Подготовка к проведению проверки
На стадии подготовки к проверке решаются следующие вопросы: 1) определение целей и задач проверки; 2) определение правовой базы, регулирующей права и свобо-ды человека и гражданина: Конституция Российской Федерации, федеральные и региональные законы, нормативные акты органов местного самоуправления и иные нормативные правовые акты применительно к целям и задачам конкретной проверки. Основ-ные общие положения о компетенции и полномочиях федераль-ных органов исполнительной власти закреплены в ст. 112 Кон-ституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря
1 Бессарабов В. Г., Кашаев К. А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М., 2007. 464 с. 1997 г. № 2 -ФКЗ, Указе Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314, которые конкретизируются по-становлениями Правительства Российской Федерации, например: «О Министерстве финансов Российской Федерации» от 30 июня 2004 г. № 329, «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благопо-лучия человека» от 30 июня 2004 г. № 322 и др.
Компетенция и полномочия региональных органов государ-ственной власти установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, а также специальным законодательством в определенной сфере право-отношений.
Положения законов детализированы в подзаконных актах. За-щита прав и свобод человека и гражданина находится в совмест-ном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Фе-дерации, поэтому целесообразно изучить комплекс федеральных и региональных правовых актов в определенной сфере.
На основании норм Федерального закона «Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в ходе проверки подлежат изучению правовые акты органов местного самоуправления.
Следует также изучить приказы, указания Генеральной проку-ратуры Российской Федерации, устанавливающие требования к организации надзора и проведению проверок соблюдения прав и свобод человека и гражданина1;
3) установление уполномоченных органов власти, местного самоуправления, государственных органов и контролирующих органов, являющихся объектами контроля, их компетенций и полномочий; 4) определение круга иных лиц, деятельность которых подле-жит оценке, субъектов осуществления общественного контроля
1 Приказы Генерального прокурора Российской Федерации «Об организа-ции прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и сво-бод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. № 195; «О разграничении ком-петенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» от 7 мая 2008 г. № 84; указание Генерального прокурора Россий-ской Федерации «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требова-ний уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей» от 9 ноября 2011 г.
№ 392/49 и др. за обеспечением прав человека в местах принудительного содер-жания и содействия лицам, находящимся в местах принудитель-ного содержания, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций;
5) выработка скоординированных действий с государствен-ными органами контроля при организации совместной проверки, привлечение к проверке специалистов.
В соответствии с требованием Федерального закона «Об обес-печении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ органы власти, органы местного самоуправления имеют официальные сайты в сети «Интернет». В связи с этим важно ознакомиться с размещенной на сайте информацией еще до начала проверки на месте (до истребования документов в этом органе): правовыми актами, регламентирующими деятельность и изданными этим органом, сведениями о конкурсах и иной ин-формацией.
После этого решается вопрос о том, какие документы необхо-димо истребовать в объекте проверки и изучить.
Выбор объектов проверки зависит от целей проверки и от того,какие органы власти, контролирующие органы, иные лица (пред-приятия, учреждения, субъекты предпринимательской деятельно-сти) осуществляют деятельность на поднадзорной территории.
Каждый из органов контроля наделен компетенцией и полно-мочиями, которые надлежит учитывать при проведении прове-рок. Знание прокурором того, в каких органах власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях он смо-жет получить определенную информацию, способствует осу-ществлению результативной проверки. Характер и объем инфор-мации определяется компетенцией органа, которая установлена федеральными законами, подзаконными актами и положениями об этих органах.
Выбираются объекты проверки в соответствии со ст.ст. 6, 10, ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Фе-дерации» на основании изучения обращений о нарушениях, ре-зультатов анализа материалов проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, дел об административных правонарушениях, сообщений СМИ, статистических сведений.
Перечень поднадзорных прокуратуре объектов закреплен в ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федера-ции». Выбор объектов внеплановой проверки определяется со-держанием информации о нарушении или угрозе нарушения прав и свобод личности, поступившей в прокуратуру.
Вопросы, подлежащие выяснению При проведении проверки
1. В органах государственной власти, органах местного само-управления и государственных органах необходимо установить: полноту исполнения возложенных законодательством на этот орган обязанностей в той или иной сфере реализации гарантиро-ванных Конституцией Российской Федерации и законодатель-ством прав и свобод каждого, не противоречащих закону;
соблюдаются ли права и свободы личности объектом провер-ки; какими сведениями о нарушениях прав и свобод человека и гражданина располагает объект проверки, какие меры приняты по фактам нарушений, какова их полнота и результативность; какие федеральные программы и программы субъекта Россий-ской Федерации в области прав и свобод человека и гражданина приняты, в каком объеме они фактически реализуются в регионе, каковы объемы финансирования этих программ из федерального бюджета и из бюджета субъекта Российской Федерации, осу-ществляется ли контроль за расходованием бюджетных средств и эффективностью программ.
В ходе проверок в органах местного самоуправления прокурор выясняет аналогичные вопросы для установления полноты реали-зации определенных Федеральным законом «Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции», специальными федеральными законами и подзаконными правовыми актами полномочий этих органов.
Проверке подлежит также законность действий государствен-ных (муниципальных) учреждений и предприятий, соблюдение ими требований законодательства, в том числе при исполнении обязательств и оказании услуг населению. 2. Правовое регулирование контрольной (надзорной) деятель-ности в определенной сфере правоотношений, определение упол-номоченных органов и содержания государственного контроля осуществляется специальным законодательством. Контролирую-щие органы в силу своего статуса обязаны выполнять основную работу по обеспечению повсеместного постоянного соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время кон-тролирующие органы не всегда надлежащим образом реализуют законные полномочия и содействуют соблюдению прав и свобод личности.
При проведении проверок в органах контроля необходимо установить: полноту исполнения ими обязанностей по выявлению и пресе-чению нарушений, привлечению виновных к установленной за- коном ответственности, возмещению причиненного вреда и пре-дупреждению подобных нарушений впредь; изданы ли приказы, положения, инструкции, регламенты осу-ществления контрольной деятельности органа;
обладает ли контролирующий орган полной информацией о соблюдении прав и свобод личности, всегда ли выявляется и при-влекается к ответственности виновное лицо, имели ли место фак-ты освобождения от ответственности виновных лиц в связи с ма-лозначительностью содеянного или незаконного прекращения административных производств; устанавливается ли размер ма-териального ущерба и каковы результаты мер по его возмеще-нию, законны ли постановления о привлечении к ответственно-сти, осуществляется ли контроль исполнения актов уполномо-ченных органов о привлечении к ответственности, передаются ли в правоохранительные органы материалы о преступлениях;
как часто проводятся внеплановые проверки, что является для этого основанием, законность приказов о проведении внеплано-вых проверок и актов о результатах проверок, эффективность контрольных проверок исполнения законодательства, проводятся ли повторные проверки и по каким основаниям, какова их ре-зультативность;
направляются ли материалы о нарушениях, содержащих при-знаки преступлений, в правоохранительные органы.
3. В коммерческих и некоммерческих организациях устанав-ливается соблюдение прав и свобод человека и гражданина орга-нами управления и руководителями организаций. Вопросы, под-лежащие проверке, определяются сферой деятельности и компе-тенцией организации в части реализации прав и свобод каждого. Необходимо отметить значимость соблюдения права на об-ращение в уполномоченные органы и актуальность этого аспектанадзорной деятельности прокуратуры России. Важнейшим кри-терием оценки соблюдения прав и свобод личности выступает работа с обращениями граждан, полнота и своевременность раз-решения обращений и принятия достаточных мер по фактам нарушений в рамках полномочий объекта прокурорской провер-ки. Соблюдение права на обращение, гарантированного ст. 33 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федера-ции» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, является необходимой основой реализации права на защиту иных прав и свобод в формах, уста-новленных Конституцией Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|