Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и методика обучения русскому языку как наука




 

План

 

1. Предмет и задачи методики преподавания русского языка.

2. Взаимосвязь методики преподавания русского языка с другими науками.

3. Методы научного исследования проблем обучения русскому языку.

4. Вклад выдающихся отечественных ученых в развитие теории и методики обучения русскому языку.

 

 

Литература

 

1. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение.- 1980.- С. 25-35. (Далее: Текучев А.В. Методика…).

2. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка.- М.: Просвещение.- 1990.- С. 5-20. (Далее Баранов М.Т. Методика…).

3.Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В.Архипова, Т.М.Воителева, А.Д.Дейкина и др.; Под ред. Р.Б.Сабаткоева. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005.- С.4 – 43. (Далее: Архипова Е.В. и др. Теория и практика…).

 

Дополнительная литература

 

1. Богоявленский Д.Н. Психология учения русскому языку//РЯШ.- 1977.- №5.

2. Гауз И.Ю. Лингвистическая подготовка школьников в современной языковой ситуации// РЯШ.- 2012. - №3. – С. 9-17.

3.Дейкина А.Д., Ходякова Л.А. Методика преподавания русского языка в развитии отечественного образования // РЯШ.- 2011.- №3.- С.3-9.

4. Кулаева Г.М. Воспитание языкового эстетического идеала при обучении русскому языку// РЯШ.- 2004.- №6.- С. 3-8.

5. Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе./ Под.ред. Е.И.Литневской. – М.: Академический проект, 2006.- С.7-13. (Далее:

Литневская Е.И. и др. Методика…).

6. Фигуровский И.А. Методика русского языка и ее исследовательские методы// РЯШ. -1968.- №1.

7. Ходякова Л.А. Приобщение школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства// РЯШ.- 2004.- №6.- С.8-15.

 

Задания для самостоятельной работы

1.Продумайте, в чем заключается связь методики и лингвистики, методики и психологии, методики и педагогики, методики и логики, методики и культурологии.

2.Определите, какой вклад внесли в развитие методики русского языка такие ученые, как Ф.И. Буслаев, Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский и др.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 2

Основные принципы и методы обучения русскому языку

План

1.Коммуникативно-деятельностный подход к обучению русскому языку.

2.Общедидактические принципы в применении к обучению русскому языку.

3.Специфические методические принципы обучения русскому языку (частнометодические принципы).

4.Методы обучения русскому языку. Творческий подход в выборе методов обучения.

5.Использование компьютерных технологий в процессе обучения русскому языку.

 

Литература

1. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе.- С. 36-50, 65-82, 90- 113.

2. Литневская Е.И. и др. Методика…, с.37-44, 93- 110.

3.Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с.45 – 58.

4. Львова С.И. Коммуникативно-деятельностный подход как достижение современной методики преподавания русского языка // РЯШ.- 2013.- №7.- С.3-8.

5. Лернер И.Я. Система методов обучения (дидактический аспект). – В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку. – М.: Просвещение.- 1981.- С. 14-33.

Дополнительная литература

 

1. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М.: Просвещение.- 1973.- С. 16-38.

2. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение.- 1984.

Материал по вопросу

общедидактические принципы в применении к обучению русскому языку

 

Принцип связи обучения русскому языку с жизнью.

 

Этот принцип отражает антропоцентрический подход к обучению русскому языку. Если лингвоцентрический подход обеспечивает овладение языком, то антропоцентрический – овладение речью, всеми видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением и письмом.

Связь с жизнью заключается в практической направленности уроков русского языка. Программа предполагает формирование и развитие различных умений и навыков: произносительных, орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных и пунктуационных. Поэтому при изучении любой темы необходимо следовать принципу функционального подхода к материалу, предполагать его использование на более высоком уровне (ярусе) языка, в частности изучать его на синтаксическом уровне. Учащиеся должны овладеть русским языком настолько, чтобы они могли им пользоваться в жизни, во всех сферах деятельности в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Достигается это включением в систему уроков русского языка специальных уроков развития связной речи. В программе предполагается обучение:

· составлению планов (подробных, кратких, цитатных);

· умению сжимать текст;

· умению конспектировать и составлять тезисы;

· писать рефераты и доклады на лингвистическую тему;

· работать со справочной литературой и различными словарями;

· составлять аннотацию и отзывы, отчет о работе.

В разделе по культуре речи предусмотрено усвоение норм речевого этикета, его особенностей у различных народов.

Программа предусматривает формирование практических умений по составлению деловых бумаг: телеграммы, заполнения почтового конверта, заявления, доверенности, расписки, характеристики, объявления, резюме.

Программа по стилистике предполагает овладение и публицистическим стилем речи, написание заметки, статьи, репортажа, портретного и путевого очерков.

 

 

Материал по вопросу

частнодидактические принципы обучения русскому языку

Частнодидактические принципы разработаны и обобщены профессором Л.П.Федоренко и изложены в книге «Принципы и методы обучения русскому языку» и во многих ее статьях. Охарактеризуем некоторые из этих принципов.

 

1. Принцип внимания к языковой материи, принцип дифференцирования языковых значений.

Этот принцип предполагает всестороннее изучение языка, взаимосвязанное рассмотрение различных сторон, признаков языковых явлений. Усваивая язык, человек усваивает 3 вида языковых значений: фонологические (звуковые: дом-том, угол-уголь); грамматические; лексические.

«Активное владение языком требует почти 100 процентного знания фонологии, а знания грамматики – хотя бы на 50-90%. В то же время часто можно обойтись 1% словаря» (Г.Глисон)

Фонологические значения восновном детиусваивают еще в дошкольномвозрасте, практическиони овладевают и орфоэпическими нормами. В школе эта работа продолжается. Недооценка произносительных умений влечет и недостатки в орфографии.

Лексическими значениями учащиеся также овладевают еще до школы, однако на уроках русского языка происходит обогащение лексического запаса школьников. Эту задачу решают не только (и не столько) на уроках русского языка, но и на всех других.

Школа обогащает речь и различными грамматическими значениями и конструкциями. Осознавая отношения между явлениями окружающей действительности, находящие отражение в грамматике, дети учатся мыслить.

Учащиеся должны научиться быстро и безошибочно определять и понимать сущность языковых явлений, например, какой частью речи является слово, что важно, например, для правильного написания слова (так, чтобы правильно написать слово с частицей «не», надо обязательно определить часть речи).

Из этого методического принципа вытекает необходимость

· выработки орфоэпических, грамматических навыков,

· обучения логике в процессе обучения грамматике и текстообразованию,

· осуществление связи уроков русского языка с другими уроками.

 

2. Принцип опоры на «чувство языка»

(принцип развития чувства языка).

 

Чувство языка, или языковое чутье, - это способность человека понимать незнакомые слова в контексте, безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса и стилистики.

Языковое чутье проявляется, например, в том, что человек понимает значение слов родного языка, даже если смысл их никто не объяснял, даже если это слово человек слышит в первый раз.

Языковое чутье проявляется особенно в дошкольном возрасте, от 2 до 5 лет. Всем нам известны примеры детского словотворчества, создание слов по модели известных: лошадист (извозчик),

носитель (носильщик),

жирафленок (сравни: жеребенок),

задел чаяно,

намакаронился,

подуха (подушка) и др.

Замечено, что если ребенок в дошкольном возрасте воспитывался в слабо развивающей среде, то в дальнейшем его труднее обучать правильной выразительной речи. Хорошо или плохо человек владеет родной речью, во многом зависит от того, насколько он усвоил ее интуитивно.

Развитие чувства языка должно продолжаться в школе. Каковы пути развития?

· Шире использовать наблюдения над языковыми явлениями.

· Использовать такой дидактический материал, чтобы он формировал языковой вкус ребенка, позволял сопоставлять известное с неизвестным.

· Широко использовать упражнения творческого характера.

· При выполнении творческих работ всячески поддерживать интересные словесные находки детей.

3. Принцип внимания к выразительности речи.

Усваивая фонетику, лексику, грамматику, учащиеся овладевают и выразительными средствами речи. Все изучаемые факты языка рассматриваются с точки зрения формы, значения и функции.

С фонетическими средствами учащиеся начинают знакомиться еще при изучении фонетики в 5 классе: в учебниках, к сожалению, содержатся лишь единичные упражнения на звукопись:

· аллитерацию (сочетание согласных):

§ Люблю гр озу в начале мая,

§ Когда весенний первый гр ом,

§ Как бы резвяся и и гр ая,

§ Гр охочет в небе г олубом.);

· ассонанс (сочетание гласных):

§ У наших у шки на мак у шке,

§ Ч у ть у тро осветило п у шки

§ И леса синие верх у шки-

§ Французы т у т как т у т.

Для развития произносительных навыков предусмотрена работа над скороговорками.

При изучении новых синтаксических конструкций проводится обучение выразительному интонированию предложений соответствующего типа, для этого вводятся модели интонационных рисунков.

При изучении лексики мы знакомим детей с выразительными возможностями многозначных слов, их употреблением в переносном значении, а также предусматриваем систему работы над обогащением речи фразеологизмами.

В программе уделяется примерно пятая часть времени для работы по развитию связной речи и развитию культуры речи.

С 5 класса начинается формирование стилистических умений.

Этот принцип связан с принципом функционального подхода к изучению языка.

 

4. Принцип опережающего развития устной речи по отношению к письменной.

 

Устная и письменная речь – это две разновидности речи. Письменная речь – явление вторичное. Ею учащиеся овладевают на основе устной.

Если посмотреть программу первого класса, то мы увидим, что сначала идут уроки по развитию устной речи, затем изучают буквы.

Чтобы ученик овладел обеими разновидностями речи, необходимо тренировать как органы речи (легкие, гортань, язык, мышцы лица), так и мышцы пишущей руки. Естественно, в процессе умственной деятельности.

На уроках этот принцип реализуется посредством сопоставлений:

· звуков и букв,

· интонации и пунктуации.

В процессе обучения сочетаются устные упражнения и письменные, причем устные опережают выполнение письменных.

При подготовке творческих работ сначала многие аспекты отрабатываются устно.

Система Л.П.Федоренко дополнена и конкретизирована другими исследователями. В процессе совершенствования методики выдвигаются новые подходы к обучению и новые принципы обучения, которые вытекают из изложенных выше.

Одним из таких принципов является принцип коммуникативного подхода в обучении языку.

В качестве цели обучения признается развитие умений и навыков речевого общения, или коммуникации (коммуникация – лат. communicatio, от communico - связываю, общаюсь), развитие и совершенствование речевой деятельности во всех ее видах, продуктивных и рецептивных: говорение (в двух формах — монологической и диалогической), письмо, чтение и аудирование; владение речью в разных сферах и ситуациях.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Определите интернет-сайты, посвященные вопросам обучения в школе русскому языку.

2. Изучите подходы к использованию информационных ресурсов в курсе русского языка. Частично можно найти материал в статье М.А. Бондаренко «Информационно-коммуникативные ресурсы в формировании речевой культуры учащихся» (См.: РЯШ//- 2013. - №9. – С.15-18.).

 

ЛЕКЦИЯ № 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...