Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

| |)( количество слогов в словах разной слоговой структуры, ука­зать, какой из предъявленных картинок соответствует за­данный рисунок. Обследование слоговой структуры слова включает опреде­ление количества, последовательности и качества составляю­щих зву




|, || | || | ||, | |

| |)( количество слогов в словах разной слоговой структуры, ука­зать, какой из предъявленных картинок соответствует за­данный рисунок. Обследование слоговой структуры слова включает опреде­ление количества, последовательности и качества составляю­щих звуков и слогов в слове. Материалом исследования служат предметные картинки с различным количеством и типами слогов (13 классов, по А. К. Марковой), карточки для чтения слов и предложений. Детям дошкольного возраста предлагает­ся самостоятельно назвать картинки и отраженно прогово­рить слова и предложения. Школьников просят прочитать сло­ва различной слоговой сложности и предложения, отраженно проговорить речевой материал. Для отраженного проговаривания речевого материала ис­пользуется следующий набор слов: «елка», «паук», «стол», «стул», «стол», «шкаф», «пушка», «бабушка», «скамейка», «карандаш», «приемник», «мотоцикл», «умывальник», «телевизор», «хокке­ист», «велосипед», «строительство», «аквариум». Для выявления навыка самостоятельного произнесения слов можно использовать следующий набор картинок: «муха», «во­лосы», «нос», «филин», «масло», «дельфин», «самолет», «иголка», «виноград», «морковь», «ключ», «гвозди», «гусеница» — всего 13 слов. С каждым названным словом ребенок должен соста­вить предложение. В случае затруднения логопед называет предложение, а ребенок должен его повторить. Например: «Плотник забивает гвозди».   При анализе полученных данных необходимо учитывать общее количество допущенных ошибок, отмечать особенно­сти нарушений слоговой структуры слова. Обследование состояния фонематического слуха проводится на материале слов, слогов, фонем. Детям предлагаются предмет­ные картинки или слова, близкие по звуковому составу, одинако­вые по длине и ритмическому рисунку, с оппозиционными фо­немами (слова-паронимы), со звуками, близкими по месту и спо­собу образования. Проводится игра «Найди ошибку» (называние правильных слов чередуется с асемантическими звукосочетания­ми). Дети должны повторить ряды слогов, состоящих из оппози­ционных звуков и звуков, близких по акустическим признакам. Приведем примеры некоторых заданий. ♦ Узнавание и различение простых фраз по картинкам. Логопед предъявляет ребенку парные простые сюжетные картинки и предлагает найти и показать картинку, соответ­ствующую произнесенной им фразе: «На лугу пасутся козы. — У Сони длинные косы». «Мама ставит на стол миску. — Таня сажает на диван мишку». ♦ Узнавание и различение слов, близких по звуковому составу. А. Логопед произносит пары слов и предлагает ребенку внимательно послушать и хлопнуть в ладоши, если он услы­шит одинаковые слова: «день — тень», «палка — палка», «балка — палка», «балка — балка», «майка — майка», «мак — бак». Б. Логопед раскладывает перед ребенком предметные кар­тинки и предлагает показать, где находятся: «усы», «уши», «ужи»; «бочки», «почки»; «маки», «баки. ♦ Различение слогов со сходными звуками. Логопед произносит пары слогов и просит ребенка хлоп­нуть в ладоши, когда он услышит разные слоги: «па — ба», «па — па», «ба — па», «ба — ба»; «на — да», «да — да», «на — на», «да — на»; «ма — ма», «ма — ба», «ба — ма», «ба — ба». ♦ Группировка парных картинок по сходным звукам. Ребенок должен назвать картинки и разделить их на две группы: первая включает слова со звуком [с], вторая — со зву- ком [ш] (при обследовании сопоставляются разные группы зву­ков - [м] - [н], [м] - [б], [н] - [д], [п] - [б], [т] - [к] и др. ). ♦ Отраженное проговаривание пар слов: «суп — зуб», «лиса — Лиза», «мама — баба», «коса — коза», «Мила — мина». ♦ Выделение звука из состава слова. Ребенку предлагается назвать картинки, отобрать картинки на заданный звук. ♦ Воспроизведение звуковых, слоговых рядов и рядов слов. A. Звуковые ряды: [а]-[у],              [У]-N,                       [и] - [а]; [а] - [у] - [и], [а] - [и] - [у],     [и] - [у] - [а]; [п] - [т] - [к], [т] - [к] - [п],     [к] - [п] - [т]. Б. Слоговые ряды: [па] — [па] — [па], [по] — [пу] — [па], [па] — [та] — [ка], [та] — [ка] — [па]; [на] — [на] — [на], [на] — [но] — [ну], [на] — [да] — [ма], [ба] — [на] — [ма]. B. Ряды слов: «панама — канава — лопата»; «дом — кот — мок». ? Припоминание слов на заданный звук. ? Выделение первого ударного гласного в словах: «аист», «ухо», «иглы», «эхо», «обруч». ? Выделение гласного звука в позиции конца слова: «ноги», «мама», «окно», «кенгуру», «кафе». ? Определение позиции согласного звука. При анализе полученных результатов оцениваются нару­шения в различении звуков, близких по способу и месту обра­зования, а также по акустическим признакам. Особое внима­ние уделяется нарушению восприятия звуков по признаку места резонирования (ротовых — носовых). В процессе изучения лексико-грамматического строя речи логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка, сопоставить его с возрастными нормативами. Во время обследования нельзя комментировать ошибки ре­бенка! Обследование лексическо-грамматического строя речи ре­бенка позволяет получить представление об объеме и каче­ственных особенностях его словарного запаса (понимание и   3 употребление в активном словаре знаменательных частей речи). В результате обследования словарного запаса логопед должен определить объем активного и пассивного словаря ребенка, уточнить понимание им значений слов, выявить уме­ние употреблять в активной речи слова, обозначающие назва­ния предметов и их частей, действий, признаков. Используют следующие методические приемы: — показ и называние предметов и их частей (или их изоб­ ражений), действий, признаков; — выполнение названных действий; — добавление недостающего в предложении слова, подходя­ щего по смыслу; — подбор синонимов, антонимов. Материалом для обследования могут служить предметные картинки, картинки с изображением различных действий, признаков предметов, различные лото. Например, «Кто как кричит», «Кто как передвигается», «Лото малышам», «Что боль­ше? » и т. д. В результате обследования грамматического строя речи логопед должен выявить понимание и правильность употреб­ления в самостоятельной речи следующих грамматических категорий: — число существительных и глаголов; — падежные окончания в единственном и множественном числе; — согласование прилагательных и числительных с суще­ ствительными в роде, числе, падеже; — простые и сложные предлоги; — простые и сложные предложения. Методические приемы обследования грамматического строя речи: — ответы на вопросы по картинкам, по демонстрации дей­ ствий, по представлению; — самостоятельное составление предложений по картинке, демонстрации действий; — добавление недостающего слова в предложение и упот­ ребление его в нужном падеже, роде, числе. Материалом для обследования могут служить предметные и сюжетные картинки, различные лото, специально изготов­ленные пособия. При обследовании связной речивыявляется умение ре­бенка последовательно и логично излагать свои мысли, рас­сказывать о событиях и предметах окружающей жизни, пере­сказывать услышанное. Традиционно обследование связной речи начинается с изу­чения состояния диалогической речи. Одним из методов об­следования диалогической речи служит беседа, цель которой — выявить общий кругозор ребенка, возможности связных вы­сказываний. В ходе беседы отмечается общее понимание об­ращенной речи, то, какими предложениями пользуется ребе­нок при ответах, правильны ли ответы по содержанию, на­сколько богат словарь, как ребенок оформляет отдельные слова и предложения грамматически и фонетически. Содержание беседы должно быть близким и хорошо знакомым ребенку (например, беседа о семье). Вопросы необходимо формулиро­вать конкретно, чтобы ребенок мог легко их понять и отве­тить. В результате беседы в общих чертах выявляется уро­вень речевого развития. Создается общее впечатление о ре­бенке. При обследовании связной монологической речи использу­ют следующие методические приемы: — составление рассказа-описания об игрушке; — рассказа по картинке; — рассказа по серии картин; — рассказа из личного опыта; — пересказ. Материал для обследования: — игрушки (предпочтительнее использовать яркие образ­ ные, характерные игрушки); — предметные картинки (желательно использовать отдель­ ные картинки из лото, настольных игр, дидактических пособий для составления описательных рассказов); — сюжетные картинки (содержание картинок должно быть доступно и хорошо знакомо детям, связано с их близким окружением); — серии сюжетных картинок (подбираются серии различ­ ной сложности из 2—3 картинок, содержание и изобра­ жение которых должно быть хорошо знакомо детям); — короткие тексты для пересказа (содержание текстов дол­ жно быть доступно по содержанию).     Определение разборчивости речинеобходимо для выявле­ния качества произносительной стороны речи. В дальней­шем показатель разборчивости речи будет отражать динами­ку развития произносительной стороны речи ребенка. Для определения разборчивости речи используются сло­говые, словесные и фразовые тестовые таблицы. Примене­ние слоговых таблиц, не несущих семантической информа­ции, дает объективную количественную оценку качества речи. Однако слоговая разборчивость у лиц с ринолалией нёба крайне низкая, особенно у детей. Поэтому целесооб­разнее проводить занятия по фонетически сбалансирован­ным словесным таблицам. В качестве словесных таблиц можно воспользоваться фонетически сбалансированными списками слов, разработанными сотрудниками Ленинград­ского НИИ ЛОР: восемь списков по 50 слов (прил. 2). Эти списки идентичны по фонетической характеристике вхо­дящих в их состав слов. Поэтому данные, полученные по одному из комплектов, эквивалентны данным, полученным по любому другому. Произнесение одного списка каждым ребенком необходимо записывать на магнитную пленку, затем предъявлять ее для прослушивания аудиторам. В ка­честве аудиторов приглашают людей, знакомых с речью де­тей с ринолалией и имеющих нормальный слух. Аудитора­ми могут быть логопеды других групп, воспитатели логопе­дических групп. При прослушивании записей аудиторы должны находить­ся на расстоянии 1, 5 м от магнитофона. Они фиксируют речь каждого ребенка в протоколе, записывая только то, что понимают, а не то, что слышат. Если слово совсем не понято, аудиторы ставят прочерк около номера, под которым должно было значиться произнесенное слово. Для того чтобы избе­жать влияния фактора запоминания аудиторами речевого материала, необходимо менять списки слов, а также порядок расположения слов в каждом списке. На основе записей аудиторов определяется средний показа­тель разборчивости речи для каждого ребенка, который рас­считывается из соотношения правильно воспринятых слов к их общему количеству. Приведем характерный пример обследования ребенка с ринолалией. Ваня Т. Дата рождения 6 июня 1993 г., родился от первой беременности. На момент обследования ребенку было 6 лет 8 месяцев. Семья полная. Матери было в период беременно­сти 24 года, отцу — 29 лет. Оба родителя с высшим образова­нием, проживают в благоустроенной квартире. Работают в ав­топарке. У матери отрицательный резус-фактор, у отца — положительный. Ребенок унаследовал резус-фактор отца. Бе­ременность протекала без осложнений. Роды произошли рань­ше срока на 24 дня. Ребенок родился при двойном обвитии пуповиной в асфиксии. Закричал сразу. Вес при рождении 2400 г, рост 49 см. Родился со множественными пороками развития: расще­линой мягкого и твердого нёба, органическим нарушением анатомического строения мочеполовой системы (со стволо­вой гипоспадией II степени), эпикантусом правого глаза. Пе­ренес гемолитическую желтуху в связи с резус-конфликтом. К груди приложили на 11-й день. Вследствие слабого соса­тельного рефлекса ребенка перевели на кормление сцежен­ным грудным молоком. Отмечалась задержка психомоторного развития (голову начал держать в 3 месяца, самостоятельно сидеть в 7, 5 меся­цев, ходить в 1, 5 года). Речь также формировалась с задерж­кой (гуление после 4 месяцев, лепет после 8 месяцев, простая фраза появилась к 3 годам, медленно обогащался словарь, речь аграмматична, отмечалось грубое нарушение звукопро-изношения). В 2, 5 месяца был установлен диагноз — перинатальная эн­цефалопатия на фоне гипертензионного синдрома. По заключению врача-генетика — генеалогический анам­нез не отягощен. До года ребенок ничем не болел. С 1, 5 лет несколько раз переболел острым гнойным отитом. Было подозрение на сни­жение слуха. Однако аудиометрия, проведенная в марте 1999 г., снижения слуха не выявила. В 2 года 10 месяцев диагностирован миопический астигма­тизм. В 4 года 3 месяца переболел аллергическим дермати­том. Ваня часто болеет респираторными заболеваниями. Дважды, в 4 года 4 месяца и 4 года 11 месяцев, был проопе­рирован по поводу стволовой гипоспадии (нарушения анато­мического строения мочеполовой системы).     В 2 года 3 месяца была проведена стафилопластика, в 6 лет 4 месяца — уранопластика. В настоящее время ребенок состоит на диспансерном уче­те в Ставропольском межрегиональном центре по врожден­ной патологии лица при кафедре челюстно-лицевой хирургии детского возраста СГМА (у врача невропатолога, уролога, оку­листа и аллерголога). С 5 лет ребенок получал логопедическую помощь в тече­ние полутора лет. Занятия проводились на логопункте массо­вого дошкольного образовательного учреждения. Однако ощутимых результатов логопедические занятия не принесли. Обследование состояния органов артикуляции показало наличие рубцов после хирургического лечения. У ребенка ор-тогнатический прикус, зубы кривые, вне челюстной дуги. Длина мягкого нёба достаточна. При обследовании функций речевых органов оказалось, что мягкое нёбо подвижно, нёбно-глоточное смыкание в полном объеме. Сила и объем движений языка удовлетворительны, однако затруднена переключаемость с одной артикуляцион­ной позы на другую. Ребенку трудно удерживать определен­ную позу языка. При этом наблюдается спастичность мышц языка. У мальчика преобладает верхнеключичный тип дыхания, дыхание ритмичное. Ротовая воздушная струя сформирована, однако она слабая, короткая. Голос у ребенка достаточно звонкий, сильный, с легкой сте­пенью назализации. В результате обследования фонетического строя речи были выявлены многочисленные дефекты произношения свистя­щих, шипящих, аффрикат, сонорных звуков, проявляющиеся в искажениях; переднеязычных взрывных, проявляющиеся в за­менах на заднеязычные звуки; оглушение (рис. 2). Гласные звуки звучат с легкой степенью назализации, артикуляция правильная. Обследование навыка воспроизведения ритмических струк­тур показало, что ребенок хорошо воспроизводит равноудар-ные ритмы в пределах 4, ритмы более сложной структуры вос­производятся как равноударные. При произнесении слов слож­ной слоговой структуры были выявлены следующие нарушения: сокращение числа слогов, сокращение групп согласных, увели- Рис. 2. Звуковая карта Вани Т. чение числа слогов за счет добавления гласного в стечение со­гласных, перестановки звуков в слове. У Вани было также отмечено грубое нарушение фонема­тического слуха, проявляющееся в нарушении восприятия звуков по месту и способу образования, а также звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Ребенок не справился с заданиями, выявляющими навык развития звуко­вого анализа. При обследовании лексико-грамматического строя речи и связной речи отклонений не выявлено. Разборчивость речи составляет 69%. Речь мальчика квали­фицирована как малопонятная для окружающих. Логопедическое заключение — ФФНР, обусловленное ри-нолалией и дизартрией.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...