Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 16. Глава 6 практические рекомендации. Родителям и учителям гиперактивного ребенка




Занятие 16

1. Растяжка «Звезда». И. п. — сидя на полу. Это упражне­
ние выполняется в позе «звезды». Ребенку предлагается изоб­
разить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а
затем — выполнить растяжки. Ребенок должен выполнить
сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные)
растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала
правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога

2. Дыхательное упражнение «Очищающее дыхание». Ин-


структор «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смот­рели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Когда вы вдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты. А ког­да вы вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т. д. ). Можно выдыхать свое беспо­койство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверен­ность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».

3. Глазодвигательное упражнение. То же. И п. — сидя на
полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И. п.
сидя на полу. Усложнение — на каждое движение пальцем или
рукой ребенок должен произносить «хве» и «фи», чередуя их.

 

«Волна».

«Лягушка».

«Лезгинка».

«Змейка».

Усложнение—упражнения выполняются слегка прикушен­ным языком и закрытыми глазами.

«Массаж ушных раковин».

«Паровозик».

«Рисующий ел он».

«Сова».

 

5. Когнитивное упражнение «Пуантизм». Цель: формиро­
вание тактильных ощущений, элиминация агрессии.
И. п. —
сидя на полу. Детям предлагаются чистые листы бумаги,
гуашевые краски, свобода творчества и возможность рисо­
вать пальцами обеих рук без использования кисточек. Для
каждого пальца правой и левой руки выбирается свой цвет
краски. Рисунок можно начать одной рукой, затем продол­
жить другой и обеими одновременно. .

6. Коммуникативное упражнение «Мост дружбы». Инст­
руктор просит детей по желанию образовать пары, приду-

мать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища), например, соприкоснувшись головами или ла-


дошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы «по­строить» мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнениетем, что все берутся за руки, поднимают руки вверх, изображая «мост дружбы».

7. Коммуникативное упражнение «Распускающийся бутон».
Цель: развитие навыков совместной деятельности и двигатель­
ного контроля, элиминация импульсивности.
Участники раз­
биваются на группы по 5 человек, садятся на пол и берутся
за руки. Необходимо всем вместе, не отпуская рук, встать
на ноги и превратиться в распускающийся бутон. Для этого
дети должны отклониться назад, крепко держа друг друга за
руки. Очень важно, чтобы группа была хорошо сбалансиро­
вана. Для усложнения упражнения можно попробовать со­
ставлять бутоныбольшего размера.                 

8. Релаксацля «Росток». И. п. — дети сидят на корточках
в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.
Инструктор: « Тредставьте себе, что вы маленький росток,
только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно
выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду по­
могать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномер­
но распределить стадии роста». В начале освоения этого
упражнения на каждый счет детям называется часть тела,
которая активизируется в данный момент при абсолютной
пассивности, расслабленности других: «один» — медленно
выпрямляются ноги, «два» — ноги продолжают выпрямлять­
ся и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпоч­
ки», «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от по­
ясницы к плечам), «четыре» — разводим плечи и выпрям­
ляем шею, поднимаем голову, «пять» — поднимаем руки
вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку. Усложняя в бу­
дущем это упражнение, педагог может увеличивать продол­
жительность «роста» до 10—20 «стадий». После этого упраж­
нения полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись —
сломались».


Глава 6 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Практические рекомендации родителям гиперактивно-го ребенка. В домашней программе коррекции детей с синд-ромом дефицита внимания и гиперактивности должен пре-обладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к
ребенку:

—проявляйте достаточно твердости и последовательно-
сти в воспитании;

—помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и
недисциплинированность не являются умышленными;

—контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему
жестких правил;

—не давайте ребенку категорических указаний, избегайте
слов «нет» и «нельзя»;

—стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопони-
мании и доверии;

—избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с
другой — завышенных требований к ребенку;

—реагируйте на действия ребенка неожиданным спосо-
бом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографи-
руйте его, оставьте в комнате одного и т. д. );

—повторяйте свою просьбу одними и теми же словами
много раз;

—не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно
принес извинения за проступок;

—выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

—для подкрепления устных инструкций используйте
зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

— уделяйте ребенку достаточно внимания,


—проводите досуг всей семьей;

—не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

—установите твердый распорядок дня для ребенка и всех
членов семьи;

—чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за­
дание, не отвлекаясь;

—снижайте влияние отвлекающих факторов во время
выполнения ребенком задания;

—оградите гиперактивных детей от длительных занятий
на компьютере и просмотра телевизионных передач;

—избегайте по возможности больших скоплений людей;

—помните, что переутомление способствует снижению
самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

—организуйте поддерживающие группы, состоящие из
родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

—придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­
шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.
Можно использовать балльную или знаковую систему, за­
вести дневник самоконтроля;

—не прибегайте к физическому наказанию! Если есть
необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно
использовать спокойное сидение в определенном месте
после совершения поступка;

—чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­
рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив­
ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако
чувствительны к поощрениям;

—составьте список обязанностей ребенка и повесьте его
на стену, подпишите соглашение на определенные виды
работ;

—воспитывайте в детях навыки управления гневом и
агрессией;

—не старайтесь предотвратить последствия забывчиво­
сти ребенка;


—постепенно расширяйте обязанности, предваритель­
но обсудив их с ребенком;

—не разрешайте откладывать выполнение задания на
другое время;

—не давайте ребенку поручений, не соответствующих его
уровню развития, возрасту и способностям;

—помогайте ребенку приступить к выполнению задания,
так как это самый трудный этап;

—не давайте одновременно несколько указаний. Зада­
ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не
должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь­
ких звеньев;

—объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и
научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита вни­мания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

—лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

—запрет на приятную деятельность, телефонные разго­
воры;

— прием «выключенного времени» (изоляция, угол, ска­мья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

—чернильная точка на запястье ребенка («черная мет­
ка»), которая может быть обменена на 10-минутное сиде­
ние на «скамей! е штрафников»;

—холдинг, или простое удержание в «железных объ­
ятиях»;

—внеочередное дежурство по кухне и т. д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выгово­рами. Ю. С. Шевченко приводит следующие примеры:

— если родителей младшего школьника тревожит то, что


каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жиз­ни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

—если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом
стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ­
ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяс­
нится с соседом и предложит искупить свою вину, напри­
мер ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели.
В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребе­
нок будет знать, что о ветственность за принятое им реше­
ние несет только он сам;

—если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно тре­
бовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не
оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуж­
дена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных по­
купок, это обязательно окажет свое воспитательное воздей­
ствие.

—если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти,
то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следу­
ющий раз он более ответственно будет относиться к своим
вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необхо­димо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «при­нятия». В коррекции поведения ребенка большую роль иг­рает методика «позитивной модели», заключающаяся в по-стоянием поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка роди­телями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения ги­перактивности, импульсивности и невнимательности за не­сколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гипе-


рактивности исчезают по мере взросления, а импульсив­ность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрос­лой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперак­тивности — это патология, требующая своевременной ди­агностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— /10 лет.

Практические рекомендации учителям гиперактивного ре­бенка. Школьная программа коррекции гиперактивных де­тей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

1. Изменение окружения:

—изучите нейропсихологические особенности детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

—работу с гиперактивным ребенком стройте индивиду­
ально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться
перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

—оптимальное место в классе для гиперактивного ре­
бенка — первая парта напротив стола учителя или в сред­
нем ряду.

—измените режим урока с включением физкультмину­
ток;

—разрешайте гиперактивному ребенку через каждые
20 минут вставать и ходить в конце класса;

—предоставьте ребенку возможность быстро обращать­
ся к вам за помощью в случае затруднения;

—направляйте энергию гиперактивных детей в полез­
ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

—введите знаковую систему оценивания;

—чаще хвалите ребенка;

—расписание уроков должно быть постоянным;

—избегайте завышенных или заниженных требований к
ученику с СДВГ;


—вводите проблемное обучение;

—используйте на уроке элементы игры и соревнования:

—давайте задания в соответствии со способностями ре­
бенка;

—большие задания разбивайте на последовательные ча­
сти, контролируя каждое из них;

—создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребе­
нок может показать свои сильные стороны и стать экспер­
том в классе по некоторым областям знаний;

—научите ребенка компенсировать нарушенные функ­
ции за счет сохранных;

—игнорируйте негативные поступки и поощряйте по­
зитивные;

—стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

—помните, что с ребенком необходимо договариваться,
а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

—способствуйте элиминации агрессии;

—обучайте необходимым социальным нормам и навы­
кам общения;

—регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

—объясняйте родителям и окружающим, что положи­
тельные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

—объясняйте родителям и окружающим, что улучшение
состояния ребенка зависит не только от специального ле­
чения и коррекции, но и от спокойного и последовательно­
го отношения.

Помните, что прикосновение является сильным стиму­лятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперименте прикосновением в своем классе, ко­торый подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в


день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и по­ощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все уча­щиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домаш­ними работами.

Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть по-ставлен толъко по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Ги­перактивный ребенок имеет нейрофизиологические пробле­мы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дис­циплинарные меры воздействия в виде постоянных наказа­ний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучше­нию поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффектив­ные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к кото­рым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...