Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По устранению открытой. Ринолалии. Общие подходы




ПО УСТРАНЕНИЮ ОТКРЫТОЙ

РИНОЛАЛИИ

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ

Процесс устранения открытой ринолалии строится с уче­том следующих общедидактических принципов: научность, си­стемность, последовательность, доступность, наглядность и прин­цип воспитывающего обучения. Большое значение в процессе организации логопедической работы имеют основополагающие принципы коррекционного воздействия, ориентированные на специфику развития детей (Л. И. Вансовская, А. Г. Ипполитова, Г. В. Чиркина).

1. Принцип учета механизма нарушения произноситель­
ной стороны речи
— расстройства аэродинамики речеобра- ''
зования, дефекты моторного управления, нарушения фонема-
тического слуха, проявляющиеся чаще всего в сочетании.     !

2. Принцип комплексного воздействия — взаимосвязь ме-
дицинского и педагогического воздействия (ребенок с откры-
той ринолалией должен постоянно находиться под наблюде-
нием хирурга-стоматолога, ортодонта, по мере необходимости,
невропатолога, отоларинголога, при этом регулярно получая
логопедическую помощь).

3. Онтогенетический принцип — учет общих и специфи­
ческих закономерностей развития произносительной сторо­
ны речи.

4. Принцип дифференцированного подхода — возрастные
и индивидуальные особенности детей с открытой ринолали­
ей, уровень развития речи, структура нарушения.

5. Принцип поэтапности — сначала формирование усло­
вий для развития произносительной стороны речи, затем осу­
ществление системы упражнений для преодоления данного
нарушения.

Эффективность логопедического воздействия по устране­нию нарушений произносительной стороны речи зависит от ряда факторов:

— от анатомо-физиологических условий речеобразования (чем длиннее мягкое нёбо и лучше нёбно-глоточное смы-


кание, тем более эффективным будет результат логопе­дической работы);

— сроков начала хирургического лечения (чем раньше про­
изведена операция по закрытию расщелины мягкого и
твердого нёба, тем быстрее наступит нормализация ре­
чевого развития);

— времени начала логопедических занятий (чем раньше
начато коррекционное воздействие, тем более продук­
тивной будет логопедическая работа);

— качества логопедической помощи (квалификации логопеда);

— качества ортодонтической помощи (чем лучше резуль­
тат ортодонтического лечения, тем эффективнее кор­
рекция речевых нарушений).

Коррекция нарушений произносительной стороны речи проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Основная цель индивидуальных занятий — устранение де­фектов произношения, развитие фонационного дыхания, раз­витие фонематического восприятия. На индивидуальных за­нятиях проводится комплекс дыхательных, артикуляционных упражнений, упражнений для развития фонематического вос­приятия, направленных на устранение специфических дефек­тов произношения при ринолалии.

Цель подгрупповых занятий — закрепление полученных на индивидуальных занятиях произносительных навыков. Подгрупповые занятия расширяют речевую практику детей, чему способствуют специально организованные диалоги, инс­ценировки, театрализованные игры. Дети учатся вслушивать­ся и оценивать речь окружающих, что помогает контролиро­вать собственное произношение. Для развития самоконтроля и взаимоконтроля желательно использовать магнитофонные записи собственной и чужой речи. Ребенку предлагается про­слушать запись сначала чужой, затем своей речи. При этом он должен показать определенный зрительный символ:

— фонетические ошибки собственной речи — р;

— фонетические ошибки чужой речи — Ш',

— назализация собственной речи — ж;

— назализация чужой речи — *.

В работе с детьми с открытой ринолалией используются практические, наглядные и словесные приемы коррекцион-Ной работы.


 





 


К практическим приемам относят:

— упражнения — многократное повторение ребенком прак­
тических и умственных заданных действий. Например,
систематическое выполнение артикуляционных упраж­
нений помогает сформировать артикуляторную базу
речи;

— различные игры. Для выработки определенных уме­
ний и навыков логопед подбирает целесообразные
игры. Например, для развития физиологического дыха­
ния проводят такие игры, как «Ныряльщики», «Пиль­
щики», «Лыжники» и др., для дифференциации звуков —
«На дачу», «Доскажи словечко», «Поздравление кукол»
и др.;

— моделирование. Например, при постановке звуков широ­
ко используется прием моделирования звуков при помо­
щи кистей рук (прил. 3).

К наглядным приемам относится использование разнооб­разных визуальных и тактильных средств: зеркала, профи­лей артикуляции, легких предметов из бумаги и т. д. В пос­ледние годы широко применяются технические средства обу­чения — магнитофон, видеомагнитофон, компьютерные игры и т. д.

В качестве словесных приемов проводятся беседы, повторе­ния, разъяснения, убеждения и т. д. Словесные приемы обу­чения способствуют развитию подражательной способности детей, слухового восприятия и внимания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...