Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика введения понятия текста на уроках русского языка в V классе.




 

Задания:

1. Сопоставить определения текста в учебниках различных авторов для 5 класса;

2. Охарактеризовать систему упражнений, направленных на формирование понятия «текст», в различных учебных комплексах.

3. Разработать конспект урока в 5 классе по теме «Текст».

 

Методика проведения комплексного анализа текста.

Определить соотношение лингвистического, лингвостилистического,

филологического, лингвоэстетического, герменевтического, концептуального анализов с комплексным.

 

Задания:

1. По указанным монографиям и статьям сопоставить различные подходы методистов к проведению анализа текста; определить логику проведения анализов различных видов.

2. Сопоставить предлагаемые в учебниках и пособиях планы комплексного анализа текста.

3. Отметить особенности анализа текста в егэ по русскому языку.

 

Литература

1.Гаспаров М.Л. О русской поэзии.- С.-Петербург: Изд. «Азбука».-2001.-С.13 – 15.

2.Княжицкий А. Да здравствует интерпретация! // Русская словесность.-2002.- №2.

3.Литневская Е.И. и др. Методика …, с.531 - 550,567 – 570.

4.Лойченко А.Б. Комплексный анализ текста на уроке по теме «глагольные категории» // РЯШ.-2000.- №1.

5.Никитина Е.И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста// РЯШ.-2001.- №4.- С.19-26.

6.Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // РЯШ.-1993.- №3.- С.3-10.

7.Пахнова Т.М. От текста к слову // Русская словесность 1999.- №6.

8.Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // РЯШ. – 2000.- №4.- С.3-11.

9.Сидоренков В.А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроке русского языка // РЯШ. – 1997.- №2.

10.Школьные учебные комплекты по русскому языку.

11.Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с.238 – 247.

12.Воителева Т.М. Теория и практика обучения русскому языку, с.227 -234.

 

Практическое занятие № 7.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

План

 

I. Психологические основы системы развития связной речи учащихся.

Задание: повторить теорию речевой деятельности и теорию планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.

 

II. Лингвистические основы развития связной речи.

Задание: проанализировать по программам речеведческие понятия, лежащие в основе развития связной речи.

 

III. Система формирования коммуникативных умений и их развитие в процессе обучения высказываниям определенного типа и стиля речи.

Задание:

1. Изучить соответствующий материал по книге Ладыженской Т.А. «Система обучения сочинениям на уроках русского языка» (раздел «Введение»).

2. Проанализировать программы развития связной речи с точки зрения последовательности в работе по формированию коммуникативных умений и их развитию в процессе обучения сочинениям разных типов в 5-9 классах.

 

Дополнительная литература

 

1. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика.

2. Капинос В.И. Речеведческие понятия: их специфика и функция в школьном курсе русского языка // РЯШ.- 1988.- №1.-С.29 – 38.

3. Литневская Е.И. и др. Методика…, с.544 -550,563 – 570.

 

Практическое занятие № 8

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОСМЫСЛИВАТЬ И РАСКРЫВАТЬ ТЕМУ И ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

План

 

I.Система формирования и развития коммуникативных умений в процессе обучения высказываниям определенного типа и стиля речи.

 

II. Понятие темы и основной мысли высказывания в школьных учебниках (см. § 6, 7 в учебнике «Русская речь» Никитиной Е.И. для 5 кл. и § 18, 23 в учебнике 5 кл. и $ 14 в учебнике 6 кл. учебного комплекса под ред М.Т.Баранова).

III. Типичные недочеты сочинений с точки зрения раскрытия основной мысли высказывания.

IV. Этапы работы над умением ориентироваться в границах темы и выделения и раскрытия основной мысли высказывания.

V. Виды упражнений по осмыслению темы высказываний.

Задание: охарактеризовать виды заданий в учебнике для 5 кл. под ред. Н.М. Шанского § 18, упр. 80, 81 и для 6 кл. – упр. 57, 59, 216, 234, 258 и др.

VI. Виды упражнений по раскрытию главной мысли текста.

Задание: проанализировать § 7 в учебнике «Русская речь» Е.И. Никитиной для 5 кл. и § 23 в учебнике для 5 кл. под ред. Н.М. Шанского, а также в нем упр. 115, 116, 117, 118 и др.

VII. Разработать конспект урока на тему: «Главная мысль высказывания».

Литература

 

1. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 5-9 кл., разд.I, главы I-II.

2. Баранов М.Т. и др. Методика…, с.264-290.

3. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика.- М.- 1991.

 

Дополнительная литература

 

1.Айзерман Л.С. Основная мысль// РЯШ.- 1975.- № 5-6.

2.Пленкин Н.А. Идея – ведущее начало сочинения// РЯШ.- 1975.- №3.

 

Практическое занятие №9

Формирование и развитие умения собирать материал и его систематизировать

План

1.Источники для наблюдений и собирания материала для сочинения.

2.Собирание материала по картине.

3.Собирание материала на основе личных наблюдений над действительностью.

4.Собирание материала по книге.

5.Способы фиксации собранного материала.

6.Виды планов, требования к их составлению и оформлению.

7.Упражнения по обучению составлять планы.

 

Задания.

· Проанализируйте упражнения учебников, дополните список различных видов заданий по составлению планов:

· определить по готовому плану тему высказывания;

· систематизировать собранный материал, составить план со­чинения;

· проанализировать план с точки зрения отражения в нем основной мысли;

· устранить несоответствие плана содержанию сочинения;

· составить план, в заголовках которого отражалась бы основная мысль сочинения;

· устранить непоследовательность в плане;

· устранить ошибки в оформлении плана;

· самостоятельно составить план сочинения.


Литература

 

1.Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 5-9 кл., разд.I, главы III - IV.

2. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика.- М.- 1991.

 


Практическое занятие №10

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ-ОПИСАНИЯМ

План

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...