Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальность темы исследования:




ВЛИЯНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ СПЕЦИФИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

 

Специальность 09.00.11 – социальная философия

 

 

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата философских наук

 

 

Научный руководитель –

д.филос.н., проф.  .

 

 

2015

Содержание

 

Введение ………………………………………………………...………………...3

Глава I. Экономическая культура в целом ……………..…………………..13

1.1. Экономическая культура как объект философской рефлексии………….13

1.2. Экономические формы-основания культурной экспансии Запада в контексте философской рефлексии…………………………………………….29

1.3. Специфика экономической культуры Востока: Китай…………………...55

Глава II. Экономическая культура и социально-экономическое развитие России …………….………………………………………………………………72

2.1. Культура производства……………………………………………………..72

2.2. Культура распределения и обмена…………………………………………92

2.3. Пути и перспективы социально-экономического развития России в русле традиционной экономической культуры……………………………………..115

Заключение ………………...…………………………………………………..135

Список использованных источников. ……………………………………...139

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования:

К числу основных задач социальной философии относится определение важнейших закономерностей общественного развития, вытекающих из характера материального производства. Особую актуальность приобретают философские исследования, проведённые в периоды возрастания соперничества мировоззренческих систем, затрагивающих вопросы регулирования и организации общественно-экономической практики, что, как мы полагаем, имеет место быть в современной России.

Другой фактор, обуславливающий актуальность данной работы, представляет собой обозначившийся в последние десятилетия рост интереса к социокультурной специфике и ее влиянию на общественное развитие со стороны представителей общественных наук, прежде всего экономистов. «Экономический империализм» – такое название получил наметившийся с середины ХХ в. выход западной экономической науки далеко за пределы её традиционного предметного поля. В совокупности со сложностями количественных измерений элементов культуры это привело к попыткам, подчас реализованным, включить в научные труды те социокультурные категории, которые, несмотря на свою частоту упоминаний в литературе, никогда не являлись действительными характеристиками обществ, а были частью идеологических построений. Подобная ситуация потенциально может привести и к отрицанию действительных качеств общества, значимой его специфики с последующей их подменой далекими от реальности характеристиками. Эта проблема затрагивает не только социологические, политические и экономические науки, но и оказывает влияние на социально-философское знание, где научный прогноз подменяется идеологическим проектом. Данные нами методологические замечания и понятийный анализ образуют исследовательский инструментарий, позволяющий минимизировать эти риски, сохранить и по возможности усилить прогностическую функцию общественных наук.

Идеологический подход к социальным исследованиям, допустимый для философии в целом и естественный для некоторых её направлений, едва ли может допускаться в той части философского знания, что имеет академический статус и включена в номенклатуру научных специальностей Минобрнауки РФ. Между тем, среди наиболее распространенных оснований для исследования общества и его социокультурной специфики, что все чаще используют в своих работах российские сторонники идеологических философских концепций, мы обнаруживаем труды русских философов начала ХХ в. И эти труды используются не в качестве материалов для исследования специфики духовной жизни некоторой части российской интеллигенции или базы для историко-философского исследования. Вместо этого мы можем наблюдать, как в современные научные работы переходят взгляды такого рода на общество, его развитие и культуру. Здесь мы позволим себе напомнить слова Бердяева о том, что «философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной»[1]. Данный тезис, как мы полагаем, применим не только к трудам самого Бердяева, но и к работам других его современников, что были заняты в разработке религиозно-философских концепций. Выводы и умозаключения, присутствующие в этих концепциях, имеют философскую ценность и представляют интерес для ученых, но сами по себе они не являются научными, а следовательно, и философскими в её академической части, т. к. по номенклатуре специальностей философия проходит как наука.

В данном исследовании мы обращаем внимание на встречавшиеся нам наиболее часто понятия, что причислялись как отечественными, так и зарубежными исследователями к числу значимых элементов общественных идеологий, оказывавших и оказывающих влияние на исторический процесс и экономическое развитие в достаточной для их учета мере. Эти категории нередко получают широкое распространение в различных источниках. Значительная их часть имеет идеологическую природу, и по мере роста числа включений такого рода в науку возникают риски идеологизации науки, что неизбежно приведет к ослаблению всего общества, подменившего мифами объективное знание о себе самом и своих соседях.

Сущность общеэкономического фактора, сообщающего актуальность нашей работе, выражается через состояние российской экономики. Здесь и представление о исчерпанности сырьевой модели развития, и гибель целых отраслей советского наследия, и перспективы выбора дальнейших моделей развития, моделей модернизации российского общества в части его экономических отношений, но и не только их. Широта круга вопросов, что потребуется затронуть для разрешения этой проблематики, а также их характер переносят задачу по её разрешению в предметное поле социальной философии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...