Дети с открытой ринолалией. Характеристика речи. Нарушения тембра голоса. Нарушения фонетической стороны речи. Нарушения звукопроизношения
ДЕТИ С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ Ринолалия (от греч. rhinos — нос, la. Ha — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Это одно из самых тяжелых речевых нарушений. Открытая ринолалия характеризуется велофарингеальной недостаточностью (недостаточным нёбно-глоточным смыканием или его отсутствием, вследствие чего во время фонации происходит утечка воздуха через нос). Нарушение аэродинамики речеобразования приводит к носовому резонансу при произнесении всех звуков, а также к многочисленным дефектам звукопроизношения. По этиологии открытая ринолалия может быть функциональной и органической. Но и для той и для другой характерно нарушение звукопроизношения и назализация. Нарушения речевого развития детей с ринолалией могут варьировать в зависимости от следующих ключевых факторов, определяющих эффективность овладения речью: — типа кормления (чаще всего для детей с велофаринге — возраста, в котором проведена операция по закрытию рас
— состояния слуховой функции (дети, страдающие часты
— наличия зубочелюстной деформации; — анатомических дефектов органов артикуляции (макроглос-сия, микроглоссия, укороченная уздечка языка, верхней и нижней губ, маленькое преддверие полости рта). Структура дефекта речи у таких детей сложна и многообразна. Она включает нарушения тембра голоса, фонетической стороны речи и фонематического слуха, которые определяют недоразвитие всей речевой системы. Нарушения тембра голоса Нарушения тембра голоса проявляются в гиперназально-сти. Назальность речи детей с нёбными расщелинами определяется состоянием велофарингеального сфинктера (нёбно-глоточного затвора). Велофарингеальная недостаточность приводит к гиперназализации, носовой утечке воздуха, падению интерорального давления, что ограничивает произнесение всех звуков речи и влечет за собой появление атипичных компенсаторных артикуляций. Однако у некоторых детей с ринолалией присутствует полное нёбное глоточное смыкание, не скоординированное с артикуляцией, т. е. смыкание происходит несколько позже, чем появляется звук, за счет чего часть воздушной струи прорывается в носовую полость. В целом голос детей характеризуется слабостью, монотонностью, сипловатостью. Нарушения фонетической стороны речи Нарушения фонетической стороны речи у детей с открытой ринолалией выражаются в дефектах звукопроизношения и слоговой структуры слова. Нарушения зВукопроизношения Нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер. Можно выделить два типа дефектов звукопроизношения: — дефекты произношения, типичные для других речевых — специфические для открытой ринолалии дефекты. Дефекты произношения, типичные для других речевых нарушений Среди таких дефектов наиболее распространены нарушения произношения звуков [л] и [р]. Они проявляются в заменах на звуки [j], [л'], [д]. Среди искажений произношения звуков могут присутствовать: удлинение смежных гласных, «жалообразный» звук, при котором нет напряжения языка, двугубный или велярный щелевой звук.
Весьма распространено нарушение произношения переднеязычных фрикативных согласных звуков (свистящий, боковой, шипящий, призубный и межзубный сигматизм). В речи детей с типичными для других речевых нарушений дефектами гораздо реже встречаются: дефекты смягчения, дефекты озвончения и замена переднеязычных фрикативных согласных на губно-зубные звуки. Речь таких детей достаточно разборчива для окружающих. Показатель разборчивости речи у этих детей варьирует от 60 до 100%. При этом прослеживается тенденция: чем больше дефектов звукопроизношения наблюдается у ребенка, тем у него более низкий показатель разборчивости речи по сравнению с ребенком с единичными дефектами. Специфические для открытой ринолалии д ефектыпроизношения Дефекты звукопроизношения с преобладанием заднеязычных артикуляций и носовой утечкой воздуха определены нами как специфические для открытой ринолалии. Однако этот тип нарушений также вариабелен. Фонетический анализ дефектного произношения детей с открытой ринолалией позволил выделить две группы нарушений: — без атипичных компенсаторных артикуляций; — с атипичными компенсаторными артикуляциями. Среди дефектов произношения без атипичных компенсаторных артикуляций наиболее распространены нарушения произношения фрикативных звуков, когда производится их замена велярными, фрикативными боковыми звуками, замена шипящих согласных на свистящие и межзубные фрикативные. Для этой группы дефектов характерны нарушения произношения взрывных звуков: — язычно-зубных, которые проявляются в заменах [т] и — губно-губных [п], [б], которые заменяются заднеязыч — заднеязычных [к], [г], заменяющихся на фрикативные Достаточно часто встречается нарушение произношения аффрикат, вместо когорых производится замена на заднеязычный щелевой звук [х] или на заднеязычные взрывные звуки.
При произношении сонорных звуков отмечается замена на носовой звук [н], на взрывной или фрикативный заднеязычный звук. Показатель разборчивости речи у детей с дефектами произношения без атипичных компенсаторных артикуляций ниже, чем у детей с дефектами произношения, характерными для других речевых нарушений, и варьируется от 60 до 90%. Особенностью произношения детей с дефектами произношения с атипичными компенсаторными артикуляциями является использование глоточных и фарингальных реализаций. Глоточные звуки образуются в полости гортани, что придает речи своеобразный «щелкающий» призвук. Фарингальные звуки образуются благодаря сближению корня языка со стенкой зева. У таких детей, как правило, нарушены почти все произносимые звуки. Также они имеют наиболее низкий показатель разборчивости речи, который варьирует от 20 до 50%. Их речь наименее разборчива для окружающих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|