Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Культура и культурная жизнь России 4 глава




К академическим экспедициям примыкают экспедиции промышленных людей, отправлявшихся осваивать острова Тихого океана, а также берега Америки. Наряду с хозяйственным освоением новых земель и приведением в российское подданство местного населения экспедиции составляли более совершенные карты островов и обстоятельное описание их флоры и фауны. Среди исследователей выдающееся место занимает Г.И. Шелихов, составивший в 80-е годы XVIII века описание Алеутских островов и организовавший изучение и освоение Русской Америки (Аляски).

Заметные успехи наблюдаются и в развитии медицины. Если во времена Петра I в России существовала единственная «госпитальная школа», то в дальнейшем подобные учебные заведения были созданы в Петербурге (при сухопутном и адмиралтейском госпиталях), в Кронштадте, Елисаветграде, в Ревеле. В 1786 г. эти школы были отделены организационно от госпиталей и превращены в медико-хирургические училища. В Петербурге создаются специальные медицинские учебные заведения – Медико-хирургический институт, Повивальный институт, Медико-хирургическая (впоследствии Военно-медицинская) академия, в Москве – медицинский факультет университета, в конце столетия их стало три. Кроме того, в столице была открыта Медико-хирургическая академия, а при Московском университете – медицинский факультет.

Наибольшие достижения русской медицины XVIII в. относятся к тем ее отраслям, развитие которых настоятельно требовалось запросами жизни. Бичом России XVIII в., как и других стран Европы, были инфекционные болезни, особенно оспа и чума. В середине этого столетия начали практиковать оспопрививание в первоначальной его форме, так называемой вариоляции, т.е. заражения гноем из оспенных пустул. В 1768 г. Екатерина пригласила в Россию английского медика и сама первой сделала прививку от оспы. Оспопрививание того времени (вариоляция) хотя и не избавляло от заболевания, но значительно сокращало число смертельных исходов.

В 1770–1772 гг. в России распространилась эпидемия чумы. Это общественное бедствие, опустошившее ряд городов, заставило серьезно заняться изучением природы болезни и мер борьбы с ней. В это время выдвинулось много самоотверженных врачей-ученых, таких как А.Ф. Шафонский, К.О. Ягельский, Д.С. Самойлович, энергично боровшихся с чумой и обогативших науку капитальными трудами, в которых изучаласьчумаи другие инфекционные болезни.

В противовес распространенному учению о передаче болезней по воздуху (парами – «миазмами»), многие русские врачи отстаивали точку зрения передачи болезней контагионами, т.е. путем соприкосновения. Эта точка зрения была прогрессивной для того времени, так как уничтожала представление о неизбежности заражения и позволяла наметить конкретные способы борьбы с эпидемиями. Наиболее выдающимся представителем этого учения был Д.С. Самойлович. В своих сочинениях он убедительно опровергал ошибочные, архаические теории передачи чумы, доказывая, что она передается соприкосновением, и создал стройную систему мероприятий по борьбе с эпидемией. В известной степени она сохранила свое значение до настоящего времени. Самойлович предвосхитил принцип, лежавший в основе современных профилактических прививок. Сочинения Самойловича принесли ему общеевропейскую известность и были переведены на некоторые иностранные языки. Самойлович был избран членом двенадцати европейских академий.

Наряду с эпидемиями большой урон населению приносила высокая детская смертность. Поэтому русская медицинская наука XVIII в. очень много внимания уделила родовспоможению и уходу за младенцами. Большая заслуга в разработке этих вопросов принадлежит Н.М. Максимовичу–Амбодику и С.Г. Зыбелину. Первый является автором большого четырехтомного труда «Искусство повивания», в котором с передовых для того времени позиций излагались основы акушерства и ухода за детьми. Второй в ряде публичных выступлений (впоследствии изданных) разработал принципы питания младенцев, намечал систему разумного физического воспитания детей.

Большое развитие в русской медицине второй половины XVIII века получило изучение лекарственных растений. Характерным для русских врачей было внимательное изучение лекарственных растений, «простым народом в болезнях употребляемых», признание того, что «врачебная наука ввела в употребление множество таких вещей, которых пользу узнали прежде всего простые люди» (Н.Я. Озерецковский).

Ведущим направлением русской медицины XVIII в. было клиническое, основанное на опыте и наблюдении. Русские врачи считали, что решающую роль в здоровье и болезни играют внешние воздействия, условия среды. Правильным пониманием влияния внешней среды объяснялось внимание передовых русских врачей XVIII в. к вопросам гигиены, получившим освещение в трудах С.Г. Зыбелина, Н.М. Максимовича–Амбодика, И.И. Лепехина, А.Г. Бахерахта. Основным принципом гигиены русские врачи признавали «следование природе», «согласие с природой». «Чем больше человек повинуется природе и ее законам, тем долее живет», – провозглашалось в большинстве гигиенических сочинений. Вера в благотворную, целительную роль природы сказалась и в принципах лечения. У ряда передовых русских врачей за этим утверждением скрывалось правильное представление о наличии в организме защитных механизмов, позволяющих ему самому справиться с болезнью. Задача врача – не противодействовать им, а своим лечебным вмешательством помочь им и их усилить. Клинический опытный подход привел передовых русских врачей к пониманию необходимости индивидуализированного лечения.

Вторая половина XVIII в. примечательна небывалым взлетом технической мысли. В 60-х гг. развернулась деятельность великого русского изобретателя И.И. Ползунова, прославившегося изобретением в 1764–1765 гг. универсальной паровой машины, которой можно было приводить в действие любые заводские механизмы. Ползунову, таким образом, принадлежит честь первому открыть век пара – он это сделал на 20 лет раньше, чем Дж. Уатт. Машина Ползунова была пущена через несколько дней после его смерти, в 1766 году.

Другим крупным изобретателем этого периода был И.П. Кулибин, внесший огромный вклад в развитие технической мысли. Если изобретение Ползунова по распоряжению заводской администрации было уничтожено, то знаменитые часы «яичной фигуры» сохранились до наших дней. Кулибин в 1776 г. разработал проект одноарочного деревянного моста через Неву длиной в 298 м. Проект остался неосуществленным. Творческая мысль Кулибина охватывала разнообразные отрасли техники. Он разработал проекты «самобеглой коляски», протезов для инвалидов, прожектора, лифта и т.д. Судьба изобретений, как и изобретателей, была одинаковой: оба закончили жизнь в нищете, а большинство их изобретений не получили применения и были забыты.

Значительный шаг вперед сделали гуманитарные науки: история, экономическая и правовая науки, языкознание и др. Вторая половина XVIII в. выдвинула ряд крупных историков – М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, И.Н. Болтина и др. Перу Щербатова принадлежит «История Российская от древнейших времен», доведенная им до 1613 г. Автор не владел необходимыми знаниями для написания такого сочинения, поэтому оно содержало много неточностей хронологического, географического и этнографического характера.

Особое место в развитии русской исторической науки занимает И.Н. Болтин, автор «Примечания на историю древния и нынешния Россия господина Леклерка». Французский медик Леклерк после
10-летнего пребывания в России, вернувшись на родину, написал сочинение, изобилующее клеветническими выпадами и вымыслами на Россию и русский народ. Болтин подверг «Историю» Леклерка подробному разбору, «чтобы уличить и устыдить наглого ее сочинителя». Труд Болтина обогатил российское источниковедение. Его призывы к критическому отношению к источнику, к точности в изложении фактов и описании событий не утратили значения и поныне. Впервые в исторической науке появляются труды по истории отдельных отраслей хозяйства. К ним относится «Историческое описание Российской коммерции» из 21 книги. В нем были опубликованы важные статистические материалы и данные архивов о состоянии торговли и промышленности, а также относящиеся к экономике законодательные акты.

Большой вклад в развитие агрономической науки внесли труды А.Т. Болотова. А.Т. Болотов успешно разрабатывал проблему гибридизации и селекционных методов в растениеводстве. Он впервые раскрыл роль перекрестного опыления и самоопыления, подойдя к тому обобщению, которое позже получило название «закона Найта-Дарвина». Много интересных статей содержит журнал «Экономический магазин», издававшийся им в 1780–1789 гг.

Во второй половине XVIII в. зарождается историческое краеведение. Его родоначальниками считаются «архангелогородский гражданин» В.В. Крестинин, написавший ряд работ по истории Поморья, и П.И. Рычков, автор истории Оренбургского края, в которой помещены ценные сведения по истории и этнографии башкир. Исторические сочинения появляются и на Украине: «Черниговского наместничества топографическое описание» А.Ф. Шифонского и др.

Распространению исторических знаний способствовала публикация документов и исторических сочинений. Щербатов в 1767 г. опубликовал открытую Татищевым «Русскую Правду», а в 1770–1772 гг. «Журнал, или Поденную записку императора Петра Великого». Обширную библиотеку с публикациями документов создал Н.И. Новиков. Второе издание его «Древней Российской Вивлиофики» состояло из 20 томов источников: грамот великих князей, дипломатических документов, отрывков из летописей, родословных дворянских фамилий и др.

2.3. Петровская модернизация российского государства и общества полностью изменила формы, внутреннее содержание и направления развития в XVIII веке таких видов русской культуры, как театр, архитектура, живопись, прикладное искусство. В частности, светским содержанием наполняется и театральное искусство.

В 1702 г. в Москве был открыт общедоступный публичный театр. Сооруженная на Красной площади «Комедийная хоромина» вмещала несколько сотен зрителей. Театр, однако, не пользовался успехом, так как игравшие в нем немецкие актеры ставили пьесы, далекие от русской жизни. Зато популярны были театры при Славяно-греко-латинской академии и Медицинском училище, где разыгрывались пьесы на современные темы, прославлялись победы русского оружия, пропагандировались преобразования.

Аналогичные процессы «обмирщения» наблюдаются и в архитектуре. В первой четверти XVIII в. преобладает гражданское строительство. Появляется новый тип общественных зданий – административного, промышленного и культурно-просветительного назначения. Первыми зданиями подобного типа являлись монументальный Арсенал в Кремле, который начали строить в 1701 г., а также здание Суконного двора, представлявшего замкнутый четырехугольник из двухэтажных зданий с фасадом, выходившим против Кремля на набережную Москвы-реки.

Воплощением новшества в церковной архитектуре старой столицы являлась Меншикова башня, сооруженная русским зодчим И.П. Зарудным. Ее достопримечательностью являлся шпиль и привезенные из Англии часы: 50 колоколов разной величины отбивали время через каждые четверть часа. Колокола погибли во время пожара, вспыхнувшего летом 1723 г. от удара молнии. Третью достопримечательность храма составляла его внутренняя отделка – он был украшен богатой лепниной, выполненной итальянскими мастерами.

Наиболее ярко зодчество и градостроительство петровского времени представлены в Петербурге. Одновременно начатое строительство Петропавловской крепости, Гостиного двора, Биржи и порта символизировало будущее нового города. Трудом десятков тысяч людей на заболоченной либо покрытой густым лесом местности было положено начало красивейшего города мира. К 1725 г. его население насчитывало около 40 тыс. человек.

В отличие от прочих городов России, застройка которых производилась стихийно, со множеством узких переулков и тупиков, застройка Петербурга велась по заранее разработанному плану. Дома воздвигались по прямой линии, фасады выходили на улицу, что выражало стремление преодолеть замкнутость прежнего образа жизни. Специальными указами был установлен тип зданий, размеры которых зависели от состоятельности владельца. Все население было разбито на «именитых», «зажиточных» и «подлых» людей. Представители первой группы, к которым относились богатые помещики и купцы, обязаны были строить двухэтажные каменные здания с высокими комнатами, большими окнами и украшениями на фасаде.

Первые монументальные здания новой столицы империи связаны с именами архитекторов Доменико Трезини, Ивана Устинова, Михаила Земцова. Грандиознейшее сооружение Петербурга – Петропавловский собор был построен по проекту Трезини. Колокольня, увенчанная золотым шпилем, превышала высоту Ивана Великого в Московском Кремле, что, по мысли Петра, должно было отражать превосходство новой столицы над старой.

Замечательными памятниками архитектуры Петербурга петровского времени являются здание Двенадцати коллегий, предназначенное для центральных учреждений России, Кунсткамера, в которой размещались библиотека и музейные коллекции, и др. Своеобразие зданию Двенадцати коллегий придавало многократное повторение одного и того же планового решения, выраженного в равенстве размеров членений зданий. Этим подчеркивалось равенство коллегий, для которых предназначалось здание. Крупнейшим промышленным зданием новой столицы была Адмиралтейская верфь. Этот сложный комплекс включал множество предприятий, необходимых для постройки и оснастки кораблей: лесопильни, кузницы, смолокурни, канатное, прядильное и парусное производства.

Петербург воплощал черты новой культуры и в отношении городского благоустройства. По указу 1714 г. каждое судно, прибывавшее в город, должно было доставлять 10–30 камней, а подвода – 3 камня. Камни использовались для устройства мостовых. Главные улицы освещались фонарями, заправлявшимися конопляным маслом. Проявляя заботу о благоустройстве и внешнем виде своего «парадиза» (рая), как называл Петр новую столицу, царь в то же время тормозил каменное строительство в прочих городах страны – указом
1714 г. было запрещено использование кирпича в качестве строительного материала повсюду, за исключением Петербурга. Придворная знать, помимо роскошных дворцов в столице, строила пышные дворцово-парковые ансамбли в ее окрестностях. К ним относится дворец Меншикова в Ораниенбауме.

Живопись первой четверти XVIII в. представлена работами Андрея Матвеева и Ивана Никитина. Оба получили известность как портретисты. Никитин тонко раскрывал внутренний мир человека, его характер. В портретах Петра I художник подчеркнул волю, ум и суровую сосредоточенность государственного деятеля. В стремлении отразить черты характера человека, его переживания и личные достоинства проявлялось личностное начало в живописи. Кроме того, Никитин написал ряд батальных полотен: Полтавскую и Куликовскую битвы.

Высокими художественными достоинствами отличались работы русских мастеров гравюры (братья Зубовы, И. Адольский, А. Ростовцев и др.), изображавшие виды Петербурга, батальные сцены, морские эскадры Петра I, или рисунки в книгах, на географических картах и т.п. Русское искусство второй четверти XVIII в. тесно связано с искусством предшествующего периода. Но вместе с тем характерные для искусства первой четверти XVIII в. известная строгость и простота постепенно утрачиваются. Большее значение приобретают пышность, декоративность, которые отвечали вкусам правящего дворянского класса.

В области архитектуры в 30-е годы XVIII века в Петербурге работали видные русские зодчие, занявшие ведущее место в «Комиссии санкт-петербургского строения», созданной в 1737 г. Среди них выделялся П.М. Еропкин, сторонник классических форм в архитектуре. Он перевел трактат А. Палладио и написал вместе с М.Г. Земцовым и И.К. Коробовым труд «Должность архитектурной экспедиции», который должен был служить как бы руководством для русских архитекторов. В этом труде большое значение придавалось развитию русской национальной архитектуры, говорилось о необходимости подготовки русских зодчих. С этой целью проектировалось создание Академии архитектуры.

Передовым было и самое художественное творчество П.М. Еропкина и его товарищей – И.К. Коробова и М.Г. Земцова. Планировочные предложения П.М. Еропкина касались строительства Петербурга и предусматривали рост города на левом берегу Невы. В его проектах особенно подчеркивалась роль Адмиралтейства – этого крупнейшего и красивейшего светского общественного здания того времени, которое было перестроено Коробовым в 1732–1738 гг. Сохранив первоначальный замысел Коробов возвел в центре здания каменную, декоративно украшенную башню, увенчанную 32-метровым шпилем с золотым корабликом вверху. Перестроенное Коробовым Адмиралтейство сделалось как бы символом Петербурга и центром дальнейших градостроительных работ на Адмиралтейской стороне города. Трехлучевая система проспектов, сходившихся к нему, с особенной силой подчеркнула роль Адмиралтейства и систему планирования столицы.

Выдающимся русским архитектором 40–50-х годов XVIII века являлся И.Ф. Мичурин, один из авторов генерального плана застройки Москвы, главное внимание в котором уделялось возведению каменных зданий. По инициативе и проекту И.Ф. Мичурина был обновлен собор Свенского монастыря под Брянском. Деятельность Мичурина положила начало в Москве своего рода архитектурной школы, среди учеников которой выдвинулся такой известный архитектор последующих десятилетий, как Д.В. Ухтомский. Его огромной заслугой, помимо архитектурной деятельности, явилось и создание первой русской школы для обучения архитектуре. Ухтомский добился ее официального утверждения. В этой школе, помимо М. Казакова, прошли обучение зодчие, способствовавшие развитию мастерства русской архитектуры во второй половине XVIII в.

Помимо развития каменного светского и церковного строительства в провинции следует указать на военно-оборонительные постройки, возводившиеся в эти годы на южных и юго-восточных границах государства (Ишим, Петропавловск и др). В большинстве случаев это были земляные крепости бастионного характера, напоминавшие общим очертанием Петропавловскую крепость в Петербурге. Значение этих крепостей заключалось в том, что они становились в дальнейшем как бы организующим центром города и в какой-то степени направляли его планировку.

С начала 40-х годов XVIII в. наблюдается заметный подъем русской художественной культуры, обусловленный дальнейшим укреплением господствующего класса. Дворянство, знакомившееся все шире с материальной и духовной культурой Запада, стремилось удовлетворить свои возраставшие потребности. Взамен простоты и строгости, свойственных предшествующему времени, выдвигаются требования большей пышности, декоративности, величественности для прославления тех, кто стоял у власти. Подобные требования в наибольшей степени могли отразиться в искусстве архитектуры, где один лишь масштаб сооружений, грандиозный размах строившихся дворцов мог отразить торжество дворянского могущества. Поэтому основным, наиболее характерным архитектурным типом здания становится дворец.

В 40-х годах XVIII в. начинает свою деятельность В.В. Растрелли (1700–1771 гг.), сын известного скульптора, ставший виднейшим архитектором России. Архитектурная карьера Растрелли началась еще в первой четверти XVIII века. К концу 40-х годов XVIII в. творчество В.В. Растрелли приобретает особые, самостоятельные черты. Его дворцы поражали своей праздничностью и грандиозным размахом, занимая целые кварталы, отделенные от города огромными «парадными дворами» и парками. Особенно роскошны были загородные дворцы в Петергофе и Царском Селе, где он завершил строительство, начатое другими зодчими. Растрелли сочетал гигантские масштабы дворцов с пышной декоративностью, внося неистощимое разнообразие в скульптурное убранство зданий. Еще пышнее было внутреннее оформление дворцов. В богатейшей резьбе по дереву сказывалось мастерство русских резчиков, широко распространенное в народном искусстве. К золоченой скульптуре прибавлялась еще живопись, блистающая светлыми, многоцветными красками, в которых нередко можно было встретить родство с жизнерадостными, яркими красками народного искусства. Стены окрашены в красный, ярко оранжевый, изумрудный, синий цвета; ордерные детали и колонны – в белый цвет; лепнина и скульптура, как правило, покрываются позолотой. Своей иллюзорной глубиной живопись как бы раздвигала стены и плафоны и без того огромных зал. Обычно в живописи изображались различные аллегории, прославлявшие владельцев дворцов. Растрелли широко применял традиции русского зодчества, его многоцветность, золоченую резьбу, купола и пятиглавие (например, в соборе Смольного монастыря). Он глубоко понимал и русскую действительность, и русское общество с его идейными запросами; потому его творчество и стало органической частью русской культуры середины XVIII в., во многом перекликаясь с поэзией М.В. Ломоносова в своей торжествующей жизнерадостности. Не меньшим совершенством отличаются церковные постройки В.В. Растрелли, среди которых в первую очередь необходимо выделить здание церкви святого Андрея Первозванного в Киеве.

С 40-х годов XVIII века известность получает и деятельность крепостных архитекторов. Среди них выделяются Ф.Л. Аргунов и Ю.А. Кологривов, крепостные графа Шереметева. Они много строили для Шереметевых не только в Петербурге («Фонтанный» дом), но и под Москвой. Многие павильоны известной подмосковной усадьбы в Кускове были созданы по их проектам. По замыслу и мастерству исполнения здания Аргунова не уступают произведениям архитекторов Петербурга и Москвы.

В середине XVIII века широкомасштабное строительство развернулось и в провинции. Строятся новые города, планировка которых еще тесно связана с требованием их обороны. Такими являлись города-крепости в Ростове-на-Дону, Бердянске, Оренбурге и др. Вместе с тем, в губернских и уездных городах начинают появляться здания, близкие по архитектуре произведениям обеих столиц. Таковы дом заводчика Ливенцова в Туле, дома представителей знати в Воронеже, Ярославле и др. Наряду с гражданскими зданиями, появляются и церкви, выстроенные в стиле барокко, например церковь Симеона в Устюге. Она представляет интересное сочетание форм барокко с архитектурой первой четверти XVIII в. Следует указать, что в селах и провинциальных городах еще долго живут приемы ярусной композиции, столь свойственной русской архитектуре конца XVII в. Деревянные крестьянские жилища и рядовые здания провинциальных городов в подавляющем большинстве выстроены согласно старой традиции древнерусского зодчества. Аналогичное наблюдение относится и к церковным постройкам: формы шатровых, ярусных или многоглавных храмов сохраняются в середине XVIII в. еще в полной силе. Таковы храмы села Ростовского Архангельской области, села Шижнемы Ленинградской области.

В русском зодчестве 30–40-х годов XVIII века монументальность строительства сочеталась с богатой декоративностью отделки, создающей впечатление большой пышности и торжественности. Теми же чертами отличались произведения русских скульпторо в и художников-живописцев. В характере исполняемых русскими скульпторами (А. Хрептиков, А. Мордвинов, В. Растрелли) работ в достаточной степени сказывается их зависимость от архитектурных замыслов того времени. Круглая скульптура, горельеф и барельеф, не говоря о декоративной лепке, занимают видное место в отделке архитектурных памятников середины XVIII в. Ни одно здание не обходится без статуй и всевозможного растительно-декоративного орнамента, в изобилии украшавших почти каждую его часть. Особенно проявили себя русские скульпторы и резчики, начиная
с 40-х годов XVIII в. В качестве примеров можно назвать внутреннее убранство зданий, построенных В. Растрелли, пышно украшенных всевозможными картушами и растительными мотивами.

Не меньшую изобретательность в достижении декоративной пышности проявили русские скульпторы-резчики в культовой архитектуре, особенно в оформлении иконостасов. Опираясь на традицию более раннего времени, они создают совершенные произведения, в которых обращает внимание изощренность декоративных средств убранства, стройность и последовательность развития композиционного замысла, нередко весьма сложного. Таков первоклассный по художественному качеству иконостас церкви Ризоположения на Донской улице в Москве. Подобный вид искусства нашел широкое распространение в провинции, где сохраняются превосходные произведения этого времени (например, иконостас собора Троице-Гледенского монастыря близ В. Устюга). В иконостасах широко применялась круглая скульптура, введенная еще в первой четверти XVIII в. И. Зарудным.

Среди многочисленных скульпторов середины XVIII в., творчество которых является малоизученным, следует назвать семью талантливых скульпторов Зиминых, работавших с 40-х по 70-е годы XVIII в. Зимины представляют собой незаурядных скульпторов середины XVIII в., которые с полным правом могут быть названы предшественниками Ф. Шубина. Особенной известностью пользовался М. Зимин. В перечне его работ значатся такие произведения, как скульптурное убранство Красных ворот в Москве, внутренние и внешние резные работы в соборе Нового Иерусалима, в церкви Андрея Первозванного в Киеве. Наряду с работой скульпторов по оформлению архитектурных сооружений создаются и выдающиеся отдельные произведения скульптуры. Среди них в первую очередь следует выделить две монументальные работы К. Растрелликонная статуя Петра I и «Императрицы Анны с арапчонком». Названные произведения К. Растрелли можно охарактеризовать в качестве своеобразных «од», отлитым в бронзе, в которых в гиперболических выражениях прославлялись монархи.

Некоторые отступления от реалистического направления первой четверти XVIII в. наблюдаются в живописи изучаемого нами времени. К середине XVIII в. складывается тип парадного портрета, когда изображенный выступает перед зрителем в эффектной и торжественной, но условной позе, на фоне величественных колонн и тяжелых занавесей. Роскошные одежды и сопутствующие атрибуты должны убедить зрителя, что перед ним либо царственная особа, либо вельможа, недосягаемые для простых смертных. Примером могут служить ранние портреты, выполненные И. Аргуновым – известным крепостным художником Шереметева.

Вместе с тем необходимо отметить, что в композиции и живописи портретов сказывались приемы русской иконописи и «раннепетровских парсун». Позы изображенных на портретах – застывшие и в большинстве своем фронтальные. Трактовка фигур плоскостна и линейна. Художники с мелочной внимательностью выписывают каждую деталь костюма. В сочетании красок присутствует цветовая гамма, свойственная древнерусскому узорочью и иконам конца XVII в.

Наиболее ярким представителем подобного рода живописи был И.Я. Вишняков. Кроме написания портретов, он занимался декоративной росписью как в Петербурге и Петергофе, так и в Москве. Созданные им портреты императрицы Елизаветы,девочки Фермор, а также четы помещиков Тишининых свидетельствуют о значительном влиянии принципов иконописной традиции.

Однако эта традиция в портретной живописи начинает успешно преодолеваться в конце второй четверти XVIII в. одним из участников «живописной команды» Вишнякова – А.П. Антроповым, ранее обучавшимся у Матвеева. В искусстве этого видного художника середины XVIII в., первые работы которого относятся к концу 40-х годов, присутствуют реалистические черты. Реалистические тенденции противостоят той придворной парадной живописи, которую принесли с собой в Петербург многочисленные иностранные художники. Однако и на творчестве Антропова лежит печать времени: в его произведениях ощущается некоторая условность, объясняемая тем, что ему приходилось много и часто писать портреты духовных лиц, а также иконы.

Вместе с портретной живописью продолжает существовать живопись батальная. Большинство полотен этого времени, остающихся до сих пор анонимными, повторяют по композиции и колориту то, что было сделано в этой области ранее. В целом живопись в данное время рассматривалась в большинстве случаев как декоративное искусство. Самый характер архитектуры этих лет, размах крупных дворцовых построек выдвинули живопись как средство для убранства зал и всевозможных внутренних помещений. Областью приложения декоративной живописи являлась роспись потолков (плафонов) и декоративные вставки различной формы (панно), помещавшиеся в большинстве случаев над дверями (так называемые десюде-порты). Значительное место в этих декоративных композициях отводилось всевозможным аллегориям, «символам и эмблемам», так ценимым в то время. Художники, обращаясь к греко-римской мифологии и пользуясь приемами аллегорических иносказаний, стремились прославить деятельность своих высокопоставленных заказчиков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...