Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение класса кредитоспособности заемщика и его характеристика

Класс Количество баллов Характеристика
1 100-150 Первоклассным по кредитоспособности заемщикам коммерческие банки могут открывать кредитную линию, выдавать в разовом порядке бланковые (без обеспечения) ссуды с установлением более низкой процентной ставки, чем для остальных заемщиков
2 151-250 Кредитование второклассных ссудозаемщиков осуществляется банками в обычном порядке, т. е. при наличии соответствующих обеспечительских обязательств (гарантий, залога и т.д.)
3 251-300 Предоставление кредитов клиентам третьего класса связанно для банка с серьезным риском. Таким клиентам в большинстве случаев банки кредитов не выдают, а если выдают, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размер уставного фонда. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне

В нашем случае, ОАО «Ульяновскхлебпром» относится ко 2 классу кредитоспособности, которому характерно наличие соответствующих обеспечительских обязательств, таких как гарантии и залог, при взятии кредита.

На 2 этапе определения кредитоспособности произведем комплексную оценку финансового состояния и хозяйственной деятельности предприятия.

Метод комплексной оценки состоит в использовании системы показателей с целью выявления количественных и качественных отличий от базы сравнения или по отношению друг к другу.

Комплексная оценка используется в сравнительном анализе для определения рейтинга исследуемых хозяйствующих субъектов, то есть для сравнения и выбора наилучшего из них.

Преимущества комплексной оценки – возможность анализировать и сравнивать результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий разных организационных-правовых форм и форм собственности, принадлежащих к разным отраслям и сферам деятельности.

Методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки предприятий включает в следующие этапы:

· сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период времени;

· выбор и обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки деятельности предприятий;

· расчет итогового показателя рейтинговой оценки;

· классификация (ранжирование) предприятий по рейтингу.

Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности может осуществляться на основе использования матричных методов, которые предлагают специальные правила и приемы для обобщения системы показателей и получения единого интегрального показателя.

При комплексной оценке финансово - хозяйственной деятельности будет использовать 4 предприятия:

· ОАО «Ульяновскхлебпром» - № 1;

· ОАО «ВолгаТелеком» - № 2

· ОАО «Заготовитель» - №3

· ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер»- № 4

Рассмотрим алгоритм применения матричных методов на примере метода сумм, балльной оценки, метода расстояний.

1. Метод сумм

· суммируются все значения показателей по каждому предприятию.

Для получения комплексной оценки показателей используется формула:

(38)

 

где комплексная оценка показателей по каждому () предприятию;

значение показателей ();

количество показателей;

порядковый номер предприятия.

Ранжируя показатели комплексной оценки в порядке возрастания (убывания), устанавливают рейтинг предприятия. Чем выше показатель комплексной оценки, тем выше рейтинг предприятия.

К недостаткам метода следует отнести определенные ограничения в выборе показателей, так как не исключается возможность высокой оценки результатов по комплексному показателю при значительном отставании по какому-либо частному показателю. Это происходит, когда низкие результаты отдельных частных показателей покрываются высокими результатами других частных показателей. С целью получения объективной оценки необходимо исключить те показатели, которые в наибольшей степени могут влиять на конечный результат.

Результаты, основанные на расчете комплексной оценки по методу сумм, приведены в Таблице 23[31].

Как видно из Таблицы 23, Предприятие № 4 имеет более высокие показатели, характеризующие уровень общей финансовой устойчивости и текущей платежеспособности.

Результаты комплексной оценки показали, что лучшим (по сумме всех коэффициентов) среди сравниваемых предприятий является ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер», на 2 месте-ОАО «ВолгаТелеком», на 3 – ОАО «Ульяновскхлебпром», а на последнем ОАО «Заготовитель».

2. Метод баллов

· суммируются баллы по каждому предприятию.

Для получения комплексной оценки показателей используется формула:

(39)

где комплексная оценка показателей по каждому () предприятию;

значение показателей ();

количество показателей;

порядковый номер предприятия.

Чем ниже показатель комплексной оценки, тем выше рейтинг предприятия.

В нашем примере каждый показатель оценивается по четырехбалльной шкале, что соответствует количеству анализируемых предприятий. Минимальный балл имеет показатель с наилучшим результатом.

Для получения комплексной оценки результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий, отраженные в Таблице 23, вносят в Таблицу 23.1[32] в виде баллов.

Результат комплексной оценки, полученный в Таблице 23.1, показывает, что Предприятие № 2 ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» имеет наименьшую сумму баллов, то есть наивысший рейтинг (1 место) в сравнении с другими предприятиями.

3. Метод расстояний

· определяется расстояние от точки эталона да конкретных значений показателей оцениваемых объектов.

В этом методе показатель комплексной оценки учитывает не только абсолютные значения сравниваемых частных показателей, но и их близость к наилучшим значениям.

Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

(40)

где координаты точек матрицы - стандартизованные показатели предприятия, которые определяются путем соотношения фактических значений каждого показателя с эталонным по формуле:

(41)

где эталонное значение показателя.

Рейтинговая оценка предприятий по методу расстояний может осуществляться по такой последовательности:

1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности представляются в виде исходной матрицы, в которой выделяются эталонные (наилучшие) значения показателей (Таблица 23.2);

2. Составляется матрица со стандартизованными коэффициентами, рассчитанными делением каждого фактического показателя на максимальный (эталонный) коэффициент (Таблица 23.3). Эталонные значения показателей равны единице;

3. Составляется новая матрица, где для каждого предприятия рассчитывается расстояние от коэффициента до точки эталона (Таблица 23.4). Полученные значения суммируются по каждому предприятию;

4. Предприятия ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением оценки.

Рассмотрим пример матричного способа для определения рейтинга анализируемых предприятий.

Для получения эталонных показателей используется данные Таблицы 23. В Таблице 23.2 отметим максимальные значения каждого частного показателя.

Таблица 23.2

Матрица исходных данных

№ п/п

Показатели

№ предприятия

1 2 3 4
1 Коэффициент автономии 2,12 0,65 0,02 0,68
2 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,05 1,37 0,0002 0,17
3 Коэффициент быстрой ликвидности 0,05 1,61 0,06 1,85
4 Коэффициент текущей ликвидности 1,79 0,44 0,3 2,07
5 Коэффициент маневренности 0,36 -0,35 -36 -0,023
6 Рентабельности продукции 0,14 0,202 0,03 0,14
7 Рентабельность капитала 0,41 0,1714 0,54 0,12

Для нашего примера предприятие - эталон имеет следующие значения показателей: 2,12, 1,37, 1,85, 2,07, 0,36, 0,202, 0,54.

Составим новую матрицу стандартизованных коэффициентов путем деления значения фактических показателей на эталон[33].

Определим расстояние от показателя - эталона до конкретных значений показателей оцениваемых объектов, а также сумму расстояний, по каждому предприятию для получения рейтинговой оценки. Результаты расчетов сведем в Таблицу 23.4[34]

Как показали результаты расчетов, наименьшее расстояние до точки – эталона имеет Предприятие № 4, ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер», у которого наивысший рейтинг, на втором месте – ОАО «ВолгаТелеком», на третьем ОАО «Ульяновскхлебпром», на последнем – ОАО «Заготовитель».

Таким образом, использование матричных методов дает возможность получить рейтинговую оценку объектов на основе сравнения различных сторон деятельности с помощью системы показателей. Изложенный метод может применяться для сравнения предприятий на дату составления баланса или в динамике. Данные анализа могут быть расширены за счет включения дополнительных показателей или объектов исследования.

В результате анализа, приведенного выше, мы определили класс кредитоспособности и рейтинг нашего предприятия. Теперь же рассмотрим ситуацию, когда анализируемое предприятие ОАО «Ульяновскхлебпром» прибегнет к использованию заемных источников для финансирования своей деятельности.

Вполне очевидно, что сегодня невозможно представить успешное, динамично развивающееся предприятие без наличия современных технологий, оборудования, техники.

И, конечно, каждая компания, приобретая оборудование или технику, сталкивалась с выбором:

· купить оборудование за счет собственных средств, которых, как всегда, не хватает для бизнеса;

· привлечь кредитные средства;

· приобрести оборудование в лизинг.

Составляющей успеха является правильно выбранная схема приобретения основных фондов: как получить современные средства производства при минимальных издержках да еще снизить налоговые платежи.

В условиях конкурентной борьбы лизинг дает существенные налоговые преимущества, а, значит, снижение издержек организации и ее конкурентов.

Базовая стоимость оборудования, которое будет браться в кредит и в лизинг, рассчитывается исходя из коэффициента годности основных средств, выраженного в Таблице 6[35]:

· , то сумма лизинга и кредита будет составлять 20% от величины основных средств;

· , то сумма лизинга и кредита будет составлять 30% от величины основных средств;

· , то сумма лизинга и кредита будет составлять 50% от величины основных средств;

· , то сумма лизинга и кредита будет составлять 70% от величины основных средств;

В нашем случае, и сумма будет равна 20% от величины основных средств – 2,5 млн. рублей.

Исходные данные для сравнительного анализа отразим в Таблице 24[36].

Произведем расчет лизинговых платежей по договору финансового лизинга, предоставляющему лизингополучателю право выкупа имущества - предмета договора по остаточной стоимости по истечении срока договора.

Лизингополучатель имеет право выкупить имущество по истечении срока договора по остаточной стоимости.

 

Таблица 24.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...