Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика изучения стилистики, формирования и развития стилистических умений




План

 

1. Лингвистические основы содержания обучения стилистике.

2. Пути формирования и развития стилистических умений.

3. Виды стилистических упражнений.

4. Методика стилистического анализа текста.

5. Развитие коммуникативной компетенции в процессе овладения стилистикой.

Литература

 

1. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистики в средней школе. – М.: Просвещение.- 1987.

2. Русецкий В.Ф. Стилистический разбор текста на уроке русского языка//Русская словесность. – 2001. - №5.

3. Литневская Е.И. и др. Методика…, с.524 – 530.

4. Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с.248 – 282.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Иконникова С.Н. Стилистика в курсе русского языка (7-8 кл.). – М.: Просвещение.- 1979.

2. Кузнецова Л.М., Голованова А.И. О формировании стилистических умений в процессе подготовки к сочинению// РЯШ.- 1980.- №4.- С.31-37.

Задание для самостоятельной работы

Сопоставьте по учебным пособиям предлагаемые разными авторами схемы проведения стилистического разбора. Выберите наиболее, на ваш взгляд, целесообразный вариант.

 

ЛЕКЦИЯ № 13

Психологические и лингвистические основы развития связной речи

 

 

План

1. Основы речевой деятельности. Формирования умений, связанных с разными видами речевой деятельности. Обучение аудированию и чтению.

2. Основные направления в развитии речи учащихся.

3. Принципы работы по развитию речи.

4. Методы развития речи учащихся.

5. Речеведческие понятия текста как основа обучения связным высказываниям.

6. Введение понятия текста в 5 классе.

7. Типология упражнений с точки зрения речевой направленности.

 

Литература

1. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Лад ыженской. – М.- 1980.

2. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // РЯШ.- 1985.- №4.- С. 42-47.

3. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М.- 1991.

4. Лосева Л.М. Как строится текст.

5. Литневская Е.И. и др. Методика…, с.530 -550.

6. Глазков А.В. Трехуровневая модель анализа текста школе // РЯШ.- 2013.- №5.- С. 24-31.

7. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.- 1983.

8. Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников // РЯШ.- 2005.- №4.- С. 3-11.

9. Мишатина Н.Л. Лингвокультурологические задачи на уроках развития речи // РЯШ.- 2005.- №4.- С. 11-13.

10. Степанова Л.С. Работа над текстом на уроках русского языка и литературы в IX классе общеобразовательной школе // РЯШ.- 2004.-№1.- С. 24-30.

11. Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с 238 -246.

 

Дополнительная литература

1. Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система развития школьников // РЯШ.- 2005.- №4.

2. Капинос В.И. Речеведческие понятия: их специфика и функция в школьном курсе русского языка // РЯШ.- 1988.- № 1.- С.29 – 38.

3. Ипполитова Н.А. Гипертекст в пространстве коммуникации// РЯШ.- 2012.- № 7.- С.25 – 32.

 

Задание для самостоятельной работы

 

В процессе подготовки к лекции необходимо повторить теорию речевой деятельности и теорию поэтапного (планомерного) формирования умственных действий.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 14

Методика обучения изложениям на уроках русского языка

План

1. Роль изложений в развитии речи учащихся.

2. Классификация изложений.

3. Методика проведения подробных изложений.

4. Лингвистический комментарий текста: подготовка и проведение.

5. Методика проведения выборочных и сжатых изложений.

6. Творческие изложения. Виды творческих заданий.

7. Обучение тезированию и конспектированию на уроках русского языка.

 

Литература

1. Пленкин Н.А. Изложения с языковым разбором текста. – М., любое издание.

2. Морозова И.И. Виды изложений и методика их преподавания. – М., любое издание.

3. Равенский Ю.И. Тезисы и конспекты // РЯШ.- 1975.- №5.

 

Дополнительная литература

 

1. Фигуровский И.И. Изложение с перестановкой материала //РЯШ.- 1967.- №1.

2. Котельникова С.А. Изложения с перегруппировкой материала//РЯШ.- 1996.- №3.

 

 

ЛЕКЦИЯ №15

Методика обучения сочинениям на уроках русского языка

План

1. Сочинения как вид творческой работы.

2. Лингвистические основы школьных сочинений.

3. Система обучения сочинениям: формирование коммуникативных умений и их развитие в процессе создание текстов разных функционально-смысловых типов речи.

4. Обучение сочинениям-описаниям, повествованиям, рассуждениям.

5. Нормы оценки творческих работ.

 

Литература

1. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 5-9 классах (любое издание).

2. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах.–М.: Просвещение.- 1977.

3. Нечаева О.А. Лингвистические основы школьных сочинений типа описания, повествования, рассуждения // РЯШ.- 1970.- №3.

4. Литневская Е.И. Методика …, с.575 – 582.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 16

Методика развития устной связной речи. Обучение аудированию, говорению

План

1. Понятие устной речи. Связь устной и письменной форм речи. Композиционные формы устной речи.

2. Обучение аудированию.

3. Подготовка устных высказываний. Виды устных упражнений.

4.Методика проведения уроков рассказывания.

 

 

Литература

 

1. Баранов М.Т. и др. Методика …, с. 266-269.

2. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе.- С.340-255.

3. Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с.241 – 246.

4. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Просвещение.- 1986.

5. Пленкин Н.А. Уроки рассказывания // РЯШ.- 1978.- №3.-С.35-43.

6. Вьюшкова Л.Н. Учим слушать // РЯШ. – 1995. - №5. – С.8-13.

7. Тумина Л.Е. Учимся слушать // РЯШ. – 1993. - №1.

8. Сидорова Г.А. Проблема отбора текстов для чтения и аудирования на уроках русского языка в 9 классе// РЯШ.- 2013.- № 1.- С.7 – 13.

 

Дополнительная литература

 

1. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика.- 1975.

 

 

Задание для самостоятельной работы

 

Посмотрите учебный фильм «Как я однажды», посвященный выразительным средствам устной связной речи, и продумайте способы включения его в учебный процесс. В этом может помочь книга Зельмановой Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение.- 1984.

 

ЛЕКЦИЯ № 17

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...