I'ii I"
Компоненты и факторы географического разделения труда
Регионализация, с одной стороны, противостоит процессу глобализации, поскольку ограничивает свободу экономического обмена в мировом масштабе посредством устанавливаемых совместных барьеров. Но с другой — проходит в русле процесса глобализации в той мере, в которой осуществляется либерализация международных связей в рамках интеграционных группировок. Таким образом, региональная интеграция оказывает существенное и подчас противоречивое влияние на мировой рынок и его географию. Как правило, ликвидация внутренних экономических границ сопровождается укреплением внешних. Но возможно и стремление стран — участниц блока открыть свои внешние границы для торговли с остальным миром. В 90-е годы обозначились новые тендеш развитии региональной интеграции. Одна них — включение в региональные блоки, стоящие из более развитых стран, также и ме развитых государств (например включение сики в НАФТА, соглашение ЕС об ассо ативном присоединении восточноевропейс стран). Другая тенденция — формирование i региональных связей, т. е. экономическое трудничество отдельных районов соседних i (например, тесное взаимодействие чешской i гемии с Германией, Саксонии с польской Си зией). Об усилении процесса регионализации детельствует рост доли внутрирегиональной i говли в общем внешнеторговом обороте, пр сившей в 90-е годы 50%. МИРОВОЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ Мировой рынок товаров и услуг отражает взаимоотношения между их поставщиками, обеспечивающими предложение, и потребителями, формирующими спрос. Множество видов товаров и услуг, участвующих в международном обмене, обусловливает сложность этого рынка. В его рамках выделяется ряд отдельных товарных рынков по группам и видам, каждый из которых имеет свои особенности: определенную динамику, уровень монополизации, специфику формирования цен и т. д. Общим же для всех этих частных рынков является единый рыночный механизм функционирования. Результатом работы мирового рынка товаров выступает мировая торговля, в которой преломляются его основные черты и современное состояние. Международная торговля услугами отличается своей спецификой.
Объем мирового товарного экспорта в 1998 г. составил почти 5, 5 трлн долл. США. О все большей интернационализации экономики и усилении взаимозависимости между странами свидетельствует опережающий рост внешней торговли по сравнению с ВВП. Если за 1980—1996 гг. ВВП мира увеличился в 1, 4 раза, то объем мировой торговли — более чем в 1, 7 раза, а с 1950 г. при 6-кратном росте мирового ВВП к 1997 г. рост международной торговли был 17-кратным. Объем международной торговли услугами составил в 1997 г. почти 1, 3 млрд долл. Если взять торговлю товарами и услугами за 100%, то; услуг составит 19%. В структуре мировой товарной торговли i обладают обработанные промышленные ры, причем их доля выросла с 65% в 1 до 80% в 1995 г., остальные 20% сегодня ходятся на продовольственные товары сырье (5%) и топливо (7%). В составе мышленных товаров главная статья — маши оборудование и транспортные средства, рые занимают 39% в суммарном мировом: порте. Если рассмотреть структуру торгов более узким группам товаров, то главными I жутся нефть, автомобили, нефтепродукты, i рудование. Особенностью структуры ми торговли на современном этапе является рый рост международного обмена промея ной продукцией (полуфабрикатами и комп тующими), что связано с расширением зарубежных инвестиций и развитием народного внутрифирменного сотруднице Главными целями использования импорта 1 межуточной продукции выступают сни издержек производства, а также удовле потребностей в сложных компонентах, ко не производятся на национальных пр тиях.
Доля промежуточной продукции в импорте промышленной продукции в нию, Великобританию, Канаду, США > Мировой рынок: результат и фактор географического разделения труда 177 6, Францию — 60%, Японию — 70%. В Ка-например, импорт промежуточной про-т в производстве автомобилей превышает иональное снабжение ею в 4, 8 раза, в про-компыотеров — в 3, 2 раза, в аэрокос-ской промышленности Японии и Велико-*ии — 3, 2 раза. К отраслям, которые в напей степени характеризуются высокой ей ввоза промежуточной продукции из-за относятся, во-первых, отрасли, завися-i от внешних источников природного сырья епереработка, нефтехимия), во-вторых, от-массового производства (текстильная, омобильная промышленность), которые силь-i зависят от издержек на оплату труда, в-треть-|их, отрасли передовой технологии (электрони-|ка, информатика, аэрокосмическая промышленность). В структуре мировой торговли услугами преобладают услуги по туристическому обслуживанию и транспортные, причем если в 1980 г. на транспортные приходилось 42%, а на туризм — 28% мирового экспорта услуг, то уже в 90-е годы туризм оказался на 1-м месте. В 1997 г. доля туризма составила 33%, а транспортных услуг — 24%. В числе прочих услуг наибольший удельный вес имеют банковские, страховые, коммуникационные и информационные услуги, а также консультационные. Структура экспорта и импорта отдельных стран по видам товаров и услуг формируется под воздействием различий в обеспеченности факторами производства. Как правило, страны экспортируют продукты интенсивного использования избыточных факторов и импортируют продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов (рис. 2). Так, Япония существенно зависит от импорта интенсивного в отношении природных ресурсов «первичного сырья» (продукции сельского хозяйства, лесной и добывающей промышленности). Оплачивает Япония этот импорт благодаря экспорту техноемкой и наукоемкой продукции (компьютеры, электроника, химические
Компоненты и факторы географического разделения труда
товары и др. ), в производстве которой она имеет сравнительные преимущества. США выделяются экспортом технически передовой продукции благодаря преимуществам в обеспеченности научным и высококвалифицированным производственным персоналом, экспортом некоторых видов сельскохозяйственной продукции и сырья. США также выступают экспортером техноемких и капиталоемких услуг. В то же время импортируется большая часть сырьевых продуктов (нефти, многих видов минерального сырья, тропических культур и т. п. ). Западная Европа, так же как и Япония, имеет сравнительные преимущества в обеспеченности научным персоналом, капиталом и экспортирует наукоемкую и капиталоемкую продукцию. «Преимущества» развивающихся стран вытекают из уровня их развития и выражаются главным образом в обеспеченности природными ресурсами и дешевой, притом нередко квалифицированной, рабочей силой. На мировом рынке эта группа стран выступает в первую очередь как экспортер ресурсоемкой и трудоемкой продукции: различных видов минерального сырья, сельскохозяйственных товаров, массовой продукции текстильной, обувной, швейной промышленности и т. д. Такая рыночная обусловленность структуры внешней торговли развивающихся стран консервирует сырьевую ориентацию их экономики, усиливает их отставание от мировых лидеров, усугубляет противоречия с экономически развитыми странами. Динамика сравнительных преимуществ в на-деленности факторами производства вызывает сдвиги в товарной структуре внешней торговли. Самый яркий пример — так называемые новые индустриализующиеся страны (НИС), которые по мере роста заработной платы и соответственно издержек на рабочую силу перешли от экспорта трудоемкой продукции к экспорту капиталоемкой продукции. На экономически развитые страны приходится 69% мирового товарного экспорта и 67% импорта. По основным регионам мира почти половину мирового экспорта товаров обеспечивают европейские страны, в том числе 40% — страны ЕС. Еще выше доля стран ЕС по обработанным TqeapaM, а также по экспорту услуг. Зарубежная Азия обеспечивает значимую долю мирового товарного экспорта (30% — второе место среди регионов), но ее удельный вес в
экспорте услуг вдвое меньше. Подобная законов мерность характерна и для Японии (таб, л. 11. 18). Подавляющая часть всего внешнеторгового < оборота приходится на взаимные потоки про-мышленно развитых стран. Крупнейшими мировыми экспортерами являются (1996) США| (12% мирового экспорта), ФРГ (около 10%), | Япония (8%), Франция (6%), Великобритания! (около 5%), Италия, Канада, СНГ (в целом),! Нидерланды, Бельгия, КНР и ее особый округ! Гонконг (Сянган) (менее 5% каждая). К группе! лидеров в международной торговле приближа-| ются провинция КНР Тайвань, Республика Корея, Сингапур (см. рис. 2). В мировом экспорте услуг резко преобладают! США — 17, 5% в 1997 г. Франция, Великобритания, ФРГ, Италия, Япония обеспечивают по 5-| 6, 5% совокупного экспорта услуг. Главной тенденцией в регулировании внеш-| ней торговли в последний период являлась ее либерализация, поскольку в долговременно^! плане именно свободная международная торговля дает наивысшую эффективность для участни-| ков. Либерализации международной торговли н» протяжении всего послевоенного времени со-| действовало Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) — международная opra^l низация, созданная в 1947 г. С 1 января 1995 r. J согласно решениям последнего форума ГАТТ,! Уругвайского раунда, вместо ГАТТ вступила силу Всемирная организация по торговле (ВТО); | которая по уставу обладает еще более мощными механизмами решения международных cnopoi ■ ) Таблица 11. 1$
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|