Тема 2. Культура и культурная жизнь народов 33 глава
Креольская духовная элита, выступая против колониализма, ориентировалась на идеологию европейского Просвещения. Одним из наиболее ярких деятелей являлся Франсиско Миранда (1750–1816), о котором мы писали выше. В 1794 г. колумбиец Антонио Нариньо (1765–1823) первым перевел на испанский язык и издал в Боготе «Декларацию прав человека и гражданина». Венесуэлец Симон Родригес (1771–1854) – философ и педагог, был ярчайшим пропагандистом руссоизма и утопического социализма в Латинской Америке, а также идейным наставником и другом борца за независимость С. Боливара. Аргентинец Мариано Морено (1778–1811) являлся историком, издателем и первым переводчиком «Общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Также как и А. Нариньо, он издал «Декларацию прав человека и гражданина», но уже в Буэнос-Айресе. Позже он являлся одним из руководителей первого правительства независимой Аргентины – Патриотической хунты (1810 г.). Эквадорец Франсиско Хавьер Санта-Крус-и-Эспехо (1747–1795) являлся просветителем, публицистом, врачом и издателем первой национальной газеты. К началу XIX в. идеи сепаратизма стали проникать и в среду колониального духовенства. Яркие примеры религиозного бунтарства связаны с именами служителей культа и национальных героев, руководителей борьбы за независимость. Это Мигель Идальго и Хосе Мария Морелос, священник-поэт Мариано Мельгар, которого считают основоположником национальной поэзии Перу, – все они были схвачены во время военных действий и казнены испанцами. В Бразилии примером иезуитского диссидентства может служить жизнь Антониу Виэйры (1608–1697), ставшего, подобно испанцу Лас Касасу, духовным провозвестником независимости Бразилии. Как отмечалось выше, он всячески боролся с неравноправием, защищая всех эксплуатируемых и обездоленных, за что понес довольно суровое наказание. После отмены приговора, с 1681 г. он проживал в г. Баия, где трудился над многотомным собранием своих проповедей. Каждая из них являлась литературным шедевром и, по выражению одного из современных поэтов, заслужила ему титул «императора португальского языка». В XVII в. в пределах португалоязычного мира фигуры, подобно А. Виэйры не было. В своей деятельности он смог воплотить основные проблемы исторического и культурного процесса своего времени.
Накануне борьбы за независимость среди наиболее заметных фигур Бразилии можно назвать казненного португальцами руководителя неудавшегося заговора «инконфидентов» (1789 г.) прапорщика Жоакина Жозе да Силва Шавьера (1748–1792), провозглашенного впоследствии национальным героем, и, также участника этого заговора, поэта и общественного деятеля Томаса Антониу Гонзага (1744–1810). В конце XIX в. в наиболее развитых странах Латинской Америки – Аргентине, Мексике, Чили, Бразилии – происходило формирование национальных литератур. На этот процесс оказал большое влияние романтизм, приобретший в Латинской Америке своеобразные черты, и тесно связанное с ним течение так называемого «костумбризма» (бытописательства), которое явилось начальным этапом художественного самопознания новых наций. Также на развитие литературы в Латинской Америке повлиял реализм, первым представителем которого стал чилийский романист Блест Гана – поклонник и последователь Бальзака. В последние годы XIX в. литература почти всех латиноамериканских стран начала испытывать сильное воздействие французского натурализма. Литература Латинской Америки испытала воздействие и иных поэтических школ Европы конца XIX в., в том числе и декадентства. В процессе становления латиноамериканских литератур особое место занимает «литература гаучо», которая возникла в Аргентине во второй половине XIX в. Для нее были характерны реалистические принципы изображения и народность. Наиболее крупным произведением, написанным в этом направлении, является поэма Хосе Эрнандеса «Мартин Фиерро» в 1872 г. В ХХ в. она развивалась и видоизменялась в Уругвае.
На Кубе литература, как в поэзии, так и в прозе, наиболее ярко отражала надежды народа об освобождении от колониального господства, поскольку здесь борьба длилась вплоть до конца XIX в. В поэзии эти идеи наиболее ярко воплотились в творчестве Хосе Марти – вождя и идеолога антииспанской войны, крупнейшего поэта Кубы и всей Латинской Америки. С середины 80-х гг. XIX в. в латиноамериканских странах, кроме Бразилии, начинает развиваться новое направление в литературе, получившее название модернизм. Следует отметить, что это понятие не совпадает в аналогичным понятием, используемым для характеристики литературных явлений в Европе. Латиноамериканский модернизм был первой попыткой изменить традиционные каноны испанского стиха, внести в него новую форму. В поэзии модернистов соединялись элементы аристократизма, патриотические мотивы, описание уникальных картин жизни континента. Для него также характерна глубокая противоречивость, которая проявилась в творчестве основателя и главного идеолога этого литературного течения – Рубена Дарио. Он является первым поэтом Нового Света, оказавшим воздействие на развитие поэзии Испании. Наиболее крупным представителем модернизма в прозе является уругвайский писатель Хосе Энрике Родо, автор памфлета «Ариэль» (1900 г.), который был направлен против влияния североамериканских стран на Латинскую Америку. В начале ХХ в. в литературах Чили, Бразилии, Мексики возникли первые произведения, отразившие борьбу народных масс. Наиболее яркими произведениями являются следующие: сборник рассказов «Под землей» (1904 г.) чилийца Бальдомеро Лильо, в которых была отражена эксплуатации народа крупными собственниками; документальная повесть о борьбе восставшего крестьянства «Сертаны» (1902 г.) бразильца Эуклидеса Да Кунья. Участником мексиканской революции Мариано Асуэла в 1915 г. был написан роман «Те, кто внизу», который на десятилетия заложил основы нового течения мексиканской литературы – мексиканский социальный роман.
Развитие архитектуры и скульптуры исследуемого нами периода мы можем проследить на примере наиболее ярких памятников всемирного наследия. Одним из них является город Мехико – столица Мексики, основанный в 1521 г. на месте г. Теночтитлан – столицы государства индейцев-ацтеков, существовавшего с 1325 г. и разрушенного испанскими завоевателями. На протяжении 300 лет, до завоевания Мексикой независимости, Мехико был столицей вице-королевства Новая Испания. Историческим центром Мехико является площадь Пласа Майор де ла Конститусьон (Сокало) с постройками испанской архитектуры колониального стиля. В застройке центра выявилась идея торжества победителей испанцев над ацтеками. Главная площадь города была построена на месте бывшей храмовой площади индейцев, католический собор занял место главного храма Теокальи. В архитектурном облике площади доминирует крупнейший в Латинской Америке кафедральный собор (1563 –1667 гг., арх. К. де Арсиньега, А. Перес де Кастаньеда и другие), сочетающий в себе стили барокко и классицизма. Интерьер собора выполнен в духе испанского Ренессанса с учетом местных традиций. К южному фасаду собора пристроена ризница – барочная церковь Саграрио Метрополитано (1749–1768 гг., арх. Л. Родригес) с богатейшей декоративной скульптурой фасадов. На одной из сторон площади находится Национальный дворец – бывшая резиденция вице-короля (1692–1699 гг., арх. Д. де Вальверде, достроен в 1929 г.), одно из самых значительных сооружений, с толстыми крепостными стенами и фасадом, который украшает портал с фигурными колоннами и скульптурным декором. Ценным архитектурным памятником (XVI–XVIII вв.) является также городская ратуша. Ярчайшим примером начинавшегося синтеза испанской колонии и индейского наследия являлась созданная по проекту крупнейшего деятеля культуры XVII в. К. де Сигуэнсы-и-Гонгоры триумфальная арка, посвященная прибытию в Мехико очередного вице-короля. В назидание ему Сигуэнса-и-Гонгора украсил арку образами добродетельных монархов древности, но не из античной, а из ацтекской истории. Среди основных персонажей фигурировал герой сопротивления испанским конкистадорам молодой вождь Куаутемок, казненный Кортесом. При этом вся процессия ацтекских вождей возглавлялась верховным божеством ацтеков Уицилопочтли.
В Пуэбле много памятников архитектуры испанского колониального периода. Сохранилась прямоугольная сеть улиц (план арх. А. Камачо, XVI в.), жилые дома, дворцы, парки и фонтаны, а также 60 церквей. Купола многих из них покрыты глазурованной черепицей. Здания исторического центра города богато украшены резьбой («Дом того, кто убил зверя», XVI в.) и изразцами (дом каноника Д. Пелаэса, 1687 г., «Каса де Альфеньике», ныне Музей штата, около 1760–1790 гг. и другие жилые дома XVI–XVIII вв.). Особенностью архитектурной школы Пуэблы является полихромия, отличающаяся необыкновенной яркостью и многокрасочностью. Для облицовки фасадов зданий использовался розовый кирпич различной формы и кладки. Рисунок кладки обогащен вкраплениями в нее разноцветных изразцов, создающих яркий орнаментальный узор. Традиция облицовки наружных стен зданий изразцами и изразцовыми панно сохранялась в Пуэбле до 30-х гг. XIX в. Среди наиболее известных архитектурных памятников исторического центра города – ренессансные, с чертами готики и барокко, кафедральный собор XVI–XVII вв., грандиозный по архитектурным объемам, с огромными, квадратными в плане башнями, ясными формами интерьера; монастыри Санто-Доминго (1571–1611 гг.) и Сан-Франциско (1538–1767 гг.); а также барочные церкви Гуадалупе (1694–1714 гг.), Ла Компания (1746–1767 гг.), Нуэстра Сеньора де ла Сус (1761–820 гг.). Ценными в историко-архитектурном отношении являются дворец архиепископа (XVI в.), Театро Принсипаль (1790 г.) и другие сооружения. Город Оахака, или Оахака-де-Хуарес, расположенный на юге Мексики, был основан в 1486 г. как укрепление ацтеков, в 1521 г. завоеван испанцами, которые заложили здесь город под названием Антекера. Оахака известен памятниками искусства и архитектуры XVI–XVIII вв. Среди исторических достопримечательностей выделяются роскошные здания собора XVIII в. и более ранних церквей периода испанской колониальной архитектуры: церкви Ла Соледад (1682–1690 гг.), Санто-Доминго (1575–1608 гг.). Памятники города построены особенно массивно во избежание разрушений от частых здесь землетрясений. Ряд современных латиноамериканских городов изначально возникали как центры добычи металлов, рудники. Среди них Гуанахуато – город в центральной части Мексики, административный центр штата Гуанахуато. Поселение было основано испанцами как центр добычи благородных металлов в 1548 г., а в 1741 г. получило статус города. Наряду с г. Сакатекас в Мексике и г. Потоси в Боливии Гуанахуато в XVI в. стал одним из крупнейших центров добычи серебра в Америке. Его знаменитая Вета Мадре («Мать Жила») считалась богатейшей в мире. Добыча серебра и золота обеспечивала благополучие и расцвет города до начала XIX в. Свидетельствами былого богатства остаются многочисленные впечатляющие памятники испанской колониальной архитектуры XVII–XVIII вв. Среди них выделяются тщательно спланированные и богато украшенные церкви Сан Франсиско (1671–1695 гг.), Ла Кампания (1746–1765 гг.), Ла Валенсиана (1765–
В Центральной Мексике город Сакатекас был основан в 1546–1548 гг. как горнорудный поселок на богатых серебряных рудниках. С ростом добычи драгоценного металла Сакатекас переживал подъем. Строились и перестраивались его великолепные церкви, среди которых выделяются наиболее замечательные сооружения – собор (1612–1625 гг., арх. Ф. Хименес) и капелла Ла Буфа (XVIII в.) с богатейшей резьбой на фасадах. В XVIII в. в Сакатекасе развивался вариант необычайно пышного барокко. Наиболее ярко это проявилось в декоративном оформлении западного фасада городского собора. Вся плоскость и детали огромного портала-панно покрыты богатейшим, симметрично расположенным скульптурным декором с обилием индейских мотивов. Собор поражает гигантскими размерами, мощностью архитектурного образа, а также чрезмерной насыщенностью украшениями, что характерно для «ультрабарокко» испанской колониальной архитектуры XVIII в. В Боливии город Потоси был основан испанцами в 1545 г. рядом с открытым богатым месторождением серебра. В XVII – п.п. XVIII в. это был большой серебродобывающий и наиболее важный город в Южной Америке. Рудники Потоси давали около 50% мировой добычи серебра, а население насчитывало 160 тыс. поселенцев и 13,5 тыс. индейцев, несших трудовую повинность. С истощением месторождения во второй половине XVIII в. начался упадок города. С тех времен сохранились плотины и стоявшие на них камнедробилки, а также бывший королевский рудник, крупнейший из почти 5 тыс. шахт, разбросанных в окрестностях города. Со времен испанского владычества Потоси был застроен преимущественно двухэтажными домами колониальной архитектуры, среди которых выделяется дом маркизов де Отави с богато украшенным входом. Уникальным памятником гражданской архитектуры является Монетный двор (Каса Реаль де Монеда, 1759–1773 гг.). Это огромное сооружение с несколькими внутренними дворами имеет пышный портал, замечательные фасады из тесаного камня, величавые аркады и галереи дворов, украшено изящными решетками. В его внутренних помещениях плавили серебро и чеканили монеты. Перестроенный в 1759 г. Монетный двор сейчас является Национальным музеем. В Потоси сохранились дворцы и около 20 церквей различной архитектуры. Некоторые храмы построены индейскими мастерами из адобы в стиле метисо. Доиспанские архитектурные традиции проявляются в них в мощной пластике объемов, геометрических крупных формах, образующих выразительные композиции, незначительном декоре (церковь Сан-Бенито, нач. XVIII в.). Храмы испанской колониальной архитектуры, выстроенные из прочного коричневого камня, отличаются обилием украшений. Сохранились барочные церкви XVI в. – Сан-Лоренсо с замечательно украшенным пышным порталом, Сан-Франсиско, Ла-Кампания и другие с фасадами и колокольнями XVIII в. В стиле классицизма сооружен кафедральный собор XIX в. Официальная столица Боливии – город Сукре – был основан в 1538 г. испанским конкистадором Педро де Ансуресом на месте поселения индейцев аймара Чаркас и вначале назывался Ла-Плата (от исп. «серебро», т.к. в этой местности были найдены серебряные залежи). Затем город получил название – Чукисака (местн. индейск. «серебряная гора»). В 1839 г. город был назван Сукре – в честь президента страны А.Х. де Сукре. В центре города расположена площадь 25 Мая треугольной формы, с парком, кафедральным собором (заложен в 1571 г., построен около 1686–97 гг.), Дворцом правительства (1892 г.), Дворцом законодательного собрания, где была подписана Декларация Независимости, Дворцом юстиции и другими общественными зданиями. В числе известных архитектурных памятников колониальной архитектуры церкви Сан-Лазаро и Сан-Франциско (обе В колониальный период Латинской Америки города возникали как торговые центры и фортификационные укрепления. Среди них колумбийский город Картахена и Панамский Портобело. Картахена – город-крепость – был основан в 1533 г. испанским конкистадором Педро де Эредия на месте индейского поселения и назывался Картахена-де-лас-Индиас (Картахена Индий). Он особенно возвысился и приобрел широкую известность во второй половине XVI в. Здесь находилась стоянка испанских галеонов, принимавших золото и другие колониальные товары с севера Южной Америки для конвоя их в Испанию. Картахена был также центрам инквизиции и имел большой невольничий рынок. От колониальных времен сохранились образцы фортификационного искусства – мощные городские стены и укрепления (1532–1796 гг.). В первозданном виде до наших дней сохранилась крепость Сан-Фернандо. Оригинальной архитектурой отличаются также форты Сан-Фелипе-де-Барахас и Сан-Фернандо-де-Бокачика), охранявшие вход в гавань. Среди важнейших архитектурных памятников выделяются богато украшенный кафедральный собор (1538–1586 гг., перестроенный в 1796 г.), монастыри XVI в. Санто-Доминго, Сан-Франциско, церковь Сан-Педро Клавер (1603 г.), а также другие церкви, изысканные дворцы и жилые дома XVI–XVIII вв. преимущественно в стиле барокко. Сохранились Монетный двор (XVII в.), Дворец инквизиции (1706–1770 гг.), главная площадь города (плаза) и университет (1824 г.). Название Портобело, обозначающее «Прекрасная гавань», было дано бухте X. Колумбом в 1502 г., а само поселение основано в 1597 г. Когда-то это был самый оживленный город Нового Света и являлся мостом между двумя океанами. Здесь останавливались испанские галеоны, перевозившие золотые сокровища, находился важнейший пункт торговли и ежегодных ярмарок купечества Испании и Южной Америки. Среди памятников испанской колониальной архитектуры наиболее впечатляющи форты Сан-Фелипе-де-Тодофьерро, Сан-Херонимо, Сантьяго-де-ла-Глория, охраняющие вход в гавань, и другие фортификационные сооружения конца XVI в. Среди культовых памятников – крепостного типа церкви Ла Мерсед, Сан-Хуан-де-Дьос, Сан-Фелипе (1803–1814 гг.), украшенные внутри барочной золоченой резьбой. Из гражданских сооружений сохранилось здание таможни (XVII в.), поврежденное в результате землетрясения 1882 г. В окрестностях Портобело, в устье реки Чагрес, возвышается крупный форт колониального периода – Сан-Лоренсо, защищавший подступы к городу. В Перу наиболее ярко архитектура колониального периода представлена в городе Куско. Легенда относит его основание к XI в. и связывает с именем первого мифического правителя инков Манко Копака, однако здесь имеются руины более раннего периода. Позже город, став столицей обширного государства инков – Тауантинсуйу, служил церемониальным центром и узлом дорожной сети, составлявшей 40 тыс. км. В 1533 г. испанские конкистадоры во главе с Ф. Писарро захватили и разграбили город. Затем серия землетрясений (крупнейшее в 1650 г.) почти полностью разрушила Куско. В XVII–XVIII вв. он был отстроен вновь в стиле испанского колониального барокко. Куско известен также как важный центр искусства (живописи, скульптуры) и художественных ремесел, особенно изготовления драгоценных украшений и обработки дерева. Город замечателен сооружениями времен колониальной архитектуры, а также обширными руинами строений инков. С тех времен сохранились следы прямоугольной планировки и направление улиц города. Остатки каменных инкских зданий – дворец Колькампата и главный храм Солнца Кориканча – были использованы испанцами как основания для новых построек (на одном из них возведен кафедральный собор, 1560–1654 гг.). В XVI–XVIII вв. сложился архитектурный ансамбль центральной площади Пласа де Армас, построены в стиле барокко мощные каменные церкви и монастыри – Ла Компания, Санто-Доминго, Ла-Мерсед и другие сооружения, поражающие пышностью архитектуры и богатством убранства. С 1692 г. существует Национальный университет Сан-Антонио. Сохранились памятники гражданской испанской колониальной архитектуры, представленные 1–2-этажными домами с аркадами во дворах. Основным памятником архитектурной школы Лимы, сформировавшейся к середине XVII в., является Монастырский ансамбль Сан-Франсиско, включающий в себя ряд зданий и дворов. Он представляет собой классический образец местного барокко, отличающегося пышностью и жизнерадостностью. В ансамбле монастыря выделяется трехнефная кирпичная церковь Сан-Франсиско (1657–1674 гг.), построенная после землетрясения зодчим Константином Васконсельесом. Особенный интерес представляет ее колокольня, ставшая первым в Лиме образцом антисейсмических легких, гибких, устойчивых и дешевых каркасных конструкций из «кинча», из которого возводились стены, купола и своды. Арматурой для своеобразной бетонной массы, составленной из глины, гальки, дробленой пемзы и известкового раствора, служили деревянные балки для стен и каркас из плетеного тростника для сводов. Удачный эксперимент стал основой новой строительной технологии, оказавшей влияние на облик сооружений Лимы, которая требовала штукатурки зданий. Главный фасад церкви Сан-Франсиско сплошь покрыт рустовкой, что создает сложные светотеневые эффекты. Богатый портал храма воспроизводит композицию деревянных ретабло. Он выполнен из серого камня и украшен колоннами, скульптурами, разнообразными барочными деталями. Оштукатуренные и побеленные стены фасадов и башен подобно кружеву окаймляют поверху балюстрады из черного кедра. Интерьеры церковных нефов также украшены рустовкой, ромбовидными узорами, плетенкой и другими орнаментальными мотивами, заимствованными из арабской архитектуры. Изобретательная компоновка архитектурных форм, обилие декора, фактур, цвета сливаются в монастырском ансамбле в характерную для зодчества Лимы пеструю и жизнерадостную картину. В Бразилии город-памятник Ору-Прету («Черное золото») был основан в 1711 г. под названием Вила-Рика («Богатый город») и в колониальный период являлся центром добычи золота (XVIII в.). В XIX в. его золотые рудники были исчерпаны и значение города уменьшилось. О былом величии Ору-Прету напоминает его богатое архитектурное наследие. Ору-Прету имеет регулярную планировку с прямоугольной площадью Индепенденс в центре. Стены домов старых кварталов выкрашены в разнообразные яркие и светлые тона, что придает им нарядный вид. Архитектурные памятники относятся преимущественно к XVIII в. и отражают стиль позднего бразильского барокко, отличающийся особой пластичностью объемов, богатством цвета, пышностью лепного и резного декора. Облик города отмечен творчеством многих известных архитекторов и скульпторов, в особенности величайшего скульптора и зодчего Бразилии колониального периода Антониу Франсиску Лисбоа (Алейжадиньо). Среди множества памятников выделяется шедевр бразильского барочного зодчества – церковь Сан-Франсиску де Асис (XVIII в., архитектор Алейжадиньо), поражающая великолепием и изысканностью форм, с тонкой резьбой порталов. В убранстве интерьера на фоне гладких белых стен выделяются позолоченные украшенные резьбой крупные образа боковых алтарей и апсиды. Замечательной пластичностью и изяществом отличается церковь Богоматери кармелитов (XVIII в.) с круглыми башнями и сложными криволинейными очертаниями деталей фасада; выделяются церкви того же времени Носа сеньора ду Розариу, Носа сеньора ду Пилар. Среди барочных памятников гражданской архитектуры XVIII в. – дворец губернатора, здание трибунала, представляющие собой гармоничные постройки с рядами больших окон, украшенные железными решетками балконов; фонтаны «Дус контус» и другие сооружения. На северо-востоке Бразилии в 1537 г. португальцем Дуарте Коэльхо Перейра был основан город Олинда как центр капитанства Пернамбуку. Позже, до 1827 г., Олинда являлся административным центром штата Пернамбуку. В XVII в. основой экономики города было производство сахара. Сахарный тростник выращивался в укрепленных феодальных и церковных поместьях с использованием труда негров-рабов. Исторический центр Олинды примечателен прежде всего регулярной планировкой с домами в два или более этажа из кирпича и камня с двумя–тремя большими окнами по фасаду здания. В нем выделяются архитектурные памятники культового зодчества XVI–XVIII вв. Наиболее впечатляющими сооружениями являются богато украшенные церкви и монастыри, форт (XVI в.) и другие здания колониального периода. Одно из характерных сооружений – монастырь Сан-Франсиску, известный своим богатым клуатром (XVII в.) и церковью (архитектор Ф. Перейра дус Сантус и др.). Наружные стены церкви и ее интерьер украшены изразцовыми панно, изображающими жития святых. Город и порт Салвадор, расположенный на северо-востоке Бразилии, был основан португальцами в 1549 г. и до 1763 г. был административным центром Бразилии. В нем сохранились интересные и разнообразные памятники архитектуры: португальские форты Монтсеррат (1586 г.), Сан-Марселу (1623), Санта-Мария (1696), маяк Барра на атлантической оконечности полуострова, монастыри, церкви, общественные и жилые здания разных веков. Во второй половине XVII в. планировка Салвадора стала регулярной, а облик стал близким к португальским городам того времени. С тех пор Салвадор славится красотой многих барочных архитектурных ансамблей колониального периода. Одним из важнейших архитектурных комплексов XVII в. является иезуитская коллегия (1657–1694 гг.), в плане напоминающая испанский королевский дворец Эскориал. Здание монастырской церкви, строгое снаружи, внутри богато украшено плоскорельефной резьбой. Замечателен алтарь главной капеллы, где два яруса стройных, украшенных филигранной резьбой колонн образуют композицию наподобие триумфальной арки. Наиболее выдающимся памятником города является церковь Сан-Франсиску (1710 г., архитектор М. ди Хуарама), интерьер которой один из самых замечательных в Латинской Америке. Позолоченные резные изображения листьев аканта, херувимов и ангелов украшают алтари, стены, своды, столбы и другие элементы здания. Каждой части интерьера соответствует определенная декоративная композиция. Все внутреннее пространство церкви кажется наполненным золотой пеной, ярко сияющей на красном и белом фоне, в сочетании с многоцветными росписями и сине-белыми изразцами нижней части стен. Примыкающие к церкви стены домонастырского двора по португальскому обычаю украшены изразцами с изображениями религиозных сцен и представляют собой грандиозный декоративный ансамбль. Среди других памятников XVIII–XIX вв. выделяются дворец Салданья (ок. 1720 г.), архиепископский дворец (1701–1722 гг.)[86]. Живопись и скульптура занимали значительное место в культурной жизни испанских колоний и Бразилии. Прекрасными образцами испано-индейского религиозного синтеза служат скульптурные изображения Христа с явными индейскими чертами, девы Гваделупской и Девы Копакабанской, а также каменные кресты с элементами ацтекской символики. Наиболее крупными художниками, творившими в XVII в., являлись Грегорио Васкес (1638–1711) в Боготе; Мигель де Сантьяго (? – 1673) в Кито; Хуан Эспиноса де лос Монтерос-Куско, среди скульпторов – эквадорский священник Карлос и гватемалец Алонсо де ла Пас (1605–1676). В XVIII в. снискали популярность работы бразильского скульптора и архитектора Антониу Франсишку Лишбоа (1730–1814), мексиканца Хосе Луиса Родригеса Альконеды и новогранадца Франсиско Хавьера Матиса (1774–1851). Театр того времени и в Европе, и в Западном полушарии имел мало общих черт с современным. Этот вид искусства был распространен у индейцев Мезоамерики, Перу и других регионов и стал широко использоваться испанскими миссионерами в качестве важнейшего средства обращения индейцев в христианскую веру. Как правило, такого рода представления включали в себя и черты индейских театральных традиций, и элементы европейского театра. Вместе с тем важно отметить, что многие пьесы создавались на индейских языках и существовал сугубо индейский театр, испытавший тем не менее существенное влияние европейской культуры. В качестве примера такого влияния можно назвать знаменитую кечуанскую поэму «Ольянтай», написанную в XVIII в. неизвестным автором на манер произведений Лопе де Вега и Кальдерона и переведенную впоследствии на латинский, английский, французский, немецкий и чешский языки. На развитие музыки в Латинской Америки колониального периода оказывал непосредственное воздействие синтез европейских мелодий и индейских музыкальных ритмов, который породил новые для Западного полушария формы песен и танцев, такие как гайумба, замбахало, чакона, куэка и др. Процесс евангелизации индейцев стал для местного населения одновременно и этапом приобщения к христианской церковной музыке. С 1527 г. в Новом Свете начали отливать колокола и создавать органы, а позднее и другие музыкальные инструменты. В Новой Испании и Перу с начала XVIII в. появляются оперные произведения. В 1750 г. в Каракасе был организован первый симфонический оркестр. В генерал-капитанстве Венесуэла в XVIII в. сложилась группа композиторов: П. Паласиос Сохо, Лино Гальярдо, Хосе Анхель Ламас. В Бразилии возник так называемый музыкальный мулатизм – исполнение церковной и светской музыки оркестрами, состоявшими в основном из мулатов. На рубеже XIX–ХХ вв. в Латинской Америке пробуждается интерес к национальной музыке, но наиболее интересные творческие достижения композиторов относятся уже к периоду после Первой мировой войны. Изменения, происходившие в социокультурной жизни Латинской Америки, не могли не оказывать влияния и на систему образования. С 1505 г. в Новом Свете начала функционировать система школьного обучения. Первый колледж был основан монахом Эрнаном Суаресом в г. Санто-Доминго. Позже наряду с монастырскими появились и светские школы. Как правило, учебные заведения создавались в городах. Ученики постигали Закон божий, испанский язык и математику. В крупных колледжах преподавали латинский язык, музыку, живопись, скульптуру и индейскую народную медицину. В сельской местности преподавание ограничивалось только основами религии. Однако были и исключения. Например, священник Васко де Кирога, вдохновленный «Утопией» Т. Мора, создавал в Мичиокане (Новая Испания) поселения, в школах которых наряду с религией большое внимание уделялось другим предметам. Аналогичный характер носило преподавание и в иезуитских миссиях Парагвая. В Бразилии первые школы были созданы в 1549 г. монахами-иезуитами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|