Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения проверки




 

Тактика проведения проверок соблюдения прав и свобод че-ловека и гражданина определяются полномочиями прокурора, установленными ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Прокурор вправе рассматривать и про-верять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; использует полномочия, преду-смотренные ст. 22 указанного Закона, в том числе:

 

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входит на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона, имеет доступ к их документам и материалам;

требует от руководителей и других должностных лиц указан-ных органов представления необходимых документов, материа-лов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по по-ступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,


 


ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

 

вызывает должностных лиц и граждан для объяснений по по-воду нарушений законов.

Выбор конкретных действий при проведении проверки осу-ществляется в рамках предоставленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий и опреде-ляется следующими аспектами.

 

Во-первых, применяется более эффективное в конкретном случае действие. Например, цифровые показатели правильнее изучать путем истребования и анализа документов. Это может быть сравнение сведений различных источников информации, например реестров и договоров.

 

Факт совершения или не совершения определенных действий тоже должен быть подтвержден письменным документом.

В некоторых случаях зафиксировать факт правонарушения целесообразно, взяв объяснения у должностных лиц и граждан.

В этом случае имеется возможность письменного признания факта правонарушения и виновности должностного лица или гражданина. При этом оформляет объяснения прокурорский ра-ботник, а дающее объяснения лицо удостоверяет правильность записи с его слов и отсутствие замечаний к содержанию пись-менных объяснений.

 

Во-вторых, важнейшим аспектом, определяющим проведение тех или иных действий, является необходимость учитывать пер-спективу использования в дальнейшем материалов проверки, возможные формы реализации материалов проверки. В случае если проверкой выявлен факт совершения правонарушения, то по результатам проверки будет вынесено и направлено в орган или лицу, полномочному рассматривать дела о подобных админи-стративных правонарушениях, соответствующее постановление прокурора. Поэтому необходимо обеспечить полноту материалов, причем материалы проверки должны содержать распорядитель-ный документ о проведении проверки и поручении проверки конкретным должностным лицам, протокол и акт проверки (обя-зательно подписанные прокурором, привлеченным специалистом органов контроля, если специалист привлекался, а также руково-дителем проверяемого лица или органа), письменные объяснения виновного лица (руководителя юридического лица), фотографии, документы, являющиеся доказательством факта правонарушения, и другие документы. Важно помнить, что проверочные действия направлены не только на выявление факта правонарушения, но и на его фиксацию и собирание доказательственной базы.


 


Выбор средств прокурорского реагирования

На выявленные нарушения

 

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О прокура-туре Российской Федерации» прокурор разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупре-ждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О прокура-туре Российской Федерации» при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет ха-рактер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному пресле-дованию в соответствии с законом, выносит мотивированное по-становление о направлении соответствующих материалов в след-ственный орган или орган дознания для решения вопроса об уго-ловном преследовании по фактам выявленных нарушений уго-ловного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

 

В тех случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном право-нарушении или незамедлительно передает сообщение о правона-рушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые вправе рассматривать дела об административных право-нарушениях (ч. 3 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

 

При нарушении прав и свобод человека и гражданина, защи-щаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда по-страдавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причи-нам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы зна-чительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нару-шение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадав-ших (ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

 

Прокурор (его заместитель) приносит протест на правовой акт, нарушающий права человека и гражданина, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодатель-ством; вносит представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение (ст. 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...