Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Число стран с долей сектора услуг в ВВП 50% и более




 

 

 

 

Группы стран

Всего

В том числе с до­лей сектора услуг

от 60 до 70% более 70%
Высоко-и средне­развитые страны Развива­ющиеся страны 2 9 10 18 17 20 19 4 6 4

сятилетия. Естественно при этом, что, чем боль­ше доля услуг в ВВП, тем медленнее становится рост доли, приближающейся к своему пределу. В 90-х годах такое замедление наблюдалось практически во всех странах, где доля услуг пе­решла 70%. Исключение составляли лишь те из них, где рост услуг происходил за счет их экс­порта.

Однако сущность происходящей в мире на­стоящей сервисной революции состоит не в этих, хотя и достаточно быстрых и резких, количест­венных сдвигах. Ее сущность заключена в том, что количественные сдвиги отражают рост принципиально новых явлений в старых отрас­лях и появление новых отраслей услуг, наби­рающих все больший вес в постиндустриальный период. Чтобы разобраться в этом, остановимся на структуре сектора услуг и динамике развития его отраслей.

Среди применяемых принципов классифика­ции услуг наиболее логичным и, пожалуй, наи­более распространенным представляется прин­цип классификации по адресату услуг. В соот­ветствии с ним все услуги делятся на четыре больших группы.

1. Общехозяйственные услуги обслуживают все без исключения слои участников хозяйственной деятельности — физических лиц, домовладения и семьи, *частные и государственные предприя­тия и организации. Отрасли, входящие в эту группу, — вполне традиционные в рыночной


экономике, некоторые из них принимают непо­средственное участие в материальном производ­стве (транспорт, связь, коммунальные услуги) и потому нередко рассматриваются вне сектора услуг.

2. Личные услуги могут быть оказаны только
конкретному человеку. Их оказание в большин­
стве случаев требует личного присутствия потре­
бителя услуги (ночлег, отдых, прическа, ужин
и пр. ), иногда услуга касается принадлежащих
потребителю вещей (химчистка, прачечная, по­
шив и ремонт одежды и обуви и пр. ).

3. Деловые услуги направлены на-повышение
эффективности функционирования всех юриди­
ческих лиц — участников производства и обра­
щения товаров и услуг в условиях рыночной
экономики. Хотя некоторые направления де­
ятельности этой группы отраслей появились
вместе с капиталистическим производством и
рынком (реклама, подбор рабочей силы, охра­
на), о них должны были заботиться сами произ­
водители товаров и услуг. Появление специали­
зированных корпораций и фирм сервиса этих
направлений, не говоря уже об информатике, —
дело последних десятилетий. Это самая молодая
группа услуг.

4. Социальные услуги предназначены для об­
щества в целом и в значительной мере направле­
ны на обеспечение его будущего — здорового,
просвещенного,   нацеленного на инновации,
юридически защищенного. Особенность этой
группы отраслей и в том, что, в отличие от пре­
дыдущих групп, государство практически во
всех странах мира не отдает их полностью на во­
лю частного капитала, а в значительной мере
финансирует, регулирует, определяет направле­
ния развития.

Международная статистика пока не позволя­ет осуществить сопоставление и анализ отрасле­вой структуры и динамики сектора услуг по ши­рокому кругу стран. И хотя, конечно, специфи­ка отдельных стран по столь обширному спектру показателей не может не быть значительной, рассмотрим сектор услуг на примере США, тем более что именно в этой стране он получил наи­более высокое и разностороннее развитие (табл. 11. 16).

Общехозяйственные услуги охватывают око­ло половины всех занятых в секторе услуг США и около двух третей произведенной в нем стой-



Компоненты и факторы географического разделения труда


Таблица 11. 16

Структура и динамика сектора услуг США

 

Гпvn п ы отляг п и

Среднегодовые изменения за

1980-1997 гг., % Доля в

1997 г., %

  в ЭАН   в ВВП1 в ЭАН   в ВВП1
I. Общехозяйственные услуги 1, 4   6, 9 30, 0   46, 8
1. Транспорт 0, 4   5, 6 3, 2   3, 5
В том числе авиатранспорт 4, 9   7, 8 0, 7   0, 9
2. Связь -1, 1   8, 3 1, 1   3, 2
3. Коммунальные услуги -0, 6   7, 6 0, 7   3, 5
4. Оптовая торговля 1, 4   6, 5 5, 2   7, 5
5. Розничная торговля 1, 9   4, 7 11, 1   5, 8
6. Финансы, страхование, операции с недви- 1, 9   8, 3 6, 4   21, 6
жимостью            
7. Ремонт, обслуживание и прокат техники 3, 1   3, 6 1, 6   1, 2
в т. ч. автосервис 3, 4   4, 1 1, 3   0, 9
8. Ремонт зданий и сооружений 3, 5   8, 5 0, 7   0, 5
II. Личные услуги 3, 2   10, 3 10, 3   8, 1
1. Гостиничное дело 2, 2   7, 7 1, 3   0, 9
2. Общественное питание и питейные заведе- 3, 0   13, 1 6, 0   5, 1
ния            
3. Бытовое обслуживание 2, 3   7, 5 1, 0   0, 8
4. Развлечение и отдых 5, 0   7, 0 2, 0   1, 3
III. Деловые услуги 6, 0   7, 3 6, 4   6, 6
1. Реклама и маркетинг 2, 0   3, 6 0, 2   0, 6
2. Экспедиционные и охранно-розыскные ус- 6, 4   6, 4 0, 4   0, 9
луги           ■;
3. Инженерные, управленческие и консульта- 2, 7   6, 5 2, 4   2, 7
ционные услуги            
4. Программное обеспечение и компьютерная 9, 8   10, 1 1, 1   1, 7
обработка информации            
5. Подбор персонала и трудоустройство 11, 0   12, 8 2, 3   0, 7:
IV. Социальные услуги 2, 3   9, 0 20, 3   10, 7
1. Здравоохранение 2, 7   9, 8 9, 0   7, 3     ;
2. Образование и университетская наука 1, 4   8, 5 7, 6   0, 9
3. Культура -1, 0   2, 9 0, 1   0, 1
4. Дошкольное воспитание и социальное 4, 3   3, 7 2, 6   0, 7:
призрение            
5. Юридические услуги 3, 1   10, 0 1, 0   1, 7:
Всего сектор услуг (итого по перечисленным 2, 3   7, 6 67, 0   72, 2 1
отраслям)            
Вся занятость и ВВП 1, 5   6, 9 100, 0   100, 0
ЭАН — экономически активное население;

ВВП — валовой внутренний

продукт.  

 

1 Рассчитано в текущих ценах.            

Сфера услуг: главное направление постиндустриальных сдвигов



 


мости, причем доля группы в ВВП за последние 20 лет практически не изменилась.

По сравнению даже с другими высокоразви­тыми странами доля этой группы отраслей в ВВП США существенно выше — прежде всего за счет гипертрофированного развития финан­сов — фондовых бирж, банков, инвестицион­ных, страховых, ипотечных компаний. Это тра­диционная для США гипертрофия, сложившая­ся уже к концу XIX в., когда доллар начал завоевывать мир. Современные темпы развития финансовой отрасли выше среднего значения для общехозяйственных услуг и сектора услуг в целом. В связи с этим доля финансового сектора в ВВП за последние два десятилетия XX в. су­щественно выросла — с 17 до 22%, значительно обогнав долю всей обрабатывающей промыш­ленности. Разумеется, финансовые услуги явля­ются и самыми «производительными»: связанная с этим сектором высокая доля дохода приходится всего лишь на 7% экономически активного на­селения (причем доля занятых в финансовом секторе медленно, но неуклонно сокращается в связи с внедрением автоматических информаци­онных и контрольных систем). Надо при этом учесть, что финансовая империя США прости­рается далеко за пределы самой страны.

Опережающие темпы развития характерны также и для услуг связи. Техническая революция в средствах связи стала одной из важнейших ос­нов процесса глобализации. Беспроводная мгно­венная связь через спутники позволяет получать информацию и вести управление всемирными хозяйственными системами в режиме реального времени. Отсюда — высокие темпы развития те­лекоммуникаций, сотовой связи, мобильных те-лефонов'при значительном сокращении числа занятых в отрасли. В еще большей мере это ка­сается и таких высокоразвитых стран, как Фран­ция, Германия, Великобритания, где, как и в США, проводная связь успешно конкурирует со спутниковой благодаря внедрению оптико­волоконных кабелей.

В ритме всего сектора услуг, то есть несколь­ко опережая материальное производство, разви­ваются коммунальные услуги, — электроэнерге-


тика, газо-, тепло- и водоснабжение2, канали­зация, уборка мусора. Хотя важнейшей из подотраслей, напрямую связанной с уровнем развития страны, является первая, в наше время быстрее всего растет последняя — прямо про­порционально объему отходов фасовки и упа­ковки товаров, потребления фруктов и овощей и т. п. Для любого города США, не говоря уже о крупнейших, забастовка мусорщиков — самое тяжелое испытание.

Из других отраслей группы надо упомянуть ремонт зданий и сооружений. Это самая неболь­шая по объему, но самая быстро развивавшаяся в последние десятилетия отрасль во всей систе­ме общехозяйственных услуг США. Особен­ность США в том, что большинство населения работает в небоскребах, а жить предпочитает в собственных коттеджах. «Небоскребно-коттедж-ный бум» послевоенных десятилетий теперь вы­ливается в императивную необходимость затрат на поддержание в порядке тех и других видов зданий. Среднеэтажные здания (до 20—30 эта­жей) часто предпочитают просто сносить для ос­вобождения дорогостоящей земельной площади.

В противоположность отрасли по ремонту зданий доля ВВП, приходящаяся на ремонт, об­служивание и прокат техники, в США заметно сокращается. Это касается даже самой крупной, наиболее распространенной подотрасли — авто­сервиса. Трудозатраты на ремонт стали превос­ходить таковые на изготовление новых машин на современных автоматизированных предприя­тиях, поэтому сами конструкции американских машин стали рассчитывать на максимально воз­можную безремонтную амортизацию и последую­щий выброс. В США — самые многочисленные гигантские кладбища автомобилей, холодиль­ников, стиральных машин и уже даже компью­теров.

Наиболее крупице после финансов традици­онные отрасли общехозяйственных услуг (и в США и практически во всех развитых странах) — торговля и транспорт. Но они существенно со­кращают свою долю в ВВП. Особенно заметно это в самой древней отрасли услуг — розничной торговле. Мало того, что снижается ее доля в


 


1 Впрочем, в США, где еще на предшествующем этапе развития технических систем очень высокого уровня достигла проводная телефонная сеть, мобиль­ные телефоны получили сравнительно умеренное рас­пространение.


2 Следует напомнить что в отличие от США в большинстве стран мира электроэнергетику, газовое и водное хозяйство рассматривают с точки зрения про­изводства, а не потребления, то есть в составе про­мышленных отраслей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...