Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Культура и культурная жизнь народов 13 глава




Понимание творчества как художественного преображения мира и стремление к его универсальности приводит к созданию концепции гезамткунстверка – единения искусств. В начале ХІХ века ее основные идеи были сформулированы Фридрихом Вильгельмом Йозефом Шеллингом (1775–1854), а в середине ХІХ века подхвачены архитектором Готфридом Земпером (1803–1879) и композитором Рихардом Вагнером (1813–1883). Романтики подчеркивали родство архитектуры, живописи, музыки. Особенно высок был культ музыки, посредством которой можно постичь тайну жизни. Новалис утверждал, что ритм, такт, мелодию можно обнаружить во всех занятиях людей. Ф.В.Й. Шеллинг считал, что взаимосвязь музыки и архитектуры обуславливают гармонические пропорции, имеющие математическую основу. В музыке они проявляются через ритмическое деление во времени, в архитектуре – через ритмическое деление в пространстве. В это время становится популярным афоризм «Архитектура – застывшая музыка», который приписывается то Ф. Шлегелю, то И.В. фон Гете.

Г. Земпер был архитектором, скульптором, живописцем и теоретиком искусства, построил здания Оперного театра и картинной галереи в Дрездене. Изучая античное искусство, он пришел к выводу о естественном единении всех видов творческой деятельности человека не на основе академической иерархии жанров, а синтеза архитектуры и художественных ремесел. Он утверждал, что архитектура возникла из четырех видов технической деятельности: искусства плетения (ткачества), керамики, тектоники (деревянного зодчества) и стереотомии (каменного строительства). Системное проектирование всей среды, окружающей человека: монументальных росписей, лепнины, мебели, утвари, одежды, могло бы, согласно убеждений Земпера, повлиять на художественные вкусы людей, привести к их большей свободе, и, в конечном итоге, реформировать общество. Эта идея сблизила Земпера с приехавшим в Дрезден Р. Вагнером, который был убежден, что время единства всех видов искусств уже было в древнегреческом театре, где музыка, драма, танец, изобразительное искусство были едины. Он осуществил реформу оперы, на основе органического слияния музыки, слова, сценического действа и непрерывного симфонического развития.

В Англии идея единения искусств на основе возрождения средневековых ремесел проповедовалась писателем, художественным критиком и теоретиком искусства Джоном Раскиным (1819–1900), а с 1865 года – художником, поэтом, издателем, теоретиком искусства и политическим деятелем Уильямом Моррисом (1834–1896). Наработанные ими открытия в области формообразования стали основой для поисков единого стиля в эпоху модерна, а также для становления и развития дизайна. Философские и социальные аспекты идеи гезамткунстверка хотя и оставались утопией, но в ХХ веке были востребованы футуристами, супрематистами, конструктивистами.

4.4. Высокая оценка каждой индивидуальности потребовала внимания к частной жизни человека, распространения на нее понятия «художественного». Ликвидировать недостатки внимания творческой личности к частной жизни и романтизировать быт и повседневность был призван стиль бидермейер, который можно рассматривать как одно из течений романтизма.

Термин «бидермейер» возник в немецкой литературе в середине ХІХ века, когда развитие самого стиля подходило к финальной стадии. Его автором является поэт Людвиг Ейхродт, который из двух слов «Biedermann» и «Bummelmeier» создал псевдоним, и вместе с Адольфом Кюсмалем напечатал под ним цикл стихотворений, высмеивающих филистерское мировосприятие немецких бюргеров. Бидермейер представлен в образе школьного учителя, который доволен своей ролью в небольшом местечке и даже счастлив, проводя жизнь в скромном домике с садиком, воплощавшем земной рай. Изначально заложенный в термин иронический смысл (бидермейер дословно означает «бравый Майер») вскоре приобретает положительный характер. Со временем этот образ стал символизировать не столько отрицательные стороны буржуазного мира, сколько эпоху становления массового общества и мироощущение частного человека.

Традиционно принято соотносить стиль бидермейер с немецко-австрийской культурой 1815–1848 гг. – периода между окончанием освободительных войн, созданием Германского союза и революцией 1848 года. Это время относительного благополучия в обществе, когда в результате политических перемен население немецких княжеств, хотя и оставшихся разрозненными, получает возможность мирного обустройства жизни. Стремление к покою и порядку, к сохранению национальных традиций, патриархального уклада семейной жизни становятся нормой жизни. Крестьянство освобождается от крепостной зависимости. Развиваются промышленность и ремесла, крепнут средние слои населения, называемые бюргерами. К ним относятся предприниматели и буржуазные землевладельцы, ремесленники и торговцы, священнослужители и учителя, средние и мелкие служащие. К бюргерам причислялись также представители свободных профессий: врачи,
юристы, художники, писатели, журналисты. Многослойность буржуазного общества определила характер жизни и культуры первой половины ХІХ века в Германии.

Бурному времени начала европейской урбанизации немецкий бюргер противопоставил красоту и ухоженность милого маленького городка. Возникает стремление обустроить свою жизнь комфортно с учетом возросших эстетических потребностей и достижений цивилизации. В повседневный обиход входят водопровод и канализация, газовое освещение сменяют керосиновые лампы.

Желание укрыться от жизненных невзгод реализовывалось в благоустройстве собственного дома «в три окна», на первом этаже которого располагалась мастерская или контора хозяина. К дому примыкал небольшой садик, вход в дом украшали пара колонн, рядом размещались скамейки и клумбы. Основные особенности стиля бидермейер заключаются в интерьере. Появляется особая разновидность многофункциональной комнаты, которая была одновременно и гостиной, и детской, и столовой. Отдельные зоны в одном интерьере разделялись с помощью ширм и жардиньерок, декорированных цветами и птицами.

Символом стиля была группа мебели со столиком для рукоделия, где вокруг хозяйки дома собирались домочадцы. В комнате также стоял круглый стол с мощным цоколем, клавесин или фортепьяно. Появились также две новые модные формы – секретер и сервант («домашний музей», где выставлялось семейное серебро и фарфор). Большое значение в интерьере бидермейера имели окна, через них в семейный мир «входил» мир природы, манящие дали горизонта внешнего мира. В литературе и живописи окно часто выступало в роли «романтического символа». Оно являлось барьером от суровых будней, создавая замкнутый мир, отгороженный ширмочками.

Интерьеры домов бюргеров наполняются не только практичными бытовыми предметами, но произведениями искусства: домашней библиотекой, небольшого формата картинами, мелкой пластикой. Бюргеры становятся потребителями всего изящного и активно выступают в роли заказчика искусства. Живопись, рассчитанная на камерные интерьеры городских квартир, приобретает своеобразную стилистику: ценится поэтическое осмысление мотивов повседневной жизни, переданной достоверно с элементами иллюзорного изображения, с искусно выписанными деталями. Интимность этого стиля становится привлекательной и для аристократии, которая меняет свой образ жизни с учетом новых вкусов. Достаточно быстро художественный стиль и образ жизни «бидермейера» распространяется на более широкие социальные слои.

Уютность частного жилья стала придаваться и дворцовым покоям. Пример сочетания парадности дворцовых комнат с комфортом частной жизни представляют собой жилые апартаменты дворца Лейхтенберг в Мюнхене (1818, Лео фон Кленце), покои королевы в Берлинском дворце (1824). Путешественники, описывающие свои впечатления от пребывания в Германии, с удивлением замечали о дворце Фридриха Вильгельма ІІІ
в Берлине, что это уютные, но бедные комнаты, что король довольствуется тем, что живет с удобствами.

Исследования историков культуры показывают, что термин «бидермейер» имеет устойчивые стилевые компоненты и может использоваться в характеристике не только немецко-австрийской культуры, но и культуры других стран Центральной и Северной Европы. Этот термин также наиболее адекватен для описания времен Николая І в России, начиная с повседневности частного человека и кончая общественной, городской и художественной жизнью. Любопытно, что именно в это время благодаря А.К. Толстому и братьям Жемчужниковым в России возник другой вымышленный поэт – Козьма Прутков, ставший символом аналогичных явлений в русской культуре. В изобразительном искусстве параллели проводятся между творчеством художников круга Венецианова, П. Федотова и живописью Германии, Австрии и США 1820–1840 гг.

Стремление к созданию собственного замкнутого жилья было характерно для русских писателей и художников того времени. В.А. Жуковский строит по собственному проекту домик в Белеве, где живет в окружении ближайших родных. Е.А. Баратынский создает собственное «гнездо» в Муранове, А.С. Пушкин стремится обрести его в Михайловском. Исследователи искусства интерьера отмечают бесстильность их покоев, вернее преобладание личных вкусов и привычек в обстановке дома, что также является чертой быта эпохи бидермейера. Картины П. Федотова («Вдовушка», «Сватовство майора»), воссоздающие интерьеры русского купечества, демонстрируют стилевой компромисс между пользой, уютом и представительностью, необходимой для ведения публичной жизни, а также стремлением обзавестись модными вещицами из Европы. Модная мебель и украшения кабинета в его картине «Завтрак аристократа» – это как раз те «новинки» бидермейера, на которые, возможно, герой потратил деньги.

Ярко выраженный мелкобуржуазный уклад жизни европейцев того времени наиболее полно отражен в бытовой, или жанровой картине, которая составляет сущность бидермейеровской живописи. Поэзия частного, отличавшая данный жанр, напоминает искусство «малых голландцев». Даже в картинах с военной тематикой, весьма далекой от домашних сцен, на первое место выступают бытовые подробности. Излюбленными мотивами в картинах становятся темы военных парадов, где на первый план выносятся фигуры играющих детей, сцены ухаживания кавалера за молодой особой или же комические сцены из жизни солдат.

Кроме бытового жанра активно развивается интимный семейный портрет, где акцентируется внимание на счастливой супружеской чете или образе женщины-матери в окружении многочисленных красиво наряженных детей. Широкое распространение имеет натюрморт и интерьер, где поэтизируется ближайшее окружение человека, воспроизводятся вещи, раскрывающие образ жизни их хозяина. Популярность получают литографии с изображением исторических событий, панорам старых городов, портретами известных деятелей. Широко развивается декоративно-прикладное искусство, призванное облагораживать деловую и жилую среду частного человека. В интерьерах появляется многофункциональная комбинированная мебель, которая повышает удобства их обладателям.

Историзм, характерный для романтического сознания, реализовывался в стиле бидермейера через своеобразный культ памяти. Огромный спрос получает сувенир, который овеществляет развитие исторического сознания общества. Все события, как мирового, так и семейного масштаба, увековечивались в памяти посредством произведений искусства, гравюр, памятных вещей, семейных реликвий, домашних альбомов. Для этого времени характерно проникновение памяти в повседневную жизнь, превращение исторических событий в личные воспоминания. Исторические сюжеты стали декором предметов быта. Батальные сюжеты войны 1812 года украшали фарфоровые тарелки, пейзажи острова Св. Елены, напоминавшие о падении Наполеона, переместились с литографий на тулова ваз и стеклянных стаканов. В память о Венском конгрессе производилось богемское стекло с изображением архитектурных пейзажей Вены. Виды ампирного Петербурга и классического Берлина переносились на парадные сервизы и вазы. Миниатюрные портреты русских полководцев украшали подарочные чашки.

Бидермейер не отличался чистотой стиля, в нем были собраны идиллические элементы сентиментализма, представительность и помпезность ампира, поэтичность романтизма и натурализм зарождавшегося реализма. Будучи внутренне неотделимым от романтического мироощущения, он представлял собой как бы его обратную сторону. Бидермейер можно рассматривать как одно из течений романтизма, в котором воплотился идеал «земной жизни» романтической мечты. Заземленность бидермейера, его подчеркнутая вещность, прозаичность была одним из полюсов романтизма, противоположная его стремлению к постижению идеального, неземного, потустороннего мира.

Тема частного человека восходит еще к сентиментализму, стилю идиллических сцен, где персонажи не получали личностных характеристик. Обращение романтизма к внутреннему миру, со всеми его противоречиями, индивидуализация личных вкусов, стремление противопоставить свое «Я» историческим катаклизмам эпохи, привнесли в ощущение повседневности и ее изображение особый личностный оттенок. Определяется и новое понимание общественной жизни, представляемой как взаимодействие индивидуальностей. Частный человек в литературе, театре, изобразительном искусстве середины ХІХ века – это личность, определяющая социальный облик своего времени, персонаж, известный под эпитетами «маленький», «лишний», «положительный» (одержим практической деятельностью) человек. Все данные характеристики отражают не просто свойства личности, а комплекс сложных взаимоотношений реальных условий бытия личности с социально-историческими идеалами общества.

Жизнь частного человека приобретала публичный характер. Это проявлялось в активном участии в политической жизни, в благоустройстве городской среды, в распространении театральных зрелищ, художественных выставок, публичных и домашних концертов, появлении многочисленных кафе и ресторанов, в появлении увеселительных городских садов и загородных парков.

Благодаря романтикам традиция эстетики вещей переходит в традицию эстетики жизни, более демократичную, утверждающую красоту, доступную всем, а не только обществу аристократов. Главным признаком эпохи бидермейера было все большее внимание частного человека к искусству. Основные приметы массовой культуры, которые предопределили характер многих явлений культуры второй половины ХІХ века, зародились в культуре бидермейера. Это время формирования «массовых» художественных вкусов, что вызвало сознательное стремление к эстетизации повседневной жизни.

§ 5. 5.1. Одним из ведущих направлений в художественной культуре конца 30–50-х гг. XIX века становится реализм, выливаясь в форму критического (социально-исторического) реализма.

Несмотря на то, что история реализма как метода связана еще с эпохой Возрождения, вплоть до середины XIX века он не осознавал сам себя как направление. Реализм развивался параллельно с романтизмом и в тесном взаимодействии с ним. В 1820-х годах реалисты включаются в романтическое движение. В 1830–
1840-х гг. реализм окончательно обретает свое лицо, хотя и продолжает взаимодействовать с романтизмом. Их противостояние возникает в середине века. Только начиная с середины XIX века, реализм становится властителем дум и получает теоретическое обоснование.

Термин «реализм» появляется в 1856–1857 гг., когда во Франции Шанфлери (псевдоним Жюля Юссона) выпускает сборник статей «Реализм», а его соратник Э. Дюранти вместе с критиком А. Ассеза выпускает 6 номеров журнала под тем же названием. Тогда же Жорж Санд опубликовала статью под названием «Реализм», в которой со всей определенностью обозначилась противоположность позиций романтиков и реалистов.

Европейский реализм первой половины XIX века во многом складывался как направление внутри общего романтического потока. Как художественный метод реализм неоднороден, но в целом имеет некие общие основы. Его новое содержание определяется: 1) преемственностью с романтизмом, которая складывается из усвоения и отталкивания; 2) демократизмом; 3) преимущественно критической направленностью.

Реализм XIX века вырос из романтизма. Почти все писатели-реалисты: Бальзак, Диккенс, Пушкин, Гоголь начинали с романтизма, да и потом сохраняли его черты. Стендаль причислял себя к романтикам. Пушкин даже возражал тем французским журналистам, «которые обыкновенно относят к романтизму все, что им кажется ознаменованным печатью мечтательности и германского идеализма…». В «Борисе Годунове» он видел «трагедию истинно романтическую» именно потому, что она отличалась «верным изображением лиц, времени, развитием исторических характеров и событий…».

С одной стороны, реализм усваивает романтическое восприятие мира как непрестанно меняющегося.
С другой – отталкивает некоторые стороны романтической эстетики (в частности, идеализацию художественного образа). В отличие от романтизма, бегущего от действительности, реализм стремится более глубоко проникнуть в общественную жизнь, раскрыть суть социальных катаклизмов. Реалисты попытались посмотреть на мир более трезво и непредвзято, нежели романтики. Ими была полностью реабилитирована «низкая» натура, а героическим и экзотическим мотивам пришлось потесниться. Романтиков занимали чрезвычайные ситуации, необыкновенные личности, героические времена. Представителей реализма интересует другое. Их волнует не индивид в чрезвычайных обстоятельствах и полная страстей жизнь души и сердца, а «жизнь души, сердца и разума в нормальном состоянии» (Мопассан). Зерно реалистического метода точно определил
Ф. Энгельс в письме к английской писательнице Маргарет Гаркнесс (апрель 1888 г.): «Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типических обстоятельствах». А типическими обстоятельствами реалисты считали обстоятельства социальные.

Искусство прежних эпох, за немногими исключениями, с низами не зналось. Только в реализме XIX века «маленькие люди» получают это право. Демократизм реалистического искусства первой половины XIX века выразился в стремлении раскрыть характеры, чувства, переживания «обыкновенных» людей, ввести в поле зрения искусства все слои общества.

Характерной приметой реализма 30–50-х гг. XIX века явилась его критическая направленность. Вызвана она была прежде всего расхождением нравственных идеалов и действительности. Искусство стало подвергать анализу, причем критическому, существующую реальность. Сравнивая отношение романтика и реалиста к какому-нибудь факту социальной несправедливости, можно заметить, что романтик выразил бы свое возмущение, а реалист прежде всего попытался бы раскрыть причины, породившие этот факт, то есть подошел бы к нему с позиций науки. Отсюда критический характер реалистического искусства, нередкое обращение к сатире, столь ярко проявившееся в романах У. Теккерея, карикатурах О. Домье и т.д.

В реалистическом искусстве по-иному изображается отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в тесной связи с социальными обстоятельствами. Однако реалистическое искусство нечто большее, чем воспроизведение человека в социальных связях. Предметом глубокого анализа становится внутренний мир самого человека, поэтому критический реализм одновременно становится психологическим. В формировании этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я». Но критический реализм не создает гигантские общечеловеческие характеры, а углубляется в усложнившийся духовный мир личности, которая, как губка, впитывает в себя действительность и меняется под ее воздействием.

Реализм как направление представляет собой продукт Нового времени. Формирование метода критического реализма хронологически совпадает с острым переломом в социально-политической жизни (Лионские восстания во Франции в 1831 и 1834 гг., буржуазно-демократические революции 1848–1849 гг. во Франции и Голландии и т.д.). Буржуазия утверждала новые правовые нормы и правовую мораль. Результатом промышленной революции стало образование индустриального общества, где «труд и производство становятся идеалом, а затем и идолом» (Й. Хейзинга).

В большинстве стран Европы утверждается капиталистическая система хозяйствования. Ускоряются темпы технического прогресса. Входит в жизнь использование электричества для освещения. Появляются железные дороги, телеграф, телефон, 1839 г. становится годом возникновения фотографии. Новые средства транспорта, связи и передачи информации принципиально меняют условия коммуникации людей и заметно влияют на художественную культуру XIX века. Идет развитие промышленной архитектуры – это прежде всего строительство фабрик, вокзалов, мостов и т.д., чему способствует механизация строительных работ. Технический прогресс еще восхищает, завораживает. Курбэ говорит: «Для того, чтобы давать работу художникам, незачем им внушать всякие величия, греческие краски и римские тоги. Побуждайте их перенести на холст типы, нравы, характер и индустрию их народа». Он даже предлагает заменить музеи вокзалами: «они уже стали храмами прогресса и станут храмами искусства».

Прогресс культуры начинает отождествляться с прогрессом экономическим. Польза, достаток, комфорт – эти ориентиры доминируют в общественном сознании. Обещанное просветителями «царство Разума» обернулось торжеством буржуазного рассудка, свобода вылилась в свободу капиталистической эксплуатации. Начинают формироваться новые представления о человеке в новом, изменившемся мире. Человеку необходимо было реально взглянуть на жизнь. В этом ему помогли естественные научные открытия и эксперименты. В 1812 г. Кювье восстановил с помощью разработанного им метода ископаемых животных, которых не с чем было сравнить в современной природе. Метод Кювье оставил в сознании реалистов значительный след. Так, П. Мериме писал Тургеневу (10.12.1868): «Для меня нет задачи интереснее, чем обстоятельнейший анализ исторического персонажа. Мне кажется, можно добиться воссоздания человека минувших эпох способом, аналогичным тому, каким воспользовался Кювье для восстановления мегатерия и многих вымерших животных. Законы аналогии так же непререкаемы для внутреннего облика, как и для внешнего». Возможность «по когтю восстановить льва» лежит в основе принципа реалистической типизации (через частное дать общее), определяет значимость реалистической детали.

Непосредственное влияние на установление реалистического метода оказало учение об эволюции видов, разработанное в первой половине века Жоффруа Сент-Илером. Позже возникает теория Чарльза Дарвина, объясняющая происхождение видов животных и растений межвидовой и внутривидовой борьбой. Развитие общества стало объясняться аналогично теории Дарвина – борьбой человеческих интересов, классовой борьбой. Не случайно самое крупное достижение европейского реализма – «Человеческая комедия» О. Бальзака была посвящена Жоффруа Сент-Илеру. В манифесте реалистического искусства – «Предисловии к «Человеческой комедии» (1841) Бальзак писал: «…Общество подобно природе. Не создает ли общество из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько существует в животном мире?»

В XIX веке сложились философско-эстетические основы критического реализма. Из Германии в другие страны, в том числе и Россию, приходят немецкая классическая философия и эстетика. Идеалистическая философия Гегеля и материалистическая философия Маркса и Энгельса: и в той и в другой присутствует диалектика и тема истории. А тема историзма становится одной из центральных в реалистическом искусстве.

Велико влияние на возникновение реалистического метода теории материализма Людвига Фейербаха и позитивизма Огюста Конта, согласно учению которых человек предстает как существо не столько естественно-биологическое и духовное, сколько социальное. Художественная концепция мира начала включать в себя социологический анализ и психологизм, основанный на социальной природе человека.

Западноевропейский критический реализм видел трудность достижения счастья и независимости личности в обществе, основанном на власти денег. Достижение независимости в таком обществе возможно только через обогащение. Последнее же для духовно цельной личности невозможно, или духовно разрушительно. Этот единственный путь к счастью оказывается иллюзорным. Основная задача личности оказывается альтернативной: или найти путь к счастью вне богатства, или достичь богатства «чистыми» средствами. Сама утопичность такой альтернативы оборачивается острой критикой всего буржуазного строя, ставящего личность в столь неустойчивое положение. Фактически западноевропейский критический реализм поставил под сомнение буржуазный общественный строй XIX века как неспособный обеспечить счастье и независимость личности. Наивысших своих достижений реализм достиг в литературе. Однако и в других видах искусства реализм как творческий метод нашел свое воплощение.

5.2. Первым подготовительным этапом становления реализма в литературе был так называемый «физиологический очерк». Само это название знаменательно. Под влиянием начинавшегося бурного развития естественных наук, литература, подражая им и как бы вступая с ними в соперничество, стремилась воссоздать окружающий социальный мир со свойственной этим наукам точностью, объективностью. Это были зарисовки реального быта людей из разных слоев общества: извозчиков, чиновников, торговцев и т.д. «Очерками Боза» (1833–1835) начал свой творческий путь Ч. Диккенс. Серией очерков («Книга снобов» 1846–1847) начал творчество У. Теккерей. Очерки – важное звено в формировании Бальзака-романиста. Он публиковал очерки в сатирическом журнале «Карикатура» в 1830–1832 гг. одновременно с сатирическими литографиями О. Домье.

Вслед за очерком, параллельно с ним или даже от него независимо, развиваются иные – прозаические, поэтические, драматические жанры, и прежде всего жанр социального романа. Классики реализма первой половины XIX века не называли себя реалистами. Так, Стендаль считал себя романтиком, Бальзак относил свое творчество к эклектическому направлению. Даже в конце века такой авторитетный литературовед, как Эмиль Фаге, относил Стендаля к классицизму и резко критиковал эклектический стиль Бальзака, не осознавая специфики реалистического искусства.

Виднейшими представителями реализма в литературе являются следующие писатели: во Франции Стендаль (Анри Мари Бейль) (1873–1842; «Красное и Черное»), Оноре де Бальзак (1799–1850; «Шагреневая кожа», «Блеск и нищета куртизанок», «Человеческая комедия»), Проспер Мериме (1803–1870; «Кармен»); в Англии Чарльз Диккенс (1812–1870; «Приключения Оливера Твиста», «Мартин Чельзвит»), Уильям Мейкпис Теккерей (1811–1863; «Ярмарка тщеславия»); в Германии Георг Бюхнер (1813–1837; «Войцех», «Ленц»).

Критический реализм 30–50-х гг. XIX века существенно отличался от просветительского. Просветители критиковали феодальное общество и питали иллюзии к буржуазному, реалисты XIX века критиковали буржуазное общество, отбросив все иллюзии. Реалисты использовали реальную историческую обстановку, унаследовав исторический метод у романтиков. Просветительский герой (от Робинзона Крузо до Фауста) в реальной жизни мог не существовать. У реалистов XIX века герой показан в естественной жизни, в типических обстоятельствах. Он воплощает типичные черты того или иного социального слоя в обществе. При этом положительные герои не занимают центрального места, как правило, они второстепенны. Поменялась тематика. Житейская проза – все материальное, вещественное, наличное – не только подавила приверженность возвышенным идеалам и самообманам, но и сама стала почитаться за «идеал». Собственность выставлялась напоказ: дома, мебель, жилеты с золотыми брелоками. Реалисты XIX века начинают описывать механизм общества, устроенного на денежных интересах. Деньги становятся одним из действующих лиц. Деньги были основным мерилом и купленные вещи представляли, выражали владельцев. Реалисты разглядели эту особенность эпохи. Одним из принципов стало подробное, скрупулезное описание поверхности жизни: ведь поверхность отражала сущность. Вещи характеризовали человека.

Однако критический реализм – искусство как критикующее, так и утверждающее. Причем высокие социальные, гуманистические ценности оно находит в самой действительности, главным образом в демократически, революционно мыслящих кругах общества. Положительные герои в творчестве реалистов – правдоискатели, люди, связанные с национально-освободительным или революционным движением (карбонарии у Стендаля, Неурон у Бальзака) или активно сопротивляющиеся растлевающему вниманию индивидуалистической морали (у Диккенса). Становление реалистического метода выглядит прежде всего как становление индивидуальных творческих методов. Поэтому знакомиться со спецификой реализма 30–50-х гг. XIX века целесообразно на примере выдающихся писателей-реалистов.

У истоков социального романа во Франции вместе со Стендалем стоял Оноре де Бальзак. За недолгую жизнь он создал грандиозный цикл романов (95 томов), посвященный нравам современного ему французского общества.

«Я опишу огромное современное чудовище со всех сторон…– говорил Бальзак.– Я отражу все общество в своей голове!». «Человеческая комедия» с ее сценами «частной жизни», «провинциальной жизни», «Военной жизни», с ее «Этюдами о нравах», с ее более чем двумя тысячами персонажей и явилась попыткой реализовать этот энциклопедический замысел. То было открытие нового мира, в котором все примечательно, существенно, вне зависимости от того, радует оно глаз или отвращает. Реализм XIX века соревнуется с науками естественными. В «Человеческой комедии» Бальзак рассматривает человеческое общество как некое подобие животного царства, в котором также существуют различные виды, соответственно среде «обитания». Тяготея в своем творчестве к приоритету обстоятельств, Бальзак пытался проникнуть в суть современной ему жизни.
В повести «Гобсек» (1830) прозвучала главная для Бальзака тема – страшной власти денег над человеком. Главный герой повести – 76-летний старик Гобсек, смыслом всей жизни которого было стремление разбогатеть. Для достижения этого он не брезговал ничем, прибегал к скупке краденого, шантажу, сводничеству.
В конце жизни его жадность превращается в своего рода помешательство, сумасшествие. Бесславный конец героя звучит как обвинение миру эгоизма, алчности и корыстолюбия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...