Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анатомо-физиологическме




УДК 376. 1-058. 264 ББК 74. 3 С60

Рецензенты:

Чиркина Г. В., д-р пед. наук, заведующий лабораторией содер­жания и методов обучения детей с нарушениями речи ИКП РАО;

Брагин Е. А., д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой ортопедической стоматологии Ставропольской государственной медицинской академии.

Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы об­следования и коррекции. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с. — (Логопед в ДОУ). ISBN 5-89144-604-9

В книге описаны анатомо-физиологические особенности форми­рования зубочелюстной системы у детей дошкольного возраста, дана психолого-педагогическая характеристика детей с открытой ринола-лией, освещены методы обследования детей с открытой ринолалией логопедом и врачом-стоматологом, представлены система коррекцион-но-логопедической работы по устранению открытой ринолалии у де­тей, а также конспекты индивидуальных занятий.

Адресовано логопедам, врачам-стоматологам, воспитателям детских садов и родителям, студентам дефектологических и стоматологических факультетов вузов.

ББК 74. 3

© ООО «ТЦ Сфера», 2005

ISBN 5-89144-604-9


От авторов

В последние несколько десятилетий наблюдается значитель­ный рост числа детей с врожденной аномалией артикуляци­онного аппарата, а так же детей с перинатальной патологией, обуславливающей атипичное формирование речи, — откры­той ринолалии (А. Э. Гуцан, М. П. Водолацкий, Б. Г. Бабанина, СВ. Белякова и др. ).

Основной цикл изучения развития детей с открытой ри­нолалией проводился в 50-—80-е гг. XX в. К настоящему вре­мени в отечественных и зарубежных исследованиях накопле­ны данные об особенностях развития таких детей как физи­ческих, так и речевых, которые возникли вследствие особых анатомо-физиологических условий речеобразования.

В последние годы качественно изменилась медицинская помощь детям этой категории — сократились сроки хирурги­ческого лечения, иной стала лечебная тактика, повысилась эффективность ортодонтического лечения, что существенно улучшает условия для речеобразования у детей.

Дети с открытой ринолалией представляют серьезную про­блему для специалистов медицинского и психолого-педагоги­ческого профиля. Первичные дефекты артикуляционного ап­парата определяют своеобразное развитие всей речевой си­стемы ребенка. Степень выраженности нарушений устной речи зависит от многих факторов и влияет на дальнейшее общее и психоэмоциональное развитие. Поэтому детям крайне необходима комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, успех которой определяется ранним началом лече­ния и коррекции речевых нарушений, комплексностью и сис­тематичностью.

В книге детально изложены анатомо-физиологические осо­бенности формирования зубочелюстной системы в антена­тальном и постнатальном периодах. Обобщены данные по Психоречевому развитию детей с открытой ринолалией, кото­рые уточняют структуру дефекта и помогают в реабилитации пациентов.

Существенную трудность в логопедической практике пред­ставляет комплексное медико-педагогическое обследование Аетей с данной патологией. Чаще всего данные клинического Ц педагогического обследований носят разрозненный харак-


тер. Поэтому мы детально изложили методику проведения не только логопедического, но и стоматологического обследо­вания, которое может проводить и логопед.

Нами представлена система коррекционной работы по нор­мализации произносительной стороны речи у детей с откры­той ринолалиеи с учетом ведущего механизма нарушений. Она предусматривает четыре взаимосвязанных раздела — развитие орального праксиса, развитие речевого дыхания, раз­витие фонематического восприятия и коррекцию нарушений звукопроизношения. Методика коррекционной работы со­стоит из комбинации конкретных приемов необходимых на­правлений. Индивидуализация обучения обусловлена законо­мерностями развития произношения при нормальном рече­вом онтогенезе и особенностями фонетического и фонологического развития детей.

Пособие, включающее комплексы упражнений и конспек­ты индивидуальных занятий, может быть рекомендовано к использованию в логопедической практике в условиях до­школьных образовательных учреждений, в центрах психоло­го-педагогической помощи, а также в учебном процессе вузов при подготовке специалистов в области логопедии и стомато­логии.

Методика преодоления речевых нарушений у детей с от­крытой ринолалиеи широко апробирована в СГПИ, в Ставро­польском межрегиональном центре по врожденной патоло­гии лица при кафедре челюстно-лицевой хирургии детского возраста СГМА, на территории Северо-Кавказского региона в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Практический опыт работы за 15 лет и собранные катам-нестические сведения показывают, что у детей с открытой ринолалиеи полностью нормализуются нарушенные функции и восстанавливается коммуникативная функция речи при ис­пользовании комплексного подхода к решению данной про­блемы. В дальнейшем дети успешно получают среднее, сред­не-специальное и высшее образование.

В основу пособия легло диссертационное исследование Г. Н. Соломатиной, выполненное под руководством доктора пе­дагогических наук профессора Г. В. Чиркиной. Мы выража­ем искреннюю благодарность Галине Васильевне за участие в подготовке нашего пособия и ценные рекомендации.


АНАТОМО-фИЗИОЛОГИЧЕСКМЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...