Система работы. Развитие орального npakcuca. Развитие артикуляционной моторики
СИСТЕМА РАБОТЫ Коррекционная работа по устранению открытой рино-лалии включает несколько взаимосвязанных направлений (см. рис. 3) 1. Развитие орального праксиса. 2. Развитие фонематического восприятия. 3. Развитие речевого дыхания. 4. Коррекция произношения. Преодоление нарушений произносительной стороны речи должно проводиться по всем четырем направлениям. В каждом направлении особое внимание уделяется работе по фор- мированию слоговой структуры слова (этапы работы по формированию слоговой структуры слова показаны на рис. 3)'. Поскольку все дети с открытой ринолалией имеют особенности нарушений произношения, коррекционная работа \ должна проводиться дифференцированно. Для каждого ре- \ бенка составляется индивидуальный план коррекционной pa- i боты, в котором комбинируются задания из необходимых разделов. Индивидуализация обучения обусловлена закономерностями развития произношения при нормальном речевом онтогенезе и особенностями фонетического и фонологического развития детей. Рассмотрим подробнее содержание и методы каждого направления. Развитие орального npakcuca Одним из необходимых условий формирования правильного произношения является определенный уровень развития орального праксиса, т. е. моторных функций артикуляционного аппарата. Так, для устранения нарушений произносительной стороны речи ребенку необходимо научиться чувствовать и контролировать двигательные акты органов артикуляции. Движения органов артикуляции должны быть четкими и дифференцированными. Ребенок должен уметь объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения комплексов звуков, быстро и точно переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Помимо этого необходимо учитывать, что опорой для отработки элементов структуры слова является воспроизведение ритмических структур с применением движений, что способствует развитию чувства ритма. Чувство ритма по своей природе имеет моторную основу и является средством пространственно-временной организации движений (А. Р. Лурия). По определению Л. И. Беляковой и Е. А. Дьяковой, в процессе формирования речи ритм становится «скелетом» слова как пос-
ледовательного комплекса речевых движений и выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. Поэтому работа по коррекции этого нарушения проводится по трем направлениям: — развитие артикуляционной моторики; — формирование ритмической организации речи; — развитие кинетической организации речи. Развитие артикуляционной моторики Сначала необходимо познакомить ребенка с органами артикуляции, участвующими в речеобразовании (губы, язык, нижняя челюсть, мягкое нёбо). Для этого задается вопрос: «Что нам помогает говорить? » ? Перед зеркалом ребенок вместе с логопедом произно ? Ребенок произносит звуки [с], [ш], [к], наблюдает за из
? Ребенок произносит звуки [м] — [п], [н] — [д], наблю ? Ребенок произносит звуки [к] — [г], [п] — [б], [ф] — [в], Если ребенок произносит названные звуки дефектно, то он наблюдает за изменением артикуляционного уклада логопеда. Затем следует переходить к одновременному проведению логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|