Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушения фонематического слуха




Нарушения фонематического слуха

Нарушения фонематического слуха у детей с открытой ринолалией проявляются в разной степени. В легких случаях нарушения фонематического слуха прослеживаются в заме­нах и смешениях артикуляторно близких звуков (например, смешения звуков [ш] и [с], [с] и [т], [х] и [к]) или звуков, близких по одному смыслоразличительному признаку (по спо­собу образования, месту образования, месту резонирования).

В случаях более грубого нарушения фонематического слу­ха дети не различают звуки по нескольким смыслоразличи-тельным признакам и звуки, контрастные по артикулятор-ным признакам ([с] и [х], [т] и [к], [п] и [к]).

Нарушения общего речевого развития

Общее речевое развитие детей с открытой ринолалией не носит равномерного характера. Так, среди них можно выде­лить детей с нарушениями фонетической системы языка, с


фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР) и с об­щим недоразвитием речи (ОНР). У детей с нарушениями фонетической системы языка выявляются лишь единичные дефекты звукопроизношения, обусловленные неправильным формированием артикуляторных навыков. У детей с ФФНР при нормальном лексико-грамматическом развитии не сфор­мированы фонематические представления и нарушено фоне­тическое оформление речи. Детей с ОНР характеризует на­рушение всей речевой системы.

Нарушения письма

Ошибки устной речи детей с открытой ринолалией, как правило, отражаются в письменной речи. Нарушения письма у детей имеют разнообразное проявление. В случаях норма­лизации речевого развития ребенок полноценно овладевает письменной речью. В случаях ФФНР и ОНР на письме про­являются специфические ошибки, которые отражают дефек­ты звукопроизношения, нарушения фонематического слуха, нарушения слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи.

Ошибки, отражающие дефекты звукопроизношения, про­являются в заменах или пропусках букв. Так, ребенок в уст­ной речи произносит звуки [л], [р] как двугубный щелевой звук, приближенно напоминающий звук [в]. На письме он вместо соответствующих букв пишет букву «в» («вырасти — вывасти»). Ребенок, в устной речи которого присутствуют гло­точные реализации, пропускает на письме взрывные звуки («туфли — уфли»).

Ошибки фонологического характера отражают нарушения фонематического слуха, который является основой овладения письмом («лопнул — лохнул», «хвойное — хлойное», «сделать — стелать», «один — отин», «моет — моем», «туфли — дуфли», «дежурный — дехурный», «кенгуру — кенпуру»). При этом специфическими для открытой ринолалии являются замены переднеязычных согласных на заднеязычные (например, [ж] на [х]) и ротовых на носовые (например, [п] на [м]).

Ошибки, отражающие нарушения слоговой структуры сло­ва. Согласно типологии нарушений слоговой структуры сло­ва в устной речи у детей с открытой ринолалией подобные


ошибки выявляются и на письме. Так, при написании слов со стечениями согласных, как и в устной речи, дети допускают следующие ошибки: замена стечения одним из его компо­нентов («кошка — кока», «туфли — тули»); замена стечения какой-либо буквой («кран — хан», «лопнул — ломул»).

При написании слов, оканчивающихся на согласный звук, дети, как и в устной речи, часто опускают последний соглас­ный звук («мальчик — мальчи», «лежит — лежи», «в туф­лях — в туфля»). Наблюдается опускание согласных букв и в середине слова («выпал — выал», «сядет — сяет»),

В письменных работах детей встречаются и перестановки букв в слове («кошка — кокша», «туфли — тулфи»).

Достаточно часто выявляются ошибки сокращения числа слогов («февраля — фраля», «перепробовала — пребовала», «ма­мины — мами», «стали — ста»); ошибки увеличения числа слогов («вытерла — виторала», «кенгуру — кенигуру»).

Ошибки лексико-грамматического характера присутству­ют в письменных работах детей с ОНР. При этом отмечают­ся лексические замены слов, близких по смыслу («вымыла — вымела»), слов, близких по звуковому составу («вырасти — вылести»). Дети пишут слитно предлоги с существительным («у обезьяны — уабезьянан»), местоимениями («увсех — усех»), частицы с глаголами («не знала — незнала»), опуска­ют частицы («не получалось — получала»). В более тяже­лых случаях дети грубо нарушают структуру предложения и допускают ошибки на согласование слов в предложении («А когда взяла веник и подмела, все стали называть ее большой. — А как веник и понила. Все назвыть боль­шой»).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

У детей с открытой ринолалией наряду с особенностями нарушения речевого развития отмечаются и вторичные нару­шения психических процессов.

Степень вторичных нарушений психических процессов напрямую зависит от степени речевого недоразвития. Отме­чено, что у детей с незначительно выраженными дефектами


 




речи вторичные невротические и психические процессы вы­ражены слабо и существенно не нарушают адаптацию подоб­ных детей в семье, дошкольных и школьных коллективах. У не­которых детей с так называемой сильной волей незначитель­ное нарушение речи вообще не влияет на их поведенческие реакции.

При этом у детей с выраженной степенью дефектов речи отмечаются серьезные нарушения психических процессов.

Дети с открытой ринолалией могут обладать неустойчивым и рассеянным вниманием (нестабильным или иссякающим), при этом его объем и точность почти не страдают. В случаях нарушения внимания затрудняется процесс познавательной деятельности.

При открытой ринолалии у детей несколько сужен объем вербальной памяти по сравнению с детьми, имеющими нор­мальное речевое развитие. У них медленнее протекает про­цесс запоминания. При этом долговременная память непроч­ная. Зрительная память обычно не нарушена.

Речевое недоразвитие приводит к недостаточности слове­сно-логического мышления, к инактивности (заторможенно­сти) процессов анализа и синтеза, к затруднениям в понима­нии обобщающих понятий. Наглядно-образное мышление чаще всего не нарушено. Скорость протекания мыслитель­ных процессов может быть несколько замедленной, вследствие чего затруднено восприятие учебного материала [10].

В большей степени у детей с открытой ринолалией нару­шена эмоционально-волевая сфера. Так как их речь мало­понятна для окружающих, происходит нарушение ее комму­никативной функции и постепенное ограничение социальных контактов. У таких детей часто возникают различные от­клонения в поведении: замкнутость, застенчивость, раздра­жительность, что приводит к отсутствию веры в успех, неже­ланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверст­никами.

Достаточно часто отмечается пониженная работоспособ­ность, раздражительность, лабильность настроения, слабость активного торможения и т. д.

У данной группы детей вследствие перечисленных психо­эмоциональных нарушений бывают неадекватные агрессив­ные реакции на различные ситуации. Например, при осмотре


врачом 3-летний мальчик, обычно спокойный, ласковый, ти­хий, вдруг неожиданно проявил агрессию, стал бросать во врача игрушки, при этом сильно кричать. В период госпитализации дети бывают капризны, раздражительны.

Особенности поведения детей с открытой ринолалией ча­сто обусловлены неправильным воспитанием в семье. Из-за специфики физического и психического развития такого ре­бенка родители, обеспокоенные состоянием его здоровья, уде­ляют ему больше внимания, чем другим детям. Такие дети растут в условиях гиперопеки, что вызывает у них эгоистич­ность.

Исследователи отмечают и особенности игровой деятель­ности у детей с открытой ринолалией [9]. В игре обычно преобладает сюжет лечения. Ребенок делает уколы куклам, лечит своих товарищей, часто просто наблюдает за игровым действием сверстников. Так, в логопедической группе девочка 5 лет с открытой ринолалией чаще сидела в сторонке с куклой и наблюдала за игрой остальных детей. На предложение вклю­читься в игру отнекивалась. Другой ребенок, мальчик 6 лет, в игре проявлял агрессию: отнимал у детей игрушки, ломал детские постройки, кусался, на замечания реагировал плачем, начинал драться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...