Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Участники и структура




L



Компоненты и факторы географического разделения труда


 


ВВП, снижается и ее доля в личных доходах жителей США (по данным переписей 1972 и 1997 гг. — на 24%). Однако одновременно про­исходит внутренняя реструктуризация этих от­раслей, ведущая к их концентрации и значи­тельному повышению производительности в той части, которая принадлежит крупным корпора­циям. Наблюдается дальнейшее резкое сокраще­ние «торговой территории», контролируемой мелкими лавочниками и «независимыми» тор­говцами. На смену им приходят общенаци­ональные (и всемирные! ) сети крупнейших мно­гоотраслевых и универсальных магазинов — су­пермаркетов и гигамаркетов, принадлежащие ТНК. Сущность происходящих в США в пост­индустриальный период сдвигов в сфере роз­ничной торговли достаточно четко отражает табл. 11. 17.

Вопреки распространенным представлениям о том, что розничная торговля более развита в отсталых странах (на самом деле это лишь боль­шая доля от низкого уровня ВВП), именно в этой отрасли услуг высокоразвитых стран в по­следние десятилетия XX в. развивается наиболее бурный процесс концентрации, распространяю­щийся на весь мир. В число крупнейших 500 ТНК мира ныне входят 14 гигантов розничной

Таблица II. 17 Сдвиги в розничной торговле США

 

  Прирост, %
Число зарегистрированных предприятий, тыс.
В том числе торговых сетей, тыс.
в % от всех 16, 9 20, 4
из них с суммой продаж более 1 млн долл., тыс.
в % от всех 4, 2 13, 4
Общая сумма продаж, млрд долл.
В том числе продажи торговых сетей, % 44, 0 62, 0
из них с суммой продаж более 1 млн долл., % 76, 4 91, 5

торговли США (в том числе такие, как «Уал-Март Сторс», «Хоум Депо? », «Сире Ро-бек»), 11 — из стран Европы (в том числе фран­цузские «Карефур» и «Пино-Принтан», англий­ские «Маркс энд Спенсер» и «Теско», германская «Метро»), 4 — японских (в том числе «7—11» и «Ито — Екадо»).

Доля оптовой торговли в ВВП снижается значительно медленнее, чем доля розничной: в развитых странах оптовики пропускают через себя фактически весь объем товаров, попадаю­щих в розничную сеть, но оптовая торговая сеть состоит из крупных высокомеханизированных предприятий и благодаря своей экономичности «состригает» в свою пользу большую долю ко­нечной цены товаров, чем это удается в целом рознице. Вместе с тем в последние десятилетия, и особенно в развитых странах, центры оптовой торговли все в большей мере перехватывают функции розницы. Повышение уровня доходов значительной части населения, оснащение квар­тир и коттеджей холодильниками, морозильни­ками, шкафами, кладовыми, сплошная автомо­билизация и удобство подъезда и парковки у загородных оптовых центров, универсальная специализация и удобство выбора товаров, воз­можность приобретения товаров по более низ­ким оптовым ценам и экономия времени на покупки — все это позволяет непосредственно потребителям покупать впрок оптовые партии товаров.

Развитие услуг транспорта обычно предшест­вует развитию материального производства и опережает его по темпам в период индустриали­зации. В развитых странах доля транспорта в ВВП снижается: грузового — по мере вытеснения добывающих и тяжелых отраслей промышлен­ности высокотехнологичными, пассажирского — по мере автомобилизации и совершенствования дорог, развития авиаперевозок. Одновременно идет внутриотраслевая реструктуризация транс­портных систем. В США, например, доля желез­нодорожных перевозок в ВВП за последние два десятилетия XX в. сократилась почти в 3 раза, зато на столько же выросли смешанные беспе­регрузочные контейнерные перевозки. Значи­тельно повысилась роль междугородных авто­бусных сообщений, еще больше — авиатранс­порта.

Личные услуги коммерческого характера, соз­дающие прибавочную стоимость, надо отличать


Сфера услуг: главное направление постиндустриальных сдвигов



 


от личного услужения (деятельности персональ­ной прислуги). В США личное услужение не распространено (в нем занято лишь около 0, 5% экономически активного населения, и притом преимущественно на Юге, где это пережиток рабства, а также следствие притока неимущих мигрантов из Латинской Америки). В то же вре­мя личные услуги стали в последнее время са­мой быстроразвивающейся группой отраслей в третичном секторе. Доля этой группы в ВВП выросла почти вдвое. Это, конечно, результат высокого уровня и роста личных доходов сред­него американца, но не только. Велик и вклад цивилизационных особенностей, сложившихся в американской нации. Нельзя в этой связи не обратить внимание на самую крупную отрасль группы — общественное питание и питейные заведения (eating and drinking places): она росла рекордными для всего сектора услуг темпами (более чем на 13% ежегодно в 1980—1997 гг., до­ля ее выросла с 2 до 5% ВВП). В этом — одна из особенностей американского образа жизни.

Американцы очень дорожат своим временем, рас­считывают его по минутам, стараются как можно эффективнее использовать его для заработка. Для них даже прием пищи, а тем более — ее при­готовление — потеря времени. Дома, как правило, не готовят и застолий для гостей не устраивают. Тем более что женщины обычно работают наравне с мужчинами и нередко устают больше их. Для подавляющего большинства семей утро начинается с отправки детей в школу (на собирающем их по точному маршруту и расписанию школьном авто­бусе) и развоза младших в ясли и сады. Дети питаются в своих заведениях. А взрослые члены семьи по дороге на работу заезжают на своих ма­шинах в имеющийся в каждом районе города спе­циализированный квартал утренних кафе, где мож­но быстро выбрать и съесть завтрак на любой вкус и цену. Обедает значительная часть «белых ворот­ничков» и членов их семей в «своих» кооператив­ных столовых или клубах с большими скидками, пропорциональными членским взносам. Но подав­ляющая часть населения удовлетворяется в обед «быстрой едой» — «фастфуд» — пакетами с разного рода и размера бутербродами с горячими сосиска­ми, котлетами, курятиной, жареным картофелем и т. п. и бутылкой кока-колы, пепси или пива. Пере­кусывать можно и в фирменных закусочных, и на рабочем месте, и за рулем автомобиля. Ужинают американцы в зависимости от дохода — в хорошем ресторане с хорошим стейком или потягивая деше­вое виски с содовой и закусывая «бесплатными» двумя-тремя розетками с кубиками сыра или мас-


линами на палочках. Но каков бы ни был ужин, он всегда сопровождается развлечениями соответст­вующего уровня — от концертов настоящих звезд до обыкновенной дискотеки.

Однако быстрый рост общественного питания и питейных заведений — не только результат раз­вития привычек и роста доходов. Главный пост­индустриальный сдвиг в этой отрасли — наступ­ление мощных корпораций, вытеснивших тысячи мелких предприятий, фермеров и кустарей-оди­ночек с рынка «фастфуд», взявших под контроль целые сети ресторанов и баров. При этом сети заведений («Макдоналдс», «Бургер Кинг», КФЧ и т. п. ) охватили не только все уголки США, но и главные рынки большинства стран мира.

Более спокойно, но также опережая средне-национальный темп ВВП, развиваются другие отрасли личных услуг, пик концентрации кото­рых пришелся на 70—80-е годы. Среди них на первом месте стоит индустрия развлечений и от­дыха. Эта область деятельности постоянно об­новляется и усложняется. Еще недавно самые массовые зрелищные предприятия — кинотеат­ры — постепенно сворачивают свою деятель­ность, зато быстро растет распространение ви­деокассет и мультимедийных развлекательных дискет; стали крупной подотраслью — особенно в США! — залы игровых автоматов и казино. Огромные массы «фанатов» собирают выступле­ния профессиональных спортсменов и звезд эст­рады. Все больше внимания уделяется обслужи­ванию туризма, особенно иностранного, для этого создаются крупные специализированные предприятия. Выдающимся гигантом мирового рынка развлечений стала «Дисней (Уолт) компа-ни» (40-е место в списке 500 крупнейших корпо­раций мира). Успех ее парка развлечений в Ка­лифорнии (первоначально парк был создан как музей уже отснятых детских фильмов и одновре­менно как гигантская декорация для съемок но­вых картин), привел к созданию подобного пар­ка во Флориде, а затем во Франции, Японии...

Гостиничное дело (отели, мотели, кемпинги и т. п. ) обслуживает, конечно, не только турис­тов, но основные доходы все же получает от них. Это тоже отрасль услуг с очень высокой кон­центрацией капитала и острой конкуренцией. Мощные ТНК «Мариотт», «Хилтон», «Шера­тон», «Холидей Инн» контролируют рынок отелей не только в США, но и во многих других странах. Крупные всемирные сети отелей при-



Компоненты и факторы географического разделения труда


 


надлежат также корпорациям Англии, Франции, Германии, Японии.

Бытовые услуги — от парикмахерских и пра­чечных до ритуальных услуг — одна из традици­онных отраслей, которая развивается пропорци­онально росту населения и его благосостояния. В этой отрасли пока не происходит сколько-ни­будь заметного технического сдвига, это одна из самых трудоемких отраслей: ее доля в экономи­чески активном населении в 3 раза выше, чем в ВВП.

Деловые услуги имеют давнее развитие, и в наше время, с внедрением новой техники в биз­нес, даже сокращают свою долю в ВВП. Таковы, например, инженерные, управленческие и кон­сультационные услуги, экспедиционные и ох-ранно-розыскные услуги, а также реклама и маркетинг. Наряду с этим появились совершен­но новые отрасли услуг с очень высокими тем­пами развития. Это прежде всего программное обеспечение компьютеров и переработка ин­формации, или то, что принято называть одним словом, — информатика. Именно эта отрасль, начавшая свой рост в США после 1975 г., стала центром главных преобразований в мировом хо­зяйстве, дала возможность резко ускорить разра­ботку и внедрение новых технологий, включила в оборот совершенно недоступные ранее по объему и сложности массивы информации, со­здала виртуальный мир дисплеев как средство совершенствования реального мира людей. Эта отрасль очень быстро стала самой монополизи­рованной в США и в мире: около 88% прямого и косвенного контроля мирового рынка общего профаммного обеспечения компьютеров («софт-вэр») ныне находится в руках американской «Микрософт Корпорейшн», создавшей профам-мы Windows (2-е место среди корпораций США, владелец — Билл Гейтс), еще 10% рынка — под контролем американской же «Оракл Корп. ». Еще десяток гигантов из списка 500 крупнейших кор­пораций мира (7 из США, 2 японских, 1 герман­ский) разрабатывают отраслевые и специализи­рованные профаммы, перерабатывают массивы информации для правительств и фирм.

В эпоху современной НТР, необходимости быстрой разработки и эффективного внедрения инноваций особую актуальность приобрел воп­рос о кадрах, об их подборе по заказу фирм и предприятий. С другой стороны, в США не ис­сякает значительная армия безработных, на ко-


торых можно также неплохо заработать из-за i массовости. Эти факторы обусловили появлени и быстрое развитие новой отрасли услуг — по бор персонала и трудоустройство.

Социальные услуги включают две главны отрасли — здравоохранение; образование и ун верситетскую науку. Образование и универ тетская наука в США почти целиком живут i бюджетных ассигнованиях, создавая лишь отно* сительно небольшую прибавочную стоимс путем продажи своих услуг. Положение здрав охранения за последние десятилетия существен но изменилось: его доля в ВВП заметно раст Это значит, что повышение личных дохода американцев (и дотации государства) позвол здравоохранению значительно расширить ев деятельность.

Место дошкольного воспитания и социа ного призрения (коммерческие детские сады! ясли дневного пребывания, приюты и пане онаты для пенсионеров, ветеранов, больных i риков и т. п. ) схоже с положением образовани А культура (библиотеки, музеи, выставки, парк и т. п. ) на фоне офомного сектора услуг CI выглядит довольно жалко. Зато успешно и ув ренно развивается отрасль юридических услуг, ]

Конечно, в секторе услуг США, его струк ре, весе отраслей, динамике немало специфич ски американского. Однако, повторим, это мый большой сектор самой крупной разви страны мира, что позволяет сделать некоторь общие выводы.

Главное состоит в том, что происходит по ное обновление технической и технологическ базы сектора услуг, и это приводит к реструк ризации старых отраслей услуг и появлению н^ вых. Место главной отрасли услуг окончательн перешло от торговли к финансам, а реоргаш ция торговли сделала ее транснациональной, вы сокомонополизированной, всемирной. Наибол«| динамичными и перспективными стали очап роста новых отраслей. Это прежде всего телеко муникации и информатика, влияющие на разви тие всех без исключения отраслей хозяйства жизни людей. Наконец, надо отметить резко вы росшие темпы роста и вес отраслей, вносяи решающий вхлад в качество жизни людей, -4t здравоохранение, общественное питание.

В этом и заключается смысл и содержа* происходящей сервисной революции.


ГЛАВА 7

Мировой рынок:

результат и фактор

географического разделения труда


Современная география мирового хозяйства есть в значительной степени результат склады-вающегося международного разделения труда, которое реализуется через мировой рынок. Гео­графия международных экономических связей — элементов мирового рынка — является важной частью социально-экономической географии. В рамках мирового рынка формируются реги­ональные сегменты, каждый из которых облада-


ет своими особенностями. Механизмы функци­онирования мирового рынка воздействуют на размещение производства и сферы услуг благо­даря стремлению стран наиболее эффективно использовать свои сравнительные преимущества в обеспеченности факторами производства (ра­бочей силой, капиталом, природными ресурса­ми и земельными площадями, научными зна­ниями и разработками).


УЧАСТНИКИ И СТРУКТУРА


Мировой рынок это глобальная система ус­тойчивых взаимоотношений между совокупным спросом и совокупным предложением экономиче­ских благ со стороны субъектов мирового хозяй­ства.

Сложность, многоуровневость мирового рынка определяются участием в нем многочис­ленных, различных по масштабам, сферам влияния, специализации, подверженности регу­лированию субъектов: национальных и транс­национальных фирм, их объединений, отдель­ных стран и их группировок. Фирмы становятся субъектами мирового рынка благодаря различи­ям в нацеленности факторами производства тех стран, на территории которых размещены их производственные мощности, а также в меру своей эффективности.

Главной чертой транснациональных корпо­раций (ТНК) является наличие у них зарубежно­го производства, созданного в результате пря­мых инвестиций. В мире насчитывается более 170 тыс. зарубежных филиалов, которыми вла­деют 37 тыс. родительских компаний. В резуль­тате интернационализации, суть которой состо­ит в превращении значительной части формаль­но международных операций в фактически


внутрифирменный обмен между подразделения­ми ТНК, структура мирового рынка все более усложняется.

На другом уровне в качестве субъектов миро­вого рынка выступают отдельные страны. Экс­портируя товары и услуги, фирмы обеспечивают поступление из-за рубежа тех товаров и услуг, производство которых там более эффективно, т. е. делают возможным их импорт благодаря поступлению валютных средств за экспорт. Если же поступлений от экспорта товаров и услуг не­достаточно для финансирования импорта (при дефиците торгового баланса), разница может быть обеспечена чистым притоком иностранно­го капитала в страну (положительным сальдо на счете движения капиталов). Таким образом, платежный баланс страны в определенной сте­пени отражает взаимозависимость географии межстрановых потоков товаров и услуг и геогра­фии международных потоков капитала.

Главным механизмом функционирования мирового рынка является механизм взаимодей­ствия цен, который отличается довольно высо­кой по сравнению с внутринациональными рынками степенью свободы. Однако и мировой рынок не может быть абсолютно свободным, так



Компоненты и факторы географического разделения труда


 


как страны — его субъекты — накладывают серьезные ограничения на международный об­мен. Такие ограничения могут диктоваться не­обходимостью большей стабильности и устойчи­вости национальной экономики в процессе ее участия в международном экономическом об­мене. Зачастую они также связаны с заинтере­сованностью правительств и отдельных поли­тических сил, корпоративных группировок во временном решении текущих проблем и удов­летворении определенных интересов. В резуль­тате устанавливаются таможенные пошлины, нетарифные барьеры, ограничения на иностран­ные инвестиции, субсидии на экспорт и т. д. Хотя такие меры иногда способны временно по­мочь решению некоторых национальных проб­лем, но достигается это фактически за счет ин­тересов партнеров, и общая эффективность ми­рового рынка в результате снижается.

Основными составными частями мирового рынка являются тесно взаимосвязанные рынки товаров и услуг, рабочей силы, капиталов, а так­же играющий особую роль валютный рынок. В рамках последнего определяются курсы валют, динамика которых оказывает влияние на объемы экспорта и импорта соответствующих стран.

Рынки товаров и услуг, рабочей силы, финан­сов отличаются по степени сформированное™ и регулирования. Товарные рынки, начав склады­ваться с XV— XVI вв., прошли длительный путь формирования, однако до сих пор значительная их часть подвержена высокой степени регулирования.

Рынок рабочей силы, хотя и функционирует с XVI—XVII вв., в XX в. стал качественно иным, что позволяет считать его относительно моло­дым рынком. Насильственные миграции рабо­чей силы ушли в прошлое, окончилось заселе­ние территорий стран переселенческого капита-


лизма. Сегодня иммиграция в большинство! стран прежде всего наталкивается на противо-1 действие их правительств, которые опасаются| усиления безработицы.

Мировой финансовый рынок начал активно! складываться только с 60-х годов XX в. Этот! рынок можно считать на наиболее глобальным и| минимально регулируемым национальными пра-| вительствами.

Мировой рынок — это не просто сумма от-| дельных его частей, а система, приобретающая] новое качество в результате их взаимодействия.

С точки зрения территориального охвата о| мировом рынке в полном смысле этого слова, т. е. действительно охватывающем весь мир, | можно говорить только с конца 80-х годов XX в. | В его орбиту попали посткоммунистические| страны, разрушив «железный занавес», отделяв­ший их от остального мира. Отказавшись от| централизованного планирования и государст-1 венной монополии на внешнюю торговлю, эти! страны существенно ослабили и степень регули-1 рования своих внешнеторговых связей. Участ-| никами мирового рынка стали и страны, coxpa-f нившие верность социалистической идее, но осуществляющие рыночные преобразования! (Китай, Вьетнам и др. ).

Географическая сегментация мирового рынка! определяется взаимодействием, с одной сторо-| ны, трех главных центров мировой экономики -I США, ЕС и Японии, а с другой — взаимодейст-| вием по линии Север—Юг. Безусловно, миро-! вой рынок охватывает и взаимосвязи периферии! и полупериферии мировой экономики. В бли-j жайшем будущем вся Восточная Азия превра-^ тится в одну из ведущих сил мировой экономик ки, и поэтому необходимо учитывать динамик географической структуры мирового рынка.


ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ


Определяющими и в известной мере проти­востоящими тенденциями в развитии современ­ного мирового хозяйства являются глобализация и регионализация. Оба этих процесса оказывают самое существенное влияние на географию ми­рового рынка в целом и отдельных его частей и сегментов.


Под глобализацией понимается процесс фор*! мирования всеохватывающей системы взаимо отношений между элементами мирового хозяин ства, в первую очередь ТНК, в результате чаЫ тичной утраты государственными границами барьерной функции. Глобализация экономик проявляется в возросшей мобильности произвол


Мировой рынок: результат и фактор географического разделения труда



 


дительного капитала и олигополизации мирово­го производства. Если объем внутристрановых инвестиций в производительный капитал за 1980—1996 гг. вырос в 2 с лишним раза, то масштабы вывоза капитала в виде прямых ин­вестиций почти в 6, 5 раза. В результате доля международного производства (участия филиа­лов и дочерних фирм иностранных компаний в производстве ВВП) в последние полтора-два де­сятилетия заметно выросла почти во всех регио­нах мира. Только с 1982 по 1994 г. в Южной и Центральной Америке она увеличилась с 7, 5 до 10, 5%, в Азии — с 5 до 9%, Африке — с 4 до 8, 5%, Западной Европе — с 6 до 8%. В Централь­но-Восточной Европе, включая СНГ, где прежде этот показатель был близок к нулю, к середине 90-х гг. он превысил 2%. И только в Северной Америке он вырос лишь немного, оставшись на уровне около 5%.

Основными формами глобализации можно считать: 1) расширение международных потоков капитала в форме прямых инвестиций; 2) увели­чение числа поглощений и слияний предприя­тий; 3) заключение соглашений о междуна­родном сотрудничестве в различных формах;

4) развитие системы международного подряда;

5) возникновение глобальных систем транспор­
та и коммуникаций.

Глобализация ведет к усилению конкуренции между странами. Успех в этой конкурентной борьбе может быть обеспечен в результате аль­янса между государством и ТНК. В новой кон­курентной среде лишь некоторые развиваю­щиеся страны могут реализовать свои сравни­тельные преимущества. Концентрация прямых инвестиций в главных центрах мировой эконо­мики (США, ЕС, Японии) также усиливает эффект маргинализации многих районов разви­вающегося мира, которые в результате еще более теряют свою привлекательность для ин­весторов.

Сценарии развития мирового рынка зависят от двух главных факторов: уровня контроля ТНК над мировой экономикой и интенсивности связей между ТНК и странами их происхожде­ния. При либеральном мировом порядке и со­хранении тесных связей между ТНК и странами происхождения последних возможно формиро­вание «империалистической модели», когда эко­номически развитые страны через свои фирмы господствуют над экономически менее развиты-


ми странами. Если при либеральном порядке связи ТНК со странами их происхождения ос­лабнут, то сформируется модель прямого гос­подства ТНК — раздела мира между крупней­шими ТНК. При формировании регулируемого мирового порядка и сохранения связей ТНК со странами происхождения будет реализована неомеркантилистская модель, строящаяся на стремлении стран получить максимальную вы­году от внешнеэкономических связей. Если бу­дет формироваться регулируемый мировой по­рядок, но связи ТНК со странами происхожде­ния ослабнут, то может складываться порядок «многонациональной ассоциации», предпола­гающий координирование управления мировой экономикой различными международными ор­ганизациями, введение в действие эффективных механизмов регулирования рынков и конкурен­ции на мировом уровне.

В зависимости от реализуемого сценария бу­дет формироваться соответствующая географи­ческая структура мирового рынка.

Другой ведущей тенденцией развития миро­вой экономики выступает регионализация — ин­тернационализация хозяйства на региональном уровне. Регионализация проявляется прежде всего через региональную интегра­цию: формируются региональные интеграци­онные группировки, объединяющие соседние страны на основе глубоких устойчивых взаимо­связей и разделения труда между националь­ными хозяйствами, взаимодействия их произ­водственных структур на различных уровнях и в различных формах. Основной функцией границ государств, входящих в региональные группировки, является их контактность, барь­ерную же функцию выполняют границы этих экономических межгосударственных объедине­ний.

Бурное развитие связей между фирмами ин­тегрирующихся стран вызывает необходимость межгосударственного или даже надгосударствен-ного регулирования с параллельным развитием единого рынка. Результатом являются достиже­ние свободного движения товаров, услуг, капита­лов и рабочей силы между странами — членами группировки и проведение совместной эконо­мической, научно-технической, валютно-финан-совой, социальной, внешней, а также оборон­ной политики.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...