Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Культура и культурная жизнь народов 5 глава




Майкл Фарадей (1791–1867). Хорошего образования не получил, т.к. родился в бедной семье лондонского кузнеца. Увлекся лекциями химика Г. Дэви в Лондонском Королевском институте. Г. Дэви привлек Фарадея в качестве ассистента, и его первые работы относятся к области химии. Всемирную славу ему принесли электрические исследования. В 1821–1822 гг. он выступил со статьей «Опыт истории электромагнетизма». С ноября 1831 г. Фарадей начал систематическую публикацию своих исследований по электричеству: об индукции электрических токов, об образовании электричества и магнетизма, о новом электрическом состоянии материи. От открытия электромагнитной индукции Фарадей перешел к идее электромагнитных волн.

М. Фарадей – основатель электронной теории вещества, впервые высказавший мысль о дискретности электричества, об элементарном электрическом заряде. В 1839 г. он представил качественную формулировку закона сохранения и превращения энергии. В результате серии опытов М. Фарадей создал систему, объясняющую и объединяющую явления в этой области. Он утверждал, что электрический ток создает вокруг себя магнитное поле. Силы, действующие в каждой точке такого поля, распределяются в виде кривых линий, которые можно увидеть, если наложить на полюсы магнита тонкую бумагу и посыпать ее железными опилками. Эти линии Фарадей назвал линиями сил магнитного поля. Он также выразил количественное соотношение между индукционными токами и силовыми линиями магнитного поля. Математического способа вычисления количества пересекаемых магнитных силовых линий Фарадей не дал. Это выпало на долю Д. Максвелла, который родился в год открытия Фарадеем магнитной индукции. Максвелл писал: «Величие и своеобразие открытия Фарадея можно полностью оценить, лишь узнав его последующую историю. Опыты и теория Фарадея немедленно по опубликовании стали предметом проверки во всем ученом мире. Но даже самые изощренные физики не смогли избежать ошибок, когда они пытались описать открытые Фарадеем и проверенные ими явления более научным языком, чем это сделал сам Фарадей. Уже прошло полвека со времени открытия Фарадея и безмерно умножились как способы его практического использования, так и их значение для нашей жизни. И в этой практике ни разу не обнаружилось ни малейшего противоречия или исключения из тех законов этих явлений, какие установил Фарадей. Больше того – та первоначальная форма этих законов, какую придал им Фарадей, остается до нынешнего дня единственной формой, которая выражает ровно столько, сколько можно утверждать на основании опыта – ни больше, ни меньше. Она выражает совершенно точно и количественное соотношение явлений, хотя не выходит за пределы самых элементарных приемов изложения». Практические выводы теории магнитного поля Фарадея, математически обработанной Д.К. Максвеллом, вошли в курс физики. Множество разнообразных электроизмерительных приборов, телефон, телеграф, ТВ действуют на основе явления электромагнитной индукции.

М. Фарадей дал объяснение процесса химического разложения электрическим током: выделившиеся составные части раствора движутся по всему пространству между полюсами в двух противоположных направлениях, параллельных направлению электрического тока. Полюсы же представляют собой не что иное, как просто двери, через которые электричество входит в разлагаемый раствор и выходит из него. Разлагаемый током раствор Фарадей назвал электролитом, а процесс химического разложения – электролизом, полюсы – электродами (отрицательный – катодом, положительный – анодом), заряженные частицы разложенных молекул – ионами (ион, движущийся в сторону анода – анион, а движущийся в сторону катода – катион). Эти названия оказались удобными и вошли в науку и технику. Фарадей исследовал количественную сторону электролиза и установил пропорциональность между количеством протекшего электричества и количеством вещества, выделившегося из раствора на электроде: «Количество разложенного вещества увеличивается пропорционально силе тока и времени его прохождения» (Первый закон Фарадея). Фарадей установил связь между количеством элемента, выделяемого из раствора на электроде одним ампером за 1 секунду, химическими свойствами этого элемента. Электрический заряд иона состоит всегда из целого числа зарядов определенной постоянной величины, его называют электроном, это – элементарная частица, атом электричества. Величина этого элементарного заряда была впервые определена из законов Фарадея.

Фарадей тщательно изучил процессы, происходящие в гальванической батарее, когда она находится в действии, и пришел к выводу: химические и электрические процессы в батарее количественно пропорциональны друг другу и неразделимы. Он одним из первых высказал идею сохранения энергии. Фарадей из серии опытов получил доказательство того, что свет чувствителен к действию магнитного поля. Связь между природой света и магнитизмом полностью раскрыл и теоретически обосновал Максвелл, который еще при жизни Фарадея создал свое учение об электромагнитной природе света: магнитное поле электрического тока распространяется в виде электромагнитных волн разной длины и частоты. Максвелл вычислил скорость распространения этих волн.

Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821–1894). Один из самых знаменитых физиков второй половины XIX в., общепризнанный лидер физики. Получил медицинское образование, и его диссертация
1842 г. была посвящена строению нервной системы. В 1845 г. вошел в Берлинское физическое общество.
В 1847 г. сделал доклад «О сохранении силы». С 1871 г. Гельмгольц – профессор Берлинского университета. Создает физический институт. Первый президент Государственного физико-технического института – центра немецкой метрологии.

Джеймс Клерк Максвелл (1831–1879). Родился в Эдинбурге. В 1847 г. поступил в Эдинбургский университет, увлекся физикой. В 1850 г. сделал доклад о равновесии упругих тел. В этом же году перевелся в Кембриджский университет. А. Эйнштейн сравнивал имена Галилея и Ньютона в механике с именами Фарадея и Максвелла в науке об электричестве. Максвелл придал идеям Фарадея о роли среды и поля математическую завершенность, ввел точный термин «электромагнитное поле», которого не было у Фарадея, сформулировал математические законы поля. Фарадей и Максвелл заложили основы электромагнитной картины мира. В истории физики его имя прежде всего ассоциируется с созданной им теорией электромагнитного поля. Она вошла в историю науки наряду с такими фундаментальными обобщениями, как ньютонова механика, релятивистская механика, квантовая механика и знаменовала собой начало нового этапа в физике.

Генрих Рудольф Герц (1857–1894). Родился в Гамбурге в семье юриста. В 1875 г. окончил гимназию и учился сначала в Дрезденском, а затем в Мюнхенском высшем техническом училище. В 1877 г. он запишет в дневнике: «Раньше я часто говорил себе, что быть посредственным инженером для меня предпочтительней, чем посредственным ученым. Но теперь я думаю, что прав Шиллер, сказавший: «кто трусит жизнью рисковать, тому успеха в ней не знать», и что излишняя осторожность была бы с моей стороны безумием». Весной 1878 г. Герц переехал в Берлин и поступил в Берлинский университет, где изучал физику под руководством Г. Гельмгольца, став его любимым учеником: «Уже из знакомства с его (Герца) элементарными работами я убедился, что имею дело с человеком, одаренным действительно выдающимися способностями». Сам Гельмгольц был приверженцем теории Максвелла и серьезно работал в области электродинамики. Он предложил Герцу заняться энергией электрических зарядов, текущих по проводнику. Работа над этой темой очень увлекла Герца. В опубликованной в 1880 г. работе «Кинетическая энергия движущихся зарядов» были тщательно исследованы электромагнитные явления. В 1883 г. Герц переехал в Киль, стал приват-доцентом на кафедре теоретической физики. Герц начал свои знаменитые опыты, будучи профессором Высшей технической школы в Карлсруэ с 1885 г., и завершал их как профессор экспериментальной физики в Бонне. В своей первой работе Герц получил быстрые электрические колебания и исследовал действие вибратора на приемный контур. В 1888 г. результаты своих исследований он изложил на заседании Берлинской академии наук, доклад «О лучах электрической силы» принес Герцу мировую известность.

О возможности практического использования волн Герца первым заговорил А.С. Попов. 24 марта 1896 г. Попов передал первую радиограмму, которая состояла из слов «Генрих Герц». По воспоминаниям Гельмгольца, Герц был очень скромным человеком, но при обсуждениях научных работ был принципиален и пользовался большим уважением и авторитетом. Его классические работы вошли во все учебники физики, электродинамики и радиотехники. Простейший излучатель электромагнитных волн называется вибратором Герца, и сами электромагнитные волны называют его именем. Функции Герца, вектор Герца – понятия, широко применяемые при решении электродинамических задач. Единица частоты колебаний в 1935 г. была названа «герц».

Чарлз Роберт Дарвин (1809–1882). Родился в Шрусбери в семье врача. В 1825 году поступил в Эдинбургский университет. В 1827 году сделал научный доклад в Плиниевском обществе. Когда его отец убедился, что из сына не получается врача, как ему хотелось, он решился отдать его в священники. В октябре
1827 года Чарлз Дарвин стал младшим пенсионером богословского факультета в Кембридже. В 1831 – сдает экзамены на ученую степень бакалавра, но всячески оттягивал момент посвящения в сан. В этом же году по рекомендации профессора Генсло Дарвин отправляется в кругосветное путешествие на корабле «Бигль»:
«Я заявил, что считаю вас из всех, кого я знаю, наиболее подходящим для этой цели. Я утверждаю это не потому, что вижу в вас законченного натуралиста, а по той причине, что вы весьма специализировались в коллекционировании, наблюдении и способности отмечать все, что заслуживает быть отмеченным в естественной истории… Словом. Я думаю, что для человека пылкого и одушевленного никогда не было лучшего шанса».

Пять лет он был занят только наблюдениями и сбором коллекций. В 1836 г. возвращается домой. К концу 1838 года в общих чертах сложилось учение о происхождении видов путем естественного отбора, но обнародует он это только через 20 лет. В 1839 г. – вышел первый научный труд Дарвина – «Дневник изысканий», или «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»«. В 1842 г. он публикует работу о строении и распространении коралловых рифов и делает первый набросок теории видов. В 1859 году вышло в свет первое издание «Происхождение видов»: «Пожалуйста, не говорите никому о моих надеждах на то, что моя книга о видах будет иметь успех и что сбыт с лихвой окупит расходы (что было бы пределом моих мечтаний), ибо, если она потерпит полную неудачу, это сделает меня еще более смешным».1250 экземпляров первого издания были распроданы в первый же день. Были выпущены еще 3 тыс., и они разошлись моментально. Дарвин выступил как ученый-энциклопедист: наблюдения, сведения, описания. На множестве примеров он показал, как пользуется отбором человек в изменении природы, и от искусственного отбора переходит к естественному и выясняет причину его: борьба за существование, присущая всем животным и растениям как стремление выжить, сохраниться, приспособиться к окружающим условиям. Не доказательство существования эволюции всего растительного и животного мира является заслугой Ч. Дарвина, он открыл источник эволюции, ее движущую силу. Впервые наглядно показал и доказал, что любая, самая совершенная целесообразность в строении всех живых организмов способна возникать без всякого вмешательства каких-либо таинственных сил или разума, просто под действием естественных законов. Его книгу станут называть «антибиблией». Как разновидности становятся видами? Почему обычно в природе нет никаких переходов между различными видами? Куда они деваются? Создается впечатление, что они возникали готовыми. Дарвин размышлял над этой проблемой и нашел прямые доказательства постепенного перехода от простых органов и реакций к более сложным, лучше приспособленным к меняющимся природным условиям. Но все же природа редко дает возможность непосредственно наблюдать, как создаются новые виды. Это процесс очень долгий. И подавляющее большинство промежуточных форм вымирает быстро, т.к. они приспособлены хуже и больше соперничают друг с другом. Выживают же разновидности, которые отличаются друг от друга по способам добывания пищи. Разновидность – это зарождающийся вид, а вид – разновидность, ставшая достаточно выраженной. Изменчивость видов проявляется наглядно, когда нарушается гармония приспособленности к среде обитания.

Еще работая над этой книгой, Ч. Дарвин задавался вопросом: «Буду ли я обсуждать «человека»? думаю обойти весь этот вопрос, с которым связано столько предрассудков, хотя я вполне допускаю, что это наивысшая и самая увлекательная проблема для натуралиста».В 1868 он начинает работу над книгой о происхождении человека и в 1871 она выходит под названием «Происхождение человека и половой отбор». Дарвин последовательно применил свою теорию естественного отбора к истории происхождения и развития человека и доказал ее на множестве фактов. Человек тоже подчинялся законам эволюции. Дарвин считал, что человек как вид возник, видимо, в третичном периоде где-то в Африке, и предками его были обезьяноподобные существа, жившие на деревьях. Но человек был существом особым, и процесс отбора происходил по нравственным качествам, играющим решающую роль в социогенезе. С появлением высших животных и особенно человека возникли и стали господствующими необычные формы борьбы за существование: взаимопомощь, коллективное состязание. Здесь Дарвин имел в виду не столько борьбу и схватку, сколько соревнование, напряжение и усилие: «Превосходство дисциплинированных армий над дикими ордами заключается главным образом в том нравственном доверии, которое каждый солдат имеет к своим товарищам».

Дарвин был похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с Ньютоном и Фарадеем. Т. Гексли: «Никто лучше Дарвина не умел бороться, никто не был счастливее его в борьбе. Он нашел великую истину, попираемую под ногами, оскверненную ханжами, всеми осмеянную; благодаря главным образом собственным усилиям он дожил до того, что эта истина несокрушимо водружена в науке, что она вошла в обычный обиход человеческой мысли, что ее ненавидят и боятся только те, кто и хотел бы ее опозорить – да не смеют. Чего же еще может желать человек?»

До 1963 г. в школах США, например, о теории Дарвина даже не упоминали. И позднее в некоторых штатах действовал закон, официально запрещающий преподавание дарвинизма. Только в 1968 г. Верховный суд страны объявил подобные законы противоречащими конституции.

§ 4. Самой существенной чертой культуры Нового времени является ее непосредственная зависимость от состояния развития науки и техники, экономики и социально-политических отношений в обществе. Прежде эта зависимость не была столь существенной, более того, прежде отношения в сфере экономики и политики в немалой степени зависели от культуры.

Основное содержание исторического процесса XVII–XVIII столетий в области социально-политической определялось борьбой буржуазии с абсолютной монархией за власть и в конечном итоге утверждением политической власти буржуазии посредством революций. Победа буржуазии означала, согласно крупнейшему исследователю процесса формирования капиталистического общества К. Марксу, «победу нового общественного строя, победу буржуазной собственности над феодальной, нации над провинциализмом, конкуренции над цеховым строем, дробления собственности над майоратом, господства собственника земли над подчинением собственника земле, просвещения над суеверием, семьи над родовым имением, предприимчивости над героической ленью, буржуазного права над средневековыми привилегиями»[17].

Первая буржуазная революция произошла в Нидерландах (1566–1609) и протекала в форме национально-освободительной войны с Испанией. Английская буржуазная революция, продолжавшаяся в общей сложности почти полстолетия (1640–1688), закончилась «славным компромиссом» в области государственного устройства – конституционной монархией. Французская революция (1789–1799) по своему накалу и драматизму значительно превзошла первые две, оказала колоссальное воздействие на историю и судьбы других народов и стран Европы, поэтому зачастую называется Великой. Что касается других европейских стран, в частности Испании и Германии, то в XVII–XVIII вв. они переживали глубокий политический кризис, вызванный контрреформацией.

Победой буржуазии фактически завершилась традиционная для западноевропейской культуры прошлого борьба папства и светской власти. Окончательная победа светской власти досталась тяжелой ценой: страны Западной Европы прошли через период религиозных войн, который продолжался почти весь XVII в.

Важнейшей чертой динамики европейской культуры стало изменение самого характера религиозности. С одной стороны, она постепенно и все больше приближается к своему истоку – совестливости, становится частным делом. Это касается, прежде всего, протестантской среды. С другой стороны, религиозность все больше облекается во внешние формы обрядности, ей отводится незначительное место в жизни, включая и область мировоззрения. Сильными становятся процессы секуляризации, в результате которых обыденное сознание людей все больше и больше тяготеет к светскому образу мыслей.

В европейском обществе XVII–XVIII вв. интенсивными становятся процессы обособления национально-государственных образований в экономической, политической и духовной жизни. Заметим, в последующие два столетия процессы эти продолжали оставаться достаточно сильными и напряженными; их нельзя считать завершенными и в настоящее время. В социально-экономической сфере в Западной Европе происходило становление, развитие и укрепление рыночных отношений, в исторической перспективе высвобождающих человека от нужды.

Отмеченные процессы динамики европейского общества XVII–XVIII вв. в разных странах, во-первых, протекали с разной интенсивностью, во-вторых, обретали специфические черты. Если Англия и Франция были странами с централизованным государством, то Германия была раздроблена на множество мелких княжеств. Если в области экономики Англия, Голландия и Франция находились на подъеме, то Италия, Испания и Германия переживали упадок. Если в Италии и Испании католическая церковь продолжала играть значительную роль в жизни общества, то этого никак нельзя сказать об Англии и Франции.

Наука и искусство выделились в самостоятельные отрасли профессиональной деятельности. Их автономия от церкви, в конечном итоге от религиозных доминант сознания, способствовала формированию двух мировоззренческих полюсов в едином культурном ареале, которые продолжают быть противоположными принципами мировосприятия и в настоящее время. Можно фиксировать дробление прежде, в целом, единой духовной культуры Европы. С одной стороны, продолжает существовать и утверждаться религиозная картина мира, истоки которой в глубокой вере и ставшей традиционной для европейского ареала патристике и схоластике. С другой стороны, формируется, и все дальше и дальше отдаляется от религиозности, научная картина мира.

К сказанному следует добавить массовое освобождение от скованности сословными предрассудками. Повсеместным становится чувство исключительности человеческой личности. «Человек, – пишет по этому поводу исследователь европейской духовной культуры, философ Р. Гвардини, – становится важен себе самому; Я и в первую очередь незаурядное, гениальное Я, становится критерием ценности жизни»[18]. Однако уже эпоха Возрождения обнажила и со всей силой показала шаткость опоры на отдельно взятую личность, на субъективизм, и весь трагизм попыток ее самоосуществления. Опыт Возрождения не прошел бесследно. Возникает понимание необходимости подчинения, и даже нивелировки личности. Проблема видится не в том, почему она, личность, не может быть свободной и вольной, а в том, чему она объективно подвластна: Божьему Промыслу, Разуму, Морали, Общественному Договору?

Под воздействием отмеченных факторов начинается процесс окончательной эмансипации человека от природы. «Между природой, с одной стороны, и личностью – субъектом, с другой, возникает мир человеческого действия и творчества, – пишет Р. Гвардини. – Он покоится на этих двух полюсах, но может выступать и самостоятельно – в третьем важном понятии нового времени, в понятии «культура»[19]. Культура, которая понимается как мир людей, противопоставляется натуре – миру природы. Человек в своем сознании оказывается в плоскости трех разных сфер: божественной, естественной (натуральной), культурной. Со всей силой встают взаимосвязанные проблемы сознания и самосознания человека, предполагающие ответы на множество вопросов. Что представляет собой «Я»? Какая из сфер формирует его, оказывает на него наибольшее воздействие? Насколько адекватным является все то, что в нем содержится? Каким образом сознание познает мир? Что представляют собой его образы? Сознание, включая самосознание, является естественным, эмоционально насыщенным, содержит в себе опытные данные, или холодно-рассудочным, рациональным?

Два философских направления XVII в., сенсуализм и рационализм, будут давать противоположные ответы на поставленные вопросы, фиксируя раскол в сознании европейского человека, который отныне не является носителем единых ценностных установок, цементирующих его культуру, а ориентирован на одну из несколько возможных мировоззренческих структур, позиций, схем, принципов. Раскол произошел не только между теми, кто выдвигал на передний план данные научных экспериментов, и теми, для кого опорой оставалось слово Писания, но и между теми, кто мог причислить себя либо к мировоззрению сенсуализма, либо рационализма. Насколько серьезными оказались мировоззренческие расхождения, говорит факт того, что и в искусстве впервые в европейской культуре возникает не единое направление, к которому тяготели бы все художники, как, скажем в эпоху Ренессанса, а два больших стиля, просуществовавших целых два столетия – барокко и классицизм. Первый из них больше тяготел к мировоззренческим посылкам сенсуализма, второй – рационализма.

Начиная с XVII в., от эпохи к эпохе, расхождения по принципиальным основам видения мира будут носить все более и более драматический характер, размежевания усиливаться и нарастать снежным комом, пока в мировоззрении постмодернизма второй половины уже ХХ в., не приведут к формированию принципов отказа от всяких принципов.

В рассматриваемый период зарождается одна из острейших форм противостояния в едином культурном ареале: возникают идеи социально-политического переустройства общества. Идей, направленных на улучшение существующего порядка, было достаточно и прежде, включая, скажем, утопии. Но впервые возникают доктрины, острием критики направленные против самих основ существующего политического устройства, идеи, призывающие к созданию нового, как мыслилось, единственно возможного справедливого, соответствующего природе человека, государства и общества. Идеи эти проникнут в толщу народного сознания, будут вести к конфронтации и революциям. Они станут составной частью европейской ментальности. На их основе будут формироваться политические системы, которые и в настоящее время представляют собой фундамент не только европейского, но и мирового общественного устройства.


ТЕМА 2. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ НАРОДОВ

И ГОСУДАРСТВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США
В XVII – НАЧАЛЕ XX В.

§ 1. Идеи Просвещения в культуре Европы.

§ 2. Общая характеристика западноевропейской художественной культуры XVII–XVIII вв.

§ 3. Стили в художественной культуре Европы XVII–XVIII вв.

3.1. Параллельный характер развития стилей Нового времени.

3.2. Караваджизм.

3.3. Академизм.

3.4. Барокко.

3.5. Классицизм.

3.6. Реализм.

3.7. Рококо.

3.8. Шинауазри.

§ 4. Романтизм в художественной культуре Европы.

4.1. Социальные и мировоззренческие факторы возникновения романтизма.

4.2. Предромантизм.

4.3. Романтизм.

4.4. Бидермейер.

§ 5. Реализм в художественной культуре Западной Европы 30–50-х гг. XIX в.

5.1. Утверждение критического реализма в художественной культуре Западной Европы.

5.2. Реализм в литературе Западной Европы.

5.3. Реализм в изобразительном искусстве Западной Европы.

5.4. Реализм в музыкальном искусстве Западной Европы.

§ 6. Импрессионизм, постимпрессионизм и модерн в западноевропейском искусстве в XIX – начале ХХ в.

§ 7. Культура США в XVI – начале XX в.

§ 8. Культура и культурная жизнь стран и народов Северной Европы в Новое время (XVII – начало XХ в.).

§ 9. Европейское театральное искусство эпохи Нового времени.

 

§ 1. Термин «Просвещение» впервые употреблен самими «просветителями» Вольтером и Гердером.
В гуманитарии под ним принято понимать движение общественной мысли, направленное на утверждение идеалов равенства и свободы личности во всех сферах социальной жизни, идеалов, содержание которых было подготовлено ходом культурной, социально-политической и экономической динамики общества. «Веком Просвещения» называют восемнадцатое столетие. Именно в это время просветительские идеи были выражены с наибольшей четкостью и радикальностью, стали основополагающими в области философской рефлексии, а также художественного творчества, оказывали воздействие на умонастроения широких слоев общества, в разной мере и степени влияли на ход политического развития всех европейских стран.

Во Франции эпоха Просвещения берет начало с выхода в свет в 1721 г. первого просвещенческого по духу произведения литературы – «Персидские письма» Монтескье. Во Франции просветительские установки получили наиболее яркие и последовательные формы. Они воздействовали на исторические процессы, начиная с острого кризиса абсолютизма, и набирали силы вплоть до драматических событий французской революции 1789–1793 гг., которую они же духовно санкционировали. Французские просветители, начиная с Монтескье и Вольтера, затем Дидро, Ламетри, Тюрго, Гельвеция, Гольбаха, Кондильяка и Руссо, оказывали определяющее воздействие на распространение основных идей просветительского мировоззрения, которые в разных странах будут, если и отчасти трансформироваться, то сохранять ядро и социальную действенность.

В Германии просветительские тенденции проявились сравнительно поздно – с середины XVIII в., когда сложился круг блестящих мыслителей, таких как Виланд, Лессинг, Гердер, Клопшток, Шиллер, Гете и др. Немецкое просвещение отличалось крайне осторожным отношением к религии, ввиду сложившегося лютеранства, и доминированием идеи национального единства. Характерной особенностью немецкого Просвещения можно признать и тесную связь общественной мысли и художественного творчества с философией.

Ко второй половине XVIII – началу XIX в. во многом под воздействием воззрений, уже сложившихся в странах Западной Европы, прежде всего Франции, затем Германии, просветительские идеи распространяются в Северной Америке и в России.

В Америке заслуга их распространения и развития принадлежит мыслителям, ученым и общественным деятелям Франклину, Колдену, Аллену, Рашу, Джефферсону, Пейну, Куперу. Наиболее характерными чертами американского просвещения были, во-первых, – неразрывная связь теории и практики, науки и политики; во-вторых, – антиколониальная направленность.

В Россию идеи Просвещения во второй половине XVIII в. проникли вначале в форме модного в ареале всей Европы явления «просвещенного абсолютизма», которому отдала дань Екатерина II, в частности, сочиняя свой «Наказ» и пытаясь частично реализовать на практике взволновавшие ее идеи, созвав новую Уложенную комиссию. Но способствовать реализации в жизнь не модных тенденций, а идей социального равенства, свободы и справедливости царское правительство было не готово, о чем говорят трагические судьбы одних из первых просветителей России Радищева и Новикова. Вместе с тем, просветительская мысль, несомненно, оказала сильнейшее воздействие на духовную жизнь России, что отразилось в деятельности, например, Ломоносова и Дашковой, в развитии образования, науки, художественной культуры. В Беларуси идеи Просвещения отстаивали в своих трудах Нарбут, Масальский, Бощеславский и др.

Выделим основные идеи зрелого Просвещения и затем попытаемся осознать актуальность их дальнейшей трансформации. К основным идеям просветительского мировоззрения, наиболее ярко выраженным в трудах французских мыслителей и общественных деятелей, оказавшим колоссальное воздействие на ход социально-политической динамики общества, следует отнести исторический оптимизм, предполагающий незыблемую веру в прогресс науки, техники, общества, как мыслилось, имеющего единую цель исторического развития.

К ним следует отнести демократизм, связанный в период капитализации и индустриализации, прежде всего, с необходимостью приобщения широких слоев общества к образованию. К ним также следует отнести антиклерикализм – отрицание ведущей роли в духовной и социальной жизни институтов церкви, в трудах французских мыслителей доходящий до крайностей, до того предела, когда он находится на грани атеизма, как, например, у Гельвеция. В трудах мыслителей Германии, Англии, России антиклерикализм не доходил до крайностей, что в отношении Германии объясняется победой лютеранства, Англии – становлением англиканства, России – сильными традициями православного вероисповедания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...