Логопедическое обследование
Логопедическое обследование Логопедическое обследование проводится для изучения: — состояния органов артикуляции; — функций органов артикуляции; — фонетической стороны речи; — состояния фонематического слуха; — лексико-грамматического строя речи; — связной речи; — разборчивости речи.
т Обследование состояния органов артикуляции базируется на заключении стоматолога, проводится логопедом и начинается с определения состояния артикуляционного аппарата и характера врожденной расщелины. В повседневной логопедической практике строение органов артикуляции, в том числе длина мягкого нёба, оценивается визуально. Ребенку предлагается широко открыть рот, произнести звук [а]. В момент произнесения нужно шпателем опустить среднюю часть языка, одновременно визуально оценить плотность нёбно-глоточ-ного смыкания [15]. Изучение состояния органов артикуляции включает осмотр губ (толстые, мясистые, наличие послеоперационных рубцов), языка (массивный, маленький, укороченная и широкая уздечка языка), зубов (редкие, атипичные, вне зубной дуги, наличие макро- и микродентии, диастемы — пространства между центральными зубами, адентия — отсутствие зуба), нёба (узкое и высокое («готическое») или низкое и уплощенное). Поскольку у детей с открытой ринолалией часто выявляются нарушения прикуса, необходимо особое внимание обратить на его состояние (прогнатия, прогения, открытый прикус, глубокий прикус, перекрестный прикус). При обследовании функций органов артикуляции обращается внимание на подвижность мягкого нёба, состояние нёбно-глоточного рефлекса, подвижность и активность губ, языка, нижней челюсти, отмечается характер выполнения движений (сила и объем движений, переключаемость с одной артикуляционной позы на другую, умение удержать позу, ис-тощаемость, наличие синкинезий). Для этого детям предлагается выполнить упражнения по словесной инструкции и по подражанию.
? Широко открыть рот, удерживать позу. ? Округлить губы, как для произнесения звука [о], удер ? Сделать «трубочку», как будто произносится звук [у]. ? Сделать «хоботок», сомкнув губы. ? Улыбнуться, удержать улыбку под счет. ? Поднять верхнюю губу, чтобы были видны зубы. ? Опустить нижнюю губу, чтобы были видны зубы. ? Одновременно поднять верхнюю губу и опустить
? Чередовать произнесение звуков [у] — [и]. ? Выполнить движения нижней челюстью вправо — вле ? Широко открыть рот, высунуть язык, двигать языком ? При широко открытом рте дотронуться языком до ниж ? Сделать «чашечку», переместить ее за верхние зубы. ? Широко открыть рот, произнести звук [а] на твердой При выполнении ребенком упражнений логопед оценивает его мимику (живая, вялая). Отмечаются компенсаторные движения мимической мускулатуры (сжатие крыльев носа, нахмуривание бровей), появление которых объясняется нарушением фонационного дыхания. Дети с открытой ринолалией используют компенсаторные гримасы для сокращения носовой утечки воздуха. Особое внимание обращается на состояние голосовой функции. При ее оценивании учитывается сила голоса, голосовые модуляции, яркость, глухость, осиплость голоса. Определяется степень назализации (легкая, средняя, тяжелая). Одновременно определяется тип и характер физиологического дыхания (верхнеключичное, грудное или диафрагмаль-ное, частота дыхания, его ритмичность и сила), тип речевого дыхания (глубина, длительность речевого выдоха). Функция физиологического дыхания определяется в процессе спокойного дыхания через нос и рот. Речевое дыхание обследуется при произнесении слогов, фраз, чтении стихотворных текстов.
Обследование фонетической стороны речи включает изучение состояния звукопроизношения и слоговой структуры слова. Обследование звукопроизношения осуществляется путем изолированного произнесения звука и произнесения звука в составе слова при назывании предметных картинок на определенные звуки в различных позициях (в начале слова, в середине слова, в конце слова и в стечениях согласных). Если ребенок затрудняется произнести слово, можно использовать отраженное проговаривание с последующим самостоятельным Называнием. При отборе слов необходимо учитывать: доступность слова пониманию ребенка, позицию стечения звуков в
слове (позиция начала, середины и конца слова), качество составляющих стечения звуков, включающих звуки разного способа и места образования. Все слова, которые произносит ребенок в процессе обследования, желательно записывать на магнитофон, что дает возможность многократного прослушивания речевых образцов. Данные произношения необходимо фиксировать в протокольных записях и заносить в звуковую карту (рис. 1), состоящую из клеток.
Каждая клетка разделена на две части, в одной из которых отражены взрывные, фрикативные, сонорные звуки и аффрикаты. В другой части клетки отмечается дефектное произношение. Звуки, не свойственные фонетической системе русского языка, в звуковой карте выделены пунктирной линией. Для буквенного изображения звуков мы рекомендуем использовать международный фонетический алфавит, принятый Международной фонетической ассоциацией (МФА) в 1993 г. Применение международного фонетического алфавита позволяет не только детально описывать дефектное произношение детей, но и представлять результаты исследовательской деятельности логопеда на международном уровне. [Подробное описание символов международного фонетического алфавита см.: 14].
Представленная звуковая карта будет полезна и в процессе коррекционной работы, так как на ней цветным маркером можно выделять поставленные звуки. Количество заштрихованных клеток будет отражать динамику коррекции произношения. Обследование слоговой структуры слова начинается с изучения навыка воспроизведения ритмических структур различной сложности, которое проводится для выявления состояния неречевого чувства ритма. Как отмечала в своих исследованиях А. К. Маркова, недоразвитие ритмического чувства влечет за собой нарушения слоговой структуры [21]. Ребенку предлагается отстучать заданный ритмический рисунок различной сложности (|| || |, |
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|