I. Понятие описания как типа речи.
Задание: охарактеризовать признаки описания и его композиционную схему по книге Т.А. Ладыженской (гл. 6 II-го раздела) и статье О. Нечаевой «Лингвистические основы школьных сочинений типа описания, повествования, рассуждения» // РЯШ.- 1970.- №3. II. Недостатки школьных сочинений-описаний. III. Система обучения описаниям в школьных программах. Задание: проанализировать программы с точки зрения · объектов описания, · их последовательности освоения в 5-9 классах. IV. Система упражнений в учебных комплексах по обучению описаниям. Задание: проанализировать § 58, § 103 в учебнике 5 кл. под ред. Н.М. Шанского; § 103, 104, 108, 109 - в учебнике 5 кл.;§ 64, 65, 66 - в учебнике 6 кл. под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта; § 22 и упр. 92-105 – в учебнике для 10-11 кл. В.В. Бабайцевой. V. Пути введения понятия описания как типа речи в V кл. Задание: разработать конспект первого урока по обучению описанию.
Дополнительная литература
1. Астафурова А.П., Рыжик Т.А. Уроки знакомства с описанием // РЯШ.- 1971.- № 6.- С. 46-53. 2. Вершинина Г.Б. Музыка на уроках обучения описанию //РЯШ.- 1990.- № 3.
VI. Методика работы над описанием предмета в 5 классе. Задания: 1.Проанализируйте упр. §59, а также упр. 323 в учебнике для 5 класса; упр. 391 – в учебнике для 6 кл. под ред. Н.М. Шанского. 2.Разработать конспект урока. Литература 1. Новикова Л.И. Матрешка. Описание игрушки: культуроведческий аспект// Русская словесность.- 2003.- №5.
VII. Методика работы над описанием животного в 5 классе. Задания: 1. Проанализировать $ 103 в учебнике для 5 класса под ред. Н.М. Шанского.
2.Разработать конспект урока по учебному кинофильму «История маленького рысенка». Литература
1. Прессман Л.П. ТСО на уроках русского языка: Пособие для учителей.- М.-1976. 2. Волкова Т.Н. Сочинение по кинофильму «История маленького рысенка»// РЯШ.- 1978.- №5.
VIII. Методика работы над описанием природы. Задания: 1.Проанализировать упр. в§ 55, 56, 66 в учебнике для 6 класса под ред. Н.М. Шанского. 2.Разработать конспект урока сочинения по картине (по выбору). Литература 1. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. М.: Просвещение.- 1983. 2.Тамбовкина Т.И., Тамбовкин Ю.Ф. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»// РЯШ.- 1974.- № 6.- С. 41-43. 3.Латюк Л.А. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» // РЯШ.- 1973.- № 4. – С.44 - 47. 4. Крупина С.Н.Сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь» в 5 классе // Русская словесность.-2001.-№6.- C.53 - 54. 5. Сергеева Н.Н. Работа по картине с точки зрения современных представлений о типах речи// РЯШ.- 1979.- № 6. 6. Волкова Т.Н. Сочинение по кинофильму «Лесное озеро»// РЯШ.- 1979.- №5.
IX. Методика работы над описанием помещения. Задания: 1. Охарактеризуйте виды заданий по обучению описанию интерьера (обратите внимание на развитие умения составлять сложный план) в $ 32, 35 учебника для 6 класса под ред. Н М Шанского. 2. Разработать конспект урока.
Литература
1. Новожилова Ф.А. Работа над описанием интерьера в 5(6) классе// РЯШ.- 1972.- № 5.- С.60-65.
X. Обучение описанию внешности человека. Задание: проанализировать §13, упр.129,130,145,146 в учебнике для 7 класса под ред. Н.М.Шанского.
Литература
1. Ходякова Л.А. Подготовка к сочинению-описанию внешности. (Детские портреты кисти В.А. Серова)// РЯШ.- 1993.- №5. 2. Ладыженский Т.А., Ивченков П.Ф. Работа над портретом в 6 классе // РЯШ.-1972.-№ 4.- С.67-70.
XI. Обучение описанию действий человека в спорте, труде. Задания: 1.Проанализировать §39 учебника для 7 класса под ред. Н. М. Шанского. 2.Разработать конспект урока по картине С. Григорьева «Вратарь» или по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».
Литература 1. Равенский Ю.И. Описание действий и трудовых процессов// РЯШ.- 1972.- №5.
XII. Методика обучения описанию скульптурных произведений. Задание: разработать урок по учебному кинофильму «Памятник».
Литература 1. Турик П.В. Подготовка к сочинению-описанию скульптуры// РЯШ.-1983.- № 6. 2. Гапоненко П.А. Работа над сочинением – описанием памятника // РЯШ.-1993.- № 1.- С.9 – 14.
Практическое занятие №11 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ-ПОВЕСТВОВАНИЯМ План
I. Понятие о повествовательном типе речи. Разновидности повествования. Композиция рассказа. Задания: 1. Изучить материал VII главы книги Т.А. Ладыженской «Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 5-9 классах». 2. Сопоставить характеристики понятия повествовательного типа речи в различных учебниках для V класса. 3. Охарактеризовать композиционные формы повествований. 4.Требования к планам (соответствие плана теме сочинения и его основной мысли, логичность изложения, отражение композиции определенного типа речи, стилистическая ориентированность).
II. Система обучения высказываниям повествовательного типа в школьных программах. Задание: проанализировать систему работы по обучению высказываниям повествовательного типа в 5-9 классах по речеведческой части разных программ, сопоставить их с точки зрения содержания и последовательности формирования соответствующих умений. III. Недостатки школьных сочинений повествовательного типа. IV. Методика работы над рассказами о случаях из жизни автора. Задания: 1. Охарактеризовать различные методические пути введения понятия о повествовательном типе речи и его композиционной схеме. 2. Проанализировать учебные материалы в соответствующих комплексах: § 108,113 в учебнике для V кл. под ред. Н.М. Шанского.; § 61,62,63,66 – для VI кл. под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта; § 17 – для V кл., § 7 – для VI кл. в учебнике Е.И. Никитиной «Русская речь». 3. Охарактеризовать роль рисунков в учебниках в обучении повествованию. 4. Разработать конспект урока на тему «Повествовательный тип речи». V.Методика проведения урока развития связной речи – подготовки к сочинению – повествованию по картине.
Задание: разработать конспект урока по картине, предполагающей обращение к повествовательному типу речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|