Анатомо-физиологическме
Стр 1 из 25Следующая ⇒ УДК 376. 1-058. 264 ББК 74. 3 С60 Рецензенты: Чиркина Г. В., д-р пед. наук, заведующий лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи ИКП РАО; Брагин Е. А., д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой ортопедической стоматологии Ставропольской государственной медицинской академии. Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с. — (Логопед в ДОУ). ISBN 5-89144-604-9 В книге описаны анатомо-физиологические особенности формирования зубочелюстной системы у детей дошкольного возраста, дана психолого-педагогическая характеристика детей с открытой ринола-лией, освещены методы обследования детей с открытой ринолалией логопедом и врачом-стоматологом, представлены система коррекцион-но-логопедической работы по устранению открытой ринолалии у детей, а также конспекты индивидуальных занятий. Адресовано логопедам, врачам-стоматологам, воспитателям детских садов и родителям, студентам дефектологических и стоматологических факультетов вузов. ББК 74. 3
ISBN 5-89144-604-9 От авторов В последние несколько десятилетий наблюдается значительный рост числа детей с врожденной аномалией артикуляционного аппарата, а так же детей с перинатальной патологией, обуславливающей атипичное формирование речи, — открытой ринолалии (А. Э. Гуцан, М. П. Водолацкий, Б. Г. Бабанина, СВ. Белякова и др. ). Основной цикл изучения развития детей с открытой ринолалией проводился в 50-—80-е гг. XX в. К настоящему времени в отечественных и зарубежных исследованиях накоплены данные об особенностях развития таких детей как физических, так и речевых, которые возникли вследствие особых анатомо-физиологических условий речеобразования.
В последние годы качественно изменилась медицинская помощь детям этой категории — сократились сроки хирургического лечения, иной стала лечебная тактика, повысилась эффективность ортодонтического лечения, что существенно улучшает условия для речеобразования у детей. Дети с открытой ринолалией представляют серьезную проблему для специалистов медицинского и психолого-педагогического профиля. Первичные дефекты артикуляционного аппарата определяют своеобразное развитие всей речевой системы ребенка. Степень выраженности нарушений устной речи зависит от многих факторов и влияет на дальнейшее общее и психоэмоциональное развитие. Поэтому детям крайне необходима комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, успех которой определяется ранним началом лечения и коррекции речевых нарушений, комплексностью и систематичностью. В книге детально изложены анатомо-физиологические особенности формирования зубочелюстной системы в антенатальном и постнатальном периодах. Обобщены данные по Психоречевому развитию детей с открытой ринолалией, которые уточняют структуру дефекта и помогают в реабилитации пациентов. Существенную трудность в логопедической практике представляет комплексное медико-педагогическое обследование Аетей с данной патологией. Чаще всего данные клинического Ц педагогического обследований носят разрозненный харак- тер. Поэтому мы детально изложили методику проведения не только логопедического, но и стоматологического обследования, которое может проводить и логопед. Нами представлена система коррекционной работы по нормализации произносительной стороны речи у детей с открытой ринолалиеи с учетом ведущего механизма нарушений. Она предусматривает четыре взаимосвязанных раздела — развитие орального праксиса, развитие речевого дыхания, развитие фонематического восприятия и коррекцию нарушений звукопроизношения. Методика коррекционной работы состоит из комбинации конкретных приемов необходимых направлений. Индивидуализация обучения обусловлена закономерностями развития произношения при нормальном речевом онтогенезе и особенностями фонетического и фонологического развития детей.
Пособие, включающее комплексы упражнений и конспекты индивидуальных занятий, может быть рекомендовано к использованию в логопедической практике в условиях дошкольных образовательных учреждений, в центрах психолого-педагогической помощи, а также в учебном процессе вузов при подготовке специалистов в области логопедии и стоматологии. Методика преодоления речевых нарушений у детей с открытой ринолалиеи широко апробирована в СГПИ, в Ставропольском межрегиональном центре по врожденной патологии лица при кафедре челюстно-лицевой хирургии детского возраста СГМА, на территории Северо-Кавказского региона в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Практический опыт работы за 15 лет и собранные катам-нестические сведения показывают, что у детей с открытой ринолалиеи полностью нормализуются нарушенные функции и восстанавливается коммуникативная функция речи при использовании комплексного подхода к решению данной проблемы. В дальнейшем дети успешно получают среднее, средне-специальное и высшее образование. В основу пособия легло диссертационное исследование Г. Н. Соломатиной, выполненное под руководством доктора педагогических наук профессора Г. В. Чиркиной. Мы выражаем искреннюю благодарность Галине Васильевне за участие в подготовке нашего пособия и ценные рекомендации. АНАТОМО-фИЗИОЛОГИЧЕСКМЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|