Этапы жизни по Эрику Эриксону
задается извне (социально), а возникновение психических новообразований лишь фиксирует этот переход с психологической точки зрения. У периодизации Эриксона есть множество чисто психологических достоинств, не говоря уже о ее огромной популярности. Мы считаем продуктивным выделение и характеристику ново образований (заметим, что в этом пункте у Эриксона немало совпадений с соответствующими характеристиками возрастных новообразований, выделяемых советскими психологами), по пытку вскрыть внутренние противоречия развития личности («полярности»), ориентацию не на биологические, а на социальные институты развития личности. И все же мы не можем целиком принять эту схему, поскольку не разделяем идею приспособления к противостоящей человеку социальной среде, ибо, как было показано выше, исходим не из идеи принципиальной адаптации как универсального принципа развития личности, а из положения о присвоении индивидом всеобщих способов действия, что разводит разделяемую нами и предложенную Эриксоном системы объяснения психического развития на полярные позиции. Все другие схемы психического развития в зарубежной литературе значительно уступают периодизации Э. Эриксона и по полноте охвата возрастов и по чисто психологической ориентированности. Более того, на наш взгляд, идеи Эриксона в плане возрастной психологии и психологии личности недостаточно оценены, в частности в отечественной науке, поэтому в дальнейшем мы отдельно и подробно остановимся на изложении и наших комментариях по поводу его основных идей. Приведем еще две схемы, в том числе и для иллюстрации состояния генетических исследований в целом.
Справедливости ради надо отметить, что обе эти схемы разработаны до Э. Эриксона и хронологически предшествуют его работам. Чем же они примечательны? Периодизация Джеймса Биррена (см. табл. 11) интересна попыткой соединить метрические (длительность, измеряемая с момента рождения) и топологические (качественные) характеристики — однонаправленность, одномерность, необратимость развития. Здесь полнее, нежели у Эриксона, учитывается продолжительность фаз развития личности. Обратим внимание на попытку Дж. Биррена показать некую закономерность «возрастания продолжительности» фаз: если первая («младенчество») охватывает всего два года, то, например, шестая («зрелость») — уже целых тридцать лет, что можно расценивать как существенное эмпирическое наблюдение (J. E. Birren, 1964). Таблица 11
Периодизация англичанки Дианы Бромлей (D. В. Bromley, 1966) примечательна выделением цикла эмбриогенеза, что является, в известном смысле, «рекордом» охвата фаз жизни (хотя исторически эта идея не оригинальна). Бромлей разделила онтогенез на пять циклов: I — эмбриогенез (от зачатия до рождения), в котором четыре стадии: 1) зигота, 2) эмбрион, 3) зародыш, 4) рождение; II — детство: 1) младенчество (0 — 1,5), 2) преддошкольный возраст (1,5—5), 3) раннее школьное детство (5—11/13); III — юность: 1) старшее школьное детство, или ранняя юность (11/13—15), 2) поздняя юность (15 — 21), краткая характеристика которой — переход от зависимости к независимости; IV — взрослость: 1) ранняя взрослость (21 — 25 — включение во все виды социальной активности, семья, работа), 2) средняя взрослость (25 — 40) — интеллектуальный и профессиональный пик, 3) поздняя взрослость (40 — 45) — уход детей из семьи, 4) предпенсионный возраст (55 — 65) — пик социальных достижений; V — старение: 1) старый возраст (65—70), 2) дряхлость (70 —...).
И периодизация Дж. Биррена, и периодизация Д. Б. Бромлей достаточно несовершенны — можно при желании предъявить к ним ряд более или менее существенных претензий. Однако мы не станем этого делать, поскольку в наши цели не входит ни подробный анализ, ни обстоятельная критика систем периодизации психического развития человека. Л. С. Выготский подошел к проблеме периодизации психического развития с позиций культурно-исторического (конкретно-исторического) подхода к возрастным изменениям личности. По Л. С. Выготскому, периоды онтогенетического развития человека неразрывно связаны с конкретно-исторической ситуацией его развития (социальной ситуацией развития). Л. С. Выготский определял развитие как «непрерывный процесс само-
движения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях» (Л. С. Выготский, 1972). Отсюда главным критерием разделения периодов развития Л. С. Выготский считает появление психологических новообразований, которые связывает с определенной социальной ситуацией развития, вызывающей эти новообразования психики в жизни. При этом в схеме Л. С. Выготского, как ни в какой иной, акцентируется значение и указывается хронологическое место возрастных кризисов развития. В итоге его схема, вполне современная для детской психологии и сегодня, выглядит следующим образом (см. табл. 12).
Таблица 12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|