Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Австралия





«Переходные» черты транспортной системы континента связаны с политической и экономи­ческой историей страны — переселенческой ко­лонии, ставшей потом доминионом, но надолго сохранившей роль аграрно-сырьевого дополне­ния к индустриальной метрополии. Определен­ную роль сыграло и позднее объединение не­скольких прежних британских колоний на мате­рике в федерацию. Отсюда — типичная для колониальных стран разноколеиность железных дорог (в каждом штате принят свой особый


стандарт колеи): почти половина сети приходи ся на линии «капской» колеи, 1/3 — на стан дартную колею. Уровень электрификации же лезных дорог очень низок — около 3% сети.

Дорожная сеть лишь наполовину представле| на дорогами с твердым покрытием, доля усовер шенствованных дорог — около 1/4, тем не мене доля автотранспорта в грузообороте очень вые ка — около 60%, т. е. в 2 раза выше, чем желе ных дорог. Внутренний водный и трубопров ный транспорт развит незначительно.


ГЛАВА 6

Сфера услуг:

главное направление

постиндустриальных сдвигов


Услуги в истории человеческих обществ по­явились вместе с разделением последних на классы. И при рабовладении, и при феодализме господин и его слуга были главными действую­щими лицами. И уже тогда, по мере роста ре­месла, городов и золота в обращении, стали по­являться «независимые» носители услуг — ме­нялы и ростовщики, извозчики и торговцы, брадобреи и лицедеи, музыканты и художники... Однако и в наше время в личном услужении за­няты значительные доли экономически актив­ного населения, особенно в тех странах, где много «лишней» рабочей силы и слугу можно нанять всего лишь «за харчи» и простейшую одежду.

Только развитие капитализма, рыночной экономики превратило услуги из способа су­ществования в источник получения прибыли. При этом, конечно, и теперь далеко не все, оказывающие услуги, участвуют в создании ВВП. В капиталистическом хозяйстве труд считается производительным, если он создает прибавоч­ную стоимость на авансируемый капитал (value added). А это значит, что в итоговом продукте сектора услуг остается неучтенным труд домаш­ней прислуги, если она работает не от фирмы, труд ремесленников и кустарей-одиночек (так называемые self-employed workers), неорганизо­ванных уличных торговцев и т. п., а также лиц, живущих за счет бюджета или благотворитель­ности и не приносящих прибыли (госаппарат, военные, персонал государственных или благо­творительных больниц, учебных заведений, ра­ботники культа и т. п. ).

Границы сектора услуг нечетки. В разных странах состав этой отрасли нередко толкуется по-разному. В отличие от отраслей материаль­ного производства, сектор услуг пока не имеет общепризнанной международной классифика-


ции и кодификации. Только Международный валютный фонд и Всемирный банк в начале 90-х годов ввели классификацию сферы услуг применительно к международной торговле услу­гами.

На национальном уровне одним из первых государств, разработавших довольно детальную (на четырех уровнях) классификацию и кодифи­кацию сферы услуг, были Соединенные Штаты. Эта классификация впервые вошла в официаль­ные документы в 1987 г. Но неясности и проти­воречия с принципами других классификаций остаются. Строительство, например, в амери­канской статистике целиком относят к промыш­ленным отраслям, тогда как МВФ результаты работы за рубежом строительных фирм Италии, Финляндии, Турции, Мексики, Бразилии и дру­гих стран полностью включает в сферу торговли услугами. Во многих странах издавна принято считать только перевозку пассажиров услугами транспорта, а перевозку грузов учитывать в их конечной стоимости как участие в производстве материального продукта. В США вся работа транспорта включена в производство услуг. Электроэнергетика, газо-, тепло- и водоснабже­ние также отнесены к услугам, хотя в большин­стве стран и в статистике МВФ они включаются в промышленные отрасли. Такое положение объясняется, конечно, прежде всего тем, что са­ма современная система услуг выросла сравни­тельно недавно.

Обычно главными признаками услуг считают то, что они не имеют вещного (материального) воплощения и что их нельзя складировать и от­кладывать спрос на них в ожидании лучшей конъюнктуры. В большинстве случаев это верно. Но это не всегда так, а иногда и совсем не так. Художник, безусловно, создает вполне матери­альную вещь. Костюмы от Версаче или Зайцева


Сфера услуг: главное направление постиндустриальных сдвигов



 


Таблица II. 15

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...