Методика изучения стилистики, формирования и развития стилистических умений
План
1. Лингвистические основы содержания обучения стилистике. 2. Пути формирования и развития стилистических умений. 3. Виды стилистических упражнений. 4. Методика стилистического анализа текста. 5. Развитие коммуникативной компетенции в процессе овладения стилистикой. Литература
1. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистики в средней школе. – М.: Просвещение.- 1987. 2. Русецкий В.Ф. Стилистический разбор текста на уроке русского языка//Русская словесность. – 2001. - №5. 3. Литневская Е.И. и др. Методика…, с.524 – 530. 4. Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с.248 – 282.
Дополнительная литература
1. Иконникова С.Н. Стилистика в курсе русского языка (7-8 кл.). – М.: Просвещение.- 1979. 2. Кузнецова Л.М., Голованова А.И. О формировании стилистических умений в процессе подготовки к сочинению// РЯШ.- 1980.- №4.- С.31-37. Задание для самостоятельной работы Сопоставьте по учебным пособиям предлагаемые разными авторами схемы проведения стилистического разбора. Выберите наиболее, на ваш взгляд, целесообразный вариант.
ЛЕКЦИЯ № 13 Психологические и лингвистические основы развития связной речи
План 1. Основы речевой деятельности. Формирования умений, связанных с разными видами речевой деятельности. Обучение аудированию и чтению. 2. Основные направления в развитии речи учащихся. 3. Принципы работы по развитию речи. 4. Методы развития речи учащихся. 5. Речеведческие понятия текста как основа обучения связным высказываниям. 6. Введение понятия текста в 5 классе. 7. Типология упражнений с точки зрения речевой направленности.
Литература 1. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Лад ыженской. – М.- 1980.
2. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // РЯШ.- 1985.- №4.- С. 42-47. 3. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М.- 1991. 4. Лосева Л.М. Как строится текст. 5. Литневская Е.И. и др. Методика…, с.530 -550. 6. Глазков А.В. Трехуровневая модель анализа текста школе // РЯШ.- 2013.- №5.- С. 24-31. 7. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.- 1983. 8. Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников // РЯШ.- 2005.- №4.- С. 3-11. 9. Мишатина Н.Л. Лингвокультурологические задачи на уроках развития речи // РЯШ.- 2005.- №4.- С. 11-13. 10. Степанова Л.С. Работа над текстом на уроках русского языка и литературы в IX классе общеобразовательной школе // РЯШ.- 2004.-№1.- С. 24-30. 11. Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с 238 -246.
Дополнительная литература 1. Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система развития школьников // РЯШ.- 2005.- №4. 2. Капинос В.И. Речеведческие понятия: их специфика и функция в школьном курсе русского языка // РЯШ.- 1988.- № 1.- С.29 – 38. 3. Ипполитова Н.А. Гипертекст в пространстве коммуникации// РЯШ.- 2012.- № 7.- С.25 – 32.
Задание для самостоятельной работы
В процессе подготовки к лекции необходимо повторить теорию речевой деятельности и теорию поэтапного (планомерного) формирования умственных действий.
ЛЕКЦИЯ № 14 Методика обучения изложениям на уроках русского языка План 1. Роль изложений в развитии речи учащихся. 2. Классификация изложений. 3. Методика проведения подробных изложений. 4. Лингвистический комментарий текста: подготовка и проведение. 5. Методика проведения выборочных и сжатых изложений. 6. Творческие изложения. Виды творческих заданий. 7. Обучение тезированию и конспектированию на уроках русского языка.
Литература 1. Пленкин Н.А. Изложения с языковым разбором текста. – М., любое издание.
2. Морозова И.И. Виды изложений и методика их преподавания. – М., любое издание. 3. Равенский Ю.И. Тезисы и конспекты // РЯШ.- 1975.- №5.
Дополнительная литература
1. Фигуровский И.И. Изложение с перестановкой материала //РЯШ.- 1967.- №1. 2. Котельникова С.А. Изложения с перегруппировкой материала//РЯШ.- 1996.- №3.
ЛЕКЦИЯ №15 Методика обучения сочинениям на уроках русского языка План 1. Сочинения как вид творческой работы. 2. Лингвистические основы школьных сочинений. 3. Система обучения сочинениям: формирование коммуникативных умений и их развитие в процессе создание текстов разных функционально-смысловых типов речи. 4. Обучение сочинениям-описаниям, повествованиям, рассуждениям. 5. Нормы оценки творческих работ.
Литература 1. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 5-9 классах (любое издание). 2. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах.–М.: Просвещение.- 1977. 3. Нечаева О.А. Лингвистические основы школьных сочинений типа описания, повествования, рассуждения // РЯШ.- 1970.- №3. 4. Литневская Е.И. Методика …, с.575 – 582.
ЛЕКЦИЯ № 16 Методика развития устной связной речи. Обучение аудированию, говорению План 1. Понятие устной речи. Связь устной и письменной форм речи. Композиционные формы устной речи. 2. Обучение аудированию. 3. Подготовка устных высказываний. Виды устных упражнений. 4.Методика проведения уроков рассказывания.
Литература
1. Баранов М.Т. и др. Методика …, с. 266-269. 2. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе.- С.340-255. 3. Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с.241 – 246. 4. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Просвещение.- 1986. 5. Пленкин Н.А. Уроки рассказывания // РЯШ.- 1978.- №3.-С.35-43. 6. Вьюшкова Л.Н. Учим слушать // РЯШ. – 1995. - №5. – С.8-13. 7. Тумина Л.Е. Учимся слушать // РЯШ. – 1993. - №1. 8. Сидорова Г.А. Проблема отбора текстов для чтения и аудирования на уроках русского языка в 9 классе// РЯШ.- 2013.- № 1.- С.7 – 13.
Дополнительная литература
1. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика.- 1975.
Задание для самостоятельной работы
Посмотрите учебный фильм «Как я однажды», посвященный выразительным средствам устной связной речи, и продумайте способы включения его в учебный процесс. В этом может помочь книга Зельмановой Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение.- 1984.
ЛЕКЦИЯ № 17
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|