Методика и тактика прокурорской проверки соблюдения прав и свобод человека
И ГРАЖДАНИНА
Содержание проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина определяется установленными главой2Конститу-ции Российской Федерации, федеральными и региональными за-конами правами и свободами, а также компетенцией прокурату-ры и пределами надзора. Глава 2 Конституции России конкретизирует положения ст. 2
о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценно-стью. Перечень прав и свобод человека и гражданина, закреплен-ный в главе 2 Конституции Российской Федерации, соответствует общепризнанному в международном праве перечню прав и сво-бод. Конституция Российской Федерации закрепляет основы пра-вового статуса человека и гражданина, включающие граждан-ство, конституционные принципы правового положения лично-сти, основные права, свободы человека и гражданина (граждан-ские, политические, экономические, социальные, культурные), их гарантии, обязанности личности в Российской Федерации.
В научной литературе можно встретить различные классифи-кации прав и свобод личности.
Одни исследователи делят конституционные права и свободы на четыре группы:
элементарные — право на жизнь, свободу и неприкосновен-ность, равенство перед законом, защиту от произвольного вмеша-тельства в личную и семейную жизнь и от посягательств на честь и репутацию, неприкосновенность жилища, тайна переписки; гражданские — право личности на признание ее правосубъ-ектности, на свободу передвижения и выбора места жительства, на убежище, на гражданство, владение имуществом;
политические — свобода мысли, совести, религии, убеждений и их выражения, мирных собраний и ассоциаций, право прини-мать участие в управлении своей страной;
экономические, социальные и культурные — право на труд и свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, на объ-
единение в профессиональные союзы, на отдых и досуг, на опре-деленный жизненный уровень, на образование1.
Теоретики российского конституционного права различают три основные группы прав и свобод человека и гражданина. К первой группе относятся личные права и свободы: право на жизнь, право на охрану достоинства личности государством, пра-во на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкос-новенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жи-лища и др. Соблюдение личных прав граждан имеет важное зна-чение для утверждения цивилизованных условий существования гражданского общества, обеспечения гарантий государственно-правовой защищенности личности.
Вторую группу образуют политические права и свободы граждан: право на свободу мысли и слова, свобода совести, право на объединение, включая право создавать профессиональные со-юзы для защиты своих интересов, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия
и пикетирование, право участвовать в управлении делами госу-дарства как непосредственно, так и через своих представителей, избирательные права и др. С помощью этой группы прав обеспе-чивается участие в политической жизни общества, влияние граж-дан на формирование важнейших государственно-правовых ин-ститутов страны.
Третью группу составляют экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономи-ческой деятельности, право частной собственности, включая пра-во частной собственности на землю, право свободно распоря-жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельно-сти и профессию, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь. С помощью данных прав и свобод обеспечивается социальная защищенность челове-ка, достигается цель экономического самовыражения граждан, их активного включения в процесс общественного производства2.
Существуют и иные классификации прав и свобод личности. Единое мнение относительно предпочтения какой-либо класси-фикации пока не сформировалось.
1 Горобец В. Д. Роль Государственной Думы в процессе совершенствования российского законодательства в области защиты прав и свобод человека // Сб. материалов межвузовской конференции. М., 2000. С. 27—28.
2 Чиркин В. Е. Конституционное право России: учебник. М., 2003. С. 140. Однако при рассмотрении особенностей проведения проку-рорской проверки соблюдения прав и свобод человека и гражда-нина представляется необходимым исходить из того, что предмет надзора, определяемый ст. 26 Федерального закона «О прокура-туре Российской Федерации», охватывает только соблюдение и только тех прав и свобод человека и гражданина, которые не от-носятся к предмету других видов деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов1.
Общепризнано, что надзор за соблюдением прав и свобод че-ловека и гражданина является самостоятельным направлением деятельности прокуратуры, а также входит в сферу надзора за исполнением законов и за соответствием закону издаваемых ими правовых актов; в сферу надзора за исполнением законов органа-ми, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, до-знание и предварительное следствие; надзора за исполнением законов судебными приставами; надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, исполня-ющих наказание и применяющих назначаемые судом меры при-нудительного характера; в ходе осуществления уголовного пре-следования; участия в рассмотрении дел судами; координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступ-ностью; при участии в правотворческой деятельности; осуществ-лении международного сотрудничества, рассмотрении и разре-шении обращений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|