Теоретические основания исследования:
Диссертационное исследование строится на допущении существования экономической культуры как части социального бытия, в достаточной мере доступной для социально-философского исследования. По нашему мнению, неоднородность общественного развития в отношении продуктов оборота труда и капитала, располагаемых теми или иными народами, их социальной организации, её сложности и структуры – есть результат особенностей, заключенных преимущественно и прежде всего в экономической культуре общества. Иными словами, мы предполагаем, что исследование экономической культуры обществ дает возможность произвести их классификацию, вскрыть свойственную им внутреннюю специфику и определить потенциал их развития. Исследование экономической культуру обществ выполняется в наиболее значимых её проявлениях – тех, что рассматривались авторами философских систем, в наибольшей мере заключивших в себе дух породивших их обществ и эпох. Соотнесение запечатленных в философских системах различных обществ и эпох элементов экономической культуры с действительной общественно-экономической практикой позволяет нам вводить в область анализа лишь практически значимые факторы культурно-экономической природы и отсечь абстрактные философские построения, что не находили своей практической реализации за пределами идеологических концептов и окололитературных салонов. Такой подход позволяет нам выделить из многообразия философских построений лишь то, что впитало в себя особенности экономической культуры того или иного общества и оказалось действительным теоретическим отображением общественно-экономической практики. Мы обращаем внимание на ряд категорий, которые встречаются в философских работах со времен античности и присутствуют в трудах мыслителей Запада и Востока. Совокупность этих категорий обозначается авторами как способы обогащения или обретения благ, а нами они определены как формы экономической культуры. Посредством сопоставления этих форм, места, занимаемого ими в различных культурах, меры и характера внимания, уделяемого им мыслителями прошлого и настоящего, мы получаем возможность осуществить исследование этносоциальных особенностей экономической культуры и провести их сравнительный анализ.
Методологические основы исследования: Методологической основой исследования являются историко-материалистический, индуктивный и системный методы, анализ и синтез, абстрагирование, используется диалектический подход. Для исследования привлекаются не только документальные источники, напрямую свидетельствующие об идеях рассматриваемого культурного мира, но и разнообразные свидетельства этнографического, исторического и социологического характера. Научная новизна диссертационного исследования: 1. Обозначены, выраженные в системности и историзме, преимущества использования социально-философского подхода к исследованию экономической культуры в сравнении с современными методами экономических и социологических дисциплин. 2. Установлена невозможность качественного социально-экономического превосходства китайского общества над западным в условиях сохранения текущей государственно-политической системы. 3. Вскрыты особенности экономической культуры российского предпринимательства, исключающие его способность выступить в качестве субъекта модернизации. 4. Предложены и обоснованы соответствующие отечественной экономической культуре направления преобразований российского общества, заключающиеся в постиндустриализации социально-экономической системы, достижимой посредством инвестиций в человеческий и социальный капитал по направления ТЭК, ВПК и спецслужб.
Основные научные положения, выносимые на защиту: 1. Социально-философский подход к исследованию экономической культуры позволяет достичь большей объективности в сравнении с методами экономических и социальных дисциплин. 2. Специфика экономической культуры Китайской цивилизации не позволяет ей достичь качественного социально-экономического превосходства над цивилизацией Запада в условиях сохранения текущей государственно-политической системы. 3. Частнопредпринимательский сектор Российской Федерации не может реализовать функцию передового субъекта социально-экономических преобразований российского общества. 4. Инвестиции в человеческий и социальный капитал в сферах ТЭК, ВПК и спецслужб позволяют достичь долгосрочного прогресса в части обеспечения воспроизводства жизни российского общества и сохранения его культуры. Теоретическая значимость исследования: Сформирована мировоззренческая концепция, синтетически включающая в себя достижения социально-философской мысли Запада и Востока. Намечены механизмы взаимодействия социально-философского знания и социальных дисциплин. Дано уточнение механизмов взаимодействия форм экономической культуры, обозначены их дефиниции. Практическая значимость исследования: Предложенные понятийные и методические инструменты могут быть использованы в дальнейшей исследовательской работе. Выявленные в диссертации закономерности могут быть полезны при выработке стратегий социально-экономического развития. Апробация работы: Основные положения диссертационного исследования изложены в 8 научных публикациях общим объемом свыше 5 а.л., в том числе 6 публикаций объемом свыше 3 а.л. в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|