Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Культура и культурная жизнь народов 3 глава




В 1902 г. братья О. и У. Райт установили на планере легкий двигатель внутреннего сгорания и поднялись в воздух, положив начало авиаконструированию. Первые модели самолетов бразильца Сантос-Дюмона, французов Блерио, Вуазена, Фармана стали этапами создания оптимальных форм летательного аппарата. Увеличивалась высота и дальность, скорость и длительность полетов. Авиация из опытов одиночек выходила на путь формирования новой отрасли промышленного производства. Этому способствовали и военные интересы. Сконструированные Цепелином в начале XX века жесткие дирижабли, первые самолеты, оснащенные стрелковым оружием и бомбами, положили основу стратегии войны всеобщего «тотального» уничтожения. Авиация воспринималась как неотразимое оружие. Совершенствовались профессиональные качества пилотов. Накануне Первой мировой войны этому способствовали и русские военные летчики. В 1913 г. летчик
П.Н. Нестеров практически подтвердил теоретические расчеты Жуковского и совершил «мертвую петлю», фигуру высшего пилотажа, которая носит его имя. В предвоенные годы в России началось строительство первых тяжелых многомоторных самолетов. В 1913 г. самолет «Русский витязь» установил рекорд грузоподъемности, «Илья Муромец» – аппарат, совершивший длительный перелет из Петербурга в Киев и обратно. Был построен самолет-гигант «Святогор» и первый гидросамолет – летающая лодка конструкции Григоровича.

Новый виток развития во второй половине XIX века получила связь. Изобретение телефона стало результатом многочисленных физических открытий. В 1861 г. немецкий учитель физики Райс продемонстрировал аппарат, названный телефоном. Аппарат не мог передавать членораздельную речь и не получил практического применения, но продемонстрировал возможность передавать звуки. В 1876 г. независимо американцы Белл и Грей сделали заявки на изобретенные ими телефоны. В России пионером телефонной техники был П.М. Голубицкий. Совершенствованию телефона способствовали ученые и изобретатели Герц, Говер, Адер. В 1887 г. инженер К.А. Мостицкий сконструировал автоматический телефонный коммутатор, который производил соединение абонентов без телефонисток, а в 1895 г. была разработана первая автоматическая телефонная станция на 10000 номеров.

В 1890-е гг. была обоснована возможность беспроводной телеграфии, разработан принцип радиосвязи.
В 1896 г. русский военный инженер А.С. Попов продемонстрировал на заседании Русского физико-химического общества принцип радиосвязи, радиотелеграфную передачу на расстояние 250 м, а в 1897 г. – на расстояние 5 км между кораблями Балтийского флота. Значительную роль в развитии радиосвязи сыграл итальянец Г. Маркони. В 1896 г. он получил в Англии патент на изобретение способа передачи радиоимпульсов. Крупные денежные средства, вложенные в проект Маркони, позволили уже в 1899 г. установить связь между Англией и Францией, а в 1901 г. передать радиосигналы через Атлантический океан.

2.6. В XIX в. возникли новые виды художественной культуры, становление и развитие которой непосредственным образом было связано с изобретениями и техническими разработками. Их называют техногенными и относят к ним: фотографию, кинематограф, радио и телевидение. Технические предпосылки к трем первым возникли именно в XIX в. Правда, надо сделать оговорку относительно радио, изобретение которого произошло уже на рубеже веков, поэтому осуществление его как средства информации и искусства произошло уже в XX веке. Хронологически первой была разработана фотография, появление которой относится еще к первой половине столетия. «Фотография» в переводе с греческого языка означает светопись (photos – свет, grapho – пишу), область науки, техники и культуры, охватывающая разработку методов и средств получения сохраняющихся во времени изображений на светочувствительных материалах (слоях) путем закрепления изменений, возникающих в светочувствительном слое под действием излучения, испускаемого или отражаемого объектом фотографирования. Одним из открывателей фотографического процесса является английский ученый У. Талбот. Идея фотографического процесса зародилась у ученого в 1833 г. В 1834 г. Талбот изобрел светочувствительную бумагу. Полученные на ней изображения закреплял раствором хлорида натрия (обычной поваренной соли) или иодида калия. Первые фотографии Талбота представляли собой простые фотограммы, т.е. фотокопии, полученные контактным способом. Затем он «скомбинировал» камеру-обскуру и получил позитивный фотоотпечаток с негатива. В 1835 г., спустя две с половиной недели после появления публикации французского изобретателя Л. Дагерра о сделанном им открытии, Талбот продемонстрировал в Королевском институте свои «фотогенные картины» и вскоре опубликовал статью с подробным описанием технологии изобретенного им фотографического процесса.

Открытие фотографии обычно датируют 1839 г., когда был опубликован и получил широкое распространение изобретенный во Франции художником Л. Дагерром первый технически разработанный фотографический процесс, названный дагерротипией. Одновременно разрабатывался и ряд других фотографических процессов, среди которых первым, хотя и несовершенным, была гелиография Н. Ньепса. XIX в. ознаменовался бурным развитием фотографической оптики. После изобретения Л. Дагерром и Н. Ньепсом в 1839 г. фотографии начались попытки создания разнообразных конструкций фотографических объективов, потребовавших к себе особого внимания оптиков-вычислителей. Это в свою очередь послужило стимулом к развитию теории и методики расчета оптических систем.

Историки разделяют техническое развитие фотографии на четыре важных периода:

1. Период, предшествующий изобретению фотографии, когда была сконструирована переносная камера-обскура, оснащенная линзой (стеноп), и выполнены основные исследования о воздействии света на соли серебра, в тот период была сформулирована идея – запечатлеть постоянное изображение, построенное камерой-обскурой, на соответствующем светочувствительном материале.

2. Вторым периодом развития считают собственно изобретение фотографии и первых фотографических процессов: гелиографии Ньепса (1826–1833 гг.); дагерротипии Дагерра (1837–1857 гг.) и калотипии Талбота (1840–1857 гг.).

3. Третий и четвертый периоды привели к разработке и промышленному производству сухих фотографических пластинок, пленок и бумаги.

Становление кинематографа непосредственно связано с совершенствованием фототехники. С момента изобретения кинематографа (1895) его основными техническими средствами являются: киносъемочный аппарат, кинопроекционный аппарат и кинопленка. В процессе развития кинематографии были созданы проявочные машины для химико-фотографической обработки кинопленки, кинокопировальные аппараты для печати фильмокопий, аппаратура для освещения при киносъемке и др. Первые аппараты для киносъемки и кинопроекции изготовляли сами изобретатели кинематографа (в своих небольших мастерских). Во Франции Ш. Пате и Л. Гомон в 1897 г. организовали промышленный выпуск нескольких усовершенствованных киносъемочных аппаратов и кинопроекторов. Они же выпустили и первые кинокопировальные аппараты. Кинопленку для съемки и печати фильмокопий в первые годы существования кинематографии выпускали фабрики «Люмьер» (Франция) и «Истмен Кодак» (США). Несмотря на быстрый количественный рост производства «немых» кинофильмов и сети кинотеатров в 1-е десятилетие XX в., кинотехника развивалась медленно. Из-за патентной борьбы и монополизации кинопромышленности задерживалось совершенствование аппаратуры. Возникновение киноискусства, повысившего требования к техническим средствам кинематографии, способствовало созданию новых типов киноаппаратуры. В 1908 г. французская фирма «А. Дебри» начала выпуск киносъемочных аппаратов «Парво» с внутренними кассетами и сквозной наводкой изображения на резкость.

В культуре Нового времени наука и техника выделились в самостоятельные сферы деятельности человека, приобрели в обществе определяющее место. Технический прогресс стал одной из главнейших тенденций жизни общества. Технизация отразилась на духовной культуре, художественном творчестве, повседневности.

§ 3. Процесс становления современной науки начинается с глобальных научных революций XVI–XVII вв., создавших новое в сравнении с античностью и средневековьем понимание мироздания. Радикальное изменение миропонимания началось с появлением гелиоцентрического учения Николая Коперника (1473–1543).
В своем труде «Об обращении небесных сфер» он утверждал, что Земля не является центром Вселенной и что Солнце управляет планетами, вращающимися вокруг него. Это был конец аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира. Учение Коперника – первая в истории человечества научная революция. Была показана ограниченность чувственного познания, которое не способно отличать то, что представляется, от того, что имеет место. Мир не может быть объяснен на основе непосредственной видимости.

Основанная на идеях Аристотеля религиозная картина мира, исходящая из центрального положения Земли, оказалась подорванной. С ней в прошлое должен был уйти образ человека как центра и высшей цели мироздания. Земля перестала отличаться чем-то существенным от других планет, и с этой идеей сомнительным сделалось утверждение церкви о противопоставлении тленной земной материи и неизменной небесной.

В 1616 г. труд Н. Коперника был внесен в папский «Индекс» запрещенных книг и вычеркнут будет только в 1835 г. Это не было случайностью, что переворот в системе мышления произошел именно в астрономии, т.к. она наиболее тесно связана с географией. Описательная астрономия была единственной наукой, которая накопила много наблюдений, развила математические методы вычисления, ее использовала астрология и не могла без нее обойтись навигация.

Н. Коперник внес в астрономию новый дух, вдохновение. Сама идея вращения Земли не была новой, ее сформулировал еще Аристарх в ІІІ в. до н.э., и воспринималась как парадоксальная, т.к. неподвижность Земли рассматривалась как нечто само собой разумеющееся. На основе системы Н. Коперника в 1551 году были составлены прусские таблицы, т.к. некоторые астрономы оценили ее как средство усовершенствования вычислений. Но большинство не верило в систему. Однако сама идея открытой Вселенной, где Земля представляет собой всего лишь песчинку, разрушила представление о концентрических кристаллических сферах, созданных Богом.

Успехи мореплавателей эпохи Возрождения обеспечили надежную сферу применения научных открытий. Следующим шагом было создание новых машин, динамика и развитие артиллерийского дела. Это и гарантировало будущее науки, она стала необходимостью для осуществления выгодных предприятий – торговли и войны. Европа остро нуждалась в совершенном календаре, и такая реформа требовала астрономических уточнений. Коперник пересмотрел греческие рукописи и обнаружил, что некоторые греческие философы пифагорейского и платоновского круга выдвигали предположение о движении Земли, но без астрономических или математических методов проверки данной гипотезы. Это дало ему основание судить, что Аристотелева модель не была единственно авторитетной. Гелиоцентрическая модель, предложенная Н. Коперником, объяснила перемещения небес и передвижение Солнца вращением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. В новой системе нашло объяснение и множество частных проблем, проистекавших из Птолемеевой традиции. Например, почему Меркурий и Венера всегда появляются вблизи Солнца? С первым вариантом теории Н. Коперник ознакомил друзей в 1514 году в «Кратком комментарии». Но он не решился издать свой труд. Друзья переубедили его, и в Германии работа «Об обращении небесных сфер» была опубликована. Экземпляр издания Н. Коперник получил в последний день жизни. Ему, конечно, не было суждено понять, что произошло в этот день. И не только потому, что сам он уходил из земной жизни и из всех перспектив своего открытия. Никому из его современников не было видно, что человеческий разум разорвал модель концентрических кругов и плотность небес. Н. Коперник вышел «до звезды». Это – подвиг разума. Понадобится подвиг духа Джордано Бруно, чтобы «оплатить счет».

Система Н. Коперника оставила много вопросов, но она обладала сильной привлекательностью благодаря своей стройности и гармоничности, и именно этими достоинствами были увлечены преемники учения. Иоганн Кеплер с его страстью к числам и геометрическим формам, с его представлениями о Солнце как о Боге, о гармонии небесных сфер увлекся гелиоцентрической системой и решил отыскать математические доказательства, подтверждающие коперникову теорию. Он обнаружил, что не окружность является формой планетарных орбит, а эллипсы. Эллипсы И. Кеплера представляли собой непрерывное и прямое движение, обладающее единой формой. В 1609 году И. Кеплер опубликовал в Праге законы планетарных движений, и в этом же году Галилей изобрел телескоп.

После нескольких месяцев наблюдений и открытий Г. Галилей написал «Звездный вестник». Теория
Н. Коперника после математических доказательств Кеплера получила физические доказательства Г. Галилея. Но оставались нерешенными вопросы: каким образом планеты вообще могут двигаться? Почему они не падают со своих орбит? Почему предметы не улетают с Земли, если она движется? Насколько велика Вселенная? Где ее центр? Хотя считается, что И. Кеплер в понимании небесного движения пошел дальше Г. Галилея, но именно открытия Г. Галилея в области динамики положили начало решению физических задач, которые оказались в своих решениях применимы к небесным телам. Возникновение физики как самостоятельной науки связывают с Г. Галилеем, т.к. именно он применил научный метод исследования, в основе которого лежит научный эксперимент с характерной для него чертой – идеализацией ситуации, позволяющей установить точные математические закономерности явления. Г. Галилей вплотную подошел к созданию динамики как части механики, впервые связал понятия силы и ускорения, а не скорости, как это было принято до него. И в отличие от последователей Аристотеля считал, что истинная цель естествознания – не поиск причин и не выдумывание их, а строгое математическое описание.

Фрэнсис Бэкон (1561–1626) вскрыл причины плачевного состояния науки своего времени, поставив впервые проблему метода. В основе метода должен находиться опыт. Индуктивный метод сыграл огромную роль в развитии естествознания, и долгое время физику, химию и астрономию называли индуктивными науками, противопоставляя их гуманитарным наукам и чистой математике. Но уже сам Ф. Бэкон считал, что индукция без математики неполна и несовершенна. Вскоре после Ф. Бэкона был выдвинут метод дедукции, обоснованный Рене Декартом (1596–1651) в «Рассуждениях о методе» (1637 г.). Математика в методе
Р. Декарта играла первостепенную роль. Он ввел в математику переменные величины, установил соотношение между геометрическими образами и алгебраическими уравнениями, заложил основы аналитической геометрии. В 1644 г. Р. Декарт в «Началах философии» изложил программу создания теории природы.

Аристотелева космологическая модель рухнула, от греков оставалась жизнеспособной только атомистическая модель Вселенной. Джордано Бруно первым уловил созвучие этой модели с учением Н. Коперника. Рене Декарт дал физическое объяснение коперниковой космологии через атомизм. Подобно Демокриту
Р. Декарт полагал, что физический мир состоит из бесконечного числа частиц, которые сталкиваются друг с другом и образуют скопления, благодаря действию определенных законов. Р. Декарт применил свои теории линейно инерции и корпускулярных столкновений к проблеме планетарного движения и обнаружил, что какая-то сила заставляет планеты «падать» по направлению к Солнцу, т.е. какая-то сила притягивает их к Солнцу. Главнейшая концепция Р. Декарта о физической вселенной как атомистической системе, управляемой законами механики, стала ведущей моделью XVIII века.

Основная задача Р. Декарта – математизация физики: «Из всех, кто когда-либо занимался поиском истины в науках, только математикам удалось получить некие доказательства, то есть указать причины, очевидные и достоверные». Объективный мир, по Р. Декарту, – материализованное пространство, воплощенная геометрия. Из тождественности материи и пространства Р. Декарт сделал вывод о бесконечной делимости материи. Индивидуальность тел проявляется только в движении. «Дайте мне протяженность и движение, и я построю Вселенную» – основной тезис Р. Декарта. Позиция его как геометра физики предпосылает создание новой области математики – аналитической геометрии. Он ввел систему координат и представление о переменной величине. Это подготовило почву для появления дифференциального и интегрального исчисления.
В физике Р. Декарта нет места силам, действующим на расстоянии через пустоту. Все явления мира сводятся к движениям и взаимодействию соприкасающихся частиц. Эта картина мира получила названия картезианской от латинского произношения имени Р. Декарта – Картезий. Все сегодняшние попытки построить единую теорию поля и вещества повторяют на новой основе попытку Р. Декарта построить физическую картину мира с непрерывной материей и сохраняющимся механическим движением.

Завершить коперникову революцию выпало Исааку Ньютону. Он доказал наличие тяготения как универсальной силы, соединив механическую философию Р. Декарта, законы И. Кеплера о движении планет и законы Г. Галилея о земном движении в единую теорию. И. Ньютон вывел законы, управляющие всем космосом: три закона движения (закон инерции, закон ускорения и закон равного противодействия) и закон всемирного тяготения. Метод и выводы И. Ньютона стали парадигмой научной практики. В 1686–1687 гг. Лондонское Королевское общество опубликовало труд И. Ньютона «Математические начала натуральной философии». В предисловии к первому изданию «Начал» он выдвинул в качестве основной программы физики задачу построения механической теории природы. И. Ньютон исходил из гипотезы, что явления природы обуславливаются силами, с которыми частицы тел, вследствие неизвестных причин стремятся друг к другу и сцепляются в правильные фигуры или же взаимно отталкиваются и удаляются друг от друга. Картина мира в данной программе основана на атомной гипотезе и межатомных силах. Свое творение он завершил наброском грандиозной программы физики эфира, объясняющей свойства тел, электрические, оптические и физиологопсихические явления в духе материалистической концепции Р. Декарта.

Ньютоново-картезианская космология стала основанием нового мировоззрения. К началу XVIII в. сделалось очевидным, что Бог сотворил Вселенную как сложную механическую систему, устранился от вмешательства в природу, чтобы она могла существовать по неизменным законам. Вселенная предстала как явление безличное и подчиняющееся единым правилам, поддающимся математическому анализу на основе гравитации и инерции. Человек же силой своего разума сумел проникнуть в самую суть порядка. Физический мир все более представал основным средоточием человеческой активности. Наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета. Картина мира обладала внутренним порядком, который возможно вывести экспериментальным путем. Но субъективный разум и объективный мир четко разделились. Вселенная больше не была наделена сознательной целью и разумом, эти качества оставались только достоянием человека, парадигмой человеческого отношения к миру стала его способность с помощью разума подчинить своему управлению природу, т.е. безличные стихийные силы и материальный мир. Познание Вселенной понималось теперь как рациональное, беспристрастное научное исследование, увенчивающееся не духовным освобождением, как у Пифагора или Платона, а именно интеллектуальным господством и совершенствованием окружающей среды.

Борьба за теорию И. Ньютона была серьезной. Теория проверялась в экспедициях, в астрономических наблюдениях, в математических вычислениях, обсуждалась на философских диспутах. «Механика» Леонарда Эйлера (1736) стала первым систематическим курсом ньютоновской механики. Практически здесь была отражена борьба ньютонианцев с картезианцами: пустое абстрактное пространство или же материальная протяженность; силы, существующие сами по себе или же взаимодействующие реальные тела? Л.Эйлер присоединился к ньютонианцам, т.к. математические расчеты казались более доказательными для ньютоновой картины мира. Для удобства математического описания было введено понимание пространства как вместилища мира. Для Л. Эйлера это стало только удобной математической абстракцией.

Науку XVIII–XIX вв. принято называть классической. Образуется множество научных дисциплин, накапливается огромный фактический материал, создаются фундаментальные теории в математике, физике, химии, геологии, биологии.

Механистические взгляды на материальный мир господствовали в естествознании не только в XVII–XVIII вв., но и почти весь XIX в. Природу понимали как гигантскую механическую систему, которая функционировала по законам классической механики, и считалось, что в силу необходимости, действующей в природе, судьба любой материальной частицы предрешена раз и навсегда. В подобной картине мира признается только один вид материи – вещество, состоящее из частиц, имеющих массу. В XIX в. к числу свойств частиц стали прибавлять электрический заряд. И хотя масса была у всех частиц, а заряд – только у некоторых, обладание им было признано фундаментальным свойством, таким же, как и масса. Понятие электромагнитного поля ввел английский физик Майкл Фарадей (1791–1867). Ему удалось опытным путем показать, что между магнетизмом и электричеством существует прямая динамическая связь. Тем самым, он впервые признал их одной и той же силой природы. В результате в естествознании начало утверждаться понимание того, что кроме веществ, в природе существует еще и поле. Математическую разработку идей Фарадея предпринял Джеймс Клерк Максвелл (1831–1879), основной работой которого стал «Трактат об электричестве и магнетизме» (1873). Уравнения Максвелла как математическое определение законов Фарадея оказались самыми крупными событиями в физике со времен Галилея и Ньютона. В семи уравнениях Максвелла объясняется структура электромагнитного поля. Если уравнения механики применимы к областям пустого пространства с частицами, то уравнения Максвелла применимы для всего пространства, вне зависимости от присутствующего вещества, т.е. позволяют проследить изменения поля во времени в любой точке пространства. Эти уравнения, увязывающие воедино большое число физических законов в изящной и простой форме, доставляют и по сей день эстетическое наслаждение своей симметрией: «Начертан этот знак не Бога ли рукой» – так словами гетевского Фауста высказывался по поводу этих уравнений Людвиг Больцман.

Благодаря Генриху Рудольфу Герцу (1857–1894), ученику Г. Гельмгольца, теоретические выводы Максвелла были подтверждены экспериментально: в 1886 г. Герц продемонстрировал распространение электромагнитных волн беспроволочно. Герц экспериментально подтвердил, что свет – это электромагнитная волна. В физику были введены новые революционные идеи, открывающие путь к новому философскому взгляду. Любые попытки распространить механические принципы на электрические и магнитные явления были несостоятельными. Механика утрачивала свою особую универсальную роль.

К началу XX в. физика изучает материю в двух ее проявлениях – вещество и поле. В очень короткий период последних лет XIX – первых десятилетий XX в. был сделан целый каскад научных открытий. В 1896 г. французский физик Антуан Анри Беккерель (1852 – 1908) открыл явление самопроизвольного излучения урановой соли. Пьер Кюри (1859 – 1906) и Мария Склодовская-Кюри (1867–1934) в 1898 г. открыли радиоактивность.

В 1897 г. английский физик Джозеф Джон Томсон (1856–1940) открыл первую элементарную частицу – электрон и в 1903 г. предложил первую модель атома. Но Эрнест Резерфорд (1871–1937) на заседании Манчестерского философского общества предложил в 1911 г. свою модель атома, которая получила название планетарной. Но эта модель оказалась несовместимой с электродинамикой Максвелла. Разрешение противоречий выпало на долю датского физика Нильса Бора (1885–1962), предложившего свое представление об атоме, основанное на квантовой теории. Это был исправленный вариант планетарной модели Резерфорда. Начало квантовой теории было положено немецким физиком Максом Планком (1858–1947) в 1900 г. Он выдвинул гипотезу о том, что испускание и поглощение электромагнитного излучения может происходить только дискретно квантами.

В 1905 г. Альберт Эйнштейн (1879–1955) создал специальную теорию относительности, которая основывалась на том, что пространство и время не абсолютны. Специальная теория относительности связала воедино пространство и время. Пространственные и временные соотношения мировых явлений, считавшиеся ранее независимыми друг от друга и абсолютными физическими характеристиками, приобрели относительный смысл, подобно координатным проекциям геометрических фигур. Теория относительности рассматривается как теория абсолютного пространства-времени, неоднородного, но в целом предельно однородного, всегда и всюду одинакового. Пространственно-временная структура непосредственно наблюдаемого макромира есть простое проявление его причинно-следственной структуры. Пространственно-временная структура – хроногеометрия. Пространственно-временная структура связана с распределением и движением материи.

С физикой была тесно связана химия, которая рассматривала превращения веществ, изучала элементы и сложные вещества. Во второй половине XVIII и в начале XIX в. в области химии преобладало изучение и описание свойств химических элементов и их соединений. Кислородная теория Лавуазье (1743–1794) и атомная теория Дальтона (1766–1844) заложили основы теоретической химии. Без атомной теории невозможно было создать учение об ионах, а без понимания ионного состояния материи разработать теорию электролитической диссоциации и понять смысл аналитических реакций и т.д. Разработка проблем органической химии привела к учению о замещении, теории типов, учению о валентности. Открытие изомерии определило возможность изучить зависимость физико-химических свойств соединений от их состава и строения.

К середине XIX в. на основе учения о химическом соединении и химических элементах, на основе атомно-молекулярной теории была создана теория химического строения и открыт периодический закон химических элементов. Во второй половине XIX в. химия из описательной науки превратилась в теоретическую, исследующую причины и механизм превращения вещества. Появилась возможность управления химическим процессом.
И к концу XIX в. были получены уже десятки тысяч новых органических и неорганических веществ.

В XIX в. возрастает социальная роль науки в целом. Если в XVIII в. в мире было не более 10 тысяч человек, занимавшихся наукой, то к концу XIX в. число ученых достигло 100 тысяч. В XVI в. ученые были клириками, людьми с церковным образованием. В XIX в. это уже люди, окончившие специальные факультеты университетов и институтов. В 1850 г. в мире издавалось около тысячи научных журналов (в середине
ХХ в. их будет 10 тыс.). Из общего числа ученых, живших на земле от древности до конца XX в., 9/10 – наши современники. Если XIX в. – это время формирования и развития статистической познавательной модели, трактующей баланс противоположных сил как результат игры разнородных случайностей, то в ХХ в. появляется новая модель познания – системная, в которой мир трактуется как совокупность взаимодействующих элементов, составляющих единый организм.

Жизнь гениев и сама символична:

Николай Коперник ( 1473–1543). Польский город Торунь. Небольшой, европейски ухоженный, старинный. В центре города, на университетской площади, стоит на высоком постаменте чуть склонивший голову человек с небесной сферой в руке. Этому человеку более 600 лет, а он – наш современник.

Высокий, с густыми до плеч кудрявыми волосами, каноник Николай Коперник родом из Торуни, сын богатого купца, члена Доминиканского ордена. Дядя по материнской линии, Лука Ваценроде, магистр Краковского университета, доктор канонического права Болонского университета, епископ Вармийской епархии, сыграл в судьбе Николая Коперника огромную роль. Острый ум, политический расчет, воля помогали ему в управлении епархией. Вармийский епископ был приравнен к независимым от светской власти князьям церкви. Вармия, формально подчиненная польскому королю, фактически была самостоятельной церковной областью, епархия имела представительство в Риме. Тевтонский орден стремился подчинить ее себе, а королевская власть хотела лишить Вармию автономии. Как политик и дипломат Лука Ваценроде делал все, чтобы сберечь привилегии ганзейских городов Торуни, Эльблонга, Гданьска. По совету Ванцероде был продан отцовский дом на ул. Св. Анны в Торуни после смерти отца, и вдова с сыновьями переехала во Влоцлавк, кафедральная школа которого пользовалась авторитетом среди образованных людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...