Тема 2. Культура и культурная жизнь народов 1 глава
Стр 1 из 55Следующая ⇒ Пособие
2009 УДК 008.001(075) ББК 71.0я73 К90
Авторы-составители: доктор исторических наук, профессор В.А. Космач (научный руководитель авторского коллектива); доктор исторических наук, профессор А.В. Русецкий; кандидат философских наук, профессор В.И. Каравкин; доктор искусствоведения, доцент Т.В. Котович; кандидаты искусствоведения, доценты А.Г. Лисов, Л.В. Вакар; кандидаты исторических наук, доценты В.М. Шорец, С.А. Моторов, Л.А. Моторова, Е.В. Лавриненко; кандидат исторических наук Н.В. Величко, Л.Ф. Шорец, Е.В. Гапионок, О.И. Пушкина, Г.М. Братенков, М.В. Карман, А.П. Косов
Р е ц е н з е н т ы: старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской Академии наук (г. Москва), кандидат исторических наук Г.Н. Сапожникова; заведующий кафедрой новой и новейшей
УДК 008.001(075) ББК 71.0я73
В В Е Д Е Н И Е Данное учебное издание рассчитано на студентов всех специальностей университета, преподавателей, учителей, научных работников и всех, кто интересуется историей культуры XVII – начала XX в.
XVII век в истории европейской культуры был периодом преодоления кризиса гуманистических идеалов Возрождения, утверждения государственности и оформления гражданских культурных ценностей Нового времени. Характер европейской культуры XVIII в. во многом определяют рационалистические концепции просветителей. Этот век справедливо называют «эпохой Просвещения». В то же время духовная культура в европейских странах в XVIII в. развивается достаточно неравномерно. XIX век заставил многих людей, даже целые страны и народы, постоянно пересматривать систему культурных ценностей. Далеко вперед шагнули образование и наука, материальная культура. Сложные процессы происходили в XIX – начале XX в.в духовной и художественной культуре. Качественные изменения происходят в искусстве, литературе, музыке и театральной жизни. Появляются и утверждаются романтизм и реализм, символизм, неоромантизм, эстетизм и импрессионизм. В последней трети XIX в. в искусстве начинают звучать пессимистические настроения и мотивы. Формируется декадентство. Произошло «открытие» заново «романики» и «готики» в архитектуре. Развитие традиций классицизма в этой области завершает стиль «ампир». Европейская и североамериканская цивилизации к началу XX в. вступают в индустриальное общество, совершив гигантский прорыв в образовательном, научном, материально-техническом и духовно-культурном пространстве. Не менее внушительные сдвиги происходят к этому времени в истории культур и культурной жизни народов и цивилизаций за пределами европейского континента и христианского мира, а также России и Беларуси. ТЕМА 1. НАУКА, ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И КУЛЬТУРЫ
§ 1. Культура и культурная жизнь европейской и североамериканской цивилизаций в Новое время: общие тенденции в развитии и региональные особенности. § 2. Становление и развитие индустриальной цивилизации и технический прогресс. 2.1. Предпосылки развития техники и производства. 2.2. Переход от цеховой к мануфактурной организации производства. 2.3. Промышленные революции. 2.4. Становление индустриального общества. 2.5. Техника в середине и во второй половине ХІХ в. 2.6. Возникновение технических искусств. § 3. Классическая наука. Формирование и развитие. Научная и философская картины мира. §4. Коренные преобразования западноевропейского общества XVII–XVIII вв. и их воздействие на культуру.
§ 1. Сам термин «Новое время» возник в эпоху Возрождения (XIV – первая половина XV в.). Расцвет науки, искусств, духовной культуры того времени гуманисты назвали «новой эпохой», поскольку считали, что Европа вступила в особый, новый период своего развития[1]. Эти понятия в исторической науке закрепились до нашего времени. Новому времени тождественно понятие «новая история». В современной историографии, культурологии принято считать, что история Нового времени (новая история) начинается с XVI в. и завершается Первой мировой войной (1918 г.). Историки разделяют историю Нового времени, а значит и историю культуры Нового времени, на три эпохи: 1. Раннее новое время (XVI – середина XVII в.). Началом раннего Нового времени принято считать рубеж XV–XVI веков, эпоху Великих географических открытий и расцвета культуры Возрождения, ознаменовавшую разрыв со средневековьем как в экономической, так и в духовной сфере. По одной из традиций, период с конца XV до середины XVII в. называют еще поздним средневековьем [2]. 2. Первый период новой истории (Нового времени) – это время бурного роста, развития континентальной Европы, западноевропейской цивилизации, начиная с Английской буржуазной революции середины XVII в., финала Тридцатилетней войны (1648 г.) и завершая Великой французской буржуазной революцией 1789–1799 гг. 3. Второй период новой истории (Нового времени) – это XIX век и начало XX в. по финал Первой мировой войны (1918 г.). Первая мировая война 1914–1918 гг. – это рубеж, переломное событие всемирно-исторического значения между новой и новейшей историей.
Таким образом, можно говорить о трех эпохах или периодах (в узком смысле слова) в истории Нового времени. Соответственно им бурно развивалась по своим основным жанрам, формам и направлениям вся культура и культурная жизнь европейской и североамериканской цивилизаций, всего христианского мира, цивилизаций Востока, других цивилизаций и культур в XVI – начале XX в. В третьей книге части второй нашего пособия речь будет идти о культурах цивилизаций Нового времени XVII – начала XX в. Эпоха Нового времени, как и любая другая значительная историческая эпоха, имеет свои достижения и неудачи, взлеты и падения. Справедливо отмечая подобные тенденции в истории культуры Нового времени, белорусский ученый, специалист в области культурологии В.Р. Языкович в своем авторском кратком курсе лекций по культурологии называет тринадцать, с его точки зрения, характерных черт западноевропейской культуры Нового времени [3]: 1. Прагматизм – стремление к достижению непосредственной пользы, материального результата. Для европейской культуры Нового времени характерно видение и принятие мира в материальном измерении, стремление к непосредственно ощутимым ценностям, власти, комфорту, роскоши, развлечениям, земным свершениям. Эти приоритеты буржуазного, «нового» сознания ярко подчеркиваются в характерных художественных стилях Нового времени (барокко, классицизм, реализм). Земное, посюстороннее бытие рассматривается как имеющее наибольшее значение. Провозглашается приоритет материального по отношению к духовному. Характерной чертой новой исторической эпохи (поведенческой культуры Нового времени) становятся меркантилизм, расчетливость, измерение всех ценностей в денежном эквиваленте. Из такой земной «установки» вырастают такие ценности западноевропейской культуры Нового времени, как эмпиризм, техницизм, сциентизм, рациональность и другие. 2. Карьеризм – характерное для психологии буржуа, и не только, стремление отгородиться от низших слоев, поиск путей социального, карьерного роста.
3. Эмпиризм и практицизм – ориентация на опыт и опытное знание. Все постигается и проверяется только опытным путем. Именно в деле реализует и утверждает себя человек Нового времени, не в мечте, не в фантазии, не в искусстве, не в духовной сфере вообще. 4. Техногенность – стремительное развитие средств воздействия человека на природу. Важный перелом в развитии техники приходится на конец XVIII – начало XIX в. Создаются машинная техника, станки, паровой двигатель, электромотор. 5. Доминанта науки. Новое время начинается еще и с научной революции, происходившей в XVI – начале XVII в. Начало ей положила гелиоцентрическая теория Николая Коперника, изложенная в книге 6. Торжество рационализма. Философия становится самостоятельной и приобретает основополагающее значение в культуре Нового времени. Властителями дум европейского общества XVI–XIX вв. являются 7. Скептицизм (сомнение в истинах веры), безбожие и атеизм становятся влиятельными тенденциями европейской мысли XVIII и XIX вв. Мнение о том, что наука может объяснить все, становится одним из важных компонентов буржуазного сознания, проникает в пролетарскую идеологию, марксизм. 8. Набирает силу тенденция секуляризма, перерастающая в антиклерикализм, борьбу против влияния церкви. Влияние религии уменьшается во всех значимых сферах социальной жизни и культуры. Происходит отделение церкви от государства, провозглашается свобода совести. Светские тенденции начинают доминировать в системе образования, в философии, науке, интеллектуальной и культурной жизни в целом. Христианство интерпретируется в основном в моральном измерении, с акцентом на нравственные аспекты учения Евангелия. Иисус Христос стал пониматься как совершенный человек, моральный учитель.
9. Сложными являются антропологические представления Нового времени. С одной стороны, они определяются прогрессистским, оптимистическим утверждением безграничных возможностей и свободы человека. Создаются теории преобразования общества, такие как марксизм, социальное христианство. С другой стороны, растут настроения пессимизма, уходят антропоцентрические представления эпохи Возрождения. 10. Буржуазной культуре свойственны тенденции дегуманизации. В мире бизнеса все подчиняется погоне за прибылью, рассматривается как товар. Продаются и покупаются талант, честь, достоинство, тело и т.д. Человек оценивается преимущественно в денежном измерении. Процветают ханжество, двойная мораль. Женщина является собственностью мужа. Ей отказывали в праве на естественные чувства любви. Буржуазные стереотипы влияют на пролетарскую культуру, в которой гуманистические ценности рассматриваются как относительные, подчиненные классовым, политическим задачам. 11. В культуре Нового времени возрастает интерес к вопросам пола, проявляются эротические тенденции с подчеркнутым культом женского тела. В конце XIX в. в буржуазном обществе открыто проявляется стремление провозгласить сексуальную свободу. Начинается борьба женщин за эмансипацию, социальное освобождение. 12. Ценность частной, семейной жизни. Средоточием мира для буржуа является дом, «моя крепость». Любовь становится предварительным мотивом брака. Индивидуализируются и эротизируются супружеские отношения. Брачный возраст мужчины из буржуазной среды в конце XIX в. составляет примерно 30 лет. Девушки вступали в брак в возрасте около 25 лет. 13. Дидактизм. Впервые ребенка стали рассматривать как личность и стремились воспитать, влияя на мотивы поведения. Развивается система обучения и воспитания, охватывающая все социальные слои и группы. Образование становится всеобщим. При этом практикуется раздельное обучение мальчиков и девочек. Российские культурологи справедливо подчеркивают еще одну важную характерную черту самой эпохи Нового времени. По их мнению, «Новое время – эпоха идеологий. Они были необходимы для обоснования революций и реформ, классовой и партийной политики»[4]. Идеологии либерализма, консерватизма, реформизма, марксизма овладевали огромными массами людей, служили идейной, политико-правовой и духовной базой для возникновения и развития политических партий и движений, политико-правовых, государственных и хозяйственно-экономических систем, новых направлений и жанров в литературе и художественной культуре. XVII век – это особая эпоха в культурной жизни Европейского общества. Он по-своему противоречив: неся на себе ярко выраженный отпечаток кризиса идеалов эпохи Возрождения, он в то же время мучительно ищет способы сохранения наиболее важных достижений Ренессанса. И главное, что определяет верность XVII столетия предшествующей эпохе – это рационалистичность. XVII столетие – это век, несущий европейским народам упорядоченность государственной жизни, прекращение религиозных войн, осмысление высокого понятия гражданственности и гражданского долга. Это время выдающихся научных открытий в области математики, физики, биологии, педагогики. Научная революция XVII в.отличалась небывалой силой и устремленностью[5]. Определенные успехи достигаются в сфере образования. Повышается уровень грамотности. Например, в Амстердаме в 1670-е гг. 70% мужчин были грамотными, близкие цифры отмечались и в других городах. Растет количество школ. Например, количество иезуитских школ в Европе возросло с 144 в 1579 г. до более 800 в 1749 г.[6] Это и «золотой век» театра. В литературе и художественной культуре Европы господствуют два направления – барокко и классицизм [7]. XVII век по-своему уникален и парадоксален. Парадокс XVII в. заключается в том, что там, где Возрождение установило хаос (религиозные войны, деятельность инквизиции, буржуазный индивидуализм, уничтожение целых народов и цивилизаций), новое столетие наводило порядок и разумные рамки, а в сферах, подчиненных строгой рациональной регламентации (философские учения, теория искусства, утопические социальные проекты, концепция человека и т.п.), несло элементы хаоса и дисгармонии – это были барокко, законодательное закрепление принципов социального неравенства, разрушение строгой феодальной иерархии, соединение абсолютизма и парламентаризма. Как ни странно, но именно королевский абсолютизм стал залогом научного и технического, культурного прогресса в XVII столетии, а последние десятилетия правления ренессансного анархизма отбрасывали назад продвижение народов и стран вперед (например, Английская буржуазная революция середины XVII в. сопровождалась всплеском религиозной нетерпимости и вандализма). Здесь можно привести только один пример: великий английский биолог У. Гарвей творил под покровительством короля Карла I, защищавшего ученого от нападок коллег и наветов мракобесов, а революционеры О. Кромвеля после казни короля сожгли дом создателя учения о кровеносной системе вместе со всеми бесценными рукописями и научным оборудованием[8]. XVIII век часто называется «эпохой Просвещения», и хотя в конце столетия проявились новые довольно сложные литературные и другие тенденции, именно Просвещение как наиболее влиятельное идеологическое движение этого периода определило лицо века[9]. Рационалистические концепции просветителей во многом определяют характер культуры XVIII в. Они проявляются и в принципах организации производства, и в политике (внешней и внутренней) государств, и в становлении правовых институтов, и в формировании политических партий (тори и виги в Англии), и в развитии искусства и духовной культуры в целом. Именно просветители являлись идеологами Великой французской буржуазной революции, завершившей процесс переоценки культурных ценностей, начатый гуманистами эпохи Возрождения. Новая идеология, новый взгляд на мир и на человека воплотились в новом художественном направлении – «просветительском классицизме», развивающем эстетические принципы классицизма XVII века. Оно характеризовалось критическим изображением действительности, стремлением к научному эксперименту в искусстве. В отличие от искусства XVII в. искусство Просвещения демократично. Стремясь понять законы общества, художники-просветители пытаются создать правдивые картины жизни, верно отразить само общество и условия, в которых оно развивалось. Классицизм эпохи Просвещения отличался от классицизма XVII в. тем, что стремился к отражению жизни в правдоподобных формах. Разочарование в идеологии и идеалах Просвещения во второй половине XVIII – начале XIX в. породит новые эстетические явления и направления, в первую очередь, в английском искусстве – сентиментализм и предромантизм. Они будут все более активно охватывать европейскую литературу, театр, музыку, изобразительное искусство[10]. В культуре XVIII в. оформились две противоположные культурные тенденции: аристократически-дворянская и разночинская, просветительская[11]. Аристократическая культура XVIII в., связанная с абсолютизмом, характеризуется такими чертами, как галантность, утонченность, этикетность, стремление к наслаждению. Огромные суммы тратились на увеселения, роскошь. Помпезностью, величественностью характеризуются произведения искусства господствующего стиля рококо. Дворянская элита стремится оказывать идеологическое и политическое давление на новые, просветительские идеи, преследует всякое инакомыслие. В дворянской среде царят иногда невероятное невежество, дикие суеверия, господствует религиозная ортодоксия. Получает распространение, особенно в Германии, течение, получившее название пиетизм. Пиетисты демонстрировали показную набожность, строгое, подчас лицемерное, благочестие. В аристократической культуре XVIII столетие было провозглашено «веком женщины», поскольку господствовал культ женской красоты, чувственности, сексуальности. Нравы становятся свободными, распространяется проституция. В культуре Нового времени XIX век занимает особое место. Его еще называют «великим веком», «веком классики», «золотым веком» искусства[12]. Это столетие, когда европейская цивилизация достигла своей зрелости и вступила в стадию кризиса. Именно такую оценку этому времени дали выдающиеся мыслители современности (О. Шпенглер, И. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет и др.). Научные достижения XIX столетия удивительно разнообразны. Открытие принципа историзма и диалектичность мышления позволяют выработать научные принципы истории (Гизо), успехи языкознания дают возможность Ф. Шампольону расшифровать египетские иероглифы, а достижения ряда наук приводят к утверждению в системе общественно-гуманитарных наук археологии. Закладываются основы научной фольклористики, искусствознания и литературоведения. Складывается комплекс гуманитарных научных дисциплин; получают серьезное развитие экономические теории и зарождается социология. Новых высот достигают и физико-математические науки, на основе которых преобразуется материальная культура столетия (Р. Дизель, Н.Л.С. Карно, Р. Вуд, М. Фарадей и др.). В XIX в. чрезвычайно интенсивно работают ученые, занимающиеся естественными науками. Ч. Дарвин выдвигает теории происхождения человека и естественного отбора в природе, формируется клеточная теория в биологии (Шлейден и Шванн)[13]. Духовная культура XIX в. отражала сложные процессы, происходящие в обществе. Во-первых, в это время происходит переоформление государственного устройства ряда стран. Наиболее наглядно это видно на примере Франции, пережившей на протяжении конца XVIII и XIX столетий периоды Директории, Консульства, Империи, Реставрации Бурбонов, Республики, Парижской Коммуны... Во-вторых, происходили заметные изменения в социальной структуре европейских государств. Аристократия под напором буржуазии постепенно оттеснялась от власти. Набирал силу пролетариат. В-третьих, серьезный кризис переживает церковь: вспомним раскол христианства на католицизм, православие и протестантизм; усиление атеистических тенденций в обществе (развитие которых во многом было спровоцировано французскими просветителями В искусстве XIX века также происходят качественные изменения. Уже в конце XVIII в. проявляется новый творческий метод – романтизм, который позволяет художникам отображать мир в его внутренней противоречивости и постоянном развитии. Во второй половине века появляются новые эстетические направления, входящие в романтическую художественную систему: символизм, неоромантизм, эстетизм, импрессионизм. Поскольку романтики вели непримиримую борьбу с обывательским миром, основанном на культе золота, они должны были изобразить этот мир, чтобы противопоставить ему романтический идеал. Так в недрах романтизма зарождаются принципы реалистического искусства. Реализм утверждается уже в середине 1820-х годов и на протяжении всего столетия активно взаимодействует с романтизмом. Между этими двумя творческими методами идет не борьба, а именно взаимодействие. Говоря о различиях этих методов, прибегают к образу зеркала. Реализм, как и романтизм, проходит несколько стадий развития. Как отдельные направления явственно различаются классический реализм и реализм рубежа XIX–XX вв.[15]. В последней трети XIX столетия в искусстве начинают звучать пессимистические ноты. Многие художники, разделяющие концепции А. Шопенгауэра, Р. Вагнера и Ф. Ницше, утверждали, что европейская цивилизация вступила в стадию угасания и следует, не противореча естественным законам, воспеть ее почтенную дряхлость и эстетизировать процесс умирания. Так оформляется искусство декаденса (лат. – упадок). Распространению декадентства косвенно способствовало творчество художников-реалистов, раскрывавших в своих произведениях картины социальной несправедливости, имущественного расслоения и эгоизма властей. По существу против декадентских тенденций выступали в этот период только неоромантики [16]. § 2. 2.1. Развитие техники в культуре Нового времени можно рассматривать как один из этапов длительного процесса технического совершенствования, начавшегося со времен позднего Средневековья и эпохи Возрождения. В культуре техника приобретала все более значительное место, стала оказывать заметное влияние на производственную и бытовую сферы деятельности человека. Наконец, на определенном этапе развитие техники приобрело революционный характер. Существенными для этого процесса явились те мировоззренческие установки, которые определили характер культуры Нового времени. Происходила переориентация культуры с культурных традиций прошлого на созидательную творческую деятельность настоящего времени (Ренессанс) и перспективы культурного развития, достижения будущего (эпоха Просвещения). Все больше в обществе утверждались стремления к гармонизации, совершенствованию, прогрессу. Успехи развития техники в Новом времени были подготовлены теми переменами, которые стали происходить в начале второго тысячелетия нашей эры. Эти перемены были направлены на традиционные сферы человеческой деятельности. С X века стали подковывать тягловый скот, что позволило использовать в сельском хозяйстве лошадей и решило вопрос обработки каменистых почв. Изменилась культура земледелия. В XI веке начали применяться плечевые хомуты, которые позволили в четыре раза увеличить тягловую силу, обеспечить увеличение энергии, которого человечество до той поры не знало. В сельском хозяйстве были применены новые колесные плуги с удобными лемехами, глубже проникавшими в почву и лучше ее взрыхлявшими. В Европе появились и распространились новые источники энергии для нужд ремесел и производства. Достигли грандиозного размаха гидротехнические работы. В условиях удорожания земель в Голландии было предпринято осушение территорий, заливаемых морем. Широко применялись насосы различных типов. В условиях активизации торговли в ренессансное время происходило развитие судоходства. Для него характерным был рост водоизмещения кораблей, усложнение их парусной оснастки. Появились морские лоции, средства морской навигации, ориентирования (XIII век), компас. Был изобретен вертикальный штурвал с рукояткой (XII век), что позволило отказаться от каботажного плавания и выходить в открытое море. В эпоху Возрождения началось техническое совершенствование оборонительных укреплений городов, с одной стороны, и оружия, с другой. Широко стало применяться огнестрельное оружие. Первый европейский рецепт изготовления пороха был предложен монахом Бертольдом Шварцем в 1313 г. В XIV веке появились железные ядра для пушек, в 1405 г. был изготовлен первый снаряд и граната (Конрад Кайзер). С ростом городов, притоком в них сельского населения развивались производства. Развивалось ткачество. В XV веке появились первые сукновальные и ткацкие машины. Разрабатывались технологии изготовления красок и крашения тканей. В XI веке в Европе уже умели изготавливать листовое стекло. В 1290 г. в Ля-Шапелье открылась первая фабрика стекла. Стекло научились резать и придавать ему разнообразную форму. В 1150 г. началось производство кирпича. В XIII веке совершенствовалась техника добычи и переработки руд, технология выплавки металлов. В 1450 г. была начата добыча меди и медное литье в Германии. Разрабатывались способы добычи и очистки золота, серебра, сурьмы, висмута, кобальта, цинка. Производство железа сделалось одним из важнейших направлений производственной деятельности ввиду значительных потребностей металла в создании машин и механизмов. В металлургии стали широко применять новый источник энергии: энергия воды заменила мускульную силу человека, позволила получать высокие температуры, при которых можно было выплавлять чугун, помещая в печах чередующимися слоями древесный уголь и железную руду. В XVI в. высота доменных печей достигала уже 6 метров. Чугун нашел самое разнообразное применение (пушки, снаряды, печи, трубы, плиты). В 1360 г. Штромер усовершенствовал технологию производства бумаги. В XV в. был изобретен в Германии первый книгопечатный станок. Первая сохранившаяся до нашего времени печатная книга датирована 1445 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|