Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние научной разработанности проблемы:




Исследование экономической культуры и её этносоциальной специфики мы можем встретить в трудах философов уже на этапе становления философского знания. Аристотель и Платон в Греции, Шан Ян и Мэн-Цзы в Китае, авторы Артхашастры[2] в Индии – все они находят экономическую культуру достойной своего внимания. На этом этапе в философское знание вводятся формы экономической культуры – земледелие, торговля, ремесло и т. д. Их специфика, ввиду удаленности очагов цивилизации, раскрывается античными авторами преимущественно в своей социальной плоскости. Вместе с тем, сопоставление характеристик форм экономической культуры, что были даны античными философами, предоставляет нам возможность в полной мере вскрыть цивилизационную специфику экономической культуры обществ уже на заре философской мысли.

Выполненный Аристотелем анализ форм экономической культуры остается неизменным и основным для западной философской мысли вплоть до начала Нового Времени[3]. Вероятно, некоторые изменения он претерпел в работе Цицерона, на которую ссылается Г. Гроций[4]. К сожалению мы не смогли встретить перевода этого труда римской эпохи, чтобы иметь возможность подробно рассмотреть данный вопрос, но находим необходимым указать на факт его существования. На заре Нового Времени Ф. Бэкон выражает недовольство философской системой Аристотеля и предлагает иные концептуальные подходы[5]. Формы экономической культуры дополняются новыми категориями, а некоторые из прежних обретают иное смысловое наполнение.

Исследование этносоциальных особенностей экономической культуры можно встретить уже у Д. Юма в его эссе «О торговле»[6]. Данная работа посвящена рассмотрению преимущественно лишь одной из форм экономической культуры, из упоминаемых Аристотелем и Бэконом, но переход от анализа культуры собственной (своего общества, народа), к сравнительному анализу культур стал важным шагом на пути к раскрытию темы нашей диссертации. «Критика политической экономии» К. Маркса и по сей день остается одним из значимых исследований экономической культуры Запада. Маркс обозначает формы экономической культуры как формы капитала и в большей мере концентрирует свое внимание на анализе их генезиса, развития и взаимодействия. Этносоциальная специфика рассматривается Марксом преимущественно для западных обществ и носит критический характер. Позднее труды Маркса получили развитие (применительно к российским реалиям) в работах В. И. Ленина, Г. В. Плеханова и И. В. Сталина.

Незадолго до расцвета творческой деятельности российских последователей Маркса в печать выходит работа «Влияние морской силы на историю» А. Мэхэна, что и сегодня остается одним из краеугольных камней теоретической части экономической культуры США. В этом исследовании Мэхэн формулирует геополитический взгляд на формы экономической культуры и их этносоциальную специфику.

Труды М. Вебера, О. Шпенглера, Л. Шумина и В. Зомбарта также стали важной вехой в разработке проблематики экономической культуры и её этносоциальной специфики. Их основной заслугой было обращение внимания к формам экономической культуры духовного и социального порядка, что обошли своим вниманием марксисты. Л. Шумин, являясь одним из крупнейших теоретиков неоконфуцианства ХХ века, обозначил особенности западной культуры, тождественные двум формам (изобретения и товарищества), обозначенным прежде и Бэконом и обратил внимание на бедность китайской китайской культуры в этой части[7].

К середине ХХ века в западной экономической науке обозначилось явление, получившее название «экономического империализма». Экономисты неоклассической школы начали распространять свои методы на предметные области иных направлений научного знания. По мере такого расширения сферы охвата экономического знания сама экономическая наука все более приобретала черты социальной философии рационалистического характера. Так при участии Г. С. Беккера возникает концепция человеческого капитала. Позднее она дополняется философом П. Бурдьё концепцией социального капитала, с одной стороны, и экономистом П. Ф. Друкером с его теорией интеллектуального капитала. В совокупности же все эти теории представляли собой не что иное, как попытку преимущественно рационалистически раскрыть природу таких форм экономической культуры, как изобретения и товарищества.

Наряду с расширением предметного охвата рационалистической неоклассики в экономической теории зарождается и получает развитие новая институциональная экономическая теория или неоинституционализм. Данное направление акцентирует внимание на исторически обусловленных социальных институтах и их влиянии на экономическое развитие. В том числе нередко объектом внимания оказываются и культурные факторы, религия, традиционная мораль.

Объект исследования:

Эволюция реализуемых в общественной практике представлений о способах приращения капитала.

Предмет исследования:

Влияние цивилизационной специфики реализуемых в общественной практике представлений о способах приращения капитала на экономическое развитие.

Цель исследования:

Обозначить наиболее значимые для выработки национальных стратегий социально-экономических преобразований элементы цивилизационной специфики экономической культуры.

Задачи исследования:

1. Выполнить анализ сложившихся в общественных науках подходов к исследованию экономической культуры и обозначить среди них тот, что наилучшим образом отвечает задаче выявления важнейших культурных детерминант социально-экономического развития.

2. Определить перспективы развития китайского общества через соотнесение конкретных типологических характеристик особенного в социально-экономической практике с логикой исторического процесса, выраженного в экономической культуре китайской цивилизации.

3. Установить значимость, положение и роль частного капитала в отечественной социально-экономической системе сообразно российской экономической культуре.

4. Выработать перспективные направления преобразований социально-экономической сферы российского общества сообразно отечественной экономической культуре, исходя из её преимуществ и недостатков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...