Методика и тактика прокурорской проверки исполнения законов о противодействии коррупции
Одним из особо опасных социально негативных явлений, представляющих угрозу институтам государства и стабильности общественной жизни, является коррупция. Борьбе с коррупцией придается важнейшее значение во всех странах. Российская Федерация также прилагает серьезные усилия в борьбе с коррупцией. Так, 31 июля 2008 г. Президент Российской Федерации впервые утвердил Национальный план противодей-ствия коррупции; приняты федеральные законы: «О противодей-ствии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, «Об антикор-рупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ; ука-зами Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г.
№ 460, от 13 марта 2012 г. № 297 и от 11 апреля 2014 г. № 226 утверждены Национальная стратегия противодействия корруп-ции, Национальные планы противодействия коррупции на 2010— 2011 годы, на 2012—2013 годы и на 2014—2015 годы. Важнейшей задачей органов прокуратуры является своевре-менное предупреждение коррупционных правонарушений, выяв-ление и устранение их причин и условий. О важности надзора за исполнением законов о противодействии коррупции свидетель-ствует и то, что он традиционно возлагается непосредственно на прокурора субъекта, города, района.
В составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации создано самостоятельное структурное подразделение — Управ-ление по надзору за исполнением законодательства о противо-действии коррупции, в прокуратурах субъектов — соответству-ющие отделы, назначены старшие помощники и помощники про-куроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур.
Назначение на должность, увольнение, а также привлечение к дисциплинарной ответственности работников подразделений по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции осуществляется в соответствии с порядком, установ-ленным законодательством Российской Федерации, Положением
об управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, утвержденным Генеральным про-курором Российской Федерации 3 сентября 2007 г., а также Ин-струкцией о порядке формирования подразделений по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и привлечения их работников к дисциплинарной ответственности, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 154.
Органами прокуратуры в 2013 году выявлено свыше 350 тыс. нарушений законов (в аналогичном периоде прошлого года — 349 тыс.), по результатам рассмотрения актов прокурорского реа-гирования к дисциплинарной и административной ответственно-сти привлечено почти 80 тыс. виновных лиц. В следственные ор-ганы направлено более 5 тыс. материалов, по которым возбужде-но 4,5 тыс. уголовных дел.
При проведении антикоррупционной экспертизы в 2013 году проверено более 830 тыс. нормативных актов. В целях исключе-ния из них коррупциогенных факторов прокурорами принесено 34 тыс. протестов. Повышенное внимание органами прокуратуры уделяется ис-пользованию государственного и муниципального имущества, земельным правоотношениям, соблюдению чиновниками уста-новленных ограничений.
Важными являются прокурорские проверки в сфере государ-ственных закупок. При этом прокуроры должны не только осу-ществлять мониторинг конкурсной документации, размещаемой
в открытых источниках, но и проводить проверки фактического исполнения работ. Прокуроры должны пресекать размещение заказов на бесконкурсной основе, а также незаконное проведение конкурсов, нарушающее конкурентные механизмы и права участников торгов.
Кроме того, актуальными направлениями противодействия коррупции согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполне-нием законодательства о противодействии коррупции» от 29 ав-густа 2014 г. № 454 являются:
надзор за законностью правовых актов органов государствен-ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, включая акты, устанавливающие запреты и ограничения в сфере предпринимательской деятельности, реали-зации прав и свобод граждан;
надзор за исполнением законов в деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государствен-
ных служащих Российской Федерации и урегулированию кон-фликта интересов, а также работе подразделений кадровых служб территориальных подразделений федеральных органов исполни-тельной власти, органов государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации и иных государственных органов по профи-лактике коррупционных и других правонарушений.
В последние годы органами прокуратуры накоплена объемная прокурорская практика в этом направлении надзора, в различных регионах апробированы методы и приемы выявления коррупци-онных правонарушений в государственных органах. Проверки исполнения законов о противодействии коррупции проводятся только в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
Для того чтобы получить данные о коррупционных проявле-ниях прокуроры обязаны наладить и поддерживать деловое взаи-модействие с общественными организациями, средствами массо-вой информации, субъектами предпринимательской деятельно-сти. С этой целью прокурорам рекомендовано проведение «горя-чих телефонных линий», встреч с представителями бизнеса и т. д.
Проверки исполнения законов о противодействии коррупции условно можно разделить на плановые (текущие); проводимые в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление, жалоба или иное обращение граждан и организаций) о нарушени-ях закона; проводимые по заданию вышестоящего прокурора (ор-гана прокуратуры).
Любая проверка должна быть тщательно спланирована. Как уже говорилось, прокурорская проверка складывается из не-скольких этапов: подготовка проверки, осуществление проверки, подготовка и внесение мер прокурорского реагирования (либо подготовка справки, докладной записки по ее результатам), кон-троль устранения нарушений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|