| |)( количество слогов в словах разной слоговой структуры, указать, какой из предъявленных картинок соответствует заданный рисунок. Обследование слоговой структуры слова включает определение количества, последовательности и качества составляющих зву
|, || | || | ||, | |
| |)( количество слогов в словах разной слоговой структуры, указать, какой из предъявленных картинок соответствует заданный рисунок.
Обследование слоговой структуры слова включает определение количества, последовательности и качества составляющих звуков и слогов в слове. Материалом исследования служат предметные картинки с различным количеством и типами слогов (13 классов, по А. К. Марковой), карточки для чтения слов и предложений. Детям дошкольного возраста предлагается самостоятельно назвать картинки и отраженно проговорить слова и предложения. Школьников просят прочитать слова различной слоговой сложности и предложения, отраженно проговорить речевой материал.
Для отраженного проговаривания речевого материала используется следующий набор слов: «елка», «паук», «стол», «стул», «стол», «шкаф», «пушка», «бабушка», «скамейка», «карандаш», «приемник», «мотоцикл», «умывальник», «телевизор», «хоккеист», «велосипед», «строительство», «аквариум».
Для выявления навыка самостоятельного произнесения слов можно использовать следующий набор картинок: «муха», «волосы», «нос», «филин», «масло», «дельфин», «самолет», «иголка», «виноград», «морковь», «ключ», «гвозди», «гусеница» — всего 13 слов. С каждым названным словом ребенок должен составить предложение. В случае затруднения логопед называет предложение, а ребенок должен его повторить. Например: «Плотник забивает гвозди».
При анализе полученных данных необходимо учитывать общее количество допущенных ошибок, отмечать особенности нарушений слоговой структуры слова.
Обследование состояния фонематического слуха проводится на материале слов, слогов, фонем. Детям предлагаются предметные картинки или слова, близкие по звуковому составу, одинаковые по длине и ритмическому рисунку, с оппозиционными фонемами (слова-паронимы), со звуками, близкими по месту и способу образования. Проводится игра «Найди ошибку» (называние правильных слов чередуется с асемантическими звукосочетаниями). Дети должны повторить ряды слогов, состоящих из оппозиционных звуков и звуков, близких по акустическим признакам.
Приведем примеры некоторых заданий.
♦ Узнавание и различение простых фраз по картинкам. Логопед предъявляет ребенку парные простые сюжетные
картинки и предлагает найти и показать картинку, соответствующую произнесенной им фразе:
«На лугу пасутся козы. — У Сони длинные косы».
«Мама ставит на стол миску. — Таня сажает на диван мишку».
♦ Узнавание и различение слов, близких по звуковому составу.
А. Логопед произносит пары слов и предлагает ребенку внимательно послушать и хлопнуть в ладоши, если он услышит одинаковые слова:
«день — тень», «палка — палка», «балка — палка», «балка — балка», «майка — майка», «мак — бак».
Б. Логопед раскладывает перед ребенком предметные картинки и предлагает показать, где находятся: «усы», «уши», «ужи»; «бочки», «почки»; «маки», «баки.
♦ Различение слогов со сходными звуками.
Логопед произносит пары слогов и просит ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит разные слоги: «па — ба», «па — па», «ба — па», «ба — ба»; «на — да», «да — да», «на — на», «да — на»; «ма — ма», «ма — ба», «ба — ма», «ба — ба».
♦ Группировка парных картинок по сходным звукам. Ребенок должен назвать картинки и разделить их на две
группы: первая включает слова со звуком [с], вторая — со зву-
ком [ш] (при обследовании сопоставляются разные группы звуков - [м] - [н], [м] - [б], [н] - [д], [п] - [б], [т] - [к] и др. ).
♦ Отраженное проговаривание пар слов:
«суп — зуб», «лиса — Лиза», «мама — баба», «коса — коза», «Мила — мина».
♦ Выделение звука из состава слова.
Ребенку предлагается назвать картинки, отобрать картинки на заданный звук.
♦ Воспроизведение звуковых, слоговых рядов и рядов слов.
A. Звуковые ряды:
[а]-[у], [У]-N, [и] - [а];
[а] - [у] - [и], [а] - [и] - [у], [и] - [у] - [а];
[п] - [т] - [к], [т] - [к] - [п], [к] - [п] - [т].
Б. Слоговые ряды:
[па] — [па] — [па], [по] — [пу] — [па], [па] — [та] — [ка], [та] — [ка] — [па];
[на] — [на] — [на], [на] — [но] — [ну], [на] — [да] — [ма], [ба] — [на] — [ма].
B. Ряды слов:
«панама — канава — лопата»; «дом — кот — мок».
? Припоминание слов на заданный звук.
? Выделение первого ударного гласного в словах: «аист», «ухо», «иглы», «эхо», «обруч».
? Выделение гласного звука в позиции конца слова: «ноги», «мама», «окно», «кенгуру», «кафе».
? Определение позиции согласного звука.
При анализе полученных результатов оцениваются нарушения в различении звуков, близких по способу и месту образования, а также по акустическим признакам. Особое внимание уделяется нарушению восприятия звуков по признаку места резонирования (ротовых — носовых).
В процессе изучения лексико-грамматического строя речи логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка, сопоставить его с возрастными нормативами.
Во время обследования нельзя комментировать ошибки ребенка!
Обследование лексическо-грамматического строя речи ребенка позволяет получить представление об объеме и качественных особенностях его словарного запаса (понимание и
3
употребление в активном словаре знаменательных частей речи). В результате обследования словарного запаса логопед должен определить объем активного и пассивного словаря ребенка, уточнить понимание им значений слов, выявить умение употреблять в активной речи слова, обозначающие названия предметов и их частей, действий, признаков. Используют следующие методические приемы:
— показ и называние предметов и их частей (или их изоб ражений), действий, признаков;
— выполнение названных действий;
— добавление недостающего в предложении слова, подходя щего по смыслу;
— подбор синонимов, антонимов.
Материалом для обследования могут служить предметные картинки, картинки с изображением различных действий, признаков предметов, различные лото. Например, «Кто как кричит», «Кто как передвигается», «Лото малышам», «Что больше? » и т. д.
В результате обследования грамматического строя речи логопед должен выявить понимание и правильность употребления в самостоятельной речи следующих грамматических категорий:
— число существительных и глаголов;
— падежные окончания в единственном и множественном числе;
— согласование прилагательных и числительных с суще ствительными в роде, числе, падеже;
— простые и сложные предлоги;
— простые и сложные предложения.
Методические приемы обследования грамматического строя речи:
— ответы на вопросы по картинкам, по демонстрации дей ствий, по представлению;
— самостоятельное составление предложений по картинке, демонстрации действий;
— добавление недостающего слова в предложение и упот ребление его в нужном падеже, роде, числе.
Материалом для обследования могут служить предметные и сюжетные картинки, различные лото, специально изготовленные пособия.
При обследовании связной речивыявляется умение ребенка последовательно и логично излагать свои мысли, рассказывать о событиях и предметах окружающей жизни, пересказывать услышанное.
Традиционно обследование связной речи начинается с изучения состояния диалогической речи. Одним из методов обследования диалогической речи служит беседа, цель которой — выявить общий кругозор ребенка, возможности связных высказываний. В ходе беседы отмечается общее понимание обращенной речи, то, какими предложениями пользуется ребенок при ответах, правильны ли ответы по содержанию, насколько богат словарь, как ребенок оформляет отдельные слова и предложения грамматически и фонетически. Содержание беседы должно быть близким и хорошо знакомым ребенку (например, беседа о семье). Вопросы необходимо формулировать конкретно, чтобы ребенок мог легко их понять и ответить. В результате беседы в общих чертах выявляется уровень речевого развития. Создается общее впечатление о ребенке.
При обследовании связной монологической речи используют следующие методические приемы:
— составление рассказа-описания об игрушке;
— рассказа по картинке;
— рассказа по серии картин;
— рассказа из личного опыта;
— пересказ.
Материал для обследования:
— игрушки (предпочтительнее использовать яркие образ ные, характерные игрушки);
— предметные картинки (желательно использовать отдель ные картинки из лото, настольных игр, дидактических пособий для составления описательных рассказов);
— сюжетные картинки (содержание картинок должно быть доступно и хорошо знакомо детям, связано с их близким окружением);
— серии сюжетных картинок (подбираются серии различ ной сложности из 2—3 картинок, содержание и изобра жение которых должно быть хорошо знакомо детям);
— короткие тексты для пересказа (содержание текстов дол жно быть доступно по содержанию).
Определение разборчивости речинеобходимо для выявления качества произносительной стороны речи. В дальнейшем показатель разборчивости речи будет отражать динамику развития произносительной стороны речи ребенка.
Для определения разборчивости речи используются слоговые, словесные и фразовые тестовые таблицы. Применение слоговых таблиц, не несущих семантической информации, дает объективную количественную оценку качества речи. Однако слоговая разборчивость у лиц с ринолалией нёба крайне низкая, особенно у детей. Поэтому целесообразнее проводить занятия по фонетически сбалансированным словесным таблицам. В качестве словесных таблиц можно воспользоваться фонетически сбалансированными списками слов, разработанными сотрудниками Ленинградского НИИ ЛОР: восемь списков по 50 слов (прил. 2). Эти списки идентичны по фонетической характеристике входящих в их состав слов. Поэтому данные, полученные по одному из комплектов, эквивалентны данным, полученным по любому другому. Произнесение одного списка каждым ребенком необходимо записывать на магнитную пленку, затем предъявлять ее для прослушивания аудиторам. В качестве аудиторов приглашают людей, знакомых с речью детей с ринолалией и имеющих нормальный слух. Аудиторами могут быть логопеды других групп, воспитатели логопедических групп.
При прослушивании записей аудиторы должны находиться на расстоянии 1, 5 м от магнитофона. Они фиксируют речь каждого ребенка в протоколе, записывая только то, что понимают, а не то, что слышат. Если слово совсем не понято, аудиторы ставят прочерк около номера, под которым должно было значиться произнесенное слово. Для того чтобы избежать влияния фактора запоминания аудиторами речевого материала, необходимо менять списки слов, а также порядок расположения слов в каждом списке.
На основе записей аудиторов определяется средний показатель разборчивости речи для каждого ребенка, который рассчитывается из соотношения правильно воспринятых слов к их общему количеству.
Приведем характерный пример обследования ребенка с ринолалией.
Ваня Т. Дата рождения 6 июня 1993 г., родился от первой беременности. На момент обследования ребенку было 6 лет 8 месяцев. Семья полная. Матери было в период беременности 24 года, отцу — 29 лет. Оба родителя с высшим образованием, проживают в благоустроенной квартире. Работают в автопарке. У матери отрицательный резус-фактор, у отца — положительный. Ребенок унаследовал резус-фактор отца. Беременность протекала без осложнений. Роды произошли раньше срока на 24 дня. Ребенок родился при двойном обвитии пуповиной в асфиксии. Закричал сразу. Вес при рождении 2400 г, рост 49 см.
Родился со множественными пороками развития: расщелиной мягкого и твердого нёба, органическим нарушением анатомического строения мочеполовой системы (со стволовой гипоспадией II степени), эпикантусом правого глаза. Перенес гемолитическую желтуху в связи с резус-конфликтом. К груди приложили на 11-й день. Вследствие слабого сосательного рефлекса ребенка перевели на кормление сцеженным грудным молоком.
Отмечалась задержка психомоторного развития (голову начал держать в 3 месяца, самостоятельно сидеть в 7, 5 месяцев, ходить в 1, 5 года). Речь также формировалась с задержкой (гуление после 4 месяцев, лепет после 8 месяцев, простая фраза появилась к 3 годам, медленно обогащался словарь, речь аграмматична, отмечалось грубое нарушение звукопро-изношения).
В 2, 5 месяца был установлен диагноз — перинатальная энцефалопатия на фоне гипертензионного синдрома.
По заключению врача-генетика — генеалогический анамнез не отягощен.
До года ребенок ничем не болел. С 1, 5 лет несколько раз переболел острым гнойным отитом. Было подозрение на снижение слуха. Однако аудиометрия, проведенная в марте 1999 г., снижения слуха не выявила.
В 2 года 10 месяцев диагностирован миопический астигматизм. В 4 года 3 месяца переболел аллергическим дерматитом. Ваня часто болеет респираторными заболеваниями.
Дважды, в 4 года 4 месяца и 4 года 11 месяцев, был прооперирован по поводу стволовой гипоспадии (нарушения анатомического строения мочеполовой системы).
В 2 года 3 месяца была проведена стафилопластика, в 6 лет 4 месяца — уранопластика.
В настоящее время ребенок состоит на диспансерном учете в Ставропольском межрегиональном центре по врожденной патологии лица при кафедре челюстно-лицевой хирургии детского возраста СГМА (у врача невропатолога, уролога, окулиста и аллерголога).
С 5 лет ребенок получал логопедическую помощь в течение полутора лет. Занятия проводились на логопункте массового дошкольного образовательного учреждения. Однако ощутимых результатов логопедические занятия не принесли.
Обследование состояния органов артикуляции показало наличие рубцов после хирургического лечения. У ребенка ор-тогнатический прикус, зубы кривые, вне челюстной дуги. Длина мягкого нёба достаточна.
При обследовании функций речевых органов оказалось, что мягкое нёбо подвижно, нёбно-глоточное смыкание в полном объеме. Сила и объем движений языка удовлетворительны, однако затруднена переключаемость с одной артикуляционной позы на другую. Ребенку трудно удерживать определенную позу языка. При этом наблюдается спастичность мышц языка.
У мальчика преобладает верхнеключичный тип дыхания, дыхание ритмичное. Ротовая воздушная струя сформирована, однако она слабая, короткая.
Голос у ребенка достаточно звонкий, сильный, с легкой степенью назализации.
В результате обследования фонетического строя речи были выявлены многочисленные дефекты произношения свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных звуков, проявляющиеся в искажениях; переднеязычных взрывных, проявляющиеся в заменах на заднеязычные звуки; оглушение (рис. 2). Гласные звуки звучат с легкой степенью назализации, артикуляция правильная.
Обследование навыка воспроизведения ритмических структур показало, что ребенок хорошо воспроизводит равноудар-ные ритмы в пределах 4, ритмы более сложной структуры воспроизводятся как равноударные. При произнесении слов сложной слоговой структуры были выявлены следующие нарушения: сокращение числа слогов, сокращение групп согласных, увели-
Рис. 2. Звуковая карта Вани Т.
чение числа слогов за счет добавления гласного в стечение согласных, перестановки звуков в слове.
У Вани было также отмечено грубое нарушение фонематического слуха, проявляющееся в нарушении восприятия звуков по месту и способу образования, а также звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Ребенок не справился с заданиями, выявляющими навык развития звукового анализа.
При обследовании лексико-грамматического строя речи и связной речи отклонений не выявлено.
Разборчивость речи составляет 69%. Речь мальчика квалифицирована как малопонятная для окружающих.
Логопедическое заключение — ФФНР, обусловленное ри-нолалией и дизартрией.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Воспользуйтесь поиском по сайту: