Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VI. Методика работы над составлением рассказов на основе услышанного.




Задания:

1. Охарактеризовать особенности композиции услышанного рассказа.

2. Охарактеризовать учебные материалы для знакомства учащихся с обрамлением: § 97 в учебнике для 6 класса под ред. Н.М. Шанского; § 4 в учебнике Е.И. Никитиной «Русская речь» для 7 класса.

 

VII. Методика проведения уроков рассказывания.

Задание: изучить статью Н.А. Пленкина «Уроки рассказывания» // РЯШ.-1978.- № 3.

VIII. Методика проведения урока по обучению сочинению-повествованию на основе учебных кинофильмов.

Задание: разработать конспект урока по одному из учебных кинофильмов: например, «На острове», «Высота – 135».

 

IX. Методика обучения составлению киносценария.

Задание:

1. Проанализировать § 25 учебника Никитиной Е.И. «Русская речь» для 5 кл., § 8 – для 6 кл., § 5 – для 7 кл., § 11 – для 8 кл.

2.Написать сценарий одного из номеров киножурнала «Ералаш» или разработать свой сценарий.

 

Дополнительная литература

 

1. Богданова Г.А. Шестиклассники придумывают обрамления к сочинениям // РЯШ.-1974.- № 3.

2. Прессман Л.П. ТСО на уроках русского языка. - М.: Просвещение.-1976.

3. Апалькова И.В. Работа над сочинениями в жанре киносценария // РЯШ.- 1999.- № 5.

 

Практическое занятие№12

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ-РАССУЖДЕНИЯМ

 

План

 

I. Понятие о рассуждении как функционально-смысловом типе речи.

Задания:

1. Изучить материал VIII главы II-го раздела книги Т.А. Ладыженской «Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 5-9 классах».

2. Сопоставить характеристики понятия рассуждения в различных учебниках для V класса.

3. Охарактеризовать виды рассуждений:

· по способу ведения доказательства (индуктивные и дедуктивные);

· по логическому способу мышления (рассуждения – утверждения и рассуждения – опровержения);

· по способу ведения доказательства (прямые доказательства и доказательства от противного).

4. Охарактеризовать их композиционные формы.

5. Охарактеризовать жанры школьных сочинений – рассуждений: характеристики отзыва, литературно-критической статьи, рецензии, анализа эпизода из художественного произведения, эссе и др.

Для этого изучить, кроме указанной книги Т.А. Ладыженской, следующие статьи:

· Арефьевой С.А. Сочинение – рассуждение // Русский язык в школе и дома. – 2003. - №1.

· Арефьевой С.А. Готовимся к ЕГЭ: сочинение – рецензия // Русский язык в школе и дома. – 2003. - №2.

· Никитиной Е.И. Анализ эпизода из художественного произведения как жанр ученического сочинения // РЯШ.- 2003. - №4.

 

II. Система обучения сочинениям – рассуждениям в школьных программах.

Задание: проанализировать систему работы по обучению рассуждениям в 5-9 классах по речеведческой части разных программ, сопоставить их с точки зрения содержания и последовательности формирования соответствующих умений.

 

III. Характеристика типичных недостатков и недочетов в школьных сочинениях – рассуждениях (по книге Т.А. Ладыженской).

IV. Методика проведения в V кл. урока введения понятия рассуждения как типа речи.

Задание:

1. Проанализировать упражнения в учебных комплексах:

· для V кл. § 89 и для VI кл. - § 83 в уч. комплексе под ред. Н.М. Шанского;

· для V кл. § 103, 104, 105, 106, 109 и для VI кл.- § 55 в уч. комплексе под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта;

· для V класса $ 20 в книге Е.И.Никитиной «Русская речь».

2. Разработать конспект урока «Понятие о рассуждении».

 

V. Методика обучения сочинению дискуссионного характера.

Задание: разработать конспект урока.

Можно использовать материалы § 83 учебника VI кл. под ред. Н.М. Шанского.

 

Дополнительная литература

1.Ипполитова Н.А. Аргументативные высказывания в учебной деятельности школьников //РЯШ.- 1911.-№ 2.- С.21-27.

2.Катушкина С.В. О применении графической схемы при работе над рассуждением // РЯШ – 1992.- № 3-4.

3.Тамбовкина Т.И., Тамбовкин Ю.Ф. Сочинение – рассуждение на дискуссионную тему в 6 классе //РЯШ.- 1978.-№ 2.

4.Ярыгина Е.С. Рассуждение как вид речевой тактики // Русская словесность. – 2003.- № 3.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

ПЛАН

 

1.Теоретические основы формирования стилистических умений. Содержание уроков по стилистике. Этапы работы по формированию стилистических умений.

Задание: определить по программе, какие стили речи включены в школьный курс русского языка и какова последовательность в распределении теоретического материала по классам.

2. Модель речевой ситуации.

3. Виды стилистических упражнений.

Задание: по различным учебным пособиям составить типологию стилистических упражнений.

4. Методика проведения стилистического анализа в школе.

Задание: по различным учебникам сопоставить предлагаемые планы стилистического анализа.

 

Литература

 

1. Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с.248 – 282.

2. Воителева Т.М. Теория и практика обучения русскому языку, с.229 – 232.

3. Литневская Е.И. и др. Методика…, с.524 – 530.

4. Чижова Т.И. Функционально-стилистическая направленность в обучении русскому языку. – Л., 1981.

 

Планы лабораторных занятий

Лабораторная работа № 1

 

Анализ урока русского языка

Задание: прослушать в школе урок русского языка, сделать его анализ с точки зрения современных требований к уроку.

ПЛАН СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

(По С.В.Кульневичу и Т.П.Лакоцениной)

 

Основой системного подхода к анализу урока являются пять составляющих: два структурных компонента (учитель и учащиеся) и три системообразующих фактора (цель-результат, содержание и способы деятельности).

I. Структура системного подхода к анализу деятельности учителя и учащихся на уроке в вербальных показателях. Это дает возможность анализировать и оценивать эффективность проведенного урока независимо от типа, вида, наличия тех или иных методов, дидактических средств и т.п. Предлагаются следующие критерии:

1. Оценка основных личностных качеств учителя. Знание предмета и общая эрудиция учителя. Уровень педагогического и методического мастерства. Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися. Внешний вид, культура, мимика и жесты.

2. Оценка основных характеристик учащихся на занятии. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы учащихся на уроке. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете вообще и в уроке частности.

3. Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала. Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой). Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации. Оптимальность объема предложенного для усвоения материала;

4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся. Рациональность и эффективность пользования времени урока, оптимальность темпа, а также чередования и смены видов деятельности в ходе урока. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности

ТСО на уроке. Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы, вровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков. Степень эстетического воздействия урока на учащихся. Степень соблюдения правил охраны труда и техники опасности преподавателем и учащимися в ходе урока.

5. Оценка цели и результатов проведенного урока. Степень |конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость дели одновременно. Степень обучающего воздействия проведенного урока на учащихся (чему и в какой степени научились). Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока). Степень воздействия урока на развитие учащихся (Что и в какой степени способствовало их развитию).

 

Литература

1.Воителева Т.М. Теория и практика обучения русскому языку, с.91 – 92.

2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практич. Пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений. – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель». -2002.

 

Лабораторная работа № 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...