Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система работы. Развитие орального npakcuca. Развитие артикуляционной моторики




СИСТЕМА РАБОТЫ

Коррекционная работа по устранению открытой рино-лалии включает несколько взаимосвязанных направлений (см. рис. 3)

1. Развитие орального праксиса.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие речевого дыхания.

4. Коррекция произношения.

Преодоление нарушений произносительной стороны речи должно проводиться по всем четырем направлениям. В каж­дом направлении особое внимание уделяется работе по фор-




мированию слоговой структуры слова (этапы работы по фор­мированию слоговой структуры слова показаны на рис. 3)'.

Поскольку все дети с открытой ринолалией имеют осо­бенности нарушений произношения, коррекционная работа \ должна проводиться дифференцированно. Для каждого ре- \ бенка составляется индивидуальный план коррекционной pa- i боты, в котором комбинируются задания из необходимых раз­делов. Индивидуализация обучения обусловлена закономер­ностями развития произношения при нормальном речевом онтогенезе и особенностями фонетического и фонологиче­ского развития детей.

Рассмотрим подробнее содержание и методы каждого на­правления.

Развитие орального npakcuca

Одним из необходимых условий формирования правиль­ного произношения является определенный уровень разви­тия орального праксиса, т. е. моторных функций артикуляци­онного аппарата. Так, для устранения нарушений произноси­тельной стороны речи ребенку необходимо научиться чувствовать и контролировать двигательные акты органов ар­тикуляции. Движения органов артикуляции должны быть чет­кими и дифференцированными. Ребенок должен уметь объ­единять простые движения в сложные, необходимые для пра­вильного произнесения комплексов звуков, быстро и точно переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Помимо этого необходимо учитывать, что опорой для отра­ботки элементов структуры слова является воспроизведение ритмических структур с применением движений, что способ­ствует развитию чувства ритма. Чувство ритма по своей при­роде имеет моторную основу и является средством простран­ственно-временной организации движений (А. Р. Лурия). По определению Л. И. Беляковой и Е. А. Дьяковой, в процессе фор­мирования речи ритм становится «скелетом» слова как пос-

1 Современная система коррекционной работы по нормализации речи предусматривает коррекцию всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. В литературе достаточно широко представлена мето­дика работы по развитию лексико-грамматического строя речи (Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Т. Е. Филичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина и др. ). Поэтому на схеме предполагаемый 5-й этап работы, необходимый только определен­ной части детей с ринолалией, обозначен пунктирной линией.


ледовательного комплекса речевых движений и выполняет важ­ную функцию в формировании моторного стереотипа речи. Поэтому работа по коррекции этого нарушения проводится по трем направлениям:

— развитие артикуляционной моторики;

— формирование ритмической организации речи;

— развитие кинетической организации речи.

Развитие артикуляционной моторики

Сначала необходимо познакомить ребенка с органами ар­тикуляции, участвующими в речеобразовании (губы, язык, ниж­няя челюсть, мягкое нёбо). Для этого задается вопрос: «Что нам помогает говорить? »

? Перед зеркалом ребенок вместе с логопедом произно­
сит звуки [а], [о], [и], [п], наблюдает за изменением положения
губ. Делается вывод, что нам помогают говорить губы.

? Ребенок произносит звуки [с], [ш], [к], наблюдает за из­
менением расстояния между зубами и положением языка.
Делается вывод, что нам помогают говорить зубы и язык.

? Ребенок произносит звуки [м] — [п], [н] — [д], наблю­
дает за изменением направления воздушной струи. При про­
изнесении звуков [м], [н] воздух проходит через нос, а при
[п], [д] — через рот. Логопед рассказывает ребенку, что у
каждого человека во рту есть маленький язычок. Если он
поднимается, то воздух идет через рот, а если опускается —
через нос. Делается вывод, что нам помогает говорить ма­
ленький язычок.

? Ребенок произносит звуки [к] — [г], [п] — [б], [ф] — [в],
наблюдает за изменением вибрации гортани, положив руку
тыльной стороной кисти на гортань. Логопед рассказывает,
что у каждого человека есть две маленькие ниточки. Если
они напрягаются, то мы говорим громко, если они расслабле­
ны, то мы говорим шепотом, тихо, без голоса. Делается вывод,
что нам помогают говорить две маленькие ниточки.

Если ребенок произносит названные звуки дефектно, то он наблюдает за изменением артикуляционного уклада логопеда.

Затем следует переходить к одновременному проведению логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...