Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I'ii I"






Компоненты и факторы географического разделения труда


 


Регионализация, с одной стороны, проти­востоит процессу глобализации, поскольку ог­раничивает свободу экономического обмена в мировом масштабе посредством устанавливае­мых совместных барьеров. Но с другой — про­ходит в русле процесса глобализации в той ме­ре, в которой осуществляется либерализация международных связей в рамках интеграцион­ных группировок. Таким образом, региональная интеграция оказывает существенное и подчас противоречивое влияние на мировой рынок и его географию.

Как правило, ликвидация внутренних эконо­мических границ сопровождается укреплением внешних. Но возможно и стремление стран — участниц блока открыть свои внешние границы для торговли с остальным миром.


В 90-е годы обозначились новые тендеш развитии региональной интеграции. Одна них — включение в региональные блоки, стоящие из более развитых стран, также и ме развитых государств (например включение сики в НАФТА, соглашение ЕС об ассо ативном присоединении восточноевропейс стран). Другая тенденция — формирование i региональных связей, т. е. экономическое трудничество отдельных районов соседних i (например, тесное взаимодействие чешской i гемии с Германией, Саксонии с польской Си зией).

Об усилении процесса регионализации детельствует рост доли внутрирегиональной i говли в общем внешнеторговом обороте, пр сившей в 90-е годы 50%.


МИРОВОЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ


Мировой рынок товаров и услуг отражает взаимоотношения между их поставщиками, обеспечивающими предложение, и потребителя­ми, формирующими спрос. Множество видов товаров и услуг, участвующих в международном обмене, обусловливает сложность этого рынка. В его рамках выделяется ряд отдельных товар­ных рынков по группам и видам, каждый из которых имеет свои особенности: определенную динамику, уровень монополизации, специфику формирования цен и т. д. Общим же для всех этих частных рынков является единый рыноч­ный механизм функционирования. Результатом работы мирового рынка товаров выступает мировая торговля, в которой преломляются его основные черты и современное состояние. Меж­дународная торговля услугами отличается своей спецификой.

Объем мирового товарного экспорта в 1998 г. составил почти 5, 5 трлн долл. США. О все боль­шей интернационализации экономики и усиле­нии взаимозависимости между странами свиде­тельствует опережающий рост внешней торгов­ли по сравнению с ВВП. Если за 1980—1996 гг. ВВП мира увеличился в 1, 4 раза, то объем миро­вой торговли — более чем в 1, 7 раза, а с 1950 г. при 6-кратном росте мирового ВВП к 1997 г. рост международной торговли был 17-кратным. Объем международной торговли услугами соста­вил в 1997 г. почти 1, 3 млрд долл. Если взять


торговлю товарами и услугами за 100%, то; услуг составит 19%.

В структуре мировой товарной торговли i обладают обработанные промышленные ры, причем их доля выросла с 65% в 1 до 80% в 1995 г., остальные 20% сегодня ходятся на продовольственные товары сырье (5%) и топливо (7%). В составе мышленных товаров главная статья — маши оборудование и транспортные средства, рые занимают 39% в суммарном мировом: порте. Если рассмотреть структуру торгов более узким группам товаров, то главными I жутся нефть, автомобили, нефтепродукты, i рудование. Особенностью структуры ми торговли на современном этапе является рый рост международного обмена промея ной продукцией (полуфабрикатами и комп тующими), что связано с расширением зарубежных инвестиций и развитием народного внутрифирменного сотруднице Главными целями использования импорта 1 межуточной продукции выступают сни издержек производства, а также удовле потребностей в сложных компонентах, ко не производятся на национальных пр тиях.

Доля промежуточной продукции в импорте промышленной продукции в нию, Великобританию, Канаду, США >


Мировой рынок: результат и фактор географического разделения труда       177


6, Францию — 60%, Японию — 70%. В Ка-например, импорт промежуточной про-т в производстве автомобилей превышает иональное снабжение ею в 4, 8 раза, в про-компыотеров — в 3, 2 раза, в аэрокос-ской промышленности Японии и Велико-*ии — 3, 2 раза. К отраслям, которые в на­пей степени   характеризуются высокой ей ввоза промежуточной продукции из-за относятся, во-первых, отрасли, завися-i от внешних источников природного сырья епереработка, нефтехимия), во-вторых, от-массового производства (текстильная, омобильная промышленность), которые силь-i зависят от издержек на оплату труда, в-треть-|их, отрасли передовой технологии (электрони-|ка, информатика, аэрокосмическая промышлен­ность).

В структуре мировой торговли услугами пре­обладают услуги по туристическому обслужива­нию и транспортные, причем если в 1980 г. на транспортные приходилось 42%, а на туризм —


28% мирового экспорта услуг, то уже в 90-е годы туризм оказался на 1-м месте. В 1997 г. доля ту­ризма составила 33%, а транспортных услуг — 24%. В числе прочих услуг наибольший удель­ный вес имеют банковские, страховые, комму­никационные и информационные услуги, а так­же консультационные.

Структура экспорта и импорта отдельных стран по видам товаров и услуг формируется под воздействием различий в обеспеченности фак­торами производства. Как правило, страны экс­портируют продукты интенсивного использова­ния избыточных факторов и импортируют про­дукты интенсивного использования дефицитных для них факторов (рис. 2).

Так, Япония существенно зависит от импор­та интенсивного в отношении природных ресур­сов «первичного сырья» (продукции сельского хозяйства, лесной и добывающей промышлен­ности). Оплачивает Япония этот импорт благо­даря экспорту техноемкой и наукоемкой про­дукции (компьютеры, электроника, химические


 



 



Компоненты и факторы географического разделения труда


 


товары и др. ), в производстве которой она имеет сравнительные преимущества.

США выделяются экспортом технически пе­редовой продукции благодаря преимуществам в обеспеченности научным и высококвалифици­рованным производственным персоналом, экс­портом некоторых видов сельскохозяйственной продукции и сырья. США также выступают экспортером техноемких и капиталоемких услуг. В то же время импортируется большая часть сырьевых продуктов (нефти, многих видов ми­нерального сырья, тропических культур и т. п. ).

Западная Европа, так же как и Япония, имеет сравнительные преимущества в обеспеченности научным персоналом, капиталом и экспортиру­ет наукоемкую и капиталоемкую продукцию.

«Преимущества» развивающихся стран выте­кают из уровня их развития и выражаются глав­ным образом в обеспеченности природными ре­сурсами и дешевой, притом нередко квалифици­рованной, рабочей силой. На мировом рынке эта группа стран выступает в первую очередь как экспортер ресурсоемкой и трудоемкой продук­ции: различных видов минерального сырья, сель­скохозяйственных товаров, массовой продукции текстильной, обувной, швейной промышленнос­ти и т. д. Такая рыночная обусловленность струк­туры внешней торговли развивающихся стран консервирует сырьевую ориентацию их эконо­мики, усиливает их отставание от мировых ли­деров, усугубляет противоречия с экономически развитыми странами.

Динамика сравнительных преимуществ в на-деленности факторами производства вызывает сдвиги в товарной структуре внешней торговли. Самый яркий пример — так называемые новые индустриализующиеся страны (НИС), которые по мере роста заработной платы и соответствен­но издержек на рабочую силу перешли от экс­порта трудоемкой продукции к экспорту капита­лоемкой продукции.

На экономически развитые страны прихо­дится 69% мирового товарного экспорта и 67% импорта. По основным регионам мира почти половину мирового экспорта товаров обеспечи­вают европейские страны, в том числе 40% — страны ЕС. Еще выше доля стран ЕС по обрабо­танным TqeapaM, а также по экспорту услуг. За­рубежная Азия обеспечивает значимую долю мирового товарного экспорта (30% — второе место среди регионов), но ее удельный вес в


экспорте услуг вдвое меньше. Подобная законов мерность характерна и для Японии (таб, л. 11. 18).

Подавляющая часть всего внешнеторгового < оборота приходится на взаимные потоки про-мышленно развитых стран. Крупнейшими ми­ровыми экспортерами являются (1996) США| (12% мирового экспорта), ФРГ (около 10%), | Япония (8%), Франция (6%), Великобритания! (около 5%), Италия, Канада, СНГ (в целом),! Нидерланды, Бельгия, КНР и ее особый округ! Гонконг (Сянган) (менее 5% каждая). К группе! лидеров в международной торговле приближа-| ются провинция КНР Тайвань, Республика Ко­рея, Сингапур (см. рис. 2).

В мировом экспорте услуг резко преобладают! США — 17, 5% в 1997 г. Франция, Великобрита­ния, ФРГ, Италия, Япония обеспечивают по 5-| 6, 5% совокупного экспорта услуг.

Главной тенденцией в регулировании внеш-| ней торговли в последний период являлась ее либерализация, поскольку в долговременно^! плане именно свободная международная торгов­ля дает наивысшую эффективность для участни-| ков. Либерализации международной торговли н» протяжении всего послевоенного времени со-| действовало Генеральное соглашение по тари­фам и торговле (ГАТТ) — международная opra^l низация, созданная в 1947 г. С 1 января 1995 r. J согласно решениям последнего форума ГАТТ,! Уругвайского раунда, вместо ГАТТ вступила силу Всемирная организация по торговле (ВТО); | которая по уставу обладает еще более мощными механизмами решения международных cnopoi

■ )

Таблица 11. 1$

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...