Участники и структура
L Компоненты и факторы географического разделения труда
ВВП, снижается и ее доля в личных доходах жителей США (по данным переписей 1972 и 1997 гг. — на 24%). Однако одновременно происходит внутренняя реструктуризация этих отраслей, ведущая к их концентрации и значительному повышению производительности в той части, которая принадлежит крупным корпорациям. Наблюдается дальнейшее резкое сокращение «торговой территории», контролируемой мелкими лавочниками и «независимыми» торговцами. На смену им приходят общенациональные (и всемирные! ) сети крупнейших многоотраслевых и универсальных магазинов — супермаркетов и гигамаркетов, принадлежащие ТНК. Сущность происходящих в США в постиндустриальный период сдвигов в сфере розничной торговли достаточно четко отражает табл. 11. 17. Вопреки распространенным представлениям о том, что розничная торговля более развита в отсталых странах (на самом деле это лишь большая доля от низкого уровня ВВП), именно в этой отрасли услуг высокоразвитых стран в последние десятилетия XX в. развивается наиболее бурный процесс концентрации, распространяющийся на весь мир. В число крупнейших 500 ТНК мира ныне входят 14 гигантов розничной Таблица II. 17 Сдвиги в розничной торговле США
торговли США (в том числе такие, как «Уал-Март Сторс», «Хоум Депо? », «Сире Ро-бек»), 11 — из стран Европы (в том числе французские «Карефур» и «Пино-Принтан», английские «Маркс энд Спенсер» и «Теско», германская «Метро»), 4 — японских (в том числе «7—11» и «Ито — Екадо»).
Доля оптовой торговли в ВВП снижается значительно медленнее, чем доля розничной: в развитых странах оптовики пропускают через себя фактически весь объем товаров, попадающих в розничную сеть, но оптовая торговая сеть состоит из крупных высокомеханизированных предприятий и благодаря своей экономичности «состригает» в свою пользу большую долю конечной цены товаров, чем это удается в целом рознице. Вместе с тем в последние десятилетия, и особенно в развитых странах, центры оптовой торговли все в большей мере перехватывают функции розницы. Повышение уровня доходов значительной части населения, оснащение квартир и коттеджей холодильниками, морозильниками, шкафами, кладовыми, сплошная автомобилизация и удобство подъезда и парковки у загородных оптовых центров, универсальная специализация и удобство выбора товаров, возможность приобретения товаров по более низким оптовым ценам и экономия времени на покупки — все это позволяет непосредственно потребителям покупать впрок оптовые партии товаров. Развитие услуг транспорта обычно предшествует развитию материального производства и опережает его по темпам в период индустриализации. В развитых странах доля транспорта в ВВП снижается: грузового — по мере вытеснения добывающих и тяжелых отраслей промышленности высокотехнологичными, пассажирского — по мере автомобилизации и совершенствования дорог, развития авиаперевозок. Одновременно идет внутриотраслевая реструктуризация транспортных систем. В США, например, доля железнодорожных перевозок в ВВП за последние два десятилетия XX в. сократилась почти в 3 раза, зато на столько же выросли смешанные бесперегрузочные контейнерные перевозки. Значительно повысилась роль междугородных автобусных сообщений, еще больше — авиатранспорта.
Личные услуги коммерческого характера, создающие прибавочную стоимость, надо отличать Сфера услуг: главное направление постиндустриальных сдвигов
от личного услужения (деятельности персональной прислуги). В США личное услужение не распространено (в нем занято лишь около 0, 5% экономически активного населения, и притом преимущественно на Юге, где это пережиток рабства, а также следствие притока неимущих мигрантов из Латинской Америки). В то же время личные услуги стали в последнее время самой быстроразвивающейся группой отраслей в третичном секторе. Доля этой группы в ВВП выросла почти вдвое. Это, конечно, результат высокого уровня и роста личных доходов среднего американца, но не только. Велик и вклад цивилизационных особенностей, сложившихся в американской нации. Нельзя в этой связи не обратить внимание на самую крупную отрасль группы — общественное питание и питейные заведения (eating and drinking places): она росла рекордными для всего сектора услуг темпами (более чем на 13% ежегодно в 1980—1997 гг., доля ее выросла с 2 до 5% ВВП). В этом — одна из особенностей американского образа жизни. Американцы очень дорожат своим временем, рассчитывают его по минутам, стараются как можно эффективнее использовать его для заработка. Для них даже прием пищи, а тем более — ее приготовление — потеря времени. Дома, как правило, не готовят и застолий для гостей не устраивают. Тем более что женщины обычно работают наравне с мужчинами и нередко устают больше их. Для подавляющего большинства семей утро начинается с отправки детей в школу (на собирающем их по точному маршруту и расписанию школьном автобусе) и развоза младших в ясли и сады. Дети питаются в своих заведениях. А взрослые члены семьи по дороге на работу заезжают на своих машинах в имеющийся в каждом районе города специализированный квартал утренних кафе, где можно быстро выбрать и съесть завтрак на любой вкус и цену. Обедает значительная часть «белых воротничков» и членов их семей в «своих» кооперативных столовых или клубах с большими скидками, пропорциональными членским взносам. Но подавляющая часть населения удовлетворяется в обед «быстрой едой» — «фастфуд» — пакетами с разного рода и размера бутербродами с горячими сосисками, котлетами, курятиной, жареным картофелем и т. п. и бутылкой кока-колы, пепси или пива. Перекусывать можно и в фирменных закусочных, и на рабочем месте, и за рулем автомобиля. Ужинают американцы в зависимости от дохода — в хорошем ресторане с хорошим стейком или потягивая дешевое виски с содовой и закусывая «бесплатными» двумя-тремя розетками с кубиками сыра или мас-
линами на палочках. Но каков бы ни был ужин, он всегда сопровождается развлечениями соответствующего уровня — от концертов настоящих звезд до обыкновенной дискотеки. Однако быстрый рост общественного питания и питейных заведений — не только результат развития привычек и роста доходов. Главный постиндустриальный сдвиг в этой отрасли — наступление мощных корпораций, вытеснивших тысячи мелких предприятий, фермеров и кустарей-одиночек с рынка «фастфуд», взявших под контроль целые сети ресторанов и баров. При этом сети заведений («Макдоналдс», «Бургер Кинг», КФЧ и т. п. ) охватили не только все уголки США, но и главные рынки большинства стран мира. Более спокойно, но также опережая средне-национальный темп ВВП, развиваются другие отрасли личных услуг, пик концентрации которых пришелся на 70—80-е годы. Среди них на первом месте стоит индустрия развлечений и отдыха. Эта область деятельности постоянно обновляется и усложняется. Еще недавно самые массовые зрелищные предприятия — кинотеатры — постепенно сворачивают свою деятельность, зато быстро растет распространение видеокассет и мультимедийных развлекательных дискет; стали крупной подотраслью — особенно в США! — залы игровых автоматов и казино. Огромные массы «фанатов» собирают выступления профессиональных спортсменов и звезд эстрады. Все больше внимания уделяется обслуживанию туризма, особенно иностранного, для этого создаются крупные специализированные предприятия. Выдающимся гигантом мирового рынка развлечений стала «Дисней (Уолт) компа-ни» (40-е место в списке 500 крупнейших корпораций мира). Успех ее парка развлечений в Калифорнии (первоначально парк был создан как музей уже отснятых детских фильмов и одновременно как гигантская декорация для съемок новых картин), привел к созданию подобного парка во Флориде, а затем во Франции, Японии...
Гостиничное дело (отели, мотели, кемпинги и т. п. ) обслуживает, конечно, не только туристов, но основные доходы все же получает от них. Это тоже отрасль услуг с очень высокой концентрацией капитала и острой конкуренцией. Мощные ТНК «Мариотт», «Хилтон», «Шератон», «Холидей Инн» контролируют рынок отелей не только в США, но и во многих других странах. Крупные всемирные сети отелей при- Компоненты и факторы географического разделения труда
надлежат также корпорациям Англии, Франции, Германии, Японии. Бытовые услуги — от парикмахерских и прачечных до ритуальных услуг — одна из традиционных отраслей, которая развивается пропорционально росту населения и его благосостояния. В этой отрасли пока не происходит сколько-нибудь заметного технического сдвига, это одна из самых трудоемких отраслей: ее доля в экономически активном населении в 3 раза выше, чем в ВВП. Деловые услуги имеют давнее развитие, и в наше время, с внедрением новой техники в бизнес, даже сокращают свою долю в ВВП. Таковы, например, инженерные, управленческие и консультационные услуги, экспедиционные и ох-ранно-розыскные услуги, а также реклама и маркетинг. Наряду с этим появились совершенно новые отрасли услуг с очень высокими темпами развития. Это прежде всего программное обеспечение компьютеров и переработка информации, или то, что принято называть одним словом, — информатика. Именно эта отрасль, начавшая свой рост в США после 1975 г., стала центром главных преобразований в мировом хозяйстве, дала возможность резко ускорить разработку и внедрение новых технологий, включила в оборот совершенно недоступные ранее по объему и сложности массивы информации, создала виртуальный мир дисплеев как средство совершенствования реального мира людей. Эта отрасль очень быстро стала самой монополизированной в США и в мире: около 88% прямого и косвенного контроля мирового рынка общего профаммного обеспечения компьютеров («софт-вэр») ныне находится в руках американской «Микрософт Корпорейшн», создавшей профам-мы Windows (2-е место среди корпораций США, владелец — Билл Гейтс), еще 10% рынка — под контролем американской же «Оракл Корп. ». Еще десяток гигантов из списка 500 крупнейших корпораций мира (7 из США, 2 японских, 1 германский) разрабатывают отраслевые и специализированные профаммы, перерабатывают массивы информации для правительств и фирм.
В эпоху современной НТР, необходимости быстрой разработки и эффективного внедрения инноваций особую актуальность приобрел вопрос о кадрах, об их подборе по заказу фирм и предприятий. С другой стороны, в США не иссякает значительная армия безработных, на ко- торых можно также неплохо заработать из-за i массовости. Эти факторы обусловили появлени и быстрое развитие новой отрасли услуг — по бор персонала и трудоустройство. Социальные услуги включают две главны отрасли — здравоохранение; образование и ун верситетскую науку. Образование и универ тетская наука в США почти целиком живут i бюджетных ассигнованиях, создавая лишь отно* сительно небольшую прибавочную стоимс путем продажи своих услуг. Положение здрав охранения за последние десятилетия существен но изменилось: его доля в ВВП заметно раст Это значит, что повышение личных дохода американцев (и дотации государства) позвол здравоохранению значительно расширить ев деятельность. Место дошкольного воспитания и социа ного призрения (коммерческие детские сады! ясли дневного пребывания, приюты и пане онаты для пенсионеров, ветеранов, больных i риков и т. п. ) схоже с положением образовани А культура (библиотеки, музеи, выставки, парк и т. п. ) на фоне офомного сектора услуг CI выглядит довольно жалко. Зато успешно и ув ренно развивается отрасль юридических услуг, ] Конечно, в секторе услуг США, его струк ре, весе отраслей, динамике немало специфич ски американского. Однако, повторим, это мый большой сектор самой крупной разви страны мира, что позволяет сделать некоторь общие выводы. Главное состоит в том, что происходит по ное обновление технической и технологическ базы сектора услуг, и это приводит к реструк ризации старых отраслей услуг и появлению н^ вых. Место главной отрасли услуг окончательн перешло от торговли к финансам, а реоргаш ция торговли сделала ее транснациональной, вы сокомонополизированной, всемирной. Наибол«| динамичными и перспективными стали очап роста новых отраслей. Это прежде всего телеко муникации и информатика, влияющие на разви тие всех без исключения отраслей хозяйства жизни людей. Наконец, надо отметить резко вы росшие темпы роста и вес отраслей, вносяи решающий вхлад в качество жизни людей, -4t здравоохранение, общественное питание. В этом и заключается смысл и содержа* происходящей сервисной революции. ГЛАВА 7 Мировой рынок: результат и фактор географического разделения труда Современная география мирового хозяйства есть в значительной степени результат склады-вающегося международного разделения труда, которое реализуется через мировой рынок. География международных экономических связей — элементов мирового рынка — является важной частью социально-экономической географии. В рамках мирового рынка формируются региональные сегменты, каждый из которых облада- ет своими особенностями. Механизмы функционирования мирового рынка воздействуют на размещение производства и сферы услуг благодаря стремлению стран наиболее эффективно использовать свои сравнительные преимущества в обеспеченности факторами производства (рабочей силой, капиталом, природными ресурсами и земельными площадями, научными знаниями и разработками). УЧАСТНИКИ И СТРУКТУРА Мировой рынок — это глобальная система устойчивых взаимоотношений между совокупным спросом и совокупным предложением экономических благ со стороны субъектов мирового хозяйства. Сложность, многоуровневость мирового рынка определяются участием в нем многочисленных, различных по масштабам, сферам влияния, специализации, подверженности регулированию субъектов: национальных и транснациональных фирм, их объединений, отдельных стран и их группировок. Фирмы становятся субъектами мирового рынка благодаря различиям в нацеленности факторами производства тех стран, на территории которых размещены их производственные мощности, а также в меру своей эффективности. Главной чертой транснациональных корпораций (ТНК) является наличие у них зарубежного производства, созданного в результате прямых инвестиций. В мире насчитывается более 170 тыс. зарубежных филиалов, которыми владеют 37 тыс. родительских компаний. В результате интернационализации, суть которой состоит в превращении значительной части формально международных операций в фактически внутрифирменный обмен между подразделениями ТНК, структура мирового рынка все более усложняется. На другом уровне в качестве субъектов мирового рынка выступают отдельные страны. Экспортируя товары и услуги, фирмы обеспечивают поступление из-за рубежа тех товаров и услуг, производство которых там более эффективно, т. е. делают возможным их импорт благодаря поступлению валютных средств за экспорт. Если же поступлений от экспорта товаров и услуг недостаточно для финансирования импорта (при дефиците торгового баланса), разница может быть обеспечена чистым притоком иностранного капитала в страну (положительным сальдо на счете движения капиталов). Таким образом, платежный баланс страны в определенной степени отражает взаимозависимость географии межстрановых потоков товаров и услуг и географии международных потоков капитала. Главным механизмом функционирования мирового рынка является механизм взаимодействия цен, который отличается довольно высокой по сравнению с внутринациональными рынками степенью свободы. Однако и мировой рынок не может быть абсолютно свободным, так Компоненты и факторы географического разделения труда
как страны — его субъекты — накладывают серьезные ограничения на международный обмен. Такие ограничения могут диктоваться необходимостью большей стабильности и устойчивости национальной экономики в процессе ее участия в международном экономическом обмене. Зачастую они также связаны с заинтересованностью правительств и отдельных политических сил, корпоративных группировок во временном решении текущих проблем и удовлетворении определенных интересов. В результате устанавливаются таможенные пошлины, нетарифные барьеры, ограничения на иностранные инвестиции, субсидии на экспорт и т. д. Хотя такие меры иногда способны временно помочь решению некоторых национальных проблем, но достигается это фактически за счет интересов партнеров, и общая эффективность мирового рынка в результате снижается. Основными составными частями мирового рынка являются тесно взаимосвязанные рынки товаров и услуг, рабочей силы, капиталов, а также играющий особую роль валютный рынок. В рамках последнего определяются курсы валют, динамика которых оказывает влияние на объемы экспорта и импорта соответствующих стран. Рынки товаров и услуг, рабочей силы, финансов отличаются по степени сформированное™ и регулирования. Товарные рынки, начав складываться с XV— XVI вв., прошли длительный путь формирования, однако до сих пор значительная их часть подвержена высокой степени регулирования. Рынок рабочей силы, хотя и функционирует с XVI—XVII вв., в XX в. стал качественно иным, что позволяет считать его относительно молодым рынком. Насильственные миграции рабочей силы ушли в прошлое, окончилось заселение территорий стран переселенческого капита- лизма. Сегодня иммиграция в большинство! стран прежде всего наталкивается на противо-1 действие их правительств, которые опасаются| усиления безработицы. Мировой финансовый рынок начал активно! складываться только с 60-х годов XX в. Этот! рынок можно считать на наиболее глобальным и| минимально регулируемым национальными пра-| вительствами. Мировой рынок — это не просто сумма от-| дельных его частей, а система, приобретающая] новое качество в результате их взаимодействия. С точки зрения территориального охвата о| мировом рынке в полном смысле этого слова, т. е. действительно охватывающем весь мир, | можно говорить только с конца 80-х годов XX в. | В его орбиту попали посткоммунистические| страны, разрушив «железный занавес», отделявший их от остального мира. Отказавшись от| централизованного планирования и государст-1 венной монополии на внешнюю торговлю, эти! страны существенно ослабили и степень регули-1 рования своих внешнеторговых связей. Участ-| никами мирового рынка стали и страны, coxpa-f нившие верность социалистической идее, но осуществляющие рыночные преобразования! (Китай, Вьетнам и др. ). Географическая сегментация мирового рынка! определяется взаимодействием, с одной сторо-| ны, трех главных центров мировой экономики -I США, ЕС и Японии, а с другой — взаимодейст-| вием по линии Север—Юг. Безусловно, миро-! вой рынок охватывает и взаимосвязи периферии! и полупериферии мировой экономики. В бли-j жайшем будущем вся Восточная Азия превра-^ тится в одну из ведущих сил мировой экономик ки, и поэтому необходимо учитывать динамик географической структуры мирового рынка. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ Определяющими и в известной мере противостоящими тенденциями в развитии современного мирового хозяйства являются глобализация и регионализация. Оба этих процесса оказывают самое существенное влияние на географию мирового рынка в целом и отдельных его частей и сегментов. Под глобализацией понимается процесс фор*! мирования всеохватывающей системы взаимо отношений между элементами мирового хозяин ства, в первую очередь ТНК, в результате чаЫ тичной утраты государственными границами барьерной функции. Глобализация экономик проявляется в возросшей мобильности произвол Мировой рынок: результат и фактор географического разделения труда
дительного капитала и олигополизации мирового производства. Если объем внутристрановых инвестиций в производительный капитал за 1980—1996 гг. вырос в 2 с лишним раза, то масштабы вывоза капитала в виде прямых инвестиций почти в 6, 5 раза. В результате доля международного производства (участия филиалов и дочерних фирм иностранных компаний в производстве ВВП) в последние полтора-два десятилетия заметно выросла почти во всех регионах мира. Только с 1982 по 1994 г. в Южной и Центральной Америке она увеличилась с 7, 5 до 10, 5%, в Азии — с 5 до 9%, Африке — с 4 до 8, 5%, Западной Европе — с 6 до 8%. В Центрально-Восточной Европе, включая СНГ, где прежде этот показатель был близок к нулю, к середине 90-х гг. он превысил 2%. И только в Северной Америке он вырос лишь немного, оставшись на уровне около 5%. Основными формами глобализации можно считать: 1) расширение международных потоков капитала в форме прямых инвестиций; 2) увеличение числа поглощений и слияний предприятий; 3) заключение соглашений о международном сотрудничестве в различных формах; 4) развитие системы международного подряда; 5) возникновение глобальных систем транспор Глобализация ведет к усилению конкуренции между странами. Успех в этой конкурентной борьбе может быть обеспечен в результате альянса между государством и ТНК. В новой конкурентной среде лишь некоторые развивающиеся страны могут реализовать свои сравнительные преимущества. Концентрация прямых инвестиций в главных центрах мировой экономики (США, ЕС, Японии) также усиливает эффект маргинализации многих районов развивающегося мира, которые в результате еще более теряют свою привлекательность для инвесторов. Сценарии развития мирового рынка зависят от двух главных факторов: уровня контроля ТНК над мировой экономикой и интенсивности связей между ТНК и странами их происхождения. При либеральном мировом порядке и сохранении тесных связей между ТНК и странами происхождения последних возможно формирование «империалистической модели», когда экономически развитые страны через свои фирмы господствуют над экономически менее развиты- ми странами. Если при либеральном порядке связи ТНК со странами их происхождения ослабнут, то сформируется модель прямого господства ТНК — раздела мира между крупнейшими ТНК. При формировании регулируемого мирового порядка и сохранения связей ТНК со странами происхождения будет реализована неомеркантилистская модель, строящаяся на стремлении стран получить максимальную выгоду от внешнеэкономических связей. Если будет формироваться регулируемый мировой порядок, но связи ТНК со странами происхождения ослабнут, то может складываться порядок «многонациональной ассоциации», предполагающий координирование управления мировой экономикой различными международными организациями, введение в действие эффективных механизмов регулирования рынков и конкуренции на мировом уровне. В зависимости от реализуемого сценария будет формироваться соответствующая географическая структура мирового рынка. Другой ведущей тенденцией развития мировой экономики выступает регионализация — интернационализация хозяйства на региональном уровне. Регионализация проявляется прежде всего через региональную интеграцию: формируются региональные интеграционные группировки, объединяющие соседние страны на основе глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их производственных структур на различных уровнях и в различных формах. Основной функцией границ государств, входящих в региональные группировки, является их контактность, барьерную же функцию выполняют границы этих экономических межгосударственных объединений. Бурное развитие связей между фирмами интегрирующихся стран вызывает необходимость межгосударственного или даже надгосударствен-ного регулирования с параллельным развитием единого рынка. Результатом являются достижение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами — членами группировки и проведение совместной экономической, научно-технической, валютно-финан-совой, социальной, внешней, а также оборонной политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|