Эриксона немало совпадений с соответствующими характеристиками возрастных новообразований, выделяемых советскими психологами), по пытку вскрыть внутренние противоречия развития личности («полярности»), ориентацию не на биологические, а на социальные институты развития личности. И все же мы не можем целиком принять эту схему, поскольку не разделяем идею приспособления к противостоящей человеку социальной среде, ибо, как было показано выше, исходим не из идеи принципиальной адаптации как универсального принципа развития личности, а из положения о присвоении индивидом всеобщих способов действия, что разводит разделяемую нами и предложенную Эриксоном системы объяснения психического развития на полярные позиции.

Все другие схемы психического развития в зарубежной литературе значительно уступают периодизации Э. Эриксона и по полноте охвата возрастов и по чисто психологической ориентированности. Более того, на наш взгляд, идеи Эриксона в плане возрастной психологии и психологии личности недостаточно оценены, в частности в отечественной науке, поэтому в дальнейшем мы отдельно и подробно остановимся на изложении и наших комментариях по поводу его основных идей.

Приведем еще две схемы, в том числе и для иллюстрации состояния генетических исследований в целом.

Справедливости ради надо отметить, что обе эти схемы разработаны до Э. Эриксона и хронологически предшествуют его работам. Чем же они примечательны?

Периодизация Джеймса Биррена (см. табл. 11) интересна попыткой соединить метрические (длительность, измеряемая с момента рождения) и топологические (качественные) характеристики — однонаправленность, одномерность, необратимость развития. Здесь полнее, нежели у Эриксона, учитывается продолжительность фаз развития личности. Обратим внимание на попытку Дж. Биррена показать некую закономерность «возрастания продолжительности» фаз: если первая («младенчество») охватывает всего два года, то, например, шестая («зрелость») — уже целых тридцать лет, что можно расценивать как существенное эмпирическое наблюдение (J. E. Birren, 1964).

Таблица 11

Фазы Года
Младенчество  
Дошкольный возраст 2-5
Детство 5-12
Отрочество 12-17
Ранняя зрелость 17-25
Зрелость 25-50
Поздняя зрелость 50-75
Старость после 75

Периодизация англичанки Дианы Бромлей (D. В. Bromley, 1966) примечательна выделением цикла эмбриогенеза, что является, в известном смысле, «рекордом» охвата фаз жизни (хотя исторически эта идея не оригинальна). Бромлей разделила онтогенез на пять циклов: I — эмбриогенез (от зачатия до рождения), в котором четыре стадии: 1) зигота, 2) эмбрион, 3) зародыш, 4) рождение; II — детство: 1) младенчество (0 — 1,5), 2) преддошкольный возраст (1,5—5), 3) раннее школьное детство (5—11/13); III — юность: 1) старшее школьное детство, или ранняя юность (11/13—15), 2) поздняя юность (15 — 21), краткая характеристика которой — переход от зависимости к независимости; IV — взрослость: 1) ранняя взрослость (21 — 25 — включение во все виды социальной активности, семья, работа), 2) средняя взрослость (25 — 40) — интеллектуальный и профессиональный пик, 3) поздняя взрослость (40 — 45) — уход детей из семьи, 4) предпенсионный возраст (55 — 65) — пик социальных достижений; V — старение: 1) старый возраст (65—70), 2) дряхлость (70 —...).

И периодизация Дж. Биррена, и периодизация Д. Б. Бромлей достаточно несовершенны — можно при желании предъявить к ним ряд более или менее существенных претензий. Однако мы не станем этого делать, поскольку в наши цели не входит ни подробный анализ, ни обстоятельная критика систем периодизации психического развития человека.

Л. С. Выготский подошел к проблеме периодизации психического развития с позиций культурно-исторического (конкретно-исторического) подхода к возрастным изменениям личности. По Л. С. Выготскому, периоды онтогенетического развития человека неразрывно связаны с конкретно-исторической ситуацией его развития (социальной ситуацией развития). Л. С. Выготский определял развитие как «непрерывный процесс само-

 

движения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях» (Л. С. Выготский, 1972).

Отсюда главным критерием разделения периодов развития Л. С. Выготский считает появление психологических новообразований, которые связывает с определенной социальной ситуацией развития, вызывающей эти новообразования психики в жизни. При этом в схеме Л. С. Выготского, как ни в какой иной, акцентируется значение и указывается хронологическое место возрастных кризисов развития. В итоге его схема, вполне современная для детской психологии и сегодня, выглядит следующим образом (см. табл. 12).

 

Таблица 12

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...