Современный урок русского языка. Моделирование уроков разных типов
План 1. Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса. 2. Различные классификации типов уроков. 3. Типы уроков по основной дидактической цели. 4. Типы уроков по лингвистическому содержанию. 5. Структурные компоненты русского языка. 6. Моделирование уроков различных типов: · объяснения нового материала и обеспечения первичного его · усвоения; · закрепления; · повторительно-обобщающих уроков; · контрольных уроков. 7. Зависимость структуры уроков от материала, типа урока, этапа обучения, основных задач. 8. Методика проведения интегрированных уроков. 9. Типы уроков в соответствии с новыми требованиями ФГОС и их построение: · урок выведения нового знания; · урок формирования предметных навыков и умений; · урок применения предметных и метапредметных знаний и развития навыков и умений; · урок систематизации и обобщения предметных знаний; · урок повторения предметных знаний и совершенствования умений; · контрольный урок; · урок работы над ошибками (коррекционный урок); · урок решения практических, проектных задач и др.
Литература
1. Текучев А.В. Методика …, с 94 – 104, 114-128. 2. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение.- 1986 г. 3. Баранов М.Т. и др. Методика …, с. 110 - 128. 4. Архипова Е.В. и др. Теория и методика…, с.67 - 84.
Дополнительная литература 1. Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с.67 – 84. 2. Богоявленский Д.Н. Повторение как совершенствование умственной деятельности //РЯШ.- 1977.- №2. 3.Вяткин Л.Г. Методика изложения нового материала по русскому языку в свете требований дидактики и психологии // РЯШ.- 1970.- №3. 4.Вяткин Л.Г. Особенности умственной деятельности учащихся при закреплении и обобщении сведений по русскому язык // РЯШ.- 1971.- №1.
5.Внутрипредметные и межпредметные связи: Сборник статей. – Сыктывкар, 1984. 6.Дейкина А.Д. Домашние задания по русскому языку // РЯШ.- 1975.- №2. 7.Литневская Е.И. и др. Методика…, с. 95-99, 120-124. 8.Федоряк Л.М. О технологии проблемно-модульного обучения//РЯШ.- 2004.- № 6.- С.20-25.
Материал к вопросу о методике построения урока по усвоению новых знаний и формирования умений и навыков (методические правила его проведения) Восприятие нового материала должно быть подготовлено. Это обозначает, что каждый ученик должен осознать цель усвоения нового материала, понять значимость его в речевой практике, вызвать заинтересованное отношение к усвоению этого материала. Кроме того, качество усвоения материала зависит от того, насколько дети владеют материалом, который является основой для усвоения нового. Перед объяснением нового материала должен прозвучать в той или иной форме материал, логически связанный с новым. Это можно организовать во время проверки домашнего задания, опроса учащихся. Поэтому, продумывая домашнее задание к данному уроку, надо предусмотреть повторение того пройденного материала, который логически связан с будущей новой темой. Например, в 8 классе изучается тема «Примыкание». Она будет плохо восприниматься, если дети не повторят особенности неопределенной формы глагола, деепричастий и наречий. Для восприятия темы «Деепричастий» необходимо повторить такие моменты, как морфологические признаки глагола, причастий и наречий. Актуализации прежних знаний, следовательно, включает в себя · психологическую подготовку ученика к восприятию нового материала, · возбуждение интереса к теме, · создание положительного эмоционального настроя, · воспроизведение в памяти усвоенных ранее знаний и способов деятельности с ним.
Это можно сделать различными способами: · проведением устного или письменного опроса, · выполнением самостоятельной работы репродуктивного характера, · проверкой домашнего задания, · созданием проблемной ситуации, · решением лингвистической задачи, которая потребует новые знания (например, в разбор по членам предложения включить слово неизвестной для детей части речи). Важнейшие требования к объяснению нового материала: 1) объяснение должно быть ДОСТУПНЫМ (ясное толкование терминов, логичность изложения, ясность мысли, стройность построения объяснения, четкость любого положения, каждой формулировки); 2) ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ в объяснении (все должно быть направлено на достижение цели); 3) объяснение должно быть РАЗВИВАЮЩИМ (формировать операции анализа и синтеза, сопоставления и сравнения); 4) умелый подбор примеров – иллюстраций (так, при объяснении темы «Сложносокращенные слова» нельзя использовать примеры типа «ТАСС уполномочен заявить» вместо примеров типа «ВДНХ открыла двери»; 5) новые знания должны быть связаны со старыми, включаться в систему знаний. Например, при изучении восклицательных предложений надо показать, что все предложения по цели высказывания могут быть как восклицательными, так и невосклицательными. Или при изучении неполных предложений показать их связь с характером грамматической основы; 6) использовать различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую деятельность. В соответствии с технологией проблемного диалога новое знание открывается самими учащимися. Для этого создается проблемная ситуация, которая требует решения.
Обязательным структурным элементов этого типа урока является ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Различаются следующие виды закрепления: § первичное, § основное, § заключительное. На уроках русского языка закрепление происходит в основном путем использования упражнений. Закрепление начинается с выяснения того, понят ли детьми материал. Возможно, учитель убедится в том, что к каким-то моментам объяснения нужно будет вернуться. Осознанность восприятия материала проверяется различными способами: · путем повторения учащимися рассказа учителя или отдельных его моментов, как правило, самых важных (этот путь не самый рациональный, поскольку у нас может сложиться впечатление, что ученики поняли материал, а на самом деле они только его запомнили; кроме того эта воспроизводящая деятельность мало что дает для развития интеллекта детей; кроме того, это не всегда доступно, так как для детей нужно время для осмысления материала;
· оставлением плана параграфа, пересказа его; · проведением беседы по новому материалу, выяснением степени понимания; · проведением анализа материала: если изучается грамматическое понятие, то выяснение составляющих определение признаков и их количества; если изучается какое – то правило, то выяснение условий выполнения и их количества (например, в правиле постановки тире между подлежащим и сказуемым ученики часто видят и запоминают лишь одно условие, это способ выражения главных членов предложения).
Задания для самостоятельной работы 1. Повторите по дидактике характеристики различных технологий обучения. 2. Приведите примеры проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках русского языка. 3. Подготовьте фрагмент урока объяснения нового материала. Охарактеризуйте методы организации взаимодействия учителя и учащихся: «учитель – учащийся», «учащийся – учащийся».
ЛЕКЦИЯ № 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|