Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткий словарь терминов




Аутизм — крайняя форма психического отчуждения, выра­жающаяся в уходе индивида в мир собственных переживаний.

Афферентный (от лат. afferens — приносящий) — несущий к органу или в него; передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру (афферентные, или центрос­тремительные, нервные волокна).

Афферентация — постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздра­жителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (ин-терорецепция).

Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

Гипертонус — неконтролируемое чрезмерное напряжение мыщц.

Гипотонус — неконтролируемая мышечная вялость.

Глиальные клетки (нейроглия) — клетки, являющиеся изо­ляторами нейронов и повышающие эффективность передачи нервных импульсов.

Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от при­нятых в данном обществе норм и правил.

Дендрит —ветвящийся отросток нейрона, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непос­редственно от внешних раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона.

Депривация (социальная) — недостаточная востребованность социальной среды.

Дефицит внимания — неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенно­го отрезка времени.

Дисграфия (аграфия) — частичное нарушение навыков пись­ма вследствие очагового поражен я, недоразвития или дисфун­кции коры головного мозга.

Дискалькулия (акалькулия) — нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.


Дислекция (алекция) — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повто-ряющихся ошибках стойкого характера и обусловленное не-сформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Индивидуальный латеральный профиль — сочетание доми-нантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха.

Кинезиологические упражнения — комплекс движений, по-зволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Комиссуры — нервные волокна, осуществляющие взаимо­действие меж / полушариями.

Конвергенция — схождение глаз на цели.

Кортиколизация — развитие коры больших полушарий.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объе­динения левого и правого полушарий мозга в единую интегра-тивно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Миелинизацня — процесс образования миелиновой обо­лочки, покрываюшей быстродействующие проводящие пути центральной нервной системы. Миелиновые оболочки по­вышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способ­ностей

Модальность — ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).

Мозолистое тело — толстый пучок нервных волокон, соеди­няющих два полушария, обеспечивает целостность работы го­ловного мозга

Невроз — выраженное нарушение функционального состо­яния нервно-психической сферы.

Нейроны — клетки, образующие нервную систему; форми­руются в пренатальный (дородовой) период, но продолжают расти и образовывать отростки в течение всей жизни человека.


Нейротранстмиттер (от лат. transmitto — передаю) — биоло­гические вещества, которые обусловливают проведение не­рвных импульсов.

Онтогенез — индивидуальное развитие человека от зачатия до конца жизни.

Персеверация — навязчивое, цикличное повторение одних и тех же движений, мыслей, переживаний, застревание на зву­ке или слоге.

Перцептивная (от лат. perceptio — представление, восприя­тие) — то же, что восприятие.

Пренатальный — период развития человека до рождения

Перинатальный — период развития человека во время рож­дения.

Постнатальный — период развития человека после рожде­ния

Релаксация — состояние расслабленности, возникающее у человека после снятия напряжения.

Сенсорная система — нервный аппарат восприятия, анали­за и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зритель­ную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и другие сенсорные системы.

Синапс (от греч. synapsis — соединение) — область контакта нейронов друг с другом и с клетками исполнительных органов Между клетками имеется т. н. синаптическая щель, через ко­торую возбуждение передается посредством медиаторов (хи­мический синапс), ионов (электрический синапс) или тем и другими способом (смешанный синапс). Крупные нейроны го­ловного мозга имеют по 4—20 тыс. синапсов, некоторые ней­роны — только по одному.

Синкинезии —дополнительные движения, которые в непро­извольной форме агломерацированы к самим движениям, ко­торые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).

Тонкая моторика — способность выполнять точные движе­ния малой амплитуды.

Фонематический слух — смыслоразличение звуков речи.

Элиминация — исчезновение.

Эмбриогенез — внутриутробное развитие плода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...