Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Латинская Америка. Африка




Латинская Америка


Формирование транспортной сети региона проходило под решающим воздействием разви­тия экспортных отраслей добывающей промыш­ленности и сельского хозяйства. Специализация и структура хозяйства обусловили высокую кон­центрацию деловой активности в немногих экономически развитых районах и центрах. Отсюда — раннее развитие железнодорожной сети при огромных территориальных диспро­порциях транспортного освоения в Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили. Яркая особенность сети железных дорог — ее разноколейность: из 90 тыс. км в Южной Америке половина прихо­дится на метровую колею, более 1/4 — на широ­кую (1, 7 м), 10% — на стандартную (1, 4 м). В Аргентине имеются пять типов колеи, в Бра­зилии — четыре. Различия в колее затрудняют и удорожают перевозки, препятствуют развитию межрайонных экономических связей; высокий


процент узкой колеи снижает пропускную сп собность железных дорог. Густота перевозок зн чительно ниже, чем в странах Западной Европ Электрифицировано всего лишь 4, 6 тыс. км, ' составляет 3, 7% сети, тогда как в Африке — 13 сети.

Автодорожная сеть состоит в основном грунтовых дорог, в значительной степени, пр да, профилированных; на дороги с твердым крытием приходится около 1/3 сети, что ни чем в странах Азии (около 55%), но значитель выше, чем в Африке (20%). В то же время ст ятся и кое-где уже построены автомагистра с усовершенствованным покрытием. Развит крупных портов (например, крупнейший в ми рудный порт Тубаран в Бразилии) связано. | экспортным направлением хозяйства, этим обусловлено строительство и трубопроводу в первую очередь в Венесуэле.


Транспорт: компонент географического разделения труда и фактор интеграции  163

Азия (без стран СНГ)


Чрезвычайное разнообразие хозяйственных типов, мозаичность экономических укладов на­ложили отпечаток и на формирование транс­портной системы. Огромная по протяженности железнодорожная сеть (около 210 тыс. км) дале­ко не однородна по колее: на узкую и метровую колеи приходится без малого около 1/3 сети, 15% — на так называемую «капскую» колею (1, 065 м), 20% — на широкую колею. Примерно половина сети железных дорог Индии и Пакис­тана, вся сеть Мьянмы, Таиланда, Камбоджи, Малайзии, Индонезии и Филиппин имеют сред­нюю (метровую и «капскую») или узкую колею. Даже в странах с густой сетью технический уро­вень железных дорог остается низким (Индия). Электрифицировано примерно 10% сети.

В автодорожной сети относительно велика доля дорог с твердым покрытием, но они значи­тельно уступают дорогам западных стран по ка­честву покрытия, ширине проезжей части, тех­ническому уровню искусственных сооружений. Многополосных усовершенствованных автома­гистралей почти нет.

Особо выделяется транспортная система од­ной из самых высокоразвитых стран — Японии,


сохраняющая, однако, еще черты системы пере­ходного типа (например, узкая железнодорож­ная колея). В этой стране очень незначительно развит трубопроводный и внутренний водный транспорт, до последнего времени отставал воз­душный транспорт. Особенность внутренней транспортной системы Японии — высокая роль морского каботажа в грузовых перевозках. В пассажирских перевозках из всех промыш-ленно развитых стран Япония выделяется высо­кой долей железных дорог — 47%, тогда как на междугородные перевозки легковыми автомоби­лями приходится всего 36%, несмотря на то что по парку легковых автомобилей Япония делит с Германией 2—3-е места в мире. Особенность сети — создание скоростной межрайонной же­лезнодорожной линии нормальной колеи «Син-кансэн».

Среди промышленно развитых стран мира Япония выделяется торговым флотом и числом крупных морских портов. Из 35 мировых пор­тов с грузооборотом более 50 млн т (1997) в Японии — 11, из них крупнейшие — Тиба и Ко­бе (в США - 7).


Африка


Ядрами развития и освоения территории явля­ются города и целые урбанизированные зоны, опирающиеся на специфическую транспортную сеть, для которой характерно сочетание разных путей сообщения, разнообразия состава и даль­ности перевозок, формирование прибрежных и глубинных моно- и полифункциональных узлов. В хозяйственном развитии континента ведущую роль играли прибрежные районы, морские порты и прилегающие к ним зоны, откуда по так назы­ваемым «линиям проникновения» передавались определенные экономические импульсы.

Африканский континент отличается тем, что фактор внутриконтинентальности в его транс­портном опосредовании играет здесь особую роль, что вызвано особенностями политической «нарез­ки» территории — из 30 имеющихся в мире «вну-триконтинентальных» стран половина находится в Африке. Глубинные промышленные зоны — Ша­ба в Заире, Медный пояс в Замбии, Витва-терс-ранд в ЮАР, Восточно-Африканское при­озерье (включая и район Найроби) — удалены от


побережья на расстояние от 600 до 1, 5 тыс. км. Все это определило уникальность транспортной ситуации континента, где дальность перевозок по основным магистралям в 1, 5—2 раза выше, чем в других регионах развивающихся стран, особую за­висимость формирования территориальной струк­туры хозяйства от уровня развития и размещения транспортной инфраструктуры.

Сохранение резких региональных диспропор­ций хозяйства как бы закрепляется неадекватно­стью (в частности, разноколейностью) и инерци­онностью уже сложившихся сетей. Сохраняется слабость транспортных связей между странами, «заморская» ориентированность их хозяйства и транспортно-коммуникационных систем. На вну-триконтинентальные связи приходится лишь 5% внешнеторгового оборота стран Африки.

Хинтерланды африканских морских портов простираются на большие расстояния и выходят за рамки политических границ. На ряде направ­лений, связывающих порты с глубинными про­мышленными сгустками, формируются транс-



Компоненты и факторы географического разделения труда


 


портные полимагистрали: Момбаса — Найроби — Кампала — Касесе; Дар-эс-Салам — централь­ные районы Замбии; Дурбан — Йоханнесбург; Александрия — Каир — Асуан и некоторые дру-


гие— с участием в большинстве случаев не< ] ных трубопроводов. Отмечается рост^оли ав мобильного транспорта в грузовых перевозк которая приближается уже к 30%.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...