Анализ действующих программ по русскому языку
План
I.История создания программ. Задание: По учебнику А.В. Текучева (с.16-22) и учебнику Е.И. Литневской (с.13-18) определить основные этапы в истории создания программ. II. Действующие программы по русскому языку в школах с русским языком как родным. Задания: 1. Цели и задачи обучения русскому языку в школе. Сопоставить их по «Объяснительным запискам» программ. 2. По «Объяснительным запискам» программ выяснить, как в них реализуются общедидактические принципы. Особое внимание следует обратить на принципы научности, доступности, преемственности и перспективности в обучении русскому языку. 3. Принципы построения программ. Охарактеризовать общедидактические и методические принципы отбора материала. Для этого следует изучить, кроме «Программ…», § 10-11 «Методики преподавания русского языка» (под ред. М.Т. Баранова, с. 62-70). Линейно-ступенчатый принцип в подаче материала. (Подготовить примеры его реализации по школьным программам). 4. Содержание обучения русскому языку. Выяснить по программам: · по объяснительной записке три основные содержательные линии, связанные с формированием основных компетенций; на конкретном разделе показать их взаимосвязь; · объем теоретических знаний о русском языке и последовательность их изучения; · распределение материала по классам; · соотношение между усвоением знаний и формированием и развитием умений и навыков; · характеристику металингвистических, лингвокреативных, информационно-коммуникативных умений (по статье Гац И.Ю. Лингвистическая подготовка школьников в современной языковой ситуации // РЯШ. – 2012. - №3.- С.9); · речевую часть программы. 5. Особенности различных программ: «Изучение курса русского языка по стабильным учебникам», «Изучение курса по параллельным учебным комплексам» под ред. В.В. Бабайцевой, «Учебный комплекс» под ред. М.М. Разумовской.
6. Особенности построения программы по русскому языку в образовательной системе «Школа 2100». 7. Требования стандарта к результатам обучения русскому языку. Задание: по программе по русскому языку охарактеризовать личностные результаты, метапредметные и предметные. III. Программа по русскому языку для национальных школ. Задание. Проанализировать ее и сопоставить с вышеуказанными программами. Особое внимание следует обратить на учет особенностей родного языка учащихся в процессе усвоения русского. IV. Программа по русскому языку для вечерних (сменных) школ. Задание: Выяснить ее особенности в сопоставлении с программами для дневных школ. V. Программа по русскому языку для компенсирующих классов. Задание: по объяснительной записке выяснить ее особенности. VI. Программы для углубленного изучения русского языка. Задание: выяснить особенности программы Ю.С.Пичугова и др. для 8 – 11 классов в сопоставлении с программами для других общеобразовательных учреждений.
Основная литература 1. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для пединститутов. — М., 1980.- С. 16-22. 2. Объяснительные записки к учебным программам. 3. Литневская Е.И. и др. Методика…, с.44 – 54. 3. Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с.30 – 43.
Дополнительная литература. 1.Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку, с.42 – 45. 2.Зимняя И.А. Ключевые компетентности – новая парадигма результата образования. (Интернет–ресурс) http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm 3.Львова С.И. Усиление метапредметного статуса курса русского (родного) языка в современной системе школьного образования// РЯШ. – 2013.- №6.- С. 3-8. 4. Соколова Г.П. Речевое, интеллектуальное и нравственное развитие на уроках русского языка // РЯШ. – 1989.- №3.- С.3-10.
Практическое занятие № 3 Анализ школьных учебников План 1.Функции учебников по русскому языку. 2. Авторские коллективы учебных комплексов для 5 – 7, 8 – 9, 10 – 11 классов. 3. Назначение форзацев и нахзацев в учебниках. 4. Характер условных обозначений, их мотивированность, целесообразность. 5. Наличие и назначение справочных материалов, словариков, приложений, рисунков, репродукций картин, фотографий. Задание: сопоставьте планы языкового анализа в различных учебниках, особенное внимание обратите на планы фонетического разбора и синтаксического анализа простого предложения. 6. Строение разделов, наличие материалов для повторения, обобщения изученного и контроля за его усвоением. 7. Строение параграфа как структурной единицы учебника. 8. Соотношение индуктивного и дедуктивного подходов в подаче материалов для объяснения теоретических понятий и правил. 9. Система упражнений: последовательность, увеличение сложности, соотношение письменных и устных упражнений, с образцами выполнения и без них, аналитических и синтетических. Задания: приведите примеры заданий, формирующих языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую компетенции учащихся; пронаблюдайте на конкретном материале реализацию принципа минимакса в учебниках, созданных под научным руководством А.А. Леонтьева. (Справка: на сайте «Образовательная система «Школа 2100» http://www.school2100.ru/ дается следующий комментарий: согласно дидактическому принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум). 10. Словарная работа в системе изучения различных разделов. Задание: приведите примеры различных способов включения в учебник словарной работы.
11.Реализация работы по развитию связной речи учащихся. Задание: охарактеризуйте по одному из учебников материалы, направленные на овладение учащимися различными видами речевой деятельности. 12.Объем теоретического материала в различных комплексах. Задание: по программам и таблице 1 на с.48-49 учебного пособия Е.И.Литневской и др. «Методика…» сопоставьте объем теоретической части курса в различных комплексах. Отметьте совпадающий и несовпадающий материал с точки зрения объема и места в системе курса. 13.Система изучения нового материала в 5 – 7 классах. Задание: по данной таблице определите, какова последовательность изучения нового материала в 5 – 7 классах по различным учебным комплексам. Отметьте, где происходит совпадение в изучении материала и где наблюдается несовпадение. Охарактеризуйте отличительную особенность в изучении морфологии по четвертому комплексу.
Литература
1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку, с.50 – 62. 2. Литневская Е.И. и др. Методика преподавания русского языка в средней школе, с.46 – 65.
Практическое занятие №4 Использование наглядности на уроках русского языка
Литература
1. Текучев А.В. Методика русского языка, с. 90-102. 2. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка, с. 84-97. 3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение.- 1984. 4. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.- 1991.
План
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|