Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОБСЛЕДОВАНИЕ. Стоматологическое обследование. Деформации зубочелюстной системы




ОБСЛЕДОВАНИЕ

Перед началом коррекционно-логопедической работы не­обходимо провести подробное обследование ребенка с откры­той ринолалией. Обследование проводится комплексно лого­педом, стоматологом, психологом, психоневрологом и другими специалистами медицинского профиля.

Цель обследования — получить целостную картину разви­тия ребенка, выделить первичный дефект и вторичные нару­шения, а также степень влияния первичного дефекта на воз­никновение других речевых расстройств.

Обследование ребенка начинается с подробного анамнеза, составленного со слов матери и по медико-психолого-педаго­гической документации (прил. 1). Эти сведения должны от­ражать паспортные данные (дата и место рождения, место жительства, национальность — для определения популяцион-ных особенностей строения зубочелюстной системы и ре-


 




чевых характеристик), состав семьи, наличие у близких врож­денной патологии челюстно-лицевой области, социальный статус семьи, отношение к ребенку в семье и в среде сверст­ников, здоровье и возраст родителей. Подробно выясняется характер течения беременности. Отмечается самочувствие матери с первых дней беременности, особое внимание уде­ляется 7—12-й неделям, когда происходит формирование ли­цевого отдела. Необходимо расспросить мать, не было ли у нее каких-либо заболеваний (воспалительных или инфекци­онных) в этот период, нервных потрясений, физических пе­регрузок, работала ли она на вредном производстве, прини­мала ли лекарственные препараты и т. д. Выясняется харак­тер течения родов (стремительные, затяжные, недоношенность и ее причины, обвитие пуповиной, асфиксия и т. д. ).

В послеродовый период выясняется характер питания (ес­тественный или искусственный), его сроки. Уточняются сро­ки применения соски, наличие вредных привычек (сосание пальцев, губ, языка). Необходимо узнать о том, как ребенок развивался физически: когда начал держать голову, сидеть, ходить, чем болел до года, после года (особое внимание уделя­ется заболеваниям органов слуха).

Изучая раннее речевое развитие, необходимо отметить, как протекали предречевые вокализации ребенка (гуление, лепет), когда появились первые слова, фразовая речь, знает ли ребе­нок стихи и сказки.

После интерпретации полученных сведений приступают к непосредственному всестороннему обследованию ребенка.

Стоматологическое обследование

Стоматологическое обследование проводится врачом-сто­матологом. Оно включает общий осмотр, изучение общих лицевых признаков, обследование полости рта и зубов, нали­чие функциональных нарушений.

При общем осмотре ребенка обращают внимание на осо­бенности его телосложения, уровень физического развития, осанку и походку.

При осмотре лица отмечают наличие асимметрии, оцени­вают высоту среднего и нижнего отделов лица, выраженность носогубных и подбородочных складок, положение губ при


смыкании, степень развития мышечных структур, выражен­ность подкожной жировой клетчатки.

При осмотре полости рта определяют цвет слизистой обо­лочки преддверия полости рта, твердого и мягкого нёба, щек, альвеолярных гребней верхней и нижней челюстей, места при­крепления уздечек верхней и нижней губ и языка, а также высоту свода твердого нёба, подвижность мягкого нёба, анали­зируют размер, ширину и подвижность языка, степень выра­женности альвеолярных дуг и их формы, состояние зубов, характер прикуса.

Деформации зубочелюстной системы

Прогнатия (прогнатический, или дистальный, прикус) — аномалия или деформация зубочелюстной системы по сагит­тальной плоскости (плоскости спереди назад) характеризует­ся мезиальным (передним) расположением верхнего зубного ряда челюсти по отношению к нижнему или дистальным (задним) расположением нижнего зубного ряда челюсти по отношению к верхнему. Дистальный прикус сочетается с зубочелюстными деформациями по вертикальной и горизон­тальной плоскостям. Различают истинную и ложную про-гнатию.

Истинная прогнатия — чрезмерное развитие верхней че­люсти при нормально развитой нижней челюсти.

Ложная прогнатия — недоразвитие нижней челюсти при нормально развитой верхней челюсти.

При внешнем осмотре выявляется укорочение нижней тре­ти лица. Носогубные складки сглажены, губоподбородочная складка резко выражена, верхняя губа укорочена, передние зубы верхней челюсти расположены веерообразно и видны из-под верхней губы, нижняя губа утолщена, вывернута и распо­ложена позади верхних резцов. Подбородок скошен, нижняя челюсть по отношению к верхней расположена дистально. Смыкание губ затруднено.

Со стороны полости рта отмечается веерообразное распо­ложение передних зубов, особенно верхней челюсти. Зубные ряды в боковых отделах сужены. Нёбо глубокое. На нижней челюсти во фронтальном отделе отмечается зубоальвеоляр-ное удлинение, реже зубоальвеолярное укорочение боковых сегментов. При соотношении зубных рядов определяется са-


гиттальная щель, варьирующая от нескольких миллиметров до 1, 5 см и более. Режущие края нижних передних зубов трав­мируют слизистую твердого нёба. Реже эта форма прогнати­ческого прикуса сочетается с открытым.

Прогения (прогенический, или мезиальный, прикус) — ано­малия, или деформация, зубочелюстной системы по сагитталь­ной плоскости, при которой зубной ряд нижней челюсти рас­положен мезиально (кпереди) по отношению к верхнему или дистальным (задним) расположением верхнего зубного ряда челюсти по отношению к нижнему.

Мезиальный прикус сочетается с зубочелюстными дефор­мациями по вертикальной и горизонтальной плоскостям.

Различают истинную, ложную и физиологическую проге-нию.

Истинная прогения — чрезмерное развитие нижней челю­сти при нормально развитой верхней челюсти.

Ложная прогения — недоразвитие верхней челюсти при нормально развитой нижней челюсти.

Физиологическая прогения — мезиальное (переднее) распо­ложение нижнего зубного ряда по отношению к верхнему при сохранении множественного контакта между зубными рядами в их переднем и боковых участках.

При внешнем осмотре отмечается нарушение конфигура­ции лица, это заметно по профилю: верхняя губа и средняя часть лица западают, подбородок и нижняя губа выступают вперед, угол нижней челюсти достигает 140—150° и более.

При сочетании мезиального прикуса с глубоким прику­сом высота нижней трети лица уменьшается, носогубные складки выражены, губоподбородочная сглажена. Подборо­док приближен к носу. Если мезиальный прикус сочетает­ся с открытым прикусом, то размер нижней трети лица уве­личивается, носогубные и губоподбородочная складки сгла­жены. Губы смыкаются с напряжением, ротовая щель редко зияет.

Со стороны полости рта отмечается аномалия расположе­ния зубов как на верхней, так и на нижней челюсти, может наблюдаться уплощение зубного ряда верхней челюсти во фронтальном участке, иногда отмечается протруссия (наклон вперед) зубов во фронтальном участке нижней челюсти, в об­ратном перекрытии могут находиться не только резцы, но и


клыки, иногда жевательные зубы. Нередко отмечается сагит­тальная щель, варьирующая от нескольких миллиметров до 1, 5 см и более.

Открытый прикус — аномалия или деформация зубоче­люстной системы по вертикальной плоскости, когда при сом­кнутых зубах часть из них не смыкается, как правило, во фронтальном участке.

Открытый прикус наблюдается при нейтральном соотно­шении зубных рядов, он также может сочетаться с горизон­тальными и сагиттальными аномалиями прикуса (лицевые признаки характерны для дистального или мезиального при­куса).

Степень выраженности аномалии определяется по величи­не вертикальной щели:

— I степень — до 5 мм;

— II — от 5 до 9 мм,

— III — более 9 мм.

Выделяется три разновидности открытого прикуса:

— 1-й характеризуется зубоальвеолярным укорочением в
области верхних зубов;

— 2-й — в области нижних зубов;

— 3-й — в области верхних и нижних зубов.
Открытый прикус часто сопровождается зубоальвеолярным

удлинением боковых сегментов верхней челюсти.

При внешнем осмотре определяется увеличение высоты нижнего отдела лица, оно более резко выражено, когда от­крытый прикус обусловлен деформацией нижней челюсти, угол которой увеличен на 10—20° больше нормы. Верхняя губа чаще всего укорочена, нижняя — несколько выверну­та. Губы не смыкаются (рот полуоткрыт) или складываются под напряжением. Носогубные и губоподбородочная склад­ки сглажены. Со стороны полости рта отмечается аномалия формы и расположения зубов, зубоальвеолярное недоразви­тие во фронтальном участке верхней и нижней челюстей, зубоальвеолярное удлинение боковых сегментов верхней че­люсти, увеличение языка, сужение верхней челюсти. Нару­шение соотношения зубных рядов по вертикальной плоско­сти от нескольких миллиметров до 1 см и более. При резко выраженной форме открытого прикуса смыкаются лишь вто­рые моляры.


 




Если открытый прикус сочетается с прогеническим соотно­шением зубных рядов, то к описанной клинической картине присоединяются признаки сагиттальных аномалий прикуса.

Глубокий прикус — аномалия или деформация зубоче-люстной системы по вертикальной плоскости, когда верхние резцы перекрывают нижние более чем на две трети их коро­нок при отсутствии режуще-бугоркового контакта. При внешнем осмотре выявляется укорочение нижней трети лица, носогубные и губоподбородочная складки выражены, верх­няя губа выпирает над нижней, нижняя вывернута, подборо­док скошен, нижняя челюсть смещена дистально. Со сторо­ны полости рта отмечается аномалия расположения зубов, сужение верхней и нижней челюстей, зубоальвеолярное уд­линение во фронтальном участке и зубоальвеолярное уко­рочение в боковых отделах нижнего зубного ряда. Как са­мостоятельная аномалия глубокий прикус встречается редко, в большинстве случаев он является симптомом, осложняю­щим прогнатическое, реже прогеническое соотношение зуб­ных рядов и челюстей, тогда к описанной этиологии и кли­нической картине присоединяются признаки сагиттальных аномалий.

Перекрестный прикус — аномалия (деформация) зубоче-люстной системы по трансверзальной (горизонтальной) плос­кости, проявляющаяся несоответствием ширины верхнего и нижнего зубных рядов, при этом щечные бугры верхнего зуб­ного ряда расположены в продольных бороздках нижнего или за ними с язычной стороны. Различают несколько перекрест­ных прикусов.

1. Односторонний — нарушение взаимоотношения зуб­
ных рядов с одной стороны:

— частичный — обратное взаимоотношение верхнего и
нижнего зубных рядов, начинающееся от клыков или
премоляров;

— полный — от резцов.

2. Двусторонний — нарушение взаимоотношения между
зубными рядами на обеих сторонах.

Перекрестный прикус может быть самостоятельной ано­малией (деформацией) или симптомом аномалий по сагит­тальной плоскости (прогнатии, двусторонний перекрестный прикус, включающий и фронтальный участок — прогении).


При данном прикусе деформированной (суженной) может быть только верхняя челюсть (чаще с одной стороны) или только нижняя (расширена или смещена) или отмечается де­формация обеих челюстей.

При перекрестном прикусе внеротовые и внутрирото-вые признаки зависят от формы и степени выраженности аномалии (деформации). Иногда нарушается конфигурация лица, может проявляться асимметрия, смещение подбород­ка. Так, при буккальном перекрестном прикусе (таком со­четании зубных рядов, при котором вестибулярные бугор­ки верхних боковых зубов укладываются в продольные бо­роздки нижних) без смещения нижней челюсти отмечается совпадение средней линии, проходящей между центральны­ми резцами верхней и нижней челюстей и обратным пере­крытием боковых зубов. При одностороннем перекрест­ном прикусе отмечается одностороннее сужение верхнего зубного ряда или расширение нижнего, при двустороннем — равномерное сужение верхнего или расширение нижнего зубного ряда.

Буккальный перекрестный прикус со смещением нижней челюсти характеризуется несовпадением средней линии между центральными резцами верхней и нижней челюстей. Боко­вые зубы на одной стороне смыкаются одноименными буг­рами, а на другой — разными. На стороне смещения боковые зубы смыкаются по второму классу классификации Энгля, на противоположной — по первому. Зубной ряд верхней челю­сти сужен или расширен нижний зубной ряд. Смещение нижней челюсти может быть в суставе или вследствие нару­шения развития лицевого скелета.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...