Тема 2. Культура и культурная жизнь народов 34 глава
Моделью, образцом для университетов Нового Света служили университеты испанских городов Саламанки и Алькалы. Пользовались известностью университет Святого Фомы Аквинского в г. Санто-Доминго (где обучались также студенты с Кубы, из Венесуэлы и Пуэрто-Рико), университет в Мехико и университет Сан-Маркоса в Лиме. Университеты имели четыре кафедры (права, теологии, медицины, искусств). Обязательным языком был латинский. В колониях, где изобиловало индейское население (Мексика, Гватемала, Перу), преподавались индейские языки. Кроме университетов, теология изучалась в специальных семинариях. Среди специальных учебных заведений необходимо выделить колледж Сан-Андрее в г. Кито, созданный в 1553 г. Здесь получали образование будущие архитекторы, скульпторы и художники. В 1792 г. в Мехико была основана геологическая школа, в которой преподавали испанцы Фаусто де Эльуйяр, открывший вольфрам, и Андрее дель Рио, первооткрыватель ванадия. В 1783 г. в Мехико, а в 1797 г. в Гватемале открылись академии изящных искусств. В XVIII в. в испанских колониях открылись первые публичные библиотеки. Конец века был отмечен появлением целого ряда других центров культурной жизни: Ботанического сада в Мехико (1788 г.), Музея натуральной истории и Ботанического сада в Гватемале (1796 г.), Астрономической обсерватории в Боготе (1799 г.) и Навигационной школы в Буэнос-Айресе в том же году. Развитие культуры в Бразилии в XVI–XVIII вв. не достигло такого размаха, как в испанских колониях.
Большое значение для культурной жизни колоний Нового Света имело издание газет. Первая из них «Гасета де Мехико», вышла в 1667 г., однако выходила она крайне нерегулярно. В Гватемале выход первой газеты датируется 1729 г., в Перу – 1743 г., в Гаване – 1764 г., в Боготе – 1785 г., в Буэнос-Айресе – 1801 г., в Монтевидео – 1807 г., в Санто-Доминго – 1821 г. Значительно позже, чем в испанских колониях, только в 1706 г., в Бразилии была создана первая типография. Таким образом, в эпоху Нового времени на территории колоний Испании и Португалии происходил уникальный процесс столкновения двух культурных миров и синтеза различных культурно-этнических элементов, результатом которого стало само возникновение Латинской Америки как сложной качественно новой социокультурной исторической общности. § 7. В XVI в. власть в Алжире была захвачена корсарами, объявившими себя вассалами турецкого султана. Завоеватели принесли чужеземные художественные вкусы и строительные приемы. Награбленные в странах Средиземноморья изразцы и мрамор меняют характер убранства зданий. Архитектура этого времени эклектична: купольные мечети строятся по типу османских, но минареты сохраняют местные формы. В гг. Алжире, Константине и их окрестностях возводятся богатые дворцы и виллы: дворцы Дар Азиза (1551), Мустафы-паши (1799–1800), вилла Бардо (XVIII в.) – в Алжире, дворец Ахмед-бея (1826–1835) в Константине и др. Турецкое господство, продолжавшееся вплоть до XVIII в., наложило отпечаток и на декоративно-прикладное искусство Алжира, особенно городского населения. У кочевых племен художественное творчество сохранило старые местные традиции в технике и орнаменте. Для узора ковров, тканей, вышивок горожан характерны сложно извивающиеся побеги и цветы, для изделий кочевников – чисто геометрические узоры. В керамике горожан, так же как и в изделиях из металла (бронзы, латуни) с гравированным и чеканным, иногда инкрустированным серебром узором, продолжаются традиции средневековья, сближающие эти предметы с изделиями других арабских стран. Керамика кочевых племен сохраняет своеобразие геометрических орнаментальных мотивов, характерную расцветку – желтое с красным. Узоры их резьбы по дереву и ювелирных изделий более живы и свободны.
В 1830 началось завоевание Алжира французами. Опорными пунктами французских колонизаторов были создаваемые ими укрепленные форты, большей частью регулярной планировки, впоследствии развившиеся в сельскохозяйственные и административные центры. Так возникли Сиди-бель-Аббес (1849), Орлеанвиль (1843) и другие города. Архитектура и искусство Египта XVI– ХІХ вв. переживали период застоя. Страна находилась под гнетом турок (с 1517), а затем европейских колонизаторов (французов в конце XVIII в. и англичан со 2-й половины ХІХ в.). Лишь в периоды, когда страна обретала некоторую самостоятельность, начиналось крупное строительство, носившее, однако, следы влияния архитектуры других стран. Так, в 1-й половине ХІХ в. старинную цитадель Каира украсила величественная мечеть Мухеммеда-Али, выполненная в духе константинопольских образцов. Народная архитектура Египта отличается многообразием форм, в зависимости от района, в котором расположены постройки. Для Нижнего и Среднего Египта характерны жилые дома с глухими стенами крепостного характера, покрытые ветками, сухой травой или глиной; в городах преобладают каменные 3–4-этажные дома с нависающими балконами, закрытыми деревянными решетками (Суэц, Каир). Встречаются также 2–3-этажные дома башенного типа (в Файюме), дома с полуцилиндрическими сводами в Верхнем Египте (Асуан) и др. Интересны наполовину крытые дома-«колыбели» в Среднем Египте: дом разделен двором на две половины, объединенные продольными стенами и крышей, имеющей над двором овальное отверстие. Архитектура городов Египта с конца XIX – нач. ХХ в. развивается под сильным воздействием архитектуры Западной Европы. В Каире, Александрии и др. крупных городах строятся правительственные учреждения, банки, гостиницы, доходные дома и виллы. В некоторых случаях вводятся элементы национального средневекового зодчества – купола, решетки, орнаментальный декор.
Большое участие в строительстве Египта принимали французские и итальянские архитекторы (например, новое здание Египетского музея в Каире, 1902, архитектор М. Дурньон). Феодальная раздробленность и экономический упадок в XV – 1-й половине XVI в., обостренные вторжением португальцев и испанцев, захвативших многие порты Марокко (в том числе Сеуту и Мелилью, до сих пор находящиеся под властью Испании), сменяются во 2-й половине XVI– XVII вв. периодами относительного спокойствия. Архитектура, застывшая на достижениях прошлого, отличается чрезмерной пышностью, но обильный декор сух и монотонен. Среди построек XVI– XVII вв. – ансамбль мавзолеев правителей, мечетей и завия в Марракеше, Большие мечети в Танжере и Тетуане, медресе Филала в Мекнесе и др. В XVIII–XIX вв. феодальные распри, дворцовые перевороты, усиливающаяся экспансия европейских держав все больше ослабляют страну. Из памятников XVIII в. выделяются мечеть эс-Сунна в Рабате, ворота Баб-эль-Мансур в Мекнесе. В XIX в. сооружаются роскошные дворцы в Фесе рядом внутренних дворов и залов под черепичными кровлями. Разбиваются обширные сады – «агведаль» – с прямоугольной сетью аллей, бассейнами, фонтанами и павильонами. Возводятся укрепления, мосты. С 1574 по 1881 гг. Тунис входил в состав Османской империи. В страну проникает влияние турецкой и частично европейской культуры. Строительство сосредоточено главным образом в г. Тунисе, где появляются мечети турецкого типа (зал которых окружен двором с трех сторон, а минареты имеют 8-гранную форму), мавзолеи, комплексы завия, общественные фонтаны – «себили». В XVIII–XIX вв. при местной династии Хусейнидов возобновляется энергичная строительная деятельность. Восстанавливаются городские укрепления в Кайруане, Тунисе, Монастире, Сусе, Сфаксе, строятся форты, казармы, рынки, мосты, много мечетей, медресе. Сохраняются местные традиции: крестовые покрытия нефов, подковообразные арки, купола перед михрабом. Но появляются свойственные османскому зодчеству сухость деталей, контрастное чередование в кладке темного и белого камня. В Тунисе и его окрестностях возводятся и перестраиваются дворцы (Бардо, восходящий к хафсидскому времени, Манубия, Дар Бен-Абдалла и др.) со сводами и фигурными деревянными потолками, богатым, но эклектичным декором (резной стук, росписи, изразцы и т.д.), часто на европейский лад; обнесенный аркадой внутренний дворик иногда покрыт остекленной решеткой.
В народном жилище Туниса последних столетий при большом разнообразии форм и конструкций преобладает план дома с помещениями, расположенными вокруг двора. Внешние стены глухие. Узкие, вытянутые вдоль границы участка помещения покрыты плоской балочной крышей или сводами из камня. По торцам комнат – возвышения для сна и хранения утвари. Различаются самостоятельные типы жилища г. Туниса С 1883 г. Тунис был объявлен протекторатом Франции. Проведены работы по прорытию судоходных каналов в Бизерте и г. Тунисе, построено несколько зданий в г. Тунисе (вокзал, почтамт, резиденция губернатора и т.п.). В конце XIX – нач. ХХ в. рядом со старыми городами возникают новые, современные города. Французские архитекторы при постройке жилых домов и общественных зданий применяли привычные для них формы европейской архитектуры. В конце XVI в., после изгнания из Эфиопии турок-османов, в краткий период возрождения страны при царе Фасилидасе (1632–1667) к северу от озера Тана была построена новая столица – Гондар (Гондэр). Каменные двухэтажные замки-дворцы с круглыми угловыми башнями, аркадами, арочными проемами, зубчатыми парапетами, богатым скульптурным убранством причудливо сочетали местные традиции с воздействием европейского (главным образом португальского) зодчества (разорванные барочные фронтоны дворца Фасилидаса в Гондаре; пилястры и ложные арки над проемами в аббатстве Кускуам близ Гондара). Караванный путь, проходивший через Эфиопию в Египет, требовал улучшения дорог, строительства новых мостов
Традиционное сельское жилище Эфиопии – круглые в плане, плетневые, обмазанные глиной дома («тукуль») с конической кровлей, прямоугольные дома («хедме») из камня с щебнем и глиной с плоской крышей и навесом, на юге – также куполообразные дома, крытые травой и шкурами. Во 2-й пол. XIX в. начала складываться национальная школа живописи Эфиопии, на формирование которой заметное влияние оказали миниатюра и искусство народной картинки. Появилась светская тематика, прежде всего исторические и батальные сюжеты, затем жанровые сцены, позднее портрет («Портрет императора Менелика II с супругой, сыновьями и приближенными», неизвестный художник 2-й половины XIX в., Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, Ленинград) и пейзаж – первоначально в виде играющих подчиненную роль «сопровождений» и фонов сюжетных композиций. Воздействие традиций средневековой культуры проявлялось в использовании устойчивых иконографических типов, в сохранении многих формальных приемов, техники и даже материалов (большинство произведений исполнено на пергаменте), а также в некоторых особенностях колорита, как правило, тяготеющего к локальным тонам и общему декоративному решению цветовой гаммы («Эфиопская и итальянская армии перед битвой», неизвестный художник XIX в., Национальный музей, Аддис-Абеба). Нередко сохраняются лубочные принципы композиции – ковровый принцип сплошного заполнения поверхности картины, изображения, включающие разновременные события, многочисленных реальных действующих лиц и наряду с ними религиозно-мифологических персонажей, особенно часто – св. Георгия на коне. Встречаются также большие композиции, разделенные на несколько регистров и построенные на основе подробного повествования, складывающегося из множества последовательных сцен или кадров («История царя Соломона и царицы Савской», «Битва при Адуа», «Легенда о Мэкэде», все – известные мастера конца XIX – нач. ХХ вв., Национальный музей, Аддис-Абеба).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|