Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дети с открытой ринолалией. Характеристика речи. Нарушения тембра голоса. Нарушения фонетической стороны речи. Нарушения звукопроизношения




ДЕТИ С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, la. Ha — речь) — нару­шение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Это одно из самых тяжелых речевых нарушений.

Открытая ринолалия характеризуется велофарингеальной недостаточностью (недостаточным нёбно-глоточным смыка­нием или его отсутствием, вследствие чего во время фонации происходит утечка воздуха через нос). Нарушение аэродина­мики речеобразования приводит к носовому резонансу при произнесении всех звуков, а также к многочисленным де­фектам звукопроизношения.

По этиологии открытая ринолалия может быть функцио­нальной и органической. Но и для той и для другой характер­но нарушение звукопроизношения и назализация.

Нарушения речевого развития детей с ринолалией могут варьировать в зависимости от следующих ключевых факто­ров, определяющих эффективность овладения речью:

— типа кормления (чаще всего для детей с велофаринге­
альной недостаточностью характерно так называемое
бутылочное кормление в младенческом возрасте, в резуль­
тате которого нарушаются движения языка, что в даль­
нейшем приводит к развитию заднеязычных артикуля­
ций);

— возраста, в котором проведена операция по закрытию рас­
щелины твердого нёба, и тактики лечения (в настоящее
время приоритетным является мнение о том, что ран­
няя — до 3 лет — операция по полному закрытию нёб­
ной расщелины, проводимая в одну стадию, обеспечивает
нормальное речевое развитие);

 

— состояния слуховой функции (дети, страдающие часты­
ми рецидивными гнойными отитами, подвержены боль­
шому риску возникновения нарушений и задержки
фонетического и фонологического развития);

— наличия зубочелюстной деформации;


— анатомических дефектов органов артикуляции (макроглос-сия, микроглоссия, укороченная уздечка языка, верхней и нижней губ, маленькое преддверие полости рта). Структура дефекта речи у таких детей сложна и многооб­разна. Она включает нарушения тембра голоса, фонетиче­ской стороны речи и фонематического слуха, которые опре­деляют недоразвитие всей речевой системы.

Нарушения тембра голоса

Нарушения тембра голоса проявляются в гиперназально-сти. Назальность речи детей с нёбными расщелинами опре­деляется состоянием велофарингеального сфинктера (нёбно-глоточного затвора).

Велофарингеальная недостаточность приводит к гиперна­зализации, носовой утечке воздуха, падению интерорального давления, что ограничивает произнесение всех звуков речи и влечет за собой появление атипичных компенсаторных арти­куляций. Однако у некоторых детей с ринолалией присут­ствует полное нёбное глоточное смыкание, не скоординиро­ванное с артикуляцией, т. е. смыкание происходит несколько позже, чем появляется звук, за счет чего часть воздушной струи прорывается в носовую полость.

В целом голос детей характеризуется слабостью, монотон­ностью, сипловатостью.

Нарушения фонетической стороны речи

Нарушения фонетической стороны речи у детей с откры­той ринолалией выражаются в дефектах звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Нарушения зВукопроизношения

Нарушения звукопроизношения носят полиморфный ха­рактер. Можно выделить два типа дефектов звукопроизноше­ния:

— дефекты произношения, типичные для других речевых
нарушений;

— специфические для открытой ринолалии дефекты.


Дефекты произношения, типичные для других речевых нарушений

Среди таких дефектов наиболее распространены наруше­ния произношения звуков [л] и [р]. Они проявляются в заме­нах на звуки [j], [л'], [д]. Среди искажений произношения звуков могут присутствовать: удлинение смежных гласных, «жалообразный» звук, при котором нет напряжения языка, двугубный или велярный щелевой звук.

Весьма распространено нарушение произношения передне­язычных фрикативных согласных звуков (свистящий, боко­вой, шипящий, призубный и межзубный сигматизм).

В речи детей с типичными для других речевых нарушений дефектами гораздо реже встречаются: дефекты смягчения, дефекты озвончения и замена переднеязычных фрикативных согласных на губно-зубные звуки.

Речь таких детей достаточно разборчива для окружающих. Показатель разборчивости речи у этих детей варьирует от 60 до 100%. При этом прослеживается тенденция: чем больше дефектов звукопроизношения наблюдается у ребенка, тем у него более низкий показатель разборчивости речи по сравне­нию с ребенком с единичными дефектами.

Специфические для открытой ринолалии д ефектыпроизношения

Дефекты звукопроизношения с преобладанием заднеязыч­ных артикуляций и носовой утечкой воздуха определены нами как специфические для открытой ринолалии. Однако этот тип нарушений также вариабелен. Фонетический анализ де­фектного произношения детей с открытой ринолалией по­зволил выделить две группы нарушений:

— без атипичных компенсаторных артикуляций;

— с атипичными компенсаторными артикуляциями.

Среди дефектов произношения без атипичных компенса­торных артикуляций наиболее распространены нарушения произношения фрикативных звуков, когда производится их замена велярными, фрикативными боковыми звуками, заме­на шипящих согласных на свистящие и межзубные фрика­тивные.

Для этой группы дефектов характерны нарушения произ­ношения взрывных звуков:


— язычно-зубных, которые проявляются в заменах [т] и
[д] на взрывные заднеязычные [к], [г], на фрикативный
заднеязычный (южно-русский [г]), на носовые [м], [н];

— губно-губных [п], [б], которые заменяются заднеязыч­
ными взрывными или носовым губно-губным звуком;

— заднеязычных [к], [г], заменяющихся на фрикативные
заднеязычные.

Достаточно часто встречается нарушение произношения аффрикат, вместо когорых производится замена на заднеязыч­ный щелевой звук [х] или на заднеязычные взрывные звуки.

При произношении сонорных звуков отмечается замена на носовой звук [н], на взрывной или фрикативный заднея­зычный звук.

Показатель разборчивости речи у детей с дефектами про­изношения без атипичных компенсаторных артикуляций ниже, чем у детей с дефектами произношения, характерными для других речевых нарушений, и варьируется от 60 до 90%.

Особенностью произношения детей с дефектами произ­ношения с атипичными компенсаторными артикуляциями яв­ляется использование глоточных и фарингальных реализаций. Глоточные звуки образуются в полости гортани, что придает речи своеобразный «щелкающий» призвук. Фарингальные звуки образуются благодаря сближению корня языка со стен­кой зева. У таких детей, как правило, нарушены почти все произносимые звуки.

Также они имеют наиболее низкий показатель разборчи­вости речи, который варьирует от 20 до 50%. Их речь наиме­нее разборчива для окружающих.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...