Занятие 16. Глава 6 практические рекомендации. Родителям и учителям гиперактивного ребенка
Занятие 16 1. Растяжка «Звезда». И. п. — сидя на полу. Это упражне 2. Дыхательное упражнение «Очищающее дыхание». Ин- структор «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Когда вы вдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты. А когда вы вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т. д. ). Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза». 3. Глазодвигательное упражнение. То же. И п. — сидя на 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И. п. —
• «Волна». • «Лягушка». • «Лезгинка». • «Змейка». Усложнение—упражнения выполняются слегка прикушенным языком и закрытыми глазами. • «Массаж ушных раковин». • «Паровозик». • «Рисующий ел он». • «Сова».
5. Когнитивное упражнение «Пуантизм». Цель: формиро
6. Коммуникативное упражнение «Мост дружбы». Инст мать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища), например, соприкоснувшись головами или ла- дошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы «построить» мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнениетем, что все берутся за руки, поднимают руки вверх, изображая «мост дружбы». 7. Коммуникативное упражнение «Распускающийся бутон». 8. Релаксацля «Росток». И. п. — дети сидят на корточках
Глава 6 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА Практические рекомендации родителям гиперактивно-го ребенка. В домашней программе коррекции детей с синд-ромом дефицита внимания и гиперактивности должен пре-обладать поведенческий аспект: 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к —проявляйте достаточно твердости и последовательно- —помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и —контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему —не давайте ребенку категорических указаний, избегайте —стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопони- —избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с —реагируйте на действия ребенка неожиданным спосо- —повторяйте свою просьбу одними и теми же словами —не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно —выслушивайте то, что хочет сказать ребенок; —для подкрепления устных инструкций используйте 2. Изменение психологического микроклимата в семье: — уделяйте ребенку достаточно внимания, —проводите досуг всей семьей; —не допускайте ссор в присутствии ребенка. 3. Организация режима дня и места для занятий: —установите твердый распорядок дня для ребенка и всех —чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за —снижайте влияние отвлекающих факторов во время
—оградите гиперактивных детей от длительных занятий —избегайте по возможности больших скоплений людей; —помните, что переутомление способствует снижению —организуйте поддерживающие группы, состоящие из 4. Специальная поведенческая программа: —придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро —не прибегайте к физическому наказанию! Если есть —чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от —составьте список обязанностей ребенка и повесьте его —воспитывайте в детях навыки управления гневом и —не старайтесь предотвратить последствия забывчиво —постепенно расширяйте обязанности, предваритель —не разрешайте откладывать выполнение задания на —не давайте ребенку поручений, не соответствующих его —помогайте ребенку приступить к выполнению задания, —не давайте одновременно несколько указаний. Зада —объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: —лишение удовольствия, лакомства, привилегий; —запрет на приятную деятельность, телефонные разго — прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); —чернильная точка на запястье ребенка («черная мет —холдинг, или простое удержание в «железных объ —внеочередное дежурство по кухне и т. д. Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю. С. Шевченко приводит следующие примеры: — если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам; —если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом —если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно тре —если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в по-стоянием поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гипе-
рактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни. Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— /10 лет. Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка. Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении: 1. Изменение окружения: —изучите нейропсихологические особенности детей с —работу с гиперактивным ребенком стройте индивиду —оптимальное место в классе для гиперактивного ре —измените режим урока с включением физкультмину —разрешайте гиперактивному ребенку через каждые —предоставьте ребенку возможность быстро обращать —направляйте энергию гиперактивных детей в полез 2. Создание положительной мотивации на успех: —введите знаковую систему оценивания; —чаще хвалите ребенка; —расписание уроков должно быть постоянным; —избегайте завышенных или заниженных требований к —вводите проблемное обучение; —используйте на уроке элементы игры и соревнования: —давайте задания в соответствии со способностями ре —большие задания разбивайте на последовательные ча —создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребе —научите ребенка компенсировать нарушенные функ —игнорируйте негативные поступки и поощряйте по —стройте процесс обучения на положительных эмоциях; —помните, что с ребенком необходимо договариваться, 3. Коррекция негативных форм поведения: —способствуйте элиминации агрессии; —обучайте необходимым социальным нормам и навы —регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками. 4. Регулирование ожиданий: —объясняйте родителям и окружающим, что положи —объясняйте родителям и окружающим, что улучшение Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперименте прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами. Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть по-ставлен толъко по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|