Методика введения понятия текста на уроках русского языка в V классе.
Задания: 1. Сопоставить определения текста в учебниках различных авторов для 5 класса; 2. Охарактеризовать систему упражнений, направленных на формирование понятия «текст», в различных учебных комплексах. 3. Разработать конспект урока в 5 классе по теме «Текст».
Методика проведения комплексного анализа текста. Определить соотношение лингвистического, лингвостилистического, филологического, лингвоэстетического, герменевтического, концептуального анализов с комплексным.
Задания: 1. По указанным монографиям и статьям сопоставить различные подходы методистов к проведению анализа текста; определить логику проведения анализов различных видов. 2. Сопоставить предлагаемые в учебниках и пособиях планы комплексного анализа текста. 3. Отметить особенности анализа текста в егэ по русскому языку.
Литература 1.Гаспаров М.Л. О русской поэзии.- С.-Петербург: Изд. «Азбука».-2001.-С.13 – 15. 2.Княжицкий А. Да здравствует интерпретация! // Русская словесность.-2002.- №2. 3.Литневская Е.И. и др. Методика …, с.531 - 550,567 – 570. 4.Лойченко А.Б. Комплексный анализ текста на уроке по теме «глагольные категории» // РЯШ.-2000.- №1. 5.Никитина Е.И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста// РЯШ.-2001.- №4.- С.19-26. 6.Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // РЯШ.-1993.- №3.- С.3-10. 7.Пахнова Т.М. От текста к слову // Русская словесность 1999.- №6. 8.Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // РЯШ. – 2000.- №4.- С.3-11. 9.Сидоренков В.А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроке русского языка // РЯШ. – 1997.- №2. 10.Школьные учебные комплекты по русскому языку. 11.Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с.238 – 247.
12.Воителева Т.М. Теория и практика обучения русскому языку, с.227 -234.
Практическое занятие № 7. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ План
I. Психологические основы системы развития связной речи учащихся. Задание: повторить теорию речевой деятельности и теорию планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.
II. Лингвистические основы развития связной речи. Задание: проанализировать по программам речеведческие понятия, лежащие в основе развития связной речи.
III. Система формирования коммуникативных умений и их развитие в процессе обучения высказываниям определенного типа и стиля речи. Задание: 1. Изучить соответствующий материал по книге Ладыженской Т.А. «Система обучения сочинениям на уроках русского языка» (раздел «Введение»). 2. Проанализировать программы развития связной речи с точки зрения последовательности в работе по формированию коммуникативных умений и их развитию в процессе обучения сочинениям разных типов в 5-9 классах.
Дополнительная литература
1. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика. 2. Капинос В.И. Речеведческие понятия: их специфика и функция в школьном курсе русского языка // РЯШ.- 1988.- №1.-С.29 – 38. 3. Литневская Е.И. и др. Методика…, с.544 -550,563 – 570.
Практическое занятие № 8 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОСМЫСЛИВАТЬ И РАСКРЫВАТЬ ТЕМУ И ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ План
I.Система формирования и развития коммуникативных умений в процессе обучения высказываниям определенного типа и стиля речи.
II. Понятие темы и основной мысли высказывания в школьных учебниках (см. § 6, 7 в учебнике «Русская речь» Никитиной Е.И. для 5 кл. и § 18, 23 в учебнике 5 кл. и $ 14 в учебнике 6 кл. учебного комплекса под ред М.Т.Баранова). III. Типичные недочеты сочинений с точки зрения раскрытия основной мысли высказывания.
IV. Этапы работы над умением ориентироваться в границах темы и выделения и раскрытия основной мысли высказывания. V. Виды упражнений по осмыслению темы высказываний. Задание: охарактеризовать виды заданий в учебнике для 5 кл. под ред. Н.М. Шанского § 18, упр. 80, 81 и для 6 кл. – упр. 57, 59, 216, 234, 258 и др. VI. Виды упражнений по раскрытию главной мысли текста. Задание: проанализировать § 7 в учебнике «Русская речь» Е.И. Никитиной для 5 кл. и § 23 в учебнике для 5 кл. под ред. Н.М. Шанского, а также в нем упр. 115, 116, 117, 118 и др. VII. Разработать конспект урока на тему: «Главная мысль высказывания». Литература
1. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 5-9 кл., разд.I, главы I-II. 2. Баранов М.Т. и др. Методика…, с.264-290. 3. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика.- М.- 1991.
Дополнительная литература
1.Айзерман Л.С. Основная мысль// РЯШ.- 1975.- № 5-6. 2.Пленкин Н.А. Идея – ведущее начало сочинения// РЯШ.- 1975.- №3.
Практическое занятие №9 Формирование и развитие умения собирать материал и его систематизировать План 1.Источники для наблюдений и собирания материала для сочинения. 2.Собирание материала по картине. 3.Собирание материала на основе личных наблюдений над действительностью. 4.Собирание материала по книге. 5.Способы фиксации собранного материала. 6.Виды планов, требования к их составлению и оформлению. 7.Упражнения по обучению составлять планы.
Задания. · Проанализируйте упражнения учебников, дополните список различных видов заданий по составлению планов: · определить по готовому плану тему высказывания; · систематизировать собранный материал, составить план сочинения; · проанализировать план с точки зрения отражения в нем основной мысли; · устранить несоответствие плана содержанию сочинения; · составить план, в заголовках которого отражалась бы основная мысль сочинения; · устранить непоследовательность в плане; · устранить ошибки в оформлении плана; · самостоятельно составить план сочинения.
1.Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 5-9 кл., разд.I, главы III - IV.
2. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика.- М.- 1991.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ-ОПИСАНИЯМ План
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|