Для губ и щек. Для языка
Для губ и щек ? Начинают тренировать губы, удерживая ими кусочки су ? Надувать обе щеки одновременно. ? Надувать щеки попеременно («катать» воздух из одной ? Втягивать щеки в ротовую полость между зубами. ? Выполнять сосательные движения. ? Растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в ? Сделать «хоботок», удерживая его 5—10 с. ? Попеременно произносить [и] — [у], [и] — [о] (сначала ? Поднять верхнюю/нижнюю губу, обнажая верхние зубы. ? Имитировать полоскание зубов (надуть губы). ? Надуть верхнюю, затем нижнюю губу. ? Производить фыркающие движения губ (фырканье ло Для языка Начинают учить ребенка выполнять упражнения для языка, используя непроизвольные движения: дотянуться до носа, до подбородка, облизывать намазанные сладким губы, поглаживать щеки языком изнутри, упираться языком попеременно в слизистую оболочку щек. Для укрепления кончика языка полезно слизывание капель (меда, варенья) с вогнутой по- верхности ложки (А. Г. Ипполитова, И. Н. Ермакова). При этом постепенно уменьшать размер ложки от столовой до ложечки для горчицы. ? «Часики» — широко открыть рот, высунуть язык, двигать ? «Качели» — широко открыть рот, высунуть язык, двигать у* «Маляр» — широко открыть рот, гладить языком твердое нёбо по направлению вперед —- назад. ♦ «Иголочка» —- широко открыть рот, высунуть язык впе
^ ♦ «Лошадка» — цокать языком. * ♦ «Грибок» — широко открыть рот, присосать язык к твердому нёбу, чтобы натянулась подъязычная складка. ? «Гармошка» — широко открыть рот, присосать язык к ? Покусывать язык от кончика, постепенно высовывая его ? «Наказать непослушный язычок» — положить язык между ? «Почистим зубки» — широко открыть рот, двигать кончи ? «Горка» — удерживать кончик языка за нижними рез '«Катушечка» — кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка сначала выгибается, затем опускается на дно ротовой полости. ? «Пробка» — кончик языка завести под верхнюю губу, с ? «Пароход» — кончиком языка дотронуться до середины ? «У собачки кость» — обхватив языком карандаш или па ? «Кормим птенчика» — птенец-ребенок ждет еду, открыв
JL живать открытым рот до 5—6 с. Он съел червячка — закрыть рот. Особое внимание необходимо уделять развитию умения переключаться с одной артикуляции на другую, что необходимо для произнесения групп согласных. Дети с открытой ринолалиеи в большинстве случаев испытывают затруднения в произнесении групп согласных звуков, наиболее контрастных по способу и месту образования, в особенности сочетаний согласных разного местообразования с переднеязычными звуками. Поэтому для тренировки переключаемое™ мы предлагаем использовать звуки одного способа образования, но разного места образования. Для развития умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую нами были разработаны фонетические таблицы для разных типов нарушения звукопроизношения. У детей с дефектами звукопро-изношения, типичными для других речевых нарушений, не нарушено произнесение взрывных звуков, поэтому работу целесообразно начинать с отработки доступных произнесению взрывных звуков [п], [т], [к]. Сначала необходимо отработать четкое переключение со звука [п] на [к] и наоборот. После того как ребенок научится быстро и четко произносить сочетание «пк», «кп», можно начинать отработку произношения слогов «пка», «кпа». В такой же последовательности отрабатывается произношение всевозможных сочетаний с этими звуками:
«пка — пко — пку — пкы — пкэ»; «пта — пто — пту — пты — птэ»; «тпа — тпо — тпу — тпы — тпэ»; «тка — тко — тку — ткы — ткэ»; «кпа — кпо — кпу —■ кпы — кпэ»; «кта — кто — кту — кты — ктэ». У детей с дефектами звукопроизношения, специфическими для открытой ринолалии без атипичных компенсаторных артикуляций, нарушено произнесение взрывных губно-губных и переднеязычных звуков. Поэтому тренировочные упражнения необходимо начинать проводить при использовании правильно произносимых фрикативных звуков разного местообразования [ф], [х]: «хфа — хфо — хфу — хфы — хфэ»; «фха — фхо — фху — фхы — фхэ». По мере постановки звуков (ориентировочно через месяц после начала занятий) тренировка переключаемое™ проводится на базе взрывных звуков разного местообразования. С детьми, в речи которых преобладают атипичные компенсаторные артикуляции, подобная работа проводится на базе доступных произнесению сонорных носовых звуков [м], [н] и фрикативных звуков [ф], [х] [14]: «мна — мно — мну — мны — мнэ»; «нма — нмо — нму — нмы — нмэ». Взрывные звуки подключаются к работе по мере их постановки (ориентировочно через 3—4 месяца после начала занятий). Рекомендуемые упражнения по развитию переключаемо-сти с одной артикуляции на другую проводятся ежедневно на индивидуальных занятиях в течение 2—3 мин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|