Тема 2. Культура и культурная жизнь народов 4 глава
В 1491 г. Николай Коперник поступил на факультет свободных искусств Краковского университета. Это учебное заведение называли Ягеллонской академией. Здесь хорошо было поставлено преподавание астрономии. Это было время Великих географических открытий: Америка (1492), морской путь в Индию (1498), кругосветное путешествие Магеллана (1519–1522). Свобода духа вела к ненасытности в познании. На факультете Н. Коперник в течение трех семестров изучал математику, астрономию, астрологию, физику, теорию музыки, поэтику, риторику и классиков античности. В 1494 г. он оставил Краковский университет, не получив диплома. В 1796 г. он уже в Болонском университете, лучшей по тем временам школе правоведения. Здесь он в совершенстве овладел греческим языком и смог читать в оригинале античных авторов. В 1500 г. Н. Коперник приезжает в Рим, а с весны 1501 г. – в Падую, университет которой считался лучшим в преподавании медицины и философии. Проведя здесь три года, он возвратился на родину и следующие шесть лет жизни, проведенные в Лицбаркском замке, были наполнены разнообразной деятельностью. Н. Коперник очутился в центре политической жизни, но самое главное – это детальная разработка новой теории мироздания. Первый замысел своей теории он изложил еще в Кракове и постепенно конкретизировал в Италии, затем уже по возвращении в Польшу он сделал набросок будущего большого труда. Деревянные инструменты
В 1515 г. Н. Коперник получил приглашение из Рима принять участие в подготовке реформы юлианского календаря. К этой работе католическая церковь привлекала авторитетных европейских ученых. Даты передвижных церковных праздников зависели от точного определения равноденствия, фаз Луны, продолжительности года. Год по юлианскому календарю был длиннее, чем на самом деле, и если бы дальше придерживаться его, то со временем весенние месяцы передвинулись бы на лето вместе с весенним праздником Пасхи. Но до 1519 г.
Джордано Бруно (1548–1600). В 1889 г. в Риме открывали памятник монаху-доминиканцу, доктору римско-католического богословия, с надписью «Джордано Бруно – от века, который он предвидел, на том месте, где был зажжен костер»…Его современник француз Себастьян Кастеллион писал: «Убить человека – это не значит опровергнуть его идеи; это значит только убить человека»… На каждой стороне памятника изображены Сервет, Рамус, Кампанелла, Виклеф, Гус, Палеарио, Сарти, Ванини. Филиппо Бруно родился в 1548 г. на окраине итальянского города Нолы. Уже в раннем возрасте он проявлял незаурядные способности, у него была превосходная память, и его энциклопедизм поражал современников. 15 июня 1565 г. 17-летний Филиппо Бруно стал послушником крупнейшего в Неаполе доминиканского монастыря. Отныне его звали Джордано из Нолы. Орден хранил традиции учености Альберта Великого и Фомы Аквината. Здесь в Сан-Доминико Маджоре была собрана одна из богатейших в Европе библиотек. Джордано выбросил иконы из своей кельи, ибо не верил в святых. Его принимали в послушники из-за необыкновенной одаренности и трудолюбия и не хотели выгонять из монастыря, но приор постоянно напоминал ему о спасении души. Воспитанный на книгах Аристотеля, Бруно обнаружил в сочинениях античного гения противоречия, необоснованные суждения о природе и постепенно он шел к трудам Парменида, Гераклита и Демокрита. Перед Вселенной, не знающей границ, с бесконечным круговоротом атомов и текучестью всего сущего логические построения Аристотеля блекли для молодого Бруно. Поэма Лукреция «О природе вещей» стала одной из самых любимых книг. Но наибольшее влияние на формирование личности Бруно оказал Николай Кузанский, кардинал, математик, теолог, задолго до Коперника высказавший мысль о бесконечности Вселенной, о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Переворот в мировоззрении Бруно совершило сочинение Николая Коперника. А дальше его начинаются странствия по Европе. И не только из-за боязни ареста, в этом он видит еще и возможность встречи с новыми городами и редкими обычаями.
Еще на родине Дж. Бруно познакомился с протестантским учением. Но и протестантские догмы он отверг так же резко, как и католические. В Женеве его ждал арест, унижения, он смог однако бежать из города через Авиньон и Монпелье в Тулузу, где ему удалось найти частные уроки. Он задумал обширный труд «Великий ключ» о логике мысли, памяти и воспитании воли. В 1581 году Дж. Бруно направился в Париж, где звание ординарного профессора Тулузского университета давало ему возможность начать преподавать в Сорбонне. Он начал читать курс мнемоники, и именно эти лекции сразу прославили его. Целый мир аллегорий, живая речь, стихи, шутки, вдохновение – его лекции были образцом красноречия. Дж. Бруно читал лекции, давал уроки королю, писал, изучал различные стороны психики человека. Его уникальная способность делать одновременно несколько дел вызывала зависть. Следующим после Парижа пунктом его жизни странника стал Оксфорд. Дж. Бруно добился здесь разрешения читать лекции о бессмертии души и о небесных сферах. Из Оксфорда путь лежал в Лондон, где его принял французский посол, который оказал Дж. Бруно покровительство, предоставив возможность беспрепятственно работать. Затем он снова вернулся в Париж, а оттуда отправился в Германию. Вначале его хорошо приняли в Марбурге, но как только Бруно заявил, что будет читать лекции по философии, отказали.
Судьи пытались склонить его к признанию того, что учение о множественности миров ложно, он отказался. К весне 1598 года процесс уже подходил к концу. Несмотря на 80 месяцев следствия, многое так и осталось недоказанным. Доказать, что он является злонамеренным и упорным еретиком не могли, но Святая служба все-таки сумела заставить его отречься. Он отрекся и ждал приговора, но мука души возрастала: зачем он поддался? В августе 1599 года на заседании конгрегации Святой службы вернулись к рассмотрению дела Бруно. Он подал на имя папы заявление о верности своим взглядам и настаивал на своей правоте, отрекаясь от отречения. Инквизиторы были страшно возмущены этим бунтом узника. Ему как нераскаянному и упорствующему предоставили сорок дней, чтобы он мог подумать о своей судьбе. Это были последние его дни. Казнь была назначена на 17 февраля 1600 года. Его ввели в тюремную капеллу и еще живого отпели, а затем из тюремной башни повели через мост к месту казни в желтой одежде с черными чертями на ней, в высоком колпаке с изображенным на нем человеком в пламени костра и окруженным демонами. У подножья костра лежали его книги. «Я умираю мучеником добровольно…». Его дорога в космос шла через костер… К 1889 году были опубликованы основные протоколы допросов Дж. Бруно в Венеции и документы о передачи его в руки римской инквизиции. Только в середине ХХ в. его сочинения были исключены из «Индекса» запрещенных книг. Но и по сегодня пытаются доказать, что наука к трагедии Бруно не имеет отношения. Совсем недавно в одной из достаточно авторитетных телепередач говорили о Бруно как о монахе-мракобесе. Там повторяли известные сплетни о том, что судили Бруно не за научные идеи, а как беглого монаха и отступника от веры. Всякий раз человечество ценой невероятных усилий отнимало у хаоса порядок-космос и всякий раз, чтобы обрести и удержать его, приносило в жертву лучших своих сыновей. Каждый новый круг познания начинался с подобного жертвоприношения. Век торжества разума начинался с костра Джордано Бруно.
Галилео Галилей (1564–1642). Сын известного музыканта, теоретика музыки, он родился в Пизе и вырос в окружении гуманистическом. Начальное образование Галилей получил во Флоренции, а затем изучал медицину в Пизанском университете. В 1586 г. написал первую свою работу «Малые гидростатические весы», где изложил способ определения плотности металлов и драгоценных камней. В 1589 г. стал профессором математики Пизанского университета. А в 1592 переехал в Падую. В 1597 г. он писал в письме к Кеплеру: «Вот уже много лет, как я разделяю воззрения Коперника и, руководствуясь ими, открыл причины многих явлений природы, не поддающихся объяснению на основе общепринятых гипотез. Много написал я на эту тему о прямых и косвенных доказательствах, но до сих пор не отважился напечатать, испуганный судьбой самого Коперника, нашего учителя. У немногих он снискал бессмертную славу. Бесконечно же многие (ибо так велики число глупцов) смеялись над ним и освистывали его. Я бы решился опубликовать ход моих рассуждений, если бы людей твоего разума было больше… Как не печалиться, что так мало людей, пекущихся о поиске истины, а не прибегающих к глупому философствованию». (Рыбка Е., Рыбка П. Коперник. Человек и мысль. – М., 1973. – С. 252). В 1609 г. Г. Галилей узнал о так называемых «голландских трубах», т.е. о телескопах, и по описанию сконструировал собственный телескоп, и с его помощью изучил Луну, Млечный Путь, Юпитер, Сатурн. В 1615 году Г. Галилей, услышав, что в Риме будут обсуждать систему Коперника, едет туда, хотя хорошо понимает опасность. 5 марта 1616 г. книга Коперника была запрещена, а учение о движении Земли было признано противным Священному писанию. Галилей уже не мог проповедовать учение Коперника открыто, но ему не запрещалось критиковать систему Птолемея и Аристотеля. Опыты Галилея явились подлинным началом экспериментальной науки (в Пизе он путем эксперимента опроверг учение о пропорциональности скорости падения тела силе тяжести, он изучал потом падение тел в лабораторных условиях, на наклонной плоскости, на маятнике, искал количественное соотношение между скоростью и временем падения, пройденным путем и временем и т.д.). Результаты его опытов и их теоретический анализ послужили основой механики. Имя Галилея как начинателя нового естествознания стало бессмертным. В 1630 г. Г. Галилей завершил «Диалог о двух главнейших системах мира, птолемеевой и коперниковской», который был написан в форме диспута, состоявшего из четырех частей: земные и небесные явления; суточное вращение Земли; обращение Земли вокруг Солнца; теория приливов. В этом диспуте принимали участие трое: Сальвиати как сторонник теории Коперника; Симпличио как сторонник птолемеевой системы и Сагредо, занимавший нейтральную позицию. В 1632 г. «Диалог» был опубликован. И тут же книга была объявлена «более ужасной и для церкви пагубной, чем писания Лютера и Кальвина». Папа Урбан VIII, недавний поклонник Галилея, посвящавший ему стихи, издал указ о запрещении «Диалога»: «Синьор Галилей был моим другом; мы часто беседовали с ним запросто и ели за одним столом, но дело идет о вере и религии». В конце 1632 Галилей был вызван в Рим на трибунал инквизиции. 22 июня 1633 г. он публично отрекся от истины. По преданию, Галилей, прочитав насильственно вырванное отречение, неслышно шепнул: «Eppur si muove» («А все-таки она вертится»). Дальнейшая его жизнь продолжалась недалеко от Флоренции под неусыпным надзором инквизиции. В 1634 г. он завершил «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых наук, относящихся к механике и местному движению», обосновав законы механики, на которые опирался в доказательстве истинности теории Коперника. Галилею удалось переправить этот труд за границу, и в 1638 г. его напечатали в Лейдене. А в 1635 г. его «Диалог» был издан на латыни. В 1637 г. великий ученый ослеп: «Можете представить себе, Ваша милость, какая скорбь охватывает меня, когда я сознаю, что то небо, те просторы и та Вселенная, которые я с помощью моих удивительнейших наблюдений и ясных рассуждений увеличил в сто и в тысячу раз по сравнению со всем виденным учеными прошлых веков, ныне настолько сузились и уменьшились для меня, что не проникают даже в тот скромный участок пространства, который занимает моя особа». Надпись на его могиле будет гласить: «Потерял зрение, поскольку уже ничего в природе не оставалось, чего бы он не видел». 8 января 1642 г. Галилео Галилей умер в присутствии учеников – Вавиани и Торичелли. Там были еще и два надсмотрщика инквизиции. Только через 95 лет было исполнено последнее желание ученого быть погребенным во Флоренции. Теперь могила великого Галилея находится рядом с могилами великих Микеланджело и Данте. Иоганн Кеплер (1571–1630). Родился 27 декабря на юге Германии в Вютенберге в лютеранской семье. Незаурядные способности выделяли Кеплера среди его сверстников, и в 1589 г. он поступил в Тюбингенский университет на теологический факультет. В 1597 г. Кеплер опубликовал работу «Предвестник космографических исследований, содержащий тайну мироздания относительно чудесных пропорций между небесными кругами и истинных причин числа и размеров небесных сфер, а также периодических движений, изложенный с помощью пяти правильных тел», т.е. «Тайну мироздания». Кеплер стремился найти взаимосвязь между геометрией и астрономией, считая, что планетами управляет небесный разум и духовная сила. В 1600 г. он переезжает в Прагу и через пять лет выводит свои знаменитые законы: 1. Любая планеты обращается вокруг Солнца по эллипсу, причем Солнце находится в одном из фокусов этого эллипса; 2. Радиус-вектор планеты за равные промежутки времени заметает равные площади; 3. Квадраты периодов обращений планет относятся между собой, как кубы больших полуосей их орбит. Теперь Кеплер понимает, что не какая-то духовная сила управляет движением, он называет эту силу нематериальной эманацией Солнца. В 1615 его мать обвинили в колдовстве, и процесс над ней длился 6 лет. В 1619 он опубликовал «Гармонию мира»: «Книга моя может ждать читателя сто лет, ведь ждал же сам господь бог 6000 лет, прежде чем появился человек, проникший в тайны его творения». Законы Кеплера позволили модернизировать систему Коперника и придать ей ясную и четкую форму. Рене Декарт (1596–1650). В 20-е гг. XVII в. предпринял попытку сформулировать правила нового метода мышления на основе математики. В 1633 г. завершил трактат о Вселенной на основе теории Коперника, но книгу не опубликовал, помня о драматической судьбе Галилея. В 1637 г. вышли отдельные части труда, а в 1654 г. «Принципы философии», содержащей подробное изложение взглядов Декарта на Вселенную. Он полагал, что мир создал Бог, а все процессы в мире происходят механически, как в машине. Декарт создал модель мира, которая около ста лет продержалась в науке. Вселенная, по его мнению, представляла собой материю с зернистой структурой, отдельные зерна которой двигались в пустоте и сталкивались с другими зернами. Все более уплотняя частицы и исключая пустоты, Декарт пришел к выводу о том, что материя полностью заполняет пространство, и возможен только один вид движения – вихревое. Солнце он рассматривал как центр вихря, увлекающего планеты. Декарт был блестящим математиком и рационально выверил с помощью аксиом наиболее сложные вопросы в картине мироздания. С его именем связана революция в философии, названная картезианской – это скептицизм в союзе с математикой. Исаак Ньютон (1642–1727). Родился 4 января в Вулсторпе в семье небогатого фермера, который умер еще до рождения сына. Интересы мальчика определились рано. Он еще в детстве мастерил механические игрушки, а в школе проявил склонность к математике. В 1661 Ньютон был принят в Кембриджский университет, изучал арифметику, геометрию, тригонометрию, теологию и древние языки. Особенно интересовался физико-математическим курсом. В 1664–1667 гг., когда в Англии началась эпидемия чумы, он вернулся в Вулсторп. Почти все свои величайшие открытия в оптике, механике и математике Ньютон сделал в 25 лет, живя в уединении на ферме. В это время он заложил основы дифференциального и интегрального исчисления, произвел ряд исследований по оптике и приступил к созданию своего зеркального телескопа. В 1669 г. Ньютон принял кафедру и стал профессором Кембриджского университета (до 1701 г.). Величайшее достижение всей научной деятельности Ньютона – созданная им классическая механика – впервые увидела свет в 1687 г., спустя 20 лет после открытия им основных механических законов и количественного решения проблемы тяготения. «Математические начала натуральной философии» были опубликованы на средства Эдмунда Галлея. Закон всемирного тяготения Ньютон вывел из законов Кеплера. Этим законом он завершил начатый Коперником период закладки фундамента современной астрономии. В 1703 г. Исаак Ньютон был избран президентом Королевского общества. С 1699 состоял также членом и Парижской академии наук. Главным образом он работал как физик, тщательно и точно формулируя задачи и утверждения, опирался на эксперимент и использовал мощный математический аппарат. Сам Ньютон не считал незыблемой созданную им классическую физику и предвидел возможности ее изменения в духе теории относительности. С. Вавилов писал: «В истории естествознания не было события более крупного, чем появление «Начал» Ньютона. Причина была в том, что эта книга подводила итоги всему сделанному за предшествующие тысячелетия в учении о простейших формах движения материи. Сложные перипетии развития механики, физики и астрономии, выраженные в именах Аристотеля, Птолемея, Коперника, Галилея, Кеплера, Декарта, поглощались и заменялись гениальной ясностью и стройностью «Начал». Ньютон умер 31 марта 1727 г. в Лондоне и был похоронен в Вестминстерском аббатстве, пантеоне великих людей Великобритании. Создатель небесной механики незадолго до своей смерти говорил: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на берегу моря, развлекающегося тем, что от поры до времени отыскиваю камешек, более цветистый, чем обыкновенно, или красивую ракушку, в то время, как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным». Пьер Ферма (1601–1665) учился в Бомоне у францисканцев, завершать образование уехал в Тулузу. Окончил юридический факультет и занялся адвокатурой. Работал с древними книгами и заинтересовался математикой. При жизни печатался редко, но его достижения были широко известными, т.к. он переписывался с Мерсенном, Паскалями, Декартом, Торичелли, Гюйгенсом и другими. Прием, разработанный Ферма, является предшественником дифференциального исчисления. Некоторые даже признавали именно Ферма изобретателем дифференциального исчисления. Почти два года велась полемика между Ферма и Декартом через Мерсенна, и была она такой сильной, что, казалось, должна была бы отнять у Ферма все свободное время, но именно на эти годы приходятся значительные работы ученого по теории чисел. Совместно с Блезом Паскалем он работал в совершенно новой области математики – в теории вероятностей. И, кроме того, он отлично справлялся со своими служебными обязанностями и пользовался большим уважением как юрист и как чиновник. Эванджелиста Торичелли (1608–1647). После окончания иезуитской школы учился в Риме у Кастелли, ученика Галилея и его приверженца. Кастелли был не только математиком, но и инженером, и папа Блез Паскаль (1623–1662). Родился в очень талантливой семье, сам с 15 лет уже принимал участие в ученых разговорах математического кружка Мерсенна. В 16 лет он написал «Опыт о конических сечениях», так называемых высших кривых, получающихся при пересечении конуса плоскостью (эллипс, парабола, гипербола). Текст в 53 строки – знаменитая теорема Паскаля – заинтересовал никогда ничему не удивляющегося Декарта и просил Мерсенна прислать ему сочинения юного автора. Великий ученый отозвался о труде резко, и это охладило Паскаля, он не стал завершать работу и не опубликовал ее. Фрагмент дошел по потомков только благодаря копии, которую с нее снял Лейбниц. В 23 года Паскаль обратился к физике под воздействием опытов Торичелли. Проведя ряд опытов, он решительно заявил, что не боязнью пустоты объясняются многочисленные явления природы, а тем, что воздух имеет вес и обладает способностью передавать давление. Физические работы Паскаля стали основополагающими, открыли новые пути в науке. Его ставят вровень с Архимедом и Галилеем. «Письма к провинциалу» Б. Паскаля находятся в одном ряду с шедеврами литературы. «Я не знаю, кто меня послал в мир, я не знаю, что такое мир, что такое я. Я в ужасном и полнейшем неведении. Я не знаю, что такое мое тело, что такое мои чувства, что такое моя душа, что такое та часть моего я, которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о самой себе и все-таки знает себя не больше, чем все остальное. Я вижу эти ужасающие пространства Вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не в другом месте, почему то короткое время, которое дано мне жить, назначено именно мне в этом, а не в другом пункте целой вечности, которая мне предшествовала и которая за мной следует. Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе, как атом; я как тень, которая продолжается только момент и никогда не возвращается. Все, что я сознаю, это только то, что я должен скоро умереть; но чего я больше всего не знаю, это смерть, которой я не умею избежать. Как я не знаю, откуда я пришел, так же точно не знаю, куда уйду… Вот мое положение: оно полно ничтожности, слабости, мрака». Возможности разума не беспредельны. С одной стороны, удручает необъятность вселенной. С другой, необъятность вселенной заключена в необъятности нашей мысли. Слабый мыслящий тростник – титан мысли. Кроме искреннего искания истины ничто не дает успокоения нашему сознанию. Паскаль утверждал, что по точности и доказательности нет выше математического знания. Луиджи Гальвани (1757–1798). Родился в Болонье, изучал богословие, затем медицину, физиологию и анатомию. В 1762 г. уже преподавал медицину в Болонском университете. В 1791 г. в «Трактате о силах электричества при мышечном движении» описал свое знаменитое открытие. Долгое время в учебниках описанные им явления назывались «гальванизмом». Его опыты с препарированной лягушкой привели ученого к выводу о существовании «животного электричества», т.к. Гальвани был физиологом. Гальвани открыл физиологическое действие электрического тока. История доказала, что «животное электричество» действительно существует, и Гальвани вошел в историю как основатель электрофизиологии. Но в его времена электрофизиологические явления еще не созрели для научного анализа. Алессандро Вольта (1745–1827). Родился в итальянском городке Комо. С 1774 г. преподавал физику в школе, изобрел эвдиометр. В 1777 г. начал интересоваться открытием Гальвани, в результате чего изобрел первый гальванический элемент. В результате длинного ряда опытов пришел к выводу, что причиной сокращения служит не «животное электричество», а контакта разнородных металлов: «Первоначальной причиной этого электрического тока, каков бы он ни был, являются сами металлы вследствие того, что они различны. Именно они в собственном смысле слова являются возбудителями и двигателями, тогда как животный орган, сами нервы являются лишь пассивными». Электризация при контакте раздражает нервы животного, приводит мышцы в движение, вызывает ощущение кислого вкуса на кончике языка, помещенного между станиолевой бумагой и серебряной ложкой, при контакте серебра и олова». Вольта считает причины «гальванизма» физическими, а не физиологическими. Между ним и Гальвани разгорелся спор, в котором Гальвани исключал физические причины, а Вольта исключал физиологические причины. Он повернул открытие Гальвани на новый путь. В 1800 г. он построил первый генератор электрического тока – вольтов столб. Это изобретение принесло ему всемирную славу. Он был избран членом Парижской академии, Наполеон присвоил ему титул графа и сенатора Итальянского королевства. Андре Мари Ампер (1775–1836). Родился в семье лионского коммерсанта, изучал математику, греческий, латинский и итальянский языки. С 1802 г. становится преподавателем физики и химии в г. Бурге.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|