Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Понятие описания как типа речи.




Задание: охарактеризовать признаки описания и его композиционную схему по книге Т.А. Ладыженской (гл. 6 II-го раздела) и статье О. Нечаевой «Лингвистические основы школьных сочинений типа описания, повествования, рассуждения» // РЯШ.- 1970.- №3.

II. Недостатки школьных сочинений-описаний.

III. Система обучения описаниям в школьных программах.

Задание: проанализировать программы с точки зрения

· объектов описания,

· их последовательности освоения в 5-9 классах.

IV. Система упражнений в учебных комплексах по обучению описаниям.

Задание: проанализировать § 58, § 103 в учебнике 5 кл. под ред. Н.М. Шанского; § 103, 104, 108, 109 - в учебнике 5 кл.;§ 64, 65, 66 - в учебнике 6 кл. под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта; § 22 и упр. 92-105 – в учебнике для 10-11 кл. В.В. Бабайцевой.

V. Пути введения понятия описания как типа речи в V кл.

Задание: разработать конспект первого урока по обучению описанию.

 

Дополнительная литература

 

1. Астафурова А.П., Рыжик Т.А. Уроки знакомства с описанием // РЯШ.- 1971.- № 6.- С. 46-53.

2. Вершинина Г.Б. Музыка на уроках обучения описанию //РЯШ.- 1990.- № 3.

 

VI. Методика работы над описанием предмета в 5 классе.

Задания:

1.Проанализируйте упр. §59, а также упр. 323 в учебнике для 5 класса; упр. 391 – в учебнике для 6 кл. под ред. Н.М. Шанского.

2.Разработать конспект урока.

Литература

1. Новикова Л.И. Матрешка. Описание игрушки: культуроведческий аспект// Русская словесность.- 2003.- №5.

 

VII. Методика работы над описанием животного в 5 классе.

Задания:

1. Проанализировать $ 103 в учебнике для 5 класса под ред. Н.М. Шанского.

 

2.Разработать конспект урока по учебному кинофильму «История маленького рысенка».

Литература

1. Прессман Л.П. ТСО на уроках русского языка: Пособие для учителей.- М.-1976.

2. Волкова Т.Н. Сочинение по кинофильму «История маленького рысенка»// РЯШ.- 1978.- №5.

 

VIII. Методика работы над описанием природы.

Задания:

1.Проанализировать упр. в§ 55, 56, 66 в учебнике для 6 класса под ред. Н.М. Шанского.

2.Разработать конспект урока сочинения по картине (по выбору).

Литература

1. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. М.: Просвещение.- 1983.

2.Тамбовкина Т.И., Тамбовкин Ю.Ф. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»// РЯШ.- 1974.- № 6.- С. 41-43.

3.Латюк Л.А. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» // РЯШ.- 1973.- № 4. – С.44 - 47.

4. Крупина С.Н.Сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь» в 5 классе // Русская словесность.-2001.-№6.- C.53 - 54.

5. Сергеева Н.Н. Работа по картине с точки зрения современных представлений о типах речи// РЯШ.- 1979.- № 6.

6. Волкова Т.Н. Сочинение по кинофильму «Лесное озеро»// РЯШ.- 1979.- №5.

 

IX. Методика работы над описанием помещения.

Задания:

1. Охарактеризуйте виды заданий по обучению описанию интерьера (обратите внимание на развитие умения составлять сложный план) в $ 32, 35 учебника для 6 класса под ред. Н М Шанского.

2. Разработать конспект урока.

 

Литература

 

1. Новожилова Ф.А. Работа над описанием интерьера в 5(6) классе// РЯШ.- 1972.- № 5.- С.60-65.

 

X. Обучение описанию внешности человека.

Задание: проанализировать §13, упр.129,130,145,146 в учебнике для 7 класса под ред. Н.М.Шанского.

 

Литература

 

1. Ходякова Л.А. Подготовка к сочинению-описанию внешности. (Детские портреты кисти В.А. Серова)// РЯШ.- 1993.- №5.

2. Ладыженский Т.А., Ивченков П.Ф. Работа над портретом в 6 классе // РЯШ.-1972.-№ 4.- С.67-70.

 

XI. Обучение описанию действий человека в спорте, труде.

Задания:

1.Проанализировать §39 учебника для 7 класса под ред. Н. М. Шанского.

2.Разработать конспект урока по картине С. Григорьева «Вратарь» или по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

 

Литература

1. Равенский Ю.И. Описание действий и трудовых процессов// РЯШ.- 1972.- №5.

 

XII. Методика обучения описанию скульптурных произведений.

Задание: разработать урок по учебному кинофильму «Памятник».

 

Литература

1. Турик П.В. Подготовка к сочинению-описанию скульптуры// РЯШ.-1983.- № 6.

2. Гапоненко П.А. Работа над сочинением – описанием памятника // РЯШ.-1993.- № 1.- С.9 – 14.

 

Практическое занятие №11

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ-ПОВЕСТВОВАНИЯМ

План

 

I. Понятие о повествовательном типе речи. Разновидности повествования. Композиция рассказа.

Задания:

1. Изучить материал VII главы книги Т.А. Ладыженской «Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 5-9 классах».

2. Сопоставить характеристики понятия повествовательного типа речи в различных учебниках для V класса.

3. Охарактеризовать композиционные формы повествований.

4.Требования к планам (соответствие плана теме сочинения и его основной мысли, логичность изложения, отражение композиции определенного типа речи, стилистическая ориентированность).

 

II. Система обучения высказываниям повествовательного типа в школьных программах.

Задание: проанализировать систему работы по обучению высказываниям повествовательного типа в 5-9 классах по речеведческой части разных программ, сопоставить их с точки зрения содержания и последовательности формирования соответствующих умений.

III. Недостатки школьных сочинений повествовательного типа.

IV. Методика работы над рассказами о случаях из жизни автора.

Задания:

1. Охарактеризовать различные методические пути введения понятия о повествовательном типе речи и его композиционной схеме.

2. Проанализировать учебные материалы в соответствующих комплексах: § 108,113 в учебнике для V кл. под ред. Н.М. Шанского.; § 61,62,63,66 – для VI кл. под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта; § 17 – для V кл., § 7 – для VI кл. в учебнике Е.И. Никитиной «Русская речь».

3. Охарактеризовать роль рисунков в учебниках в обучении повествованию.

4. Разработать конспект урока на тему «Повествовательный тип речи».

V.Методика проведения урока развития связной речи – подготовки к сочинению – повествованию по картине.

Задание: разработать конспект урока по картине, предполагающей обращение к повествовательному типу речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...