Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логопедическое обследование




Логопедическое обследование

Логопедическое обследование проводится для изучения:

— состояния органов артикуляции;

— функций органов артикуляции;

— фонетической стороны речи;

— состояния фонематического слуха;

— лексико-грамматического строя речи;

— связной речи;

— разборчивости речи.


 





 


 


т


Обследование состояния органов артикуляции базирует­ся на заключении стоматолога, проводится логопедом и начи­нается с определения состояния артикуляционного аппарата и характера врожденной расщелины. В повседневной логопе­дической практике строение органов артикуляции, в том числе длина мягкого нёба, оценивается визуально. Ребенку предла­гается широко открыть рот, произнести звук [а]. В момент произнесения нужно шпателем опустить среднюю часть язы­ка, одновременно визуально оценить плотность нёбно-глоточ-ного смыкания [15].

Изучение состояния органов артикуляции включает осмотр губ (толстые, мясистые, наличие послеоперационных рубцов), языка (массивный, маленький, укороченная и широкая уздеч­ка языка), зубов (редкие, атипичные, вне зубной дуги, наличие макро- и микродентии, диастемы — пространства между цен­тральными зубами, адентия — отсутствие зуба), нёба (узкое и высокое («готическое») или низкое и уплощенное). Посколь­ку у детей с открытой ринолалией часто выявляются наруше­ния прикуса, необходимо особое внимание обратить на его состояние (прогнатия, прогения, открытый прикус, глубокий прикус, перекрестный прикус).

При обследовании функций органов артикуляции обра­щается внимание на подвижность мягкого нёба, состояние нёбно-глоточного рефлекса, подвижность и активность губ, языка, нижней челюсти, отмечается характер выполнения дви­жений (сила и объем движений, переключаемость с одной артикуляционной позы на другую, умение удержать позу, ис-тощаемость, наличие синкинезий). Для этого детям предлага­ется выполнить упражнения по словесной инструкции и по подражанию.

? Широко открыть рот, удерживать позу.

? Округлить губы, как для произнесения звука [о], удер­
жать позу под счет (до 5 с).

? Сделать «трубочку», как будто произносится звук [у].

? Сделать «хоботок», сомкнув губы.

? Улыбнуться, удержать улыбку под счет.

? Поднять верхнюю губу, чтобы были видны зубы.

? Опустить нижнюю губу, чтобы были видны зубы.

? Одновременно поднять верхнюю губу и опустить
нижнюю.


 

? Чередовать произнесение звуков [у] — [и].

? Выполнить движения нижней челюстью вправо — вле­
во, вперед — назад.

? Широко открыть рот, высунуть язык, двигать языком
вперед — назад.

? При широко открытом рте дотронуться языком до ниж­
них, затем до верхних зубов, положить язык на губу.

? Сделать «чашечку», переместить ее за верхние зубы.

? Широко открыть рот, произнести звук [а] на твердой
атаке (мягкое нёбо должно подняться).

При выполнении ребенком упражнений логопед оценива­ет его мимику (живая, вялая). Отмечаются компенсаторные движения мимической мускулатуры (сжатие крыльев носа, нахмуривание бровей), появление которых объясняется нару­шением фонационного дыхания. Дети с открытой ринолали­ей используют компенсаторные гримасы для сокращения но­совой утечки воздуха.

Особое внимание обращается на состояние голосовой функ­ции. При ее оценивании учитывается сила голоса, голосовые модуляции, яркость, глухость, осиплость голоса. Определяется степень назализации (легкая, средняя, тяжелая).

Одновременно определяется тип и характер физиологи­ческого дыхания (верхнеключичное, грудное или диафрагмаль-ное, частота дыхания, его ритмичность и сила), тип речевого дыхания (глубина, длительность речевого выдоха). Функция физиологического дыхания определяется в процессе спокой­ного дыхания через нос и рот. Речевое дыхание обследуется при произнесении слогов, фраз, чтении стихотворных текстов.

Обследование фонетической стороны речи включает изу­чение состояния звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Обследование звукопроизношения осуществляется путем изолированного произнесения звука и произнесения звука в составе слова при назывании предметных картинок на опре­деленные звуки в различных позициях (в начале слова, в сере­дине слова, в конце слова и в стечениях согласных). Если ребе­нок затрудняется произнести слово, можно использовать от­раженное проговаривание с последующим самостоятельным Называнием. При отборе слов необходимо учитывать: доступ­ность слова пониманию ребенка, позицию стечения звуков в


 



 




 


слове (позиция начала, середины и конца слова), качество со­ставляющих стечения звуков, включающих звуки разного спо­соба и места образования.

Все слова, которые произносит ребенок в процессе обсле­дования, желательно записывать на магнитофон, что дает воз­можность многократного прослушивания речевых образцов. Данные произношения необходимо фиксировать в протоколь­ных записях и заносить в звуковую карту (рис. 1), состоящую из клеток.

Рис. 1. Звуковая карта


Каждая клетка разделена на две части, в одной из которых отражены взрывные, фрикативные, сонорные звуки и аффри­каты. В другой части клетки отмечается дефектное произно­шение. Звуки, не свойственные фонетической системе рус­ского языка, в звуковой карте выделены пунктирной линией. Для буквенного изображения звуков мы рекомендуем исполь­зовать международный фонетический алфавит, принятый Международной фонетической ассоциацией (МФА) в 1993 г. Применение международного фонетического алфавита позво­ляет не только детально описывать дефектное произношение детей, но и представлять результаты исследовательской дея­тельности логопеда на международном уровне. [Подробное описание символов международного фонетического алфавита см.: 14].


Представленная звуковая карта будет полезна и в процес­се коррекционной работы, так как на ней цветным марке­ром можно выделять поставленные звуки. Количество за­штрихованных клеток будет отражать динамику коррекции произношения.

Обследование слоговой структуры слова начинается с изучения навыка воспроизведения ритмических структур различной сложности, которое проводится для выявления состояния неречевого чувства ритма. Как отмечала в сво­их исследованиях А. К. Маркова, недоразвитие ритмичес­кого чувства влечет за собой нарушения слоговой струк­туры [21].

Ребенку предлагается отстучать заданный ритмический рисунок различной сложности (|| || |, |

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...