Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Культура и культурная жизнь России 1 глава




В XVIII – НАЧАЛЕ ХХ В.

§ 1. Реформы Петра І в области науки и культуры.

§ 2. XVIII век в российской науке и культуре.

2.1. Публицистика и литература.

2.2. Просвещение и наука.

2.3. Театр, архитектура, живопись, прикладное искусство.

2.4. Быт и нравы великороссов.

§ 3. Культура и культурная жизнь России в первой половине XIХ в. Европа и Россия с точки зрения славянофилов. Теоретическое оформление оппозиции «культура – цивилизация».

§ 4. Российская наука и культура во второй половине ХІХ – начале ХХ в. Начало «серебряного века».

§ 5. Декадентские и модернистские течения в культурной жизни России. Духовные искания российской интеллигенции.

 

§ 1. XVIII век – век перемен не только в экономике, социальных отношениях, но и в общественной мысли и культуре России. Реформы Петра I, направленные на модернизацию и европеизацию России, определили особенности историко-культурного процесса России в начале XVIII в.: дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность, преодоление замкнутости культурного развития. Эти процессы развиваются очень быстро, но, несмотря на глобальную европеизацию, русская культура наследовала лучшие национальные традиции.

Коренные изменения, произошедшие в стране: создание регулярной армии и флота, бурный рост промышленности, оформление абсолютизма с его огромным чиновничье-бюрократическим аппаратом потребовали появления специалистов, которых могла подготовить только новая, светская школа. В России, как известно, отсутствовали специальные учебные заведения (все вопросы образования решались церковью). Поэтому Петр I уже в конце XVIII века отправлял дворянскую молодежь учиться за границу, где они обучались навигационным наукам, механике, инженерству, артиллерии и т.д.

Начало светскому образованию было положено в 1701 г. созданием «Школы математических и навигационный наук» и Пушкарской (артиллерийской) школы в Москве[87]. За короткий срок появились профессиональные школы (инженерная, медицинская, горная). Развитие начальной общеобразовательной школы происходит с 1714 г., когда более чем в 40 городах были открыты «цифирные школы», просуществовавшие до 20-х гг. XVIII в. Затем они преобразованы в солдатские школы.

Практические потребности Российского государства порождали интерес к науками, преимущественно естественным. Правительством и частными лицами были организованы ряд крупных экспедиций: экспедиция В. Атласова – исследование и описание Камчатки, 1697–1699 гг.; экспедиция Ф. Саймонова и К. Вердена – исследование Каспия, 1720-е гг.; экспедиция В.И. Беринга, Л.А. Чиркова 1733–1743 гг. Это время ознаменовалось появлением крупных технических новшеств и изобретений: в горном деле и металлургии Г.В. де Ренин, В.Н. Татищев; в военном деле – Я.В. Брюс, А.К. Нартов.

В это время возник интерес к русской истории. Начинается сбор материалов по отечественной истории, были написаны первые сочинения, отразившие события современности: «История Свейской войны», «Ядро российской истории» А.И. Манкиева, «История о царе Петре Алексеевиче» князя Б.И. Куракина; в этот период начинает свою работу над «Историей российской с древнейших времен» В.Н. Татищев.

Итогом петровских преобразований в области просвещения можно считать открытие Академии наук в Петербурге (1725). Ее особенностью являлось объединение научно-исследовательских и педагогических функций (в составе Академии учреждались академический университет и гимназия). Академия имела также свою библиотеку, музей, типографию, физическую и химическую лаборатории.

В связи с потребностями новой учебной литературы были созданы новые типографии в Москве и Петербурге[88]. За четверть века ими было выпущено более 600 книг, ведомостей, манифестов и т.д. (среди них: «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого). В 1708 г. Петр I ввел новый гражданский шрифт, что привело к разделению сферы светской и церковной книжности, к распространению грамотности. Это событие также повлекло за собой возникновение периодической печати: с 1702 г. систематически выходила первая печатная газета «Ведомости», в которой публиковалась внутренняя и иностранная хроника. В 1703–1704 гг. вышло 39 номеров[89].

Центральной проблемой публицистики и общественно-политической мысли являлся вопрос идеологии абсолютизма. Наиболее полно основные принципы абсолютизма были разработаны соратником Петра I Феофаном Прокоповичем («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»). В своих трудах он теоретически обобщил законодательную и практическую деятельность Петра I. Выразителями идеологии абсолютизма являлись также В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, А.М. Черкасский, А.Ю. Трубецкой. Не менее важной проблемой, затрагиваемой в публицистике, является вопрос о просвещении. Мысль о необходимости просвещения все более проникала в общественное сознание. Именно в распространении просветительских идей виделась возможность превращения России в могущественную державу (Ф.С. Салтыков «Пропозиции», «Изъявления, прибыточные государству»). Распространение светской культуры и просвещения становится темой ряда произведений Ф. Прокоповича. В то же время появляется довольно значительное количество сочинений, направленных против Петра I и его преобразований. В первую очередь это произведения старообрядцев. В годы восстания К. Булавина появился целый ряд «прелестных писем», обличающих социальные проблемы. Одно из самых ярких произведений этого жанра – письма атамана Никиты Голого.

В литературе I четверти XVIII в. сохраняются старые формы литературных произведений, но они наполняются совершенно новым содержанием. В центре «гисторий» (один из самых популярных жанров этого времени) – молодые люди нового времени, с новой системой ценностей: они верят в могущество разума, науки и прежде всего в собственные силы («История о российском матросе Василии Кариотском», «История о храбром российском кавалере Александре»). Появление этих повестей означало освобождение от тесных рамок религиозного сознания. Большое распространение в литературе I четверти XVIII в. получили любовные стихи. В это же время популярными стали сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708–1744).

Большие изменения произошли во всех отраслях искусства [90]. В архитектуре появляются новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры становится ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы – Петербурга: переход к градостроительству и регулярной планировке, к рационально спланированному ансамблю.

Для разработки плана застройки Петербурга Петр I пригласил в Россию выдающегося французского архитектора Жана Леблона. Но к тому времени, как «Генеральный план» Леблона был готов, строительство города уже началось, поэтому план остался не реализован. Над планировкой города работали также
П.М. Еропкин и И.К. Коробов. В 1709 г. была учреждена Канцелярия строений во главе с У.А. Сенявиным. Она руководила всеми строительными работами в городе. При Канцелярии была открыта школа для обучения архитекторов. Наряду с русскими, в Петербурге работали и многие иностранные архитекторы.

Важнейшие архитектурные памятники Петербурга того времени – Летний дворец Петра I, Петропавловский собор (арх. Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини, М.Г. Земцов), Меньшиков дворец на Васильевском острове (арх. Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель). Именно с именами этих архитекторов связано формирование барочного направления в русской архитектуре начала XVIII в. Барокко – основное направление в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи), которому свойственны контрастность, динамичность, стремление к пышности и величию.

Большое внимание уделялось также строительству пригородов Петербурга, таких как Петергоф (Петродворец), Ораниенбаум (Ломоносов), Царское Село (Пушкин). В Москве также возводятся новые здания: здания Арсенала в Кремле (арх. Д. Иванов, Х. Конрад, М. Чоглоков), Лефортовский дворец (арх. Д.В. Аксамитов) и др.

В живописи утверждаются новые жанры и техники. Ведущее место занимают картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Появляются портреты камерные, главной чертой которых становится стремление художника проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социально-политический ранг изображаемого человека. Становление этого жанра связано с именем И.Н. Никитина («Портрет царевны Натальи Алексеевны», «Потрет канцлера Г.И. Головкина», «Напольный гетман»). Другой известный художник петровского времени – Андрей Матвеев. Он обучался в Голландии, а затем руководил группой живописцев при Канцелярии строений.

В I четверти XVIII в. появляется гравюра. Первые гравюры художника А.Ф. Зубова изображали батальные сцены из истории Северной войны и панорамы Петербурга.

Скульптура много веков в России была фактически под запретом, поэтому традиций и мастеров в этой области искусства не было. Первые скульпторы, появившиеся в Летнем саду, были привезены из Италии. Большое количество скульптур было изготовлено в России под руководством К. Растрелли для пригородов Петербурга, в первую очередь для Петергофа.

Петровские указы не ограничивались сферой политики и экономики, многие из них регламентировали общественную, частную жизнь: вводились новые правила хозяйствования, покрой одежды, внешний облик (знаменитый запрет на ношение бороды), вводились новые формы общения (ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками) и правила хорошего тона. В 1717 г. в России вышла книга под названием «Юности честное зерцало», авторство которой приписывают самому Петру І. Книга предназначалась для воспитания хороших манер у детей (отроков) дома и в кругу других людей. Петр І считал, что не только знания, но и «политес» – этикет, культура поведения должны быть присущи русскому человеку, чтобы он мог с успехом соперничать с европейской учтивостью[91]. В петровское время устраивается первый публичный театр на Красной площади в Москве («Комедийная хоромина»). С 1 января 1700 г. было введено новое летосчисление – от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в России – Кунсткамера[92].

Особенностью политики в области культуры при Петре I было прежде всего то, что государь поощрял сферы, необходимые для государства: создание новой системы просвещения, развития науки, формирование светского искусства, внедрение бытовых новшеств. Все это позволило России в первой четверти XVIII в. вырваться из тисков средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран, не теряя при этом своей самобытности. Но вместе с тем изменения в быту и культуре еще более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное сословие, сделав все эти достижения его прерогативой.

§ 2. 2.1. Развитие русской литературы в XVIII веке, как культуры вообще, было обусловлено социально-экономическими сдвигами, происходившими в российском обществе в результате петровской модернизации. Преобразования оказали существенное влияние на содержание художественных произведений. Все важнейшие явления эпохи – Азовские походы, Лесная, Полтава, измена Мазепы, тяжкий труд, рекрутские наборы и налоговое бремя – нашли отражение в народных песнях, былинах и сказках.

Плодами преобразований в области культуры воспользовались в первую очередь дворянство и купечество. В их среде возникли произведения, выразительно характеризующие новые явления в литературе. К ним относится «Гистория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли». Сюжет повести не нов – это похождения сына, покинувшего отчий дом. Если в XVII в. личность, пытающаяся вырваться из оков семейных традиций, терпит крах, то здесь личностное начало одерживает верх и герой повести, куда бы его ни забросила судьба, добивается успеха. Сын мелкого дворянина Василий Кариотский, получив родительское благословение, отправляется на модную в то время службу матросом, быстро овладевает знаниями в Кронштадте и едет в Голландию «для наук арихметических и разных языков». Острый ум и знания позволяют Василию добиться успеха в любом деле. Он выступал в роли и «молодца удалого» и галантного кавалера, знающего правила светского обхождения, сумевшего покорить сердце флорентийской королевны. В конечном счете Василий преодолевает множество препятствий, становится названым братом австрийского императора, женится на королеве и живет «в великой славе». Василий Кариотский – литературный герой петровского времени – символизирует эпоху, открывшую доступ людям незнатного происхождения, но «острого ума» и «достойного разума» к высшим должностям в государстве.

В отличие от литературы XVII в., проникнутой сильным влиянием церковной идеологии, литература петровского времени освобождалась от оков религиозного сознания. Герои повестей образованны и ведут успешную деятельность в обстановке, порожденной преобразованиями: овладевают наукой, светскими манерами, торгуют с западноевропейскими государствами. Они отмечены нравственными качествами, присущими эпохе: отвагой, умом, верностью долгу. Народная песня, сказка звучали во второй четверти XVIII в. от крестьянской избы до царского двора. Наряду с бытованием былин, исторических песен, плачей, сказок, пословиц, устной народной драмы в эти годы создаются новые разнообразные песни, лирические и сатирические пословицы и др. В развитии фольклора этого периода характерно усиление элементов сатиры и мотивов протеста.

Исторические песни второй четверти XVIII в. запечатлели немало конкретных исторических событий, тяжело легших на плечи трудового населения: постройка Ладожского канала (1731), поход под Азов (1736), русско-шведская война (1741–1743 гг.) и др. Лиро-эпические песни о смерти Петра I сохранили отголоски настроений солдатской массы 1720–1730-х годов. Они полны горестных жалоб солдат на возросшую в 30-х годах XVIII века непосильную тяжесть военной службы, голод, отсутствие теплой одежды. В них говорится об участившихся побегах солдат из армии, звучит негодование на большие людские потери. Гнев против «злого тирана» Бирона и готовность «весь сор метлой вымести» звучат в плаче молодого сержанта на смерть Петра I, отражая общее негодование против «бироновщины».

В связи с этим в фольклоре наблюдается развитие так называемой «разбойничьей» лирической песни, насыщенной социальным протестом. С явным сочувствием рисуется в лирической песне образ бесприютного бродяги, «доброго молодца» со «своеручным» паспортом «на тоненькой, на белой на бумажке». Аналогичные мотивы звучат в немногих дошедших до нас анонимных произведениях народной рукописной публицистики второй четверти XVIII века.

Во второй четверти XVIII века являются единичными примеры создания новых авантюрно-галантных романов, но в то же время продолжается широкое включение мотивов русского фольклора в новые списки старинных переводных и сатирических повестей. Все чаще появляются записи и книжные обработки былинных сюжетов, которые во второй половине XVIII века становятся достоянием лубка. Борьба старого и нового, укрепление демократических тенденций, постепенное вызревание русского классицизма отчетливо обнаруживаются в разных видах литературных произведений, в том числе – в русской лирике второй четверти XVIII в.

Основной отличительной чертой развития русской литературы с 20-х годов XVIII века стало появление нового литературного направления – классицизма. Русский классицизм XVIII века, восприняв некоторые черты, свойственные общеевропейскому классицизму, отмечался глубоким своеобразием русской национальной культуры. Связь русского классицизма с национальной литературной традицией не исключала многих черт, роднивших его с общеевропейским классицизмом XVII–XVIII вв.: дворянство как социальная база идеологии; рационализм как философская основа; идея «общего блага», характерная для «просвещенного» абсолютизма; строго разработанная классификация родов и жанров в литературе; дидактизм; поиски образцов в античности. Будучи в основе своей дворянским направлением, русский классицизм отличался своеобразием. В русском классицизме, начиная с его предшественника – А.Д. Кантемира, особенно же у М.В. Ломоносова и отчасти у А.П. Сумарокова, отчетливо звучат обличительные, сатирические, гражданские мотивы, столь типичные для русской литературы. Знаменателен и состав ведущих писателей второй четверти XVIII века. Наряду с дворянами (Кантемир, Сумароков) в литературе выступают выходец из среды духовенства Тредиаковский и крестьянин-помор Ломоносов. Показательно и то, что русская народная песня, сказка, пословица привлекают все большее внимание. В русском литературном классицизме, при всей оторванности его от народных масс, обнаруживаются близость к народной речи, интерес к фольклору. Это было самой отличительной чертой русского классицизма по сравнению с классицизмом других европейских стран.

Русский классицизм складывался в то время, когда эстетика классицизма была четко сформулирована на Западе такими теоретиками, как Буало, Готшед и др. Не ограничиваясь изучением теоретиков и писателей европейского классицизма, русские писатели обращались непосредственно к античным авторам. Следует подчеркнуть стремление к творческому освоению литературного наследия, большую свободу от авторитета – также характерные черты русского классицизма с самого его возникновения.

Сложностью отличается философская основа эстетики русского классицизма. На Западе основой эстетики классицизма была философия Декарта. В России же наряду с рационализмом имела существенное влияние сенсуалистическая философия и особенно материалистическое понимание явлений природы, идущее от Ломоносова. Это нашло выражение и в вопросе о чувственном восприятии поэтических произведений.

Наконец, важнейшей отличительной чертой русского классицизма являются рано обнаруживающиеся реалистические тенденции. Они выражались в обличительном, гражданственном направлении русского классицизма, становлении русской, национальной темы в лирике и драматургии, в борьбе передовых писателей за создание национального литературного языка. К концу 40-х годов XVIII века в рамках русского классицизма оформляются два течения: просветительское и дворянское.

Первым проявлением русского классицизма в литературе можно считать «Оду на взятие Хотина»
М.В. Ломоносова (1739 г.), затем его же своеобразный литературный манифест «Риторику» (1744–1748 гг.). «Русскую литературу начинают с Ломоносова, – и справедливо»,– писал В.Г. Белинский. Кантемир и Тредиаковский, по его мнению, не имели «достаточных средств для выполнения предлежащего им дела». Завершение реформы русского стихосложения, сближение литературного языка с народной речью, бесспорный приоритет в разносторонней разработке вопросов эстетики и поэтики классицизма дают именно М.В. Ломоносову неоспоримое право считаться основоположником русского классицизма.

В 30-е годы XVIII века завершается творческий путь крупнейшего представителя схоластического классицизма, поэта-силлабика, драматурга и публициста Ф. Прокоповича (1681–1736 гг.). Им созданы в последнее десятилетие жизни драма «Милость божия» (1728 г.), многочисленные силлабические «Приветства» – панегирики императрице Анне, различные стихотворения «на случай», эпиграммы, эпитафии и пр. В творчестве Ф. Прокоповича особенно ясно чувствуется разрыв между архаической художественной формой схоластического классицизма и новыми идейными тенденциями – возвеличением разума, призывом разрушать сатирой «всяк обычай злонравный», прославлением абсолютизма. Сторонник реформ Ф. Прокопович в это время участвует в «ученой дружине», поддерживает сатирическое направление в творчестве А.Д. Кантемира, интересуется нарождавшейся журналистикой.

Завершением схоластического классицизма в 1730–1740-х годах было также творчество писателей-силлабиков П. Буслаева и М. Собакина. Последний писал в традиционных жанрах силлабической поэзии придворные «приветства» и панегирические акростихи. Ближайшими предшественниками русского классицизма были А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский. Образованность, широта научных и литературных интересов – характерные черты А.Д. Кантемира (1709–1744). Талантливый дипломат, переводчик Монтескье, Фонтеяеля, Горация и Анакреона, автор сатир, эпиграмм, басен, любовных песен, посланий Кантемир был достойным предшественником М.В. Ломоносова. В одном из своих произведений Кантемир перечисляет своих предшественников в жанре сатиры (Горация, Персия, Ювенала, Буало), но одновременно указывает на отсутствие простого подражания им в его сатирах.

Мысль о естественном равенстве людей, культ разума и уверенность в том, что сатира помогает исправлять нравы, обличения невежества и паразитизма «злонравных» представителей господствующего класса, сознательное стремление к разговорной интонации стиха, включение пословичных речений – все это дает право говорить о Кантемире как о предшественнике классицизма, а также о наличии в его произведениях демократических тенденций.

Иной вклад в процесс становления и развития русского классицизма внес старший современник Кантемира В.К. Тредиаковский (1703–1769 гг.). Именно В.К. Тредиаковский заложил теоретический фундамент русского классицизма. Отдельные черты учения об особенностях жанров, типичных для классицизма, имеются в его «Рассуждении об оде вообще», где дано определение жанра оды, подчеркнуто отличие оды от эпической поэмы, установлены разновидности од, отмечен так называемый «лирический» (по терминологии Тредиаковского – «красный») беспорядок как один из основных приемов композиции и т.д.

Большое значение для развития русской поэзии имел теоретический трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735 г.), в основу которого была положена плодотворная мысль о необходимости соответствия между системой стихосложения и фонетическим строем русского языка. Следом за этим трактатом Тредиаковского, в конце 30-х годов XVIII века, появляются разнообразные опыты тонизации силлабического стиха. Важно также отметить, что Тредиаковский много сделал как переводчик.

О своем намерении писать «почти самым простым русским словом, т.е. каковым мы меж собою говорим», в противовес «глубокословной словеншизне», Тредиаковский заявил еще в 1730 г. в предисловии к переводу «Езды в остров любви». Но Тредиаковскому не удалось избавиться от пестроты словаря, в котором сочетались славянизмы с вульгаризмами и канцеляризмами. Он искусственно пытался ввести латинизацию русского синтаксиса.

Глубокое единство практики и теории, просветительские, гражданские тенденции и демократизм характеризуют наследие М.В. Ломоносова как поэта и теоретика русского классицизма. Его студенческий трактат «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739 г.) обосновал теоретически и довел до конца переход от силлабического к силлабо-тоническому стихосложению, начатый Тредиаковским. Воплощая новые принципы, Ломоносов приложил к «Письму» в качестве образца первую русскую ямбическую «Оду на взятие Хотина».

Другой не менее важной работой М.В. Ломоносова по вопросам языка и литературы является его «Риторика». В предисловии к «Риторике» в 1748 г. он указывал на огромное природное богатство русского языка и поэтому задача «Риторики» – служить руководством к проведению «российского слова в совершенство». Ломоносов ставит в этом произведениитакже важные вопросы о взаимоотношении искусства и действительности, формы и содержания и правильно разрешает их. Он считает, что материалом для художественного изображения является жизнь во всем ее многоообразии – «все вещи, зримые в свете». Он полагает, что тема, идея, словом содержание («материал») произведения определяют его художественную форму, жанр и стиль.

Чрезвычайно интересны и самостоятельны его воззрения на восприятие художественного произведения. Считая важным воздействие на разум читателя, Ломоносов не забывал об эмоциональном восприятии и развивал в своей «Риторике» мысль «о возбуждении и утолении страстей». От рационалистической основы поэтики рождаются у Ломоносова такие художественные приемы, как перечисление, членение понятия, логические определения в качестве эпитетов, метафор и т.п. Одновременно, заботясь о чувственном восприятии, Ломоносов советует писателям вводить описания, внимательно относиться к благозвучию и впечатлению, создаваемым сочетанием определенных звуков. Практически все это Ломоносов осуществлял в своем творчестве.

В отличие от Сумарокова-драматурга Ломоносов воплощает национально-историческую тему с большой исторической достоверностью. Описание Куликовской битвы («Тамира и Селим»), характеристики в одах Ивана Грозного и Петра I основаны на глубоком изучении документов, а легендарные походы Игоря на Царьград изложены в соответствии с известиями русских летописей.

Тема родины, «драгого отечества», «возлюбленной матери» – России многообразна у Ломоносова. Он восхищается великолепием природных богатств России, он помнит о ее давней и новой военной славе и твердо верит, что расцвет его родины возможен только при широком просвещении, три доступном всем образовании. Ломоносов убежден в глубокой одаренности русского народа и призывает молодое поколение доказать: «Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Ломоносов, теоретик и первый поэт русского классицизма, создал его эстетику и дал образцы всех жанров в своем творчестве (ода, трагедия, басня, эпиграмма, послание).

Прямыми продолжателями Ломоносова были Н. Поповский и С. Домашнев. В дальнейшем у него учились в той или иной степени все поэты XVIII ст. Дворянское направление русского классицизма, отличное от ломоносовского, формируется к концу 70-х годов в творчестве А.П. Сумарокова (1718–1777 гг.).

Его первые литературные опыты начинаются в Сухопутном шляхетном корпусе. От этого периода сохранились две новогодние поздравительные оды. Ломоносовскую реформу стихосложения Сумароков встретил сначала враждебно, откликаясь на нее злыми эпиграммами. Но уже в 1743 г. он меняет свои воззрения, о чем свидетельствует одна из сохранившихся од, а в 1744 г., следуя за Ломоносовым, Сумароков уже пишет ямбом. Одновременно он начинает разрабатывать жанр интимной любовной песни, широко популярной в то время даже в придворной среде, куда Сумароков получает доступ в качестве адъютанта Разумовского во второй половине 1740-х годов. С 1747 г. начинается расцвет творчества Сумарокова. Он создает произведения, являющиеся «литературным манифестом» русского дворянского классицизма, выступает как критик и как плодовитый драматург.

Следуя за Ломоносовым в эпистолах 1748 г., Сумароков признает необходимость разделения в поэзии «высокого» и «низкого», дает классификацию жанров, излагает теорию трех единств в драматургии, говорит об «учительном значении» сатиры и комедии, о необходимости «последовать» образцовым писателям. Но в эпистолах 1748 г. нельзя не видеть своеобразия позиций Сумарокова и более того – скрытой полемики с принципами «Риторики» Ломоносова. В отличие от Ломоносова Сумароков уделяет преимущественное внимание не торжественной оде, а любовной лирике. В трагедии, по мнению Сумарокова, важна не столько возвышенная героическая тема, сколько умение писателя сказать, «что скажут страсти сами». Нетрудно увидеть в этом теоретическое обоснование тех элементов чувствительности, которые в дальнейшем станут основой сентиментализма в творчестве зрелого Сумарокова (1760–1770 гг.). В комедии Сумароков рекомендует не ограничиваться обличением общечеловеческих пороков, а обращаться к методу «подлинников», изображать, например, русского «бездушного подьячего в приказе». Драматургия Сумарокова является ярким воплощением сформулированных им эстетических принципов дворянского классицизма.

Убежденный «монаршист», как он сам себя называл, Сумароков противопоставляет обычно в трагедиях образ «добродетельного монарха» государю-тирану. Основным конфликтом в трагедиях Сумарокова является борьба рассудка с неодолимой любовной страстью, которая может превращать самодержца в тирана. Безрассудная страсть делает злодеем вельможу. Отсюда призыв – следовать «должности», превозмогать себя. Добродетель должна стать истинным свойством дворянства и опирающегося на него государя. Классовая основа конфликта в трагедии проступает у Сумарокова чрезвычайно отчетливо, и не случайно, что его трагедии были встречены с таким восторгом императрицей Елизаветой, ее двором и имели впоследствии долголетний успех у дворянского зрителя. Значение творчества Сумарокова 1740-х годов в том, что он был основоположником эстетики и творческой практики русского дворянского классицизма, получившего затем завершение как в творчестве зрелого Сумарокова (в 1760–1770 гг.), так и в деятельности его ближайших учеников – Майкова, Богдановича, Хераскова, Княжнина.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...