Основные принципы, методы и приемы обучения русскому языку
Реализация общедидактических принципов обучения в обучении русскому языку. Собственно методические принципы, обусловленные закономерностями усвоения русского языка. Различные подходы к классификации методов обучения (по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности учащихся, по характеру учебного материала). Зависимость выбора методов и приемов от особенностей содержания изучаемого материала и уровня готовности учащихся к его восприятию и усвоению. Проблемное и программированное обучение. Использование компьютерных технологий в процессе обучения русскому языку. Методы и приемы формирования понятий, выработки умений и навыков по русскому языку. Методы контроля за усвоением программного материала. Упражнения и задачи по русскому языку, их виды и характер. Принципы построения системы упражнений и задач.
Средства обучения русскому языку Учебные комплекты по русскому языку, их основные компоненты. Учебник как главное средство обучения. Место учебника в ряду других дидактических средств. Теория учебника: принципы построения, реализация в нем общедидактических принципов. Характеристика действующих учебников. Взаимосвязь программы и учебника. Пробные и параллельные учебники. Средства наглядности по русскому языку, их классификация. Печатные и технические средства обучения, методика их использования. Типовой школьный кабинет русского языка и его назначение. Оборудование и оснащение кабинета русского языка. Содержание работы школьного кабинета русского языка.
Современный урок русского языка. Типы уроков. Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса.
Основные типы уроков по русскому языку в зависимости от этапов усвоения материала, дидактических задач, лингвистического содержания, целей. Структурные компоненты урока русского языка. Моделирование урока. Основные требования к уроку русского языка на современном этапе развития школы. Урок изучения нового материала; урок закрепления изученного; повторительно-обобщающие уроки; уроки проверки (контроля) усвоения изученного. Интегрированные уроки. Опрос на уроках русского языка, его задачи, функции, виды. Требования к формулировке вопросов и заданий. Домашние задания; их виды, способы дифференциации и индивидуализации. Способы учета знаний учащихся. Специфика уроков русского языка в школах разных типов (гимназиях, лицеях, ПТУ, вечерних, заочных школах, в школах с углубленным изучением русского языка, в классах коррекции). Подготовка учителя к уроку, ее основные этапы. Планирование материала по русскому языку. Виды планирования.
Методика изучения основных разделов школьного курса лингвистики
Методика фонетики, графики, орфоэпии
Значение, задачи и основные принципы изучения фонетики в школе. Содержание и структура курса фонетики. Трудности изучения фонетики в школе. Закономерности усвоения знаний по фонетике, их реализация при изучении других разделов школьного курса русского языка. Основные виды упражнений. Фонетический разбор и методика его проведения. Использование средств наглядности (в том числе звукотехники) на уроках фонетики. Формирование орфоэпических умений и навыков. Роль словарей в формировании у школьников орфоэпических умений.
Методика лексики и фразеологии
Значение, задачи, место и принципы изучения лексики как раздела школьного курса русского языка. Содержание раздела лексики. Затруднения учащихся в усвоении основных лексических понятий. Типичные лексические ошибки в речи учащихся. Методы и приемы изучения лексики. Виды лексических упражнений. Использование средспражнений. Использование СО и ТСО. Методика работы со словарями.
Методика словообразования
Значение, содержание, задачи и принципы изучения словообразования в школе. Осуществление внутрипредметных связей между изучением словообразования, частей речи, орфографии, стилистики и повышением уровня культуры речи. Трудности изучения данного раздела. Методы и приемы изучения словообразовательных понятий. Система упражнений. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор, этимологический анализ. Их задачи, методика проведения. Использование средств обучения, включая ТСО. Методика работы со словарями.
Методика грамматики Задачи изучения грамматики в школе. Познавательное и практическое значение грамматики как раздела школьной программы. Роль грамматики в формировании различных видов умений и навыков учащихся (речемыслительных, учебно-языковых, орфографических, пунктуационных), в предупреждении и преодолении грамматических ошибок, в обогащении речи учащихся. Осуществление внутрипредметных связей в изучении морфологии и синтаксиса, грамматики и культуры речи, грамматики и стилистики. Важнейшие этапы в развитии методики грамматики. Морфология как раздел школьной грамматики. Его значение, задачи, содержание, структура, принципы изучения. Основные понятия морфологии (части речи и их грамматические категории), закономерности усвоения их учащимися. Методика формирования понятия “части речи” в процессе изучения морфологии. Специфика в изучении знаменательных и служебных частей речи. Характер умений и навыков (учащихся), условия, этапы, методы и приемы их формирования. Морфологические упражнения. Морфологический разбор, его специфика, методы проведения. Методика работы со словарями и справочными пособиями. Использование средств наглядности. Синтаксис как раздел школьного курса грамматики. Его значение, задачи, содержание и принципы изучения в школе. Пропедевтическое и систематическое изучение синтаксиса. Особенности формирования синтаксических понятий и методика их изучения. Характер умений и навыков. Виды синтаксических упражнений. Синтаксический разбор, методика его проведения. Интонационно-смысловой анализ предложения и текста. Использование средств наглядности на уроках синтаксиса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|