Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ действующих программ по русскому языку




 

План

 

I.История создания программ.

Задание:

По учебнику А.В. Текучева (с.16-22) и учебнику Е.И. Литневской (с.13-18) определить основные этапы в истории создания программ.

II. Действующие программы по русскому языку в школах с русским языком как родным.

Задания:

1. Цели и задачи обучения русскому языку в школе. Сопоставить их по «Объяснительным запискам» программ.

2. По «Объяснительным запискам» программ выяснить, как в них реализуются общедидактические принципы. Особое внимание следует обратить на принципы научности, доступности, преемственности и перспективности в обучении русскому языку.

3. Принципы построения программ. Охарактеризовать общедидактические и методические принципы отбора материала. Для этого следует изучить, кроме «Программ…», § 10-11 «Методики преподавания русского языка» (под ред. М.Т. Баранова, с. 62-70). Линейно-ступенчатый принцип в подаче материала. (Подготовить примеры его реализации по школьным программам).

4. Содержание обучения русскому языку.

Выяснить по программам:

· по объяснительной записке три основные содержательные линии, связанные с формированием основных компетенций; на конкретном разделе показать их взаимосвязь;

· объем теоретических знаний о русском языке и последовательность их изучения;

· распределение материала по классам;

· соотношение между усвоением знаний и формированием и развитием умений и навыков;

· характеристику металингвистических, лингвокреативных, информационно-коммуникативных умений (по статье Гац И.Ю. Лингвистическая подготовка школьников в современной языковой ситуации // РЯШ. – 2012. - №3.- С.9);

· речевую часть программы.

5. Особенности различных программ: «Изучение курса русского языка по стабильным учебникам», «Изучение курса по параллельным учебным комплексам» под ред. В.В. Бабайцевой, «Учебный комплекс» под ред. М.М. Разумовской.

6. Особенности построения программы по русскому языку в образовательной системе «Школа 2100».

7. Требования стандарта к результатам обучения русскому языку.

Задание: по программе по русскому языку охарактеризовать личностные результаты, метапредметные и предметные.

III. Программа по русскому языку для национальных школ.

Задание.

Проанализировать ее и сопоставить с вышеуказанными программами.

Особое внимание следует обратить на учет особенностей родного языка учащихся в процессе усвоения русского.

IV. Программа по русскому языку для вечерних (сменных) школ.

Задание:

Выяснить ее особенности в сопоставлении с программами для дневных школ.

V. Программа по русскому языку для компенсирующих классов.

Задание: по объяснительной записке выяснить ее особенности.

VI. Программы для углубленного изучения русского языка.

Задание: выяснить особенности программы Ю.С.Пичугова и др. для 8 – 11 классов в сопоставлении с программами для других общеобразовательных учреждений.

 

Основная литература

1. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для пединститутов. — М., 1980.- С. 16-22.

2. Объяснительные записки к учебным программам.

3. Литневская Е.И. и др. Методика…, с.44 – 54.

3. Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с.30 – 43.

 

Дополнительная литература.

1.Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку, с.42 – 45.

2.Зимняя И.А. Ключевые компетентности – новая парадигма результата образования. (Интернет–ресурс) http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

3.Львова С.И. Усиление метапредметного статуса курса русского (родного) языка в современной системе школьного образования// РЯШ. – 2013.- №6.- С. 3-8.

4. Соколова Г.П. Речевое, интеллектуальное и нравственное развитие на уроках русского языка // РЯШ. – 1989.- №3.- С.3-10.

 

Практическое занятие № 3

Анализ школьных учебников

План

1.Функции учебников по русскому языку.

2. Авторские коллективы учебных комплексов для 5 – 7, 8 – 9, 10 – 11 классов.

3. Назначение форзацев и нахзацев в учебниках.

4. Характер условных обозначений, их мотивированность, целесообразность.

5. Наличие и назначение справочных материалов, словариков, приложений, рисунков, репродукций картин, фотографий.

Задание: сопоставьте планы языкового анализа в различных учебниках, особенное внимание обратите на планы фонетического разбора и синтаксического анализа простого предложения.

6. Строение разделов, наличие материалов для повторения, обобщения изученного и контроля за его усвоением.

7. Строение параграфа как структурной единицы учебника.

8. Соотношение индуктивного и дедуктивного подходов в подаче материалов для объяснения теоретических понятий и правил.

9. Система упражнений: последовательность, увеличение сложности, соотношение письменных и устных упражнений, с образцами выполнения и без них, аналитических и синтетических.

Задания:

приведите примеры заданий, формирующих языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую компетенции учащихся;

пронаблюдайте на конкретном материале реализацию принципа минимакса в учебниках, созданных под научным руководством А.А. Леонтьева.

(Справка: на сайте «Образовательная система «Школа 2100» http://www.school2100.ru/ дается следующий комментарий:

согласно дидактическому принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум).

10. Словарная работа в системе изучения различных разделов.

Задание: приведите примеры различных способов включения в учебник словарной работы.

11.Реализация работы по развитию связной речи учащихся.

Задание: охарактеризуйте по одному из учебников материалы, направленные на овладение учащимися различными видами речевой деятельности.

12.Объем теоретического материала в различных комплексах.

Задание: по программам и таблице 1 на с.48-49 учебного пособия Е.И.Литневской и др. «Методика…» сопоставьте объем теоретической части курса в различных комплексах. Отметьте совпадающий и несовпадающий материал с точки зрения объема и места в системе курса.

13.Система изучения нового материала в 5 – 7 классах.

Задание: по данной таблице определите, какова последовательность изучения нового материала в 5 – 7 классах по различным учебным комплексам.

Отметьте, где происходит совпадение в изучении материала и где наблюдается несовпадение. Охарактеризуйте отличительную особенность в изучении морфологии по четвертому комплексу.

Класс I комплекс (под ред. Н.М. Шанского) II комплекс (под ред В.В. Бабайцевой) III комплекс (под ред. М.М. Разумовской) IV комплекс (под научн. ред. А.А. Леонтьева)
V Синтаксис, пункт. Синтаксис, пункт. Синтаксис, пункт. Повторение и углубление курса начальной школы
  Фонетика Фонетика Лексика. Словообр. Слово и его звуковая оболочка
  Лексика Морфемика Существительное Слово и его лексическое значение
  Морфемика Лексика Прилагательное Грамматическое значение слова
  Существительное   Глагол Слово в предложении
  Прилагательное     Знаменательные слова
        Слова со значением предмета
    Существительное   Существительное
        Местоимения-существительные
        Слова со значением «действие предмета»
  Глагол     Глагол
VI Лексика, фразеология Глагол Словообразование Слово в языке и речи
  Словообразование Прилагательное Существительное Лексическое богатство русского языка
  Существительное Числительное Прилагательное Имя существительное
  Прилагательное Наречие Глагол Местоимение
  Числительное   Причастие Глагол
  Местоимение   Деепричастие Простое и сложное предложение
  Глагол   Числительное Знаменательные слова
    Местоимение Местоимение Слова со значением «количество предметов»
        Количественные и собирательные числительные
        Слова со значением «признак предмета»
        Имя прилагательное
        Порядковое числительное
        Местоимения-прилагательные
        Причастие
VII Причастие Причастие   Текст
  Деепричастие     Простое и сложное предложение
        Части речи (повторение)
        Знаменательные слова
        Слова со значением «Признак действия» и «Признак другого действия»
      Наречие Наречие
        Слова со значением «состояние»
        Слова категории состояния
        Слова со значением «добавочное действие»
    Деепричастие   Деепричастие
  Служебн.части речи Служебн. части речи Служебн.части речи Служебные части речи
  Междометия Междометия Междометия Междометия

Литература

 

1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку, с.50 – 62.

2. Литневская Е.И. и др. Методика преподавания русского языка в средней школе, с.46 – 65.

 

 

 

Практическое занятие №4

Использование наглядности на уроках русского языка

 

Литература

 

1. Текучев А.В. Методика русского языка, с. 90-102.

2. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка, с. 84-97.

3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение.- 1984.

4. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.- 1991.

 

План

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...