Русский язык как учебный предмет в разных типах общеобразовательных учебных заведений
План 1. Роль предмета «Русский язык» в формировании языковой личности школьника. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Строение стандарта, его составные части. Характеристика инвариантной части стандарта. 3. Характеристика предметной области «Филология». 4.Роль предмета «Русский язык» в достижении целей основного общего образования. Место русского языка в базисном учебном плане и учебных планах разных учебных заведений. 5. Задачи обучения русскому языку. Понятие компетентности. Компетентностный подход в обучении русскому языку. Необходимость формирования лингвистической, языковой, коммуникативной, этнокультуроведческой компетенций. 6. Практическая направленность обучения русскому языку.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2010. 2. Литневская Е.И. и др. Методика…, с.18 – 29, 37 – 39. 3. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа. – 2004.- С. 20 - 36. 4. Львова С.И. Усиление метапредметного статуса курса русского (родного) языка в современной системе школьного образования// РЯШ. – 2013. - №6.- С. 3-12. 5. Новикова Т.Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: от теории к практике // РЯШ. – 2006. - №3.- С. 12-15. 6. Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с. 13 – 29.
Дополнительная литература 1.Зимняя И.А. Ключевые компетентности – новая парадигма результата образования. (Интернет–ресурс) http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm 2.Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку // РЯШ. – 1993. - №5. 3.Лысова О.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка // РЯШ. – 2013. - №5.- С. 32-35.
4.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – 2-е изд. – М., 2011. 5.Шанский Н.М. Эвристические задачи и задания по русской и иностранной лексике // РЯШ. – 1997. - №2. 6.Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды // РЯШ. – 1990. - №4.
Задания 1. По указанной литературе охарактеризовать понятие языковой личности. Обозначить значение изучения русского языка для её развития. 2. Изучить ФГОС основной образовательной школы. Охарактеризовать суть системно-деятельностного подхода к обучению. На конкретном материале показать возможности его реализации. 3. Охарактеризовать универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), формируемые при изучении русского языка. 4. На примере какого-нибудь раздела программы прокомментировать возможности формирования компетенций. Используйте характеристики, данные в примерной программе. 5. Сравнить по учебным планам количество учебных часов по различным предметам в 5-9 классах и в 10-11 классах в школах различных профилей. 6.Охарактеризуйте направления в определении содержания и путей реализации культуроведческого аспекта: - обучение русскому языку в контексте русской культуры; - диалог культур.
Материалы для подготовки к занятию. 1. В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: · формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; · проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; · активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; · построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить: · получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации; · формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; · осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; · формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм; · обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов. Предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать: Русский язык. Родной язык: 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков; 4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. . 2. "Четыре столпа", на которых основывается образование: • научиться познавать, • научиться делать, • научиться жить вместе, • научиться жить (Жак Делор).
Компетенция 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
3.Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), р егулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия.
4.Предметные результаты образовательной деятельности
5.Метапредметные результаты образовательной деятельности
Практическое занятие № 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|