Тема 4. Культура и культурная жизнь России 3 глава
Однако основных успехов российская география достигла в обследовании уже известных территорий и нанесении их на карту. Русские картографы Ф. Соймонов и К. Верден нанесли на карту Каспийское море и описали его. В 1720 г. карта была опубликована в России, подарена Петром I Парижской академии, которая избрала его своим членом. Картографы петровского времени «открыли» Аральское море, о котором западноевропейские ученые не имели достоверных сведений. Трудами Василия Куприянова, Алексея Зубова и Якова Брюса на карты были нанесены Балтийское и Азовское моря, бассейн Дона. В петровское время было положено начало изучению производительных сил государства. В1720 г. правительство организовало первую в России экспедицию для изучения Сибири, перед которой были поставлены исключительно научные цели. Экспедиция, руководимая Даниилом Мессершмидтом, собрала большое количество естественно-исторических и этнографических коллекций, характеризующих быт и религию сибирских племен, природу Сибири. Поиски полезных ископаемых увенчались открытием залежей каменного угля в районах Подмосковья, Дона и Кузнецка и нефти в Поволжье. «Земляной» уголь в то время еще не умели использовать в практических целях, проводились лишь первые опыты употребления его в качестве топлива при выварке соли, а нефть применяли лишь в медицине. Особенно успешно велось изучение горнорудных богатств Урала и Сибири. Бурные события современности нашли отражение в исторических сочинениях, написанных по заданию Петра. Среди них обстоятельностью изложения отличается «Гистория Свейской войны», опубликованная в 1770–1772 гг. под названием «Журнал, или Поденная записка Петра Великого», а также «Разсуждение о причинах Свейской войны». Автор «Разсуждения» крупный дипломат Петр Шафиров дает обоснование прав России на отвоеванное у Швеции побережье Балтийского моря. Петру I принадлежит послесловие к этой книге.
Самое крупное достижение в развитии российской науки состояло в открытии в 1725 году Петербургской Академии наук. Инициатива ее организации принадлежит Петру, при его участии составлялся проект Устава Академии. В отличие от западноевропейских академий, материально обеспечивавших себя издательской деятельностью, устройством лотерей, Петербургская Академия наук имела твердый государственный бюджет. При Академии, являвшейся научным центром страны, был создан университет для подготовки научных кадров из русских «младых людей». Все это создавалось государством. Распространению научных знаний способствовало развитие типографского дела. В первой четверти XVIII в. было открыто несколько новых типографий. Распространению просвещения и научных знаний способствовало расширение культурных связей с западноевропейскими странами. В Голландию, Англию, Францию, Италию группами и в одиночку отправлялись русские для обучения кораблестроению и кораблевождению, живописи, архитектуре, медицине и т.д.
С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета«Ведомости». При дворе Алексея Михайловича выходили в одном экземпляре рукописные «Куранты», сообщавшие заграничные известия для царя и его приближенных. Петровские «Ведомости» имели более широкий круг читателей, они помещали информацию о ходе военных действий, о строительстве промышленных предприятий, розыске полезных ископаемых, о важнейших событиях международной жизни. Пропаганду научных знаний осуществляла также открытая в 1719 г. для всеобщего обозрения Кунсткамера – первый в России естественно-исторический музей. В музее демонстрировались зоологические и минералогические коллекции, искусные изделия, а также «монстры» – живые и заспиртованные уроды. Отправку волонтеров за границу, ровно как и издание газеты и учреждение музея, Академии наук финансировало государство. Только оно в это время располагало ресурсами, чтобы преодолеть отсталость России в распространении научных знаний и культуры. Со второй четверти XVIII века учебные заведения, основанные в годы правления Петра I и где обучались дети не только дворян, но также посадских и разночинцев, постепенно превращаются в школы закрытого типа. Так, Навигацкая школа, в 1715 г. реорганизованная в Морскую академию, с 1752 г. превратилась в Морской шляхетный корпус для дворянских детей. Позже на базе Артиллерийской и Инженерной школ был организован Артиллерийский и инженерный шляхетный корпуса. На чисто сословной дворянской основе был учрежден в 1731 г. первый кадетский корпус – «Шляхетный», позже в отличие от других названный «Сухопутным». На базе созданных учебных заведений правительство старалось проводить систему обязательного обучения дворянских недорослей. По указу 1736 г. дворянские дети, достигшие семи лет, переписывались. Частьиз них, особенно дети мелкопоместных дворян, распределялась по школам, где они обучались за счет государственных средств. Остальным разрешалось домашнее образование, контролируемое особыми экзаменами – «осмотрами» в 12 и 16-летнем возрасте, а для получающих офицерское звание в 20 лет. Родителям, уклонявшимся от обучения детей, угрожала материальная ответственность, а безграмотным недорослям предстояло быть записанными в «матросы навечно».
В учебную программу корпусов были включены политические и юридические науки, необходимые для будущих представителей чиновничьей верхушки государственного аппарата, а также общеобразовательные предметы, как грамматика, история, география, юриспруденция и др. Позже проводилась практика специальной подготовки части кадетов для гражданской службы с освобождением их от военных предметов. Кадетские корпуса находились под особым попечением правительства. Вместе с тем развивалась сеть духовных учебных заведений, тоже постепенно терявших всесословный характер и приобретавших черты сословной замкнутости. К началу 40-х годов XVIII века в них обучалось 2589 учащихся, а в начале 60-х годов XVIII века – свыше 6000 учащихся. Сеть духовного просвещения располагала также высшими учебными заведениями, в том числе двумя академиями: Киевской академией и Славяно-греко-латинской академией в Москве. Наиболее распространенным типом начальной школы были гарнизонные школы, учрежденные в 1732 году при всех гарнизонах. В них обучалось свыше 4 тыс. учеников. Впоследствии в состав гарнизонных школ вошли сохранившиеся от петровского времени цифирные школы. Центром научной мысли становится Академия наук. Ее первыми членами были иностранные ученые, среди которых было немало крупных знатоков своего дела. Творческая деятельность талантливейшего математика XVIII в. Л. Эйлера, автора множества научных работ по механике, астрономии, кораблестроению и кораблевождению, связана с Петербургской Академией наук. Участие в работе Академии Эйлера и другого выдающегося математика – Б. Бернулли превратило ее в крупнейший математический центр мира.
По структуре, задуманной Петром I, Академия наук должна была совмещать с научной деятельностью учебную по подготовке кадров через функционировавшие при ней гимназию и университет. Администрация Академии старалась превратить академическую гимназию в сословное учебное заведение, создавая привилегии для дворянских детей. Однако обучение в гимназии было доступно и для выходцев из других сословий. Первоначально отсутствие русских студентов, а затем их малочисленность и пренебрежительное отношение к ним академической администрации, ставившей их в худшие условия по сравнению с иностранными студентами, делали почти номинальным существование академического университета. Но по уставу 1747 г. Академия стала располагать штатом в 30 студентов, обучавшихся за счет государства и отдельным составом университетских преподавателей. Существование Академии наук в огромной степени создавало базу не только для развития научной мысли и распространения научных знаний в области астрономии, географии, картографии, химии и других наук, но и для популяризации науки, что имело огромное значение для поднятия общего культурного уровня страны. Академия наук приняла активное участие в организации второй Камчатской экспедиции, продолжавшейся 11 лет. Результаты первой Камчатской экспедиции (1725–1730) не удовлетворили правительство, так как не удалось обнаружить американский берег и решить вопрос о том, «есть ли соединение Камчатской земли с Америкой». Несколько лет (1733–1743) продолжалась вторая Камчатская экспедиция, грандиозная по масштабам и фактически состоявшая из трех самостоятельных отрядов: 1) собственно Камчатской экспедиции, базировавшейся на Камчатке, во главе с В. Берингом и А.И. Чириковым, ее задача состояла в том, чтобы открыть морской путь в Америку, 2) Северной экспедиции, состоявшей из пяти отрядов, составлявших карту и описание Северного морского пути с целью изучения возможности продвижения судов из Архангельска в Тихий океан. Северные отряды экспедиции, руководимые бесстрашными мореплавателями С.И. Челюскиным, В.В. Прончищевым, С.Г. Малыгиным, Д.Я. и Х.П. Лаптевыми и другими, нанесли на карту и описали почти все северное побережье Сибири; 3) сухопутного отряда, снаряженного Академией наук, в который вошли ботаник Гмелин, историк Миллер, астроном Делиль и другие ученые, а также пять студентов, среди которых находился «студент натуральной истории» С.П. Крашенинников. Путевые наблюдения Гмелин изложил в записках «Путешествие по Сибири». В четырехтомном труде «Флора Сибири» он описал около 1200 видов растений. Усилия Миллера были направлены на разыскание и копирование документов, связанных с освоением русскими Сибири и историей географических открытий. Им, в частности, были обнаружены документы, свидетельствующие об открытии Дежневым пролива, отделяющего Азию от Америки. В коллекции Миллера сохранились копии уникальных документов, подлинники которых давно утрачены.
С.П. Крашенинников считается основоположником русской этнографии. Им составлено «Описание земли Камчатки», в котором собраны сведения о природе полуострова и его населении: быте, обрядах, одежде и т.д. Труд Крашенинникова, переведенный тогда же на основные европейские языки, не потерял своего научного значения и в настоящее время. Главный научный подвиг второй Камчатской экспедиции состоял в достижении северо-западных берегов Америки. В июле 1741 г. В. Беринг, А.И. Чириков и их спутники первыми из европейцев увидели северо-западное побережье Америки, о котором они сообщили достоверные сведения. Большинство достижений русской науки 40–60-х годов XVIII века, а также развитие системы образования и просвещения в этот период связано с деятельностью выдающегося русского ученого, просветителя и научного организатора М.В. Ломоносова (1711–1765 гг.). В лице Ломоносова русская наука намного опередила европейское естествознание, а его борьба против отживших физико-химических воззрений, предвосхищение атомистической теории, утверждение идеи развития, разработка принципа сохранения материи и энергии составили одну из самых блестящих страниц в истории науки. Для Ломоносова как ученого-естествоиспытателя характерны редкое, особенно для его времени, сочетание глубоких теоретических построений с тщательным экспериментом и необычайный в истории мировой науки размах научных интересов. Физика, химия, минералогия и кристаллография, геохимия и физическая химия, геология и горное дело, география и метеорология, астрономия и астрофизика, а также разные отрасли техники, краеведение, экономика, история, литература, языкознание – вот перечень разделов науки и знаний, в которых он оставил след своего гения. Деятельность, научное мировоззрение М.В. Ломоносова были настолько широки, универсальны и многогранны, что его можно поставить в один ряд с Леонардо да Винчи и Ньютоном. Сын поморского крестьянина, уроженец г. Холмогоры М.В. Ломоносов в возрасте 19 лет отправился из Холмогор в Москву, где в 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1736 г. в числе других 12 лучших учеников был направлен в Петербургский академический университет, а в конце того же года командирован в Германию, откуда вернулся на родину в 1741 году. Научная деятельность Ломоносова началась в 1742 г., когда он был назначен адъюнктом физики в Академию наук. В 1745 г. Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук. Ученый проявил универсальность интересов. Недаром Пушкин писал о нем: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». В 1748 году Ломоносов добился создания химической лаборатории, которая явилась экспериментальной базой Академии и способствовала установлению связи теории с практикой. Знакомый со взглядами на сущность материи Декарта, Лейбница и Вольфа, Ломоносов в своих объяснениях физических явлений природы не только ушел далеко вперед от своих предшественников и современников, но и опередил их уже в своих первых работах по физике и химии. В «Элементах математической химии» он изложил основания своей атомистической теории и ввел научное понятие о химическом элементе. Подробнее его атомистическая теория изложена им в незаконченной диссертации «О нечувствительных физических частичках, составляющих тела природы», в которой он дал теорию тепла, связанную с его атомистическими представлениями. Эта теория была развита Ломоносовым также в диссертации, представленной в 1746–1747 гг. в Академию наук под названием «Размышления о причине теплоты и холода», в которой он выдвигает представление о теплоте как о молекулярном движении, опровергавшего господствовавшую тогда теорию теплорода, согласно которой нагревание и охлаждение тел происходит в результате проникновения в них и исчезновения невесомой жидкости – теплорода. Фактически М.В. Ломоносов стал основоположником физической химии, которая только через 120–130 лет после смерти Ломоносова была возрождена в качестве самостоятельной отрасли науки. Ломоносову принадлежит открытие закона сохранения материи и движения. Он его формулировал так: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте». И здесь же добавлял: «Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения». Ломоносов одним из первых утвердил и принцип сохранения энергии и сохранения вещества, лежащие в основе современного естествознания. Ему обязана и теория газов опровержением господствовавшего в XVIII в. учения о специфических жидкостях и объяснением упругости воздуха свойствами множества частиц, не сводимыми к свойствам отдельных частичек. Это учение изложено им в работе «Попытка теории упругой силы воздуха», в которой он связывает упругость воздуха с теплотой. Им высказан ряд интересных суждений об атмосферном электричестве, его происхождении, способах борьбы с грозовыми разрядами. Он предвидел большое будущее электричества; его использование, по мнению ученого, открывало «великую надежду к благополучию человеческому». Теоретические работы Ломоносова были тесно связаны с практикой, он сконструировал многочисленные приборы, приспособления и инструменты: самопишущие метеорологические приборы, перископ, ночезрительную трубу, с помощью которой можно было ночью лучше различать скалы и корабли. Велики заслуги Ломоносова в развитии горного дела и минералогии. В 1745 г. он закончил исследование «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», в котором изложил начальные сведения физической теории проветривания глубоких шахт. В конце жизни он составил руководство «Первые основания металлургии или рудных дел», содержащее множество практических советов. Ломоносов положил начало разработке научной терминологии, ввел в оборот слова и понятия, употребляемые в настоящее время: «атмосфера», «чернозем», «горный хребет», «удельный вес», «клин» и т.д. В области гуманитарных наук деятельность Ломоносова была не менее разнообразной и плодотворной. В 1755 г. он выпустил «Российскую грамматику», чем подготовил почву для создания современного русского языка, очищенного от архаичных церковнославянских слов. Интерес к прошлому нашел отражение в написанной Ломоносовым «Древней Российской истории», направленной против норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Сторонник просвещения, Ломоносов отдавал много сил организации преподавания в гимназии и университете при Академии наук. Но главная его заслуга в распространении просвещения состояла в основании вместе с Выдающиеся русские ученые, как, например, основоположник русской юридической науки С.Е. Десницкий, философ Д.С. Аничков, прославили Московский университет уже в первые годы его существования. Университет стал центром педагогических знаний в России. Были переведены на русский язык произведения великого чешского педагога Яна-Амоса Коменского, а в 1771 г. составлено оригинальное учебно-методическое пособие под названием «Способ учения подготовляющегося к университету», в котором устанавливались основы прогрессивной методики преподавания. При университете была открыта гимназия с двумя отделениями: для дворян и для «разных чинов людей, кроме крепостных». Гимназия имела 4 класса, в которых изучались русский, латинский и один из иностранных языков, словесность, математика и история. Сословные различия между этими отделениями резко подчеркивались. В 1779 г. при Московском университете был создан дворянский пансион. Из его стен вышли многие передовые представители русской культуры начала XIX века (В.А. Жуковский, братья Н. и А. Тургеневы). При университете существовали и другие школы, например школа выдающихся русских архитекторов В. Баженова и М. Казакова. Баженов принимал для обучения и простых людей, чтобы воспитать из них зодчих. По опыту Московского университета открылась гимназия в Казани. Преподаватели Московского университета составили и издали ряд азбук и грамматик для нерусских народов России: грамматику чувашского языка, азбуки грузинскую и татарскую. Во второй половине XVIII века Московский университет стал крупнейшим центром русской науки и просвещения. Со второй половины XVIII века в развитии просвещения и науки наступает принципиально новый этап. В это время наблюдается действие двух тенденций: первая проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения. Широкомасштабная реформа образования в России стала осуществляться в начале 80-х годов XVIII века. Одним из главных организаторов ее проведения стал Ф.И. Янкович, серб по происхождению, сторонник взглядов известного чешского педагога XVII в. Яна-Амоса Коменского. Ознакомившись со школьной реформой, проведенной в 1774 г. в Австрии, Екатерина II пригласила принимавшего в ней деятельное участие Согласно Уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г., в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двух классах обучали чтению и письму, изучали священную историю. В двух старших классах изучали историю, географию, геометрию, механику, физику и т.д. В обоих типах училищ было введено предметное преподавание. В младших классах специальные часы отводились для изучения сочинения «О должности человека и гражданина», опубликованного в 1787 г. по повелению Екатерины II. Мысли, внушаемые в нем учащимся, лучшим образом характеризуют социальную направленность образования и цель создания народных училищ. Книга требовала безоговорочного повиновения светским и духовным властям, а также помещику. Введение Устава народных училищ обеспечило резкое увеличение числа народных школ. Если в 1782 г. в стране насчитывалось всего 8 школ с 518 учащимися, а в 1786 г. их было 165 с 11088 учащимися, то в конце столетия – 288 школ с 22220 учениками. На основе устава 1786 г. Янкович издал «Правила поведения для учащихся», а также составил дидактическое пособие для учителей, в котором сказалось некоторое влияние педагогической системы Я.А. Коменского, с учетом «способа учения» Московского университета, опыта сербских школ в Венгрии и русских учителей, своих соратников. Согласно дидактическим указаниям Янковича, все предметы следовало преподавать «по-новому». Он утверждал, например, что историю невозможно преподавать без помощи карт. Он же развил мысль о составлении синхронистических таблиц, которые должны были способствовать лучшему запоминанию фактов и пониманию связи исторических событий. По мнению Янковича, преподавание должно быть связано с жизнью. Так, при изучении геометрии следует добиваться, чтобы ученик не только умел доказать теорему, но и представлял, какие надо сделать практические выводы из теории. Предлагалось знакомить учеников с устройством часов, мельниц, организовывать экскурсии на предприятия, где работают машины. Янкович впервые ввел в русской школе такой предмет, как естествознание. По его мысли, народные училища должны иметь лаборатории, кабинеты наглядных пособий и библиотеки. В продолжение пяти лет (1782–1787) Янкович и некоторые русские педагоги выпустили ряд учебных книг и пособий, как оригинальных, так и переводных. Методическое творчество Янковича и учителей его школы выражало передовые по тому времени педагогические положения. Наряду с расширением сети народных школ, предназначавшихся для низших слоев общества, исключая крепостных крестьян, увеличивалось число сословных школ исключительно для дворян. В конце XVIII в. существовало 5 кадетских корпусов вместо одного в первой половине столетия. Новым типом учебного заведения для дворян являлись благородные пансионы. Появление новых учебных заведений связано с деятельностью И.И. Бецкого. Поклонник французской просветительной философии и Локка, дворянин И.И. Бецкой верил в могущественную силу воспитания, был убежден в возможности создания посредством закрытых воспитательных учреждений «новой породы людей», которые, по мнению Бецкого, подготовили бы условия для постепенной отмены крепостного права. Его просветительные начинания представляют собой продуманные педагогические эксперименты. В «Генеральном учреждении о воспитании обоею пола юношества» Бецкий подчеркивал: «Корень всему злу и добру – воспитание». Отсюда вытекала практическая задача – воспитать «новую породу людей», причем воспитание должно было вестись в полной изоляции от окружающей среды, в том числе и семьи, с тем, чтобы учащиеся не подвергались дурному влиянию. В училища принимались дети не старше 5–6 лет, они должны были находиться там до достижения 18–20-летнего возраста. По инициативе Бецкого было открыто училище при Академии художеств для мальчиков «всякого звания», кроме крепостных; реорганизованы сухопутный и морской кадетский корпуса; основан в Москве Воспитательный дом для незаконнорожденных и подкидышей, а также Коммерческое училище для детей представителей купечества. Бецкий считал целесообразным организовать женское образование. Этот взгляд нашел воплощение в создании в 1764 г. в ближайшей к Петербургу деревне Смольной Института благородных девиц. При Смольном имелось мещанское отделение для девочек недворянского происхождения. В институте, помимо общеобразовательных дисциплин, воспитанниц обучали правилам поведения в семье и обществе, а также домоводству: кулинарии, шитью, уходу за детьми и т.д. Школы создавались и у народов Поволжья и Сибири. Они носили миссионерский характер и являлись орудием христианизации местного населения. Положительное их значение состояло в том, что они давали минимум общеобразовательных знаний, в них изучался русский язык. Наибольшего распространения просвещение достигло у татар. Школы содержались за счет населения, поэтому были платными и доступными только для зажиточных. Обучение в них сводилось к заучиванию текстов религиозных книг на арабском языке. В Лифляндии и Эстляндии существовали церковно-приходские школы, где обучали детей крестьян умению читать. По-иному развивалась сеть школ на Украине: она не расширялась, как на других окраинах, а, напротив, сокращалась. В середине столетия там существовали приходские и казачьи школы. В 80-х гг. в связи с закрепощением украинских крестьян происходило свертывание их деятельности. С распространением образования во второй половине XVIII века тесно связано развитие и науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями. Как и во второй четверти XVIII в., основным центром научной деятельности оставалась Академия наук. К ней прибавился новый учебный и научный центр – Московский университет, а также Горное училище в Петербурге (1773 г.) и Российская академия (1783 г.), занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. Центром научной мысли и главным учебным заведением Левобережной Украины была Киевская академия – одно из старейших учебных заведений России. Среди ее слушателей были выходцы из Правобережной Украины, России и славянских народов, порабощенных османами. В развитии российской науки второй половины XVIII века выдающуюся роль по-прежнему играл Пристальным вниманием пользовалось изучение природных ресурсов страны. С этой целью была возобновлена практика организации комплексных экспедиций, обследовавших различные районы России. Всего было отправлено 5 экспедиций, объединенных общей целью и планом. Среди них экспедиция, руководимая солдатским сыном академиком И.И. Лепехиным. Ее маршрут пролегал от Москвы до Астрахани, а оттуда через Гурьев и Оренбург к горным заводам Урала и берегам Белого моря. Богатый материал собрал академик Н.Я. Озерецковский, путешествовавший по северу страны и району Ладожского озера. Опубликованные отчеты руководителей экспедиций содержат богатейший материал о флоре и фауне, реках, рельефе, описание городов и населенных пунктов с их достопримечательностями, экономической характеристикой районов и промышленных предприятий. Огромную научную ценность представляет этнографический материал, в том числе относящийся к народам Сибири, Севера, Кавказа и других районов: сведения об одежде, жилищах, обрядах, орудиях труда и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|