Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Культура и культурная жизнь народов 18 глава




В 1805 г. Швеция под давлением Англии примкнула к антинаполеоновской коалиции. В 1807 г. против Швеции выступили Дания и Россия, заключившие союз с Францией. Потерпев поражение в войне с Россией, Швеция была вынуждена по Фридригскому миру 1809 г. уступить ей всю Финляндию вместе с Аландскими островами. В 1810 г. Швеция подписала мирный договор с Францией, по которому обязалась участвовать в континентальной блокаде. Однако после разгрома армии Наполеона в России Швеция вновь выступила против него. За участие в войне против Франции Священный союз согласился на унию Швеции с Норвегией. После кратковременных военных действий между Швецией и Норвегией была установлена личная уния, по которой шведский король стал одновременно королем Норвегии. Уния просуществовала до 1905 г., когда норвежский парламент объявил ее расторгнутой. С 1814 г., вот уже почти два века, Швеция не участвует в войнах. Естественно, что такое длительное развитие страны в мирных условиях, без военных жертв и разрушений благоприятно сказалось на ее экономике, способствовало повышению жизненного уровня населения и развитию культуры.

Огромное влияние на становление науки в Швеции оказал Карл Линней, основавший в 1739 г. Королевскую академию наук и ставший первым ее президентом. Линней признан «отцом» современной систематики огромного мира животных и растений. Сам Линней открыл и описал более тысячи растений Скандинавии. Современник Линнея, астроном и физик Андерс Цельский, создатель старейшей в Швеции астрономической обсерватории в Упсале, увековечил свое имя введением стоградусной шкалы для термометров. В развитие химии большой вклад внесли Иенс Якоб Берцелиус, который развил электрохимическую и анатомическую теории, создал научную минералогическую на основе химии Сванте, Аррениус автор теории электролитической диссоциации (1887 г.).

Работы этих шведских химиков высоко ценил Д.И. Менделеев. Мировую известность получило имя
А. Нобеля, изобретшего динамит и учредившего Нобелевские премии. В истории техники известно имя Йона Эриксона, конструктора первых судовых винтов пароходов и паровозов. В годы Гражданской войны в США он построил первый бронированный корабль с вращающейся орудийной башней. Этот корабль, названный «Монитором», способствовал победе северян над южанами на море. Инженер Карл Густав Лаваль изобрел паровую турбину и генератор, который произвел революцию в молочной промышленности и других технологических процессах.

В литературе широко известно имя поэта-романтика первой половины XIХ в. Эсайаса Тегнера. Шедевр творчества Тегнера – поэма «Сага о Фритьофе», написанная на сюжет древней скандинавской саги. Она переведена на многие языки. Писатель конца ХІХ – начала ХХ в. Август Стриндберг был беспощадным критиком буржуазного общества, страстным искателем правды и борцом за социальную справедливость. В ранний период творчества он призывал к радикальному общественному перевороту. В начале ХХ в. Стриндберг наряду с Ибсеном был «властителем дум» европейской интеллигенции. Один из наиболее известных романов писателя – «Красная комната» – обличает консервативную буржуазно-дворянскую культуру и государственную систему. М. Горький сказал о великом шведском писателе: «Август Стриндберг был для меня самым близким человеком в европейской литературе, писателем, наиболее сильно волновавшим мое сердце и ум».

Другую линию шведской литературы, связанную с поэтическим изображением патриархальной жизни, возглавила талантливая писательница Сельма Лагерлеф. Наиболее ценная ее книга «Чудесное путешествие Нильса» (1906–1907) обращена в первую очередь к детям. Глубокое художественное освоение шведской природы и повседневной жизни простых людей, поэтический пересказ созданных фантазией народа сказок и легенд делают эту книгу одним из замечательных памятников литературы ХХ в. Перу Сельмы Лагерлеф принадлежат десятки романов, пропитанных идеями гуманизма. Наиболее известен первый из них – «Сага о Есте Берлинге», в котором опоэтизирована уходящая патриархальная жизнь дворянских и крестьянских усадеб.

В изобразительном искусстве Швеции наиболее ярко выделяется дарование живописца Андреса Цорна, творчество которого относится к концу ХІХ – началу ХХ в. Его картины воспроизводят типы шведских крестьян, сцены сельской жизни и народных праздников, леса и озера родной художнику провинции Даларна. Палитра Цорна с преобладанием в ней сочных красных и зеленых красок соответствует любимой в народе цветовой гамме, а широкий свободный мазок передает бодрый ритм народной жизни. Современниками Цорна были талантливые шведские художники Карл Ларссон и Бруно Лильефорс. На прозрачных, полных солнца и воздуха акварелях Ларссона с нежным юмором изображены быт семьи художника, забавы его многочисленных детей, пикники, рыбалки. Ларссон создал монументальные панно на сюжеты из истории Швеции, украшающие Национальный музей в Стокгольме.

В ходе русско-шведской войны 1808–1809 гг. русские войска заняли Финляндию и по Фридрихсгамскому мирному договору 1809 г. она была присоединена к России на правах великого княжества. В составе России Финляндия получила довольно значительную внутреннюю автономию, располагая собственным парламентом – сеймом, правительством, судебными и исполнительными властями. Крепостное право не распространялось на территорию княжества. Для ослабления шведского влияния столица княжества в 1812 г. была перенесена из города Турку на юго-западе в город Гельсинфорс (Хельсинки). В 1819 г. в новую столицу переехали сейм и другие административные учреждения, а 1828 г. – университет.

В первой половине ХІХ в. среди финнов усилилось национальное самосознание, активизировалась борьба за признание финнской литературы. Одним из виднейших идеологов этого национального движения был философ И.Л. Снеллман. С 1860-х годов в Финляндии стал развиваться капитализм, чему способствовала отмена различных феодальных ограничений. Строились фабрики и заводы, прокладывались железные дороги и судоходные каналы. Усилилась эксплуатация лесных ресурсов. Капиталистический способ производства проник в деревню. Подъем хозяйства сопровождался глубокими социальными изменениями, прежде всего формированием рабочего класса.

В конце ХІХ – начале ХХ в. царизм стал ограничивать автономию Финляндии. Финнское законодательство было подчинено общероссийскому, была упразднена финляндская армия, усилилась цензура. В ответ финны развернули борьбу за национальные и социальные права. После победы Октябрьской революции Советское правительство во главе с В.И. Лениным в декабре 1917 г. признало государственную независимость Финляндии. Материальная культура населения Финляндии имеет богатые исторические традиции, которые лучше всего сохранились в некоторых сельских местностях.

С ХVІІІ в. в Финляндии изменилось строительство жилья. В качестве материала для построек использовалась древесина. Однако хлева и погреба издавна сооружали из камня, чаще всего из крупных валунов. Наиболее старый тип глинища – просторная изба из необтесанных бревен – первоначально состояла из одной комнаты. Очаг складывался сначала из камней в углу комнаты и не имел дымохода: также жилище приобретало сходство с курной избой. Окна там заменялись стенными отдушинами, запиравшимися задвижками.

Постепенно крестьянские дома увеличивались, в них появилось несколько комнат, чаще всего две и длинный коридор (сени) посредине. На востоке часто строили две избы, соединенные сенями, но зимой отапливалась только одна из них. В центральной части страны распространились и длинные дома, в которых несколько жилых и народных (гостевых) комнат располагались в один ряд. Внутри крестьянского дома выделялась большая кирпичная печь, использовавшаяся для отопления и приготовления пищи. Набор мебели был очень прост: большой стол, расписанный масляными красками, лавки, стулья, кресла-качалки, шкаф, кровати. Мебель расписывалась только в западных районах страны и только со второй половины ХІХ в.

Пища финнских крестьян в прошлом была весьма скудна. Еще в ХІХ в. пшеничный хлеб считался лакомством, и до сих пор в стране часто потребляется ржаной хлеб. К праздникам, особенно к рождеству, специально пекли большие караваи ржаного хлеба. В западных районах нередко заготавливали впрок кислые сухие лепешки (ковалейно) с круглым отверстием посередине. Их нанизывали на длинные шесты и хранили на кухне крестьянского дома под потолком. Пока этот хлеб не съедался, хозяйка нового не пекла. С середины ХVIII в. самым любимым напитком в Финляндии становится кофе.

Финнская городская архитектура имеет исторические традиции. Созданный в первой половине ХІХ в.
К.Л. Энгелем центр Хельсинки – прекрасный памятник неоклассицизма, по праву считающийся шедевром европейской городской архитектуры. В конце ХІХ в. в архитектуре Финляндии преобладало национально-романтическое направление, пропагандировавшее тесную связь между зданием и его округлением. Видные представители этого направления Э. Сааринен, Г. Линдгрен, Л. Сонк широко использовали мотивы карельских деревянных построек. В стиле национального романтизма сооружены здания Национального музея и Национального театра в Хельсинки, собора Тампере и др.

ХХ век начался поисками новых форм в архитектуре в связи с появлением новых методов строительства. Произошел поворот в сторону строгого и рационального содержания, характерного для финнского функционализма. Первым наиболее значительным сооружением в этом стиле был вокзал в Хельсинки, созданный
Э. Саариненом в 1906–1916 гг. Одновременно Сааринен разработал новый генеральный план строительства Хельсинки, предусматривавший децентрализацию жилых кварталов. Скульптура в Финляндии долгое время была исключительно церковной. С середины ХІХ в. началось развитие светской скульптуры. Первые мастера (И. Таканен и др.) придерживались традиций классицизма, с 1870 годов наметился переход к реализму.

В конце ХVІІІ – начале ХІХ в. художники обратились к портрету (И. Ваклин) и натюрморту (Н. Лаурсуе, Г.В. Финберг). В 1846 г. было основано Художественное общество Финляндии. Его коллекция картин способствовала созданию Национальной галереи «Атенеум». Ведущие темы финнской живописи – пейзаж и патриотическая. Р.В. Экман брал сюжеты из «Калевалы». Братья Вригт рисовали птиц и зверей. В. Холмберг,
Я. Мунстертгельм, Б. Линдхольм изображали величественную финскую природу. Жанровые и этнографические сюжеты запечатлены на полотнах К. Янсона и А. Лильелунда.

В конце XIХ в. под влиянием французского импрессионизма в Финляндии сложилось национально-романтическое направление в живописи. Крупнейшим представителем его был Галлен-Каллела, изображавший природу Финляндии и композиции на темы «Калевалы». А. Эдельфельт прославился полотнами на исторические темы, портретами и картинами труда простых людей. Национальные темы преобладали в творчестве Э. Ярнефельта и П. Халлонена. Подлинно самобытным талантом обладал Ю. Риссанен, ученик И.Е. Репина, создавший картины народного быта. В начале ХХ в. в живописи стал развиваться импрессионизм
(М. Энкель) и экспрессионизм (Т. Саллинен).

Финнские литературные традиции восходят к середине ХVІ в. В Финляндии и за ее пределами издавна были широко известны разнообразные эпические и лирические песни финнского народа. Пробуждению интереса к народной поэзии способствовала деятельность Финнского литературного общества, основанного в 1831 г. Э. Леннрот совершил несколько поездок по Карелии, собирая народные песни – руны. Выбрав лучшие и добавив некоторые ранее записанные руны, он опубликовал в 1835 г. при поддержке Финнского литературного общества карело-финнский эпос «Калевала». Поэтичный, насыщенный образными выражениями и элементами сказочной фантастики, текст «Калевалы» оказал большое влияние на развитие финнской литературы и уже в 1870 г. писателем А. Киви был создан первый значительный роман на финнском языке – «Семеро братьев». В нем реалистически был описан быт крестьян. В 1880-х годах сложилась большая плеяда писателей реалистов:
М. Кант, Ю. Ахо, А. Ярневельт, Г. Пеккала и др. К началу ХХ столетия относится творчество крупнейшего финнского поэта-лирика Э. Лейно, которого М. Горький называл «великим художником слова».

В Финляндии существует и богатая литература на шведском языке. На этом языке писали видные представители романтизма ХІХ в. Рунеберг и С. Топелиус. Рунеберг – автор многочисленных стихотворных сборников («Охотники на лосей», «Рассказы прапорщика Столя» и др., нередко его называют национальным поэтом Финляндии. Топелиус прославился своими историческими романами, среди которых наиболее известен роман «Рассказы армейского фельдшера».

В сфере музыкального искусства мировую известность получил финнский композитор М. Сибелиус, автор ряда симфонических произведений. Он вводит слушателя в сказочный мир древней мифологии. В Хельсинки ежегодно устраиваются международные музыкальные фестивали, известные под названием недель Сибелиуса.

Ученые Финляндии внесли заметный вклад в мировую науку. В ХІХ в. М.А. Кастрен заложил основы финноугорской филологии. Геолог П. Эскаля разработал учение о минеральных фациях и способствовал раскрытию генезиса гранитов. Крупный вклад в четвертичную геологию внес М. Саурамо, автор классической монографии «История Балтийского моря». Учение А.К. Каяндера о типах лесов способствовало рационализации лесного хозяйства. Ю. Ильвессало разработал научные принципы лесной таксации и возглавил работы по систематической инвентаризации лесов Финляндии.

Культура Скандинавских стран ХІХ – начала ХХ в. развивалась довольно успешно и дала мировой и европейской культуре имена, известные всему миру: писателей Г. Ибсен и Г.Х. Андерсена, композиторов
Э. Грига и Я. Сибелиуса, философа Кьеркегора, физика Н. Бора, полярных исследователей Ф. Нансена и
Р. Амундсена.

§ 9. «Весь мир – театр, а люди в нем лицедействуют», – скажет Уильям Шекспир в конце XVI века.
И, наоборот, театр – это целый мир, и лицедеи в нем – люди и полностью отражают все человеческие страсти, пороки, способы поведения и мысли. Театр, как зеркало, отражает свою эпоху.

Перед нами театр Нового времени. Мы не будем воображать, какое это здание, мы с вами просто в театре. В необычном театре. В его зрительном зале – в партере, в ложах, в бенуаре и бельэтаже – разместились великие люди театра разных столетий и разных европейских стран. Их объединяет то, что все они отдали театру жизнь и любовь, а театр принес им только трагедию и нищету. Они с печалью и радостью смотрят на сцену, где сейчас, в эту минуту собрались все знаменитые европейские актеры, заняли свои места и приготовились к действию. Сейчас зажгутся свечи, и пока они горят, будет длиться наш необычный спектакль… Мы с вами незаметно проникли в этот зал, и нам предстоит разглядеть лица и судьбы драматургов, исполнителей и главных героев театра Европы. Итак…

Сценическая техника была не слишком разработанной в Испании. По-прежнему только люки и машины составляли все имеющиеся в наличии инженерные приспособления. Сценографией был рисованный задний занавес, предмет-знак на планшете. Если персонажи перемещались в пространстве, они сами говорили об этом. Акцент в театре приходился на само действие, а главное, – на его молниеносный темп. Как правило, все начиналось с песен под гитару. Потом человек от театра произносил пролог. На европейском театре этот элемент сценического представления был традиционным. В прологе говорилось о пьесе и о публике. И сразу шла завязка с путаницами, переодеваниями – одним словом, интригующая ситуация с пламенным монологом героя-любовника в конце. Далее необходимой была передышка для основных героев и еще более глубокое психологическое воздействие на зрителей: его заманивали, специально затягивая развитие интриги, – на сцену выскакивали комические персонажи. Такие интермедии были похожи на небольшие паузы в действии, они существовали как своеобразные знаки препинания в тексте и вместе с тем позволяли действию «набирать дыхание». В следующем эпизоде интрига вообще запутывалась. Как только внимание зрителей достигало предела, в действии снова возникала «пауза», но уже танцевальная. А потом уже наступала и развязка интриги. И опять все и вся бросалось в танец. Такая структура театрального зрелища не могла оставить зрителей скучать. Спектакль был стихией музыки, причем строился по законам карнавального действа. Карнавальный темп задавал актеру тон, сценический темперамент, способ игры. Эта стихия овладевала и залом: зрители оставались зрителями, но их сочувствие героям превышало простое сочувствие, становясь истинным соучастием. Любой автор должен был заранее заручиться поддержкой зрителей, чтобы не быть проваленным в театре. Спектакли играли каждый день при переполненном зале. И это также является подтверждением карнавальности испанского театра начала Нового времени.

Театр в Испании был местом социальной свободы. Здесь смешивались социальные слои, здесь говорили о социальных проблемах, здесь рукоплескали таланту, и смыслом всей этой организации была борьба за утверждение достоинства человека. Блистательный испанский театр является истинным бриллиантом своей эпохи. И «самодержцем театральной империи» был Лопе Фелис де Вега Карпьо (1562–1635). Точно не установлено, сколько пьес он создал, так велико было их число. Сохранилось 500 из них. Получивший отличное образование, он, щедро одаренный от природы, страстно увлекался поэзией, сражался с португальцами, путешествовал, влюблялся, ревновал и сидел в тюрьме и определял «золотой век» испанской сцены. Лопе де Вега создал оригинальную испанскую драматургию, соединив внутреннюю логику комедии и поэтичность. Он дал синтез героического и комедийного на подмостках, его герои совершали подвиги и были исполнены благородных помыслов. Он приподнимался над обыденностью, его житейские сюжеты пронизаны возвышенностью и надеждой.

Самым популярным сегодня произведением Лопе де Вега является «Собака на сене» (1604). Ее героям четыреста лет, а они молоды, энергичны, полны чувств, сердечного томления, истинной любви. «Темны пути любви…», «Неслышен ее шаг…», «Ее узнаешь в тот же миг…» – Лопе де Вега писал о Любви, именно о самой Любви. Это Она была главной героиней его произведений. Подвиги любви выражали суть времени, были последним усилием эпохи перед наступлением века разума, шествующего к векам прагматизма. «Император» Лопе могучей рукой художника удерживал мир на краю бездны безверия, одиночества, гамлетизма.

В конце жизни судьба погрузит его в тяжкий период Испании, во времена бессилия королевской власти, экономического упадка, отхода от ренессансных традиций. Лопе де Вега станет священником и будет вопреки всему сохранять в своем сердце надежду на благородство человеческой природы. Умершего в келье поэта хоронил весь Мадрид как национального героя. А к началу XVIII века он был забыт. Только спустя столетия он, вновь открытый за пределами Испании, стал потрясать сердца новых зрителей тщательностью плана пьесы, четкостью в обрисовке характеров, отделкой деталей и поэтичностью формы.

Школу Лопе де Вега составили Трисо де Молина, Руис де Аларкон, Велес де Гевара и другие. Если император Лопе предельно театрален, сцена для него абсолютно виртуальный мир, который существует по своим законам, практически никак не соотносящимся с реалиями, то ученики его ощущают дыхание времени и противоречия жизни.

Тирсо де Молина (1585–1648) – Габриэль Тельес – тоже был монахом. Но в 1625 году его выслали из Мадрида за светский тон драматургии. Он воспринял драматургические приемы Лопе де Вега в начале XVII в. Он в своем послесловии к комедии «Застенчивый во дворце» сравнивал драматургию с живописью и подчеркивал необходимость ее развития.

Время жизни и творчества Тирсо де Молина было иным, и поэтому произведения его отличались от настроений в сценических творениях Лопе де Вега. Если у «императора» Лопе страстность и солнечность были всепобеждающими, интриги и сюжетные повороты были неожиданными и ошеломляющими, то у его ученика страстный импульс уже сочетался с холодным рассудком, а упорство и энергия героев – с их холодностью и расчетливостью. Излюбленным приемом у Тирсо де Молина стало переодевание. Этот драматургический ход был у него не просто трюком, не просто толчком к действию, а именно способом психологического раскрытия характера персонажа. Так, в популярной и по сей день «Благочестивой Марте» главная героиня «надевает» личину благочестия, чтобы избежать брака с богатым стариком, и это мнимое благочестие помогает ей достигнуть цели, разоблачить ханжество ее противников.

Будучи монахом и занимая видные церковные должности, несмотря на запрет, Тирсо де Молина не оставлял драматургическую деятельность в течение 11 лет и написал 84 комедии. Самой знаменитой считается «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630). Это было первое в театральной истории обращение к образу Дон Жуана. В основе пьесы находится народная легенда о знатном идальго Хуане Тенорьо, который слыл сердцеедом и приглашал на ужин статую командора дона Гонсало. Речь в драматургическом произведении шла не о чувствах, не о влюбленности. Смыслом характера является здесь мошенничество, ложь, жестокость. Да, он стремительный, ветреный. Да, он отдается минуте. Да, он дурачит свои жертвы походя. Он безостановочен в этом своем движении. Он и к статуе с ответным визитом идет как бы на спор, желая поразить других своим мужеством и бесстрашием. Он может не бояться никакой ответственности за все свои поступки, потому что имеет властных покровителей. Тогда, по воле автора и по театральной традиции, идущей еще от средневековых моралите, в дело вмешивается божий суд.

Здесь присутствует определенное противоречие в характере самого Трисо де Молина: с одной стороны, поклонение авторитету, необходимое для священника, ограничение внутренней свободы, а с другой – сознательное противопоставление героя обществу, мятеж, неукротимость внутреннего порыва личности. Безусловно, такое столкновение на сцене отражает внутреннюю проблему автора. Видимо, этот конфликт был достаточно серьезным внутриличностным конфликтом самого Тирсо де Молина, коль скоро он является основной пружиной поведения персонажей во всех его пьесах. И он попытался создать разные модели разрешения этого конфликта. Сцена позволяла сделать то, чего автор был напрочь лишен в реальной жизни. Итак, плотская страсть, любовь к земному – к наслаждениям, богатству и власти пронизывают тексты Молины. Его герои активны в преодолении норм. Дон Хуану драматург отказывает в спасении души, но не может отказать в привлекательности.

Писатели, поэты и драматурги более позднего времени будут постоянно обращаться к образу Дон Жуана. Может быть потому, что он является трагическим образом. Не менее трагическим, чем Гамлет. Дон Жуан несет в себе драму переходного времени: далеко позади Ренессанс с его возвеличиванием человека, наступает идеологическое давление, и герой принимает наиболее жесткий вариант борьбы за личное самоутверждение. Он – человек хаоса, дионисийства. Он воспринимает мир как хаос и отчаянно бросается в его пучину. Хотя главный персонаж пьесы «Осужденный за неверие» Пауло отличается от Хуана Тенорьо, т.к. ведет жизнь отшельника, он в конце концов тоже оказывается в ситуации осознания противоречивой реальности своего времени. Он из отшельника и благочестивого человека превращается в вожака разбойников. Важно подчеркнуть, что в классическом испанском театре главное не психология героев, а действие пьесы, ее сюжет. Поэтому здесь авторы проявляют чудеса построения пьесы, в которой фабула развивается чрезвычайно стремительно, все мелькает и меняется в беспрерывных розыгрышах и переодеваниях.

Последним поэтом испанского Ренессанса принято считать Педро Кальдерона де ла Барка (1600–1681), которого ставят в один ряд с Расином и Шекспиром. Дон Педро Кальдерон происходил из старинной знатной семьи, но бедность заставила его в 19 лет оставить университет и поступить на службу к герцогу Альбе. Уже в 25 он был отозван с солдатской службы королем, который поручил Кальдерону служить в придворном театре Буэн Ретиро драматургом, а также устроителем придворных празднеств. В 1636 году Педро Кальдерон стал кавалером рыцарского ордена Сант-Яго. В 1642 был посвящен в сан священника, а в 1665 он уже настоятель собора, позднее настоятель кафедральной церкви Св. Петра. Как драматург он пользовался огромной популярностью еще при жизни, а в XVIII в. его слава даже затмевала известность Лопе де Вега.

В начале творчества он продолжал традиции учителя. Например, в первой своей пьесе «Игра любви и случая» (1625) он пользовался традиционными комедийными приемами переодеваний и путаниц,
а с 30-х годов XVII в. драматург уходит от ренессансных идей в сторону религиозно-символических и мифологических драм. Он начинает сопоставлять разнородные пространственно-временные континуумы. В пьесе «Дама-невидимка» присутствует две реальности: 1) вне дома Анхелы; 2) то, что происходит внутри дома героини. В первой царят жесткие законы действительности. А стены дома охраняют виртуальность, в которой персонажи скрываются от реальности.

В этом же 1629 году Кальдерон написал религиозную драму «Стойкий принц». Герой, принц Фернандо взят в плен марокканским султаном и может быть выкуплен (средневековая традиция) за Сеуту, однако он не хочет получить свободу ценой разорения христианского города. Смерти он не боится, т.к. философски воспринимает ее как дверь в посмертное бытие человека. Умерший в неволе, он побеждает смерть, и его дух становится главой христианского воинства. Это произведение – антитеза Дон Хуану Тенорьо с его цинизмом и жестокостью. Если у героя Тирсо де Молина не может быть спасения и посмертного бытия, то у Фернандо воля и духовная стойкость становятся определяющей чертой образа. Таким образом, Кальдерон создает характер своего времени, создает особую структуру героя, который в безнадежной общественной ситуации преодолевает бездну хаоса вне и внутри себя, преодолевает за счет внутренних резервов духа. Разнузданной свободе дионисийского Тенорьо драматург противопоставляет абсолютную духовную свободу, основанную на вере.

Кальдерон пользуется в своем зрелом творчестве иными драматургическими приемами, нежели это было во времена ученичества у Лопе де Вега. Эпизоды следуют друг за другом в жизнеподобной последовательности. Его интересует то, что случилось до начала развития конфликта. Он дает развернутую экспозицию, которая, являясь результатом предшествующих пьесе событий, насыщена драматизмом. В таком пространственно-временном континууме нет места невероятным вмешательствам извне, нет и не может быть никаких переодеваний, хитроумностей, неожиданных поворотов сюжета. Да и сам сюжет здесь не является главным драматургическим основанием. Когда действие более не акцентируется, главным становятся характеры персонажей. Вместе с тем, от психологического театра ХХ века театр Кальдерона отличается тем, что он строит свои произведения на музыкальной партитуре, т.е. структурообразующий модуль пьесы находится в музыкальном ритме произведения. Вот почему его стиль приподнятый и манерный, а речь персонажей изыскана.

Рубежным между первым и вторым периодом творчества драматургическим произведением Кальдерона стала драма «Жизнь есть сон», которая является и философским произведением. Принцу Сехизмундо предсказано, что он возмутит покой королевства, и его отец сразу после рождения мальчика заточает того в тюрьму, а через несколько лет решает проверить правдивость предсказания, усыпляет принца и переносит его во дворец. Принц оказывается тираном, который за время своего правления проявляет невероятную жестокость нрава. Его снова усыпляют и возвращают в тюрьму. Когда он пробуждается, он верит, что все, что случилось с ним только что, на самом деле приснилось ему. Но он больше не верит в то, что он проснулся. Кажется, эта пьеса Кальдерона создает наиболее убедительный вариант виртуальности. Что есть действительность? Темница? В самом деле, Сехизмундо не знает никакой другой реальности, кроме той, которую мы назовем № 1, но в его воображении присутствуют образы свободы в виде птицы, рыбы, зверя. Наверное, он никогда не видел их, но они визуализуются в его сознании благодаря его внутренним страстям. А другая реальность? Та, в которую попадает Сехизмундо после усыпления? В реальности № 2 он получает простор для действия, для игры наподобие того, как современный молодой человек включает экран монитора и запускает компьютерную игру, в которой волен свободно действовать. Тогда Сехизмундо и реализует свои внутренние страсти, актуализируя мстительность за скованность в действиях и чувственность за скованность в проявлениях во времена своего заключения, Сехизмундо «отрывается» по полной программе. З. Фрейд сказал бы об отсутствии сублимации. Судя по всему, принца никто не воспитывал, не учил, и нравственных категорий не закладывал, и этот Маугли, вернувшись в социум, оказался просто зверенышем, рыбой, дикой птицей. Третья реальность? Та, в которой Сехизмундо оказывается после второго усыпления, т.е. снова тюрьма. Что дал ему опыт? На первый взгляд, это был только выплеск инстинктов, и он снова в привычной реальности № 1. Но это уже иная реальность, т.е. в ней не только совместились и № 1 и № 2, но и произошел некий сдвиг. Реальность № 2 отрицала реальность № 1, а теперь получается, что реальность № 1 в свою очередь отрицает реальность № 2. Ситуации зеркальны, и тогда возникает неразрешимый для принца вопрос: где же настоящая реальность? И чтобы не сойти с ума, он вынужден признать, что обе равно виртуальны. Но тогда в чем смысл самого человека? Кажется, в «Жизнь есть сон» Кальдерон нащупал чрезвычайно важную проблему экзистенциализма, которая станет основополагающей для всей европейской культуры в ХХ веке. Сам же он решал ее вполне в духе века XVII: польская армия предпочла заключенного принца видеть на троне вместо его отца и его снова освобождают, и тогда Сехизмундо совершает добрые дела. Таким образом, смысл жизни – в альтруизме. Если нет гармонии в природе, если нельзя надеяться на естественные чувства, то опереться можно только на веру.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...