Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Культура и культурная жизнь народов 17 глава




Совершенствование кинотехники, развитие сюжета и драматургии, использование крупного плана и монтажа требовало нового стиля актерской игры. Первые успехи в этой области были достигнуты комедийными актерами, которые сумели быстро перейти от характерных ролей к кинокомедии, сделав ее одним из любимейших и популярнейших киножанров. В их числе такие известные американские актеры, как Фатти, Бестер Китон, Бен Тюрпин, Гарольд Ллойд и, наконец, Ч. Чаплин. Серьезный вклад в подготовку актеров, способных естественно и непринужденно вести себя перед камерой, внес американский режиссер Д.У. Гриффит. Он создал единую систему актерской выразительности, включавшую физическое действие, ритм, выразительность рук, походку, передачу через вещи состояния человека, тщательно разработанные мизансцены для общих планов и мимическую игру на крупных планах, усиливающие драматическое напряжение фильма. Школа Гриффита сумела дать американскому кино превосходные актерские силы. Из нее вышли Мэри Пикфорд, Лилиан и Дороти Гиш, Норма и Констанция Толмедж, Роберт Харрон, Ричард Бартельмес, Дуглас Фербенкс и др.

Американское искусство, в отличие от искусства большинства европейских стран, было многонациональным по происхождению его создателей – художников, родословная которых зачастую восходила к нескольким десяткам различных европейских, азиатских, африканских или коренных американских народов. Несмотря на это, художники нашли свой собственный, глубоко национальный язык, чтобы выражать идеи и чувства своего, американского, народа.

§ 8. Развитие культуры скандинавских стран в XVII–XVIII вв. происходило в довольно сложной политической обстановке, сложившейся в данном регионе. После распада Кальмарской унии (1523 г.), в свое время объединившей в одну державу Данию, Швецию, Норвегию, образовалось два государства – Дания
(в унии с Норвегией) и Швеция, власть которой распространялась на Финляндию.

Два века истории этих двух стран проходили в остром соперничестве за гегемонию в балтийском регионе. В Дании и Швеции в этот период складываются централизованные дворянские монархии, развивается мануфактурная промышленность (особенно в Швеции), формируется национальная буржуазия. Норвегия и Финляндия оставались аграрными придатками своих более развитых соседей. Мануфактурное производство в них развивалось крайне медленно, что обусловило их отставание и в культурном развитии. Существенное влияние на духовное и культурное развитие стран Скандинавии оказал утвердившийся в них в XVI в. протестантизм.

Дания и Норвегия. В культурном отношении первенство среди скандинавских стран в XVII веке бесспорно принадлежало Дании. Она вступает в полосу экономического процветания. В стране появляются первые мануфактуры. Они были преимущественно королевскими предприятиями и обслуживали потребности государства в оружии, порохе, обмундировании. Частнокапиталистические мануфактуры стали распространяться лишь к концу XVII века. Крупные капиталы инвестировались в основном во внешнюю торговлю. Были организованы Ост-Индская и Вест-Индская компании для торговли с Русским государством и с Исландией.

Копенгаген в XVII в. становится крупным столичным центром – здесь возводятся многочисленные жилые и общественные здания, некоторые кварталы получают регулярную планировку. Расцвет дворянской монархии отразился в возведении великолепных дворцов и замков при Христиане IV. К ним относятся дворец Фредериксборг (1602–1620), возведенный на севере острова Зеландия Гансом Стенвиккелем Младшим (1587–1639). Датские мастера также участвовали в строительстве биржи в Копенгагене – одного из самых красивых сооружений датской архитектуры XVII века (1614–1625). Главными архитекторами ее как и дворца Росенборг в Копенгагене (1606–1634) были голландцы Лоуренс и Ганс Стенвиккели. В этих дворцовых постройках своеобразно сочетались традиции голландского и итальянского зодчества, при этом в них ясно выражена связь с датским замковым строительством XV–XVI веков. Крупнейшими архитекторами XVIII века были строители новой королевской резиденции – Копенгагенского дворца Кристиансборг (1733–1740), воздвигнутого в стиле позднего барокко (архитекторы Н. Эйтвед (1701–1754) и Лаурис Тура (1706–1759). Тому же Эйтведу (в сотрудничестве с Н. Жарденом) принадлежит создание Амалиенборга, одного из самых замечательных ансамблей Дании. К середине XVIII в. в архитектуре Дании утверждается классицизм.

В развитие датского искусства особенно значителен вклад двух художников Кареля ван Мандера ІІІ
(ок. 1609–1670) и Абрахама Вухтерса (ок. 1612–1682), основным видом живописи которых стал придворный портрет. Значительное место среди придворных живописцев в ХVІІІ в. занял швед Карл Густав Пило, проработавший около тридцати лет в Копенгагене. К концу ХVІІІ в. в искусстве Дании появляются новые черты, связанные с развитием в стране буржуазных отношений и демократизацией общественной жизини, что наиболее полно выразилось в творчестве Енса Юля (1745–1802). Его модели – это бюргеры в семейной обстановке. Юль является также одним из родоначальников датского пейзажа. С третьей четверти ХVІІІ в. датская живопись развивается под влиянием классицизма. Наиболее известным представителем этого направления стал художник Н. Абильгор (1743–1809), который с 1801 г. возглавлял датскую Академию художеств.

Реформация, проходившая в Дании в ХVІ веке, оказала значительное влияние на развитие культуры двух последующих веков. Переводы Библии сыграли большую роль в развитии национального литературного языка. Культурный расцвет ХVІІІ века был подготовлен еще в предыдущем столетии, получившем название «ученого века». Датчанин Томас Бартолин (1616–1680) открыл лимфатическую систему, Оле Ремер (1644–1710) определил скорость распространения звука. В области художественной литературы ХVІІІ век ознаменовался решительным разрывом с ХVІІ в., с его религиозным пиетизмом и ханжеством. Создатели новой литературы – представители эпохи Просвещения – были одновременно философами, историками, филологами, правоведами.

Классиком датской и норвежской литературы является Людвиг Гольберг (1684–1754), автор замечательного философского романа «Подземное путешествие Нильса Клима» и ряда комедий («Иеппе с горы», «Жан Франсуа»). Гольберг не выходил за пределы теории «просвященного абсолютизма», но разоблачал и высмеивал целый ряд социальных пороков, создавая яркие бытовые картины жизни современной ему Дании.

Вообще же, в литературе Дании второй половины ХVІІІ в. господствовал классицизм. В последнее десятилетие этого века в литературе скандинавских стран появляется романтическое направление. В Дании наиболее ярким его представителем является поэт И. Эвальд (1743–1781). Со второй половины ХVІІІ в. начинают издаваться журналы «Датский зритель» и «Патриотический обозреватель», издававшиеся философом
Ф.К. Эйльшовом и лингвистом Е. Снеедорфом, сыгравшими значительную роль в формировании современного датского литературного языка.

Норвегия, редко населенная, преимущественно скотоводческая страна, с конца ХІV в. находилась в унии с Данией. Фактически уния все более превращалась в подчинение более слабой и отсталой Норвегии датскому владычеству. Экономическая отсталость страны сказывалась и на развитии ее культуры. В ХVІІ–ХVІІІ вв. в Норвегии не было ни одного университета, поэтому норвежская молодежь вынуждена была уезжать в Данию для получения образования. Единственным хранителем норвежского языка являлось крестьянство. В городах Норвегии звучала преимущественно немецкая речь.

Ценнейшим достоянием народной традиции была деревянная архитектура, резьба по дереву, а в области устного творчества – саги, песни и сказки. Живопись продолжала носить преимущественно религиозный характер. В архитектуре главным строительным материалом оставалось дерево. Для национального самосознания норвежцев большое значение имело издание норвежскими гуманистами древних историко-литературных памятников. На рубеже ХVІ–ХVІІ вв. Норвегия уже имела своих, хотя и писавших по-датски или по-латыни таких ученых, как Клауссен, автор «Описания Норвегии» и поэтов – религиозных лириков.

ХVII век проходит под знаком развития «ученой литературы», в которой особенно сильно ощущается и влияние европейской литературы. В стихах и рассказах норвежского поэта Петера Дасса (1647–1708) религиозные мотивы переплетаются с учеными дидактическими рассуждениями. Борьба за самостоятельность норвежской литературы возрождается со времени издания первой норвежской газеты в Христиании К. Туллина, начала работы Тродьемского научного исторического общества и особенно со времени организации в Копенгагене «Норвежского общества» (в 1772 г.), оказавшего большое влияние на формирование новой норвежской литературы и идей норвежского национально-освободительного движения. Влияние «Норвежского общества», пропагандировавшего идеи Руссо, Мерсье, Сен-Пьера, Лессинга и Дидро, было огромно. Просветителем и сентименталистом выступает поэт Кристен Туллин (1728–1765) – автор многочисленных сентиментальных и пасторальных поэм.

Патриотическая норвежская поэзия была предоставлена «Гимнами» Бруна («За отчизну героев – Норвегию» и др.), народными «Песнями» братьев Крауса и Петера Фриман (сборник «Народный певец» 1790) и др. Уже с конца ХVIII в. все более заявляет о своих правах норвежский народный язык, изгонявшийся из литературы в период датского господства в Норвегии. На этом языке начинают писать романтики – Мауритс Х. Гансен (1794–1872), Генрих А. Бьеррегаард (1742–1842) и др.

Швеция и Финляндия. Подъем горнометаллургической и металлообрабатывающей мануфактурной промышленности привели к военному и политическому усилению Швеции в ХVII в. «Золотой век» дворянства ознаменовался усиленной строительной деятельностью, особенно в городах и прежде всего в столице – Стокгольме. Большую роль сыграло творчество французского архитектора Симона де ла Валле, приехавшего в Швецию в 1637 году, и голландского мастера Юстуса Винкбонса. Им в 1641–1674 гг. был построен Рыцарский дом в Стокгольме.

Во второй половине ХVII столетия утверждается барочно-классицистический стиль, в котором эклектично соединяются черты голландской, французской и итальянской школ. Таков, например, дворец Дроттнингхольм около Стокгольма, построенный Никодемусом Тессином Старшим (1615–1684). Оформление интерьеров к нему и закладка регулярного парка к самому грандиозному дворцу в Скандинавии, своеобразному подражанию Версалю, осуществлено по проекту Никодемуса Тессина Младшего (1654–1728). Им же была возведена величественная городская резиденция – Стокгольмский Королевский дворец (начат в 1697 г.).
В ХVIII веке продолжалось строительство дворцов, но уже не в столь внушительных масштабах. Самый изящный памятник шведского рококо – небольшой дворец Кина – был построен в 1763 г. в Дроттнингхольмском парке архитектором Карлом Аделькранцем (1716–1796). Архитектором Э. Пальмстедом (1741–1803) возведен в 1782 г. выдержанный в духе классицизма театр замка Гринсхольм.

В развитии шведской живописи ХVII–ХVIII вв. наибольшие эстетические ценности были созданы в области портретного жанра. Наиболее значительными художниками ХVII века были «Отец шведской живописи», уроженец Гамбурга, Давид Клекер фон Эреншталь (1628–1698) и его преемник Давид Крафт Старший (1655–1724). В ХVIII в., несмотря на военную катастрофу в Северной войне, придворное искусство Швеции продолжает поддерживать свой блеск. В 1735 г. в Швеции была основана Академия художеств. Самыми известными художниками-портретистами были Лоренц Паш Младший (1733–1805), мастер пастельного портрета Густав Лундберг (1695–1786) и Александр Рослин (1718–1793). Еще одна группа шведских художников ХVIII в. имела широкий «европейский» успех. Это миниатюристы Никлас Лафренсен (1737–1807) и Петер Адольф Халль (1739–1793). Одним из наиболее ярких художников в шведском искуссве второй половины ХVIII в. является Пер Хиллестрем (1733–1815), один из оригинальнейших шведских художников, отразивший разные стороны быта Швеции.

Шведская скульптура ХVII–ХVIII вв. несколько уступала по своему значению живописи. В ХVII в. в Швеции была широко распространена резьба по дереву. Она имела традиции, идущие от средневековья. Значение скульптуры в шведской художественной культуре повышается после приглашения из Франции двух французских скульпторов – Жака-Филиппа Бушардона (1711–1753) и Пьера Ларшевека (1721–1778). Наиболее интересны конные памятники, созданные Ларшевеком Густаву Вазе и Густаву Адольфу ІІ. К концу
ХVIII в. появляется собственно шведская скульптура, связанная с именем Иоганна Тобиаса Сергеля (1740–1814), одного из основоположников классицизма в скульптуре. Одной из лучших вещей Сергеля является его «Спящий фавн». Сергель был также большим мастером портретных медальонов и этим как бы продолжал высокую традицию шведского медальерного искусства.

Больших успехов достигла в Швеции наука. На рубеже ХVII–ХVIII вв. творил знаменитый шведский механик-изобразитель Кристофер Польхем. В первой половине ХVIII в. утверждается первое научное общество (1719), а также начинают издаваться первые экономические журналы. В ХVIII в. прославились шведские ученые-физики Цельсий и Клингенштерн, химики Валлериус и Шееле, ботаник Линней.

В шведской литературе большое значение имело творчество поэта и публициста Улува Далина (1708–1763). Он прославился главным образом изданием первого литературного журнала «Шведский Аргус». Его литературно-издательская деятельность во многом способствовала формированию шведского литературного языка. Капитальный для своего времени труд У. Далина «История шведского государства» был переведен на русский язык.

Эммануил Сведенборг (1688–1772), крупный математик и механик, но вместе с тем и философ-мистик, создал оригинальную теософскую систему, в свое время популярную далеко за пределами Швеции. В последнее десятилетие ХVIII в. в литературе скандинавских стран появилось романтическое направление. Наиболее ярким предвестником этого направления был талантливый шведский поэт К.М. Бельтман (1740–1795), с его лирическим циклом «Послания Фредмана» и «Песни Фредмана».

В ХVII в. Финляндия вновь стала частью шведского королевства. Но она обладала значительным самоуправлением и имела свое войско. Иногда шведские короли созывали отдельные сеймы в самой Финляндии. Финнское население довольно враждебно относилось к завоевателям – шведам. Преобладание шведского дворянства в администрации и захват ими лучших финнских земель, презрительное отношение шведов к финнскому населению, способствовали распространению среди него антишведских настроений. Городов было мало и преобладало сельское население. Лишь в последней четверти ХVIII столетия началась разработка железной руды и возникли капиталистические мануфактуры. В 1770-х годах во многих районах прокатились крестьянские волнения. Шведский король Густав ІІІ вынужден был в 1789 г. издать указ, предоставляющий зажиточным крестьянам право покупать казенные земли и пользоваться ими. Во второй половине ХVIII в. в Финляндии начался процесс ликвидации общинного землепользования и размежевания хуторов, однако темпы этого процесса были очень медленны.

Финнские литературные традиции восходят к середине ХVI в. В духовных книгах, изданных Агриколой в 1542–1548 гг., были приведены некоторые сведения о фольклоре, народной медицине и обычаях финнов. До начала XIХ в. светской литературы в Финляндии не существовало. Вместе с тем вторая половина ХVII и последующее столетие отмечены расцветом исследований финнских ученых в области национальной истории, языка, собирания фольклора. Виднейшим среди них был Х.Г. Портан (1739–1804) – яркий представитель эпохи Просвещения, основоположник научного изучения истории Финляндии. Будучи профессором университета
в г. Або (Турку), он издал в 5 томах собранные им произведения финнского фольклора, а в 1784–1804 гг. – обширные публикации документов по истории Финляндии со своими комментариями. Написал ряд работ по истории финнской церкви в средние века и культурных связей финнского и шведского народов. Основал просветительское общество «Аура» в г. Або и стал издавать, правда на шведском языке, первую в Финляндии газету. Портан пробудил интерес к изучению истории страны, ее языка, литературы, обычаев народа, внес значительный вклад в развитие национального самосознания финнского народа.

Истоки финнской живописи восходят к эпохе средневекового католицизма (конец ХV – начало ХVI в.), когда стены и своды церквей покрывались богатой декоративной росписью. В ХVII в. росписью деревянных церквей занимался живописец М. Топелиус.

Ученые Финляндии внесли заметный вклад в мировую науку. В ХVIII в. страна дала миру видного ботаника П. Калма (одного из учеников Линнея), который совершил путешествия по Европе, Азии, Северной Америке и способствовал усовершенствованию сельского и лесного хозяйства. Уроженец Финляндии (швед по национальности) – крупный экономист ХVIII в. А. Хидениус, отчасти предвосхитил идеи А. Смита.

Культура стран Северной Европы в ХVII–ХVIII вв. испытала большое воздействие западноевропейской культуры и прежде всего голландской и французской. Значительное число творцов культуры скандинавских стран являлись иностранцами, и их вклад в эту культуру трудно переоценить. Но вместе с тем следует отметить, что культура стран Северной Европы этого периода их исторического развития формировалась прежде всего на собственной основе, впитав в себя лучшие достижения своей самобытной культуры предыдущих столетий.

Культура стран Скандинавии в ХІХ – начале ХХ в. становится еще более богатой и разнообразной. Участие Дании в наполеоновских войнах на стороне Франции повлекло за собой людские и материальные потери. После поражения Наполеона в 1814 году Дания была вынуждена уступить Швеции Норвегию. Тем не менее политика социальных преобразований внутри страны продолжалась. Дания в 1814 году первая среди европейских стран ввела обязательное школьное обучение всех детей в возрасте от 7 до 14 лет. Аграрные реформы открыли путь для прогресса сельского хозяйства. С 1830 г. Дания наладила в массовых масштабах производство зерна и его экспорт на европейские рынки. После отмены зундской пошлины (1857 г.) в стране установилась свобода торговли.

Под влиянием европейских революционных событий 1830 и 1848 гг. в Дании развернулась борьба за конституцию, которая была принята в 1849 г. По конституции состоятельным слоям населения было предоставлено право избирать и быть избранными в сословно-представительские собрания. Еще ранее, в 1837–1841 гг. была введена система местного самоуправления, контролировавшаяся имущими слоями населения. В середине ХІХ в. вопрос о Шлезвиг-Гольштейне стал особенно остро. В войне с Пруссией 1864 г. Дания потерпела поражение и утратила Гольштейн, Мауэнбург и почти весь Шлезвиг.

Последняя треть ХІХ в. ознаменовалась резкой перестройкой сельского хозяйства, вызванной поисками наиболее выгодных позиций на рынках сбыта. В короткий период Дания превратилась в крупнейшего производителя и поставщика высококачественной продукции животноводства – масла, бекона, яиц, основным покупателем которых стала Англия. В датской промышленности складывался комплекс отраслей, специализирующихся на переработке сельскохозяйственной продукции. Началось строительство скотобоен и молочных заводов, консервных фабрик и холодильников. Развивалось машиностроение для нужд пищевой промышленности и рыболовства, а также судостроение, но по своей хозяйственной структуре Дания оставалась аграрной страной.

В первой половине ХІХ в. в литературе и искусстве Дании преобладал романтизм. Крупным представителем этого направления был поэт и драматург А. Эленшлегер (1779–1850), в творчестве которого звучат патриотические мотивы, жажда свободы и критика мещанского быта. Другой представитель романтизма
Н. Грундтвиг (1783–1872) известен как основоположник религиозной философии, истории и организатор народного просвещения. В творчестве поэта и драматурга И.Л. Хейберга (1791–1860) сочетались черты романтизма и реализма. Он особенно прославился как создатель классического водевиля. До сих пор пользуются успехом комедии и драмы Хенрика Херца (1747–1870). Одно из его произведений «Дочь короля Рене» послужило сюжетом для либретто оперы П.И. Чайковского «Иоланта». Выдающееся место в датской и мировой литературе занимает творчество Г.Х. Андерсена (1805–1875), прославившегося своими замечательными сказками и историями. Их высокая художественность, мягкий юмор, глубокий гуманизм находят живой отклик в сердцах миллионов читателей. Хотя герои и образы сказок Андерсена, несомненно, приобрели интернациональное звучание, эти произведения имеют специфический датский колорит.

В изобразительном искусстве ХІХ в. проявилось увлечение неоклассицизмом. Наиболее видный представитель этого направления, прославленный скульптор Б. Торвальдсен, завоевал мировую известность. В духе неоклассицизма написаны картины К. Энкерсберга (1783–1853), оригинального мастера портретного жанра, воспитавшего целую плеяду талантливых учеников (В. Марстранн и др.). В 40-х годах ХІХ в. в архитектуре началось тяготение к готике и ренессансу, связанное с расцветом романтизма.

Дания дала миру оригинального философа С. Кьеркегора (1813–1855), произведения которого составили фундамент современного экзистенциализма. Большие успехи в ХІХ в. были достигнуты датскими учеными
К. Томсеном, Э. Ворсе и С. Мюллером в археологии. Разработанная на датском материале методика полевых раскопок легла в основу археологической науки. Х. Эрстед прославился открытием электромагнетизма.

В 80-х годах ХІХ в., когда происходили большие перемены в жизни Дании, в литературе романтизм уступил место реализму. Видными деятелями этого направления были критики братья Брандес – Георг (1842–1927) и Эдуард (1847–1931), писатель Иенс Петер Якобсен (1847–1885), автор психологических романов «Мария Груббе» и «Нильс Люне» поэт и писатель С. Шандорф (1836–1901). Большую известность приобрели Х. Дракман (1846–1908), Х. Банг (1857–1912) и Хенрик Понтоннидан (1857–1943), романы которых переведены во многих странах мира. Банг создал также мастерские рассказы, созвучные с рассказами А.П. Чехова, лучшие из них – «Ирене Хольм» и «Прекрасный день». Среди произведений Понтоннидана, идеолога датского реализма, выделяются монументальные «Счастливчик Пер», «Земля обетованная» и «Царство мертвых».

Романтизм в изобразительном искусстве был изжит раньше, чем в литературе. Наиболее известно имя портретиста и жанриста П. Кройера (1851–1909), главы, реалистического направления, который на позднем этапе своей деятельности испытал влияние французских импрессионистов. В конце ХІХ – начале ХХ в. в литературе и искусстве возникли новые течения: символизм, импрессионизм и неоромантизм, проявившиеся в некоторых произведениях Х. Банга, Х. Дракмана и других писателей.

Вместе с тем продолжалось и развитие реалистического направления, ярко представленного в творчестве Й. Иенсена (1873–1950), автора многочисленных романов («Падение короля» и др.) и новелл, поражающих блестящим стилистическим мастерством. Дания дала миру целую плеяду пролетарских писателей. Среди них наиболее известен Мартин Андерсен-Нексе (1889–1954), автор социальных романов «Пелле-Завоеватель», «Дитте – дитя человеческое», «Мортен Красный» и многочисленных новелл.

Среди скульпторов начала ХХ в. широко известно имя Кая Нильсена (1882–1924), произведения которого украшают современный Копенгаген. В архитектуре прославился М. Нюроп, создатель здания копенгагенской ратуши.

В мире музыкальной культуры Дании выдающуюся роль сыграл композитор Карл Нильсен (1865–1931), создавший множество оригинальных симфоний, сонат и опер, которые с успехом исполняются до сих пор.

Датские исследователи внесли весомый вклад в развитие биологии и медицины – в изучение наследственности, радиоактивности, витаминов, сыворотки. Одним из корифеев квантовой физики был Нильс Бор (1885–1962), прославившийся работами о строении атомного ядра.

После того как в 1814 г. решением антинаполеоновской коалиции Норвегия была отнята у Дании и передана Швеции в знак заслуг последней в войне против Наполеона, идеи национальной независимости переросли в открытую борьбу против подчинения Швеции. На Учредительном собрании в Эйдеволле (северо-восточнее Христиании) была выработана и провозглашена Эйдеволльская конституция независимого норвежского государства. Норвегия получила суверенитет, урезанный личной унией со шведским королем, который в Норвегии осуществлял функции норвежского короля. День принятия конституции в Эйдеволле 17 мая стал национальным праздником Норвегии, а сама конституция с изменениями действует и поныне.

Шведские короли ущемляли конституционные права Норвегии, стремились превратить ее в провинцию Швеции. Каждое из требований шведской короны вызывало сопротивление высшего представительского органа Норвегии – стортинг, который стремился сделать своей национальной опорой крестьянство. Стортинг упразднил в Норвегии дворянские титулы, отменил поземельный налог, провел закон о местном самоуправлении во главе с тингом как административной единицей власти. Коммунальное самоуправление в дальнейшем получило еще большее развитие.

Во второй половине ХІХ в. конфликты со Швецией не ослабевали, хотя борьба не выходила за рамки парламентарных форм. Норвежцы добились в 1873 г. упразднения в их стране поста королевского наместника. Год от года политические разногласия Норвегии со Швецией усиливались. Патриотически настроенные общественные круги требовали решительных действий, и прежде всего расторжения унизительной унии со Швецией. 7 июня 1905 г. стортинг принял резолюцию о расторжении унии со Швецией, а в августе народный референдум одобрил эту резолюцию. Королем Норвегии был избран датский принц Карл, принявший при коронации имя Хокон VІІ.

Как профессиональное и более многоплановое продолжение традиций фольклора развивалась норвежская литература. Особенного расцвета она достигла во второй половине ХІХ в. как одна из форм роста национально-освободительного движения. Вот как об этом писал Ф. Энгельс «… за последние сто лет Норвегия переживала такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна кроме России»[31].

В эти годы появилась целая группа талантливых писателей: Б.М. Бьернсон, Г. Ибсен и др. Особую известность приобрело в мире сентворчество Г. Ибсена (1828–1906) – величайшего национального театрального искусства. Его драматургия и поэзия близка к народной жизни и народному искусству. Всем своим творчеством он пытался воспитать современника в духе освободительно-демократических тенденций путем демонстрации героических образов из норвежского прошлого или настоящего. Первые драмы Ибсена относятся к 1850–1860 гг. Самые значительные из них «Бранд» и «Пер Гюнт». Эти драмы имеют обобщенный символический характер и связаны с художественными традициями европейского романтизма начала века. Одинаково быстро пройдя эту первую стадию своего творчества, Ибсен воплощает тот круг идей вполне реалистически. Осмысливания жизни во всем богатстве ее исторической конкретности. Таковы его замечательные драмы «Доктор Штокман» (1882 г.) и «Строитель Сольнес» (1892 г.).

Другой крупный норвежский писатель Бьеристернс Бьернсон в ряде моментов близок Ибсену, но главное содержание его новостей и пьес составляет воспевание поэтических патриархальной жизни, которую неумолимо разрушало наступление капитализма. Сложно и неоднозначно творчество известного норвежского писателя Кнута Гамсуна (1859–1952). Он умел мастерски изображать психологию своих героев (романы «Голод», «Мистерия», «Виктория», «Пан» и др.). Вместе с тем для его творчества характерен индивидуализм, во многих его произведениях преобладают настроения одиночества и беспомощности человека в современном мире («Кольцо замыкается»).

В тот же период национального и общественного подъема бурно развивалась профессиональная музыка и живопись. Именно тогда творил Эдвард Григ (1843–1907) – великий национальный композитор Норвегии. В красочной, эмоциональной, лирически-задушевной музыке он отразил жизнь своей родины, ее природу. Крестьянский быт и мотивы народного музыкально-поэтического творчества, сказочную фантастику. На либретто великолепной драматической поэмы Ибсена «Пер Гюнт» Григ написал не менее великолепную музыку, и это произведение – самое значительное из того, что известно мировой общественности о творчестве знаменитых норвежцев. Григ оказал большое влияние на творчество многих композиторов мира.

Норвежцы дали миру знаменитейших путешественников Ф. Нансена и Р. Амудсена. Фритьоф Нансен (1861–1930) – великий норвежский полярный исследователь, путешественник, писатель, естествоиспытатель, выдающийся общественный деятель. Прославился он двумя беспримерными для своего времени путешествиями. В 1888 г. он первым с пятью спутниками пересек на лыжах Гренландию. Затем в 1893–1896 гг. дрейфовал в высоких арктических широтах на корабле «Фрам» и предпринял дерзкую попытку вдвоем со спутником достигнуть на лыжах и санях Северного полюса (1895–1896). Огромен его вклад в развитие мировой океанографии.

Руал Амундсен (1872–1928) – один из крупнейших полярных исследователей. В 1903–1906 гг. он обследовал Северный магнитный полюс, впервые нанес на карту более ста островов, расположенных в том районе, и впервые же на одном корабле прошел Северо-Западным проходом из Атлантического в Тихий океан. Другим подвигом Амундсена было открытие в декабре 1911 г. Южного полюса в результате предпринятого им санно-лыжного 94-дневного похода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...