Моделирование урока объяснения нового материала в условиях реализации Государственного образовательного стандарта
Цель занятия: познакомить со структурой конспекта урока, требованиями к его оформлению; в ходе обсуждения предложенного конспекта урока рассмотреть требования к построению урока объяснения нового материала и первичного его усвоения.
Конспект урока русского языка.
Утверждаю.
Методист (учитель)-
Урок будет дан в школе № … г. Сыктывкара 20 января 20… года в 5 классе.
Тема урока: правописание гласных в корнях - лаг -, -лож-.
Цели урока: объяснить правило написания слов с корнями - лаг -, -лож - и сформировать соответствующий орфографический навык.
Задачи урока:
повторить чередование гласных в корне слов;
научить правильно использовать слова «класть», «положить»;
совершенствовать навыки морфемного анализа слов;
продолжить развитие навыков работы с орфографическим словарем.
Оборудование урока: орфографическая таблица, орфографический словарь.
Литература
1.Русский язык: Учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Л.А.Тростенцова и др. – 38-е изд.- М.:Просвещение.- 2012.
2.Ладыженская Т.А. Методическое руководство к учебнику «Русский язык» для 5 класса.
3.Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе.- М.: Просвещение.- Любое изд.
План урока
1.Организация класса (1 мин.).
2.Проверка домашнего задания, подготовка восприятия нового материала (5 мин.).
3.Объяснение нового материала (14 мин.).
4.Закрепление (19 мин.).
5.Обобщение и подведение итогов урока (4 мин.).
6.Объяснение домашнего задания и выставление мотивированных оценок (2 мин.).
Ход урока
План урока
| Ход урока
|
1.Организация класса
(1 мин.)
2.Проверка домашнего задания и подготовка восприятия нового материала
(5 мин.).
Переход к объяснению новой темы.
Запись темы урока на доске и в тетрадях.
III.Объяснение нового материала.
(14 мин.).
Предварительный
вывод учащихся.
Чтение правила по учебнику, его анализ.
IV.Применение правила на практике, закрепление (выполнение упражнений). (19 мин.)
(2 чел. работают на интерактивной доске)
V.Обобщение материала и подведение итогов урока.
(4 мин.)
VI.Объяснение домашнего задания и выставление мотивированных отметок.
“Мостик” к следующему уроку. (2 мин.)
| Здороваюсь, приветствую класс, раздаю карточки для индивидуального опроса.
Карточка № 1. (Иванов Ваня, у доски).
Найди в тексте домашнего упражнения вопросительное предложение с обращением, построй его схему.
Карточка № 2. (Тимошина Вера, у доски).
Выпиши из первого абзаца домашнего упражнения слова с пропущенными буквами в корне слов, обозначь в них корень и графически обозначь орфограмму для объяснения написания.
Проверкавыполнения упр.431.
Выразительно прочитать текст.
- Найдите в тексте вопросительные предложения.
- Подумайте, чем различаются эти предложения с точки зрения того, к кому или чему обращается девочка с вопросом.
(В первом случае девочка обращается к цветку и ожидает ответа, а во втором – не ждет ответа, так как этот вопрос обращен к самой себе и больше представляет собой размышление).
- Объясните, как вы написали наречие «здесь».
Проверка работы учеников, выполнявших задание на доске.
В словах «цветет» и «к цветку» можно было проверить правописание безударных гласных в корне, подобрав однокоренное слово с ударным гласным. Однако не во всех случаях это нам может помочь.
Сравним слова с чередующимися гласными в корнях следующих слов: изл…жение – изл…гать. (Слова заранее написаны на доске).
- Что бы вы написали на месте пропущенных гласных?
Можно ли понадеяться при выборе гласных на произношение слов?
Надо определить, что поможет нам в выборе букв.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Буквы О и А в корнях -ЛАГ- и -ЛОЖ-.
Беседапо орфографической таблице.
ПредлАгать - предлОжение
слАгаемое - слОжение
прилАгать - прилОжить
возлАгать - возлОжить
- Запишите данные слова и обозначьте в них корень.
- Определите, чем они отличаются.
(В словах первого столбика пишется гласная А, а в словах второго – О).
- Попробуйте определить закономерность в выборе гласной. Для этого посмотрите на согласную.
(Перед согласной Г пишется гласная А, перед согласной Ж – О).
- Найдите еще одну закономерность, свяжите ее с составом слова.
(После корня - ЛАГ - стоит суффикс А).
- Сколько условий в правиле, о которых надо помнить?
- В какой последовательности надо вести рассуждение при применении правила?
- Наша задача научиться правильно, писать слова с изученными корнями. Для этого выполним несколько упражнений. Сначала легкое, в котором будут лишь отдельные слова.
Задание: запишите слова в два столбика: с корнем –лаг- и корнем -лож-.
Расположение, полагаться, предложить, изложение, прилагательное, положение, слагаемое.
Способ проверки: чтение по столбикам и объяснение выбора гласной в корнях слов.
Переходк следующему упражнению: употребим слова с данными корнями в словосочетаниях с другими словами. Для этого выполним упражнение №447. Первое словосочетание составим устно. (Выполняется самостоятельно в тетрадях).
Способ проверки: чтение словосочетаний.
Переход к следующему упражнению: слов с этими корнями значительно больше, чем мы сейчас встретили. Поищем их в орфографическом словаре. Усложним нашу задачу, поиграем: кто больше найдет слов в словаре за 7 минут и их запишет.
Способ проверки: чтение сначала существительных, затем глаголов и слов других частей речи.
Вывод – наблюдение: слова каких частей речи регулирует изученное правило?
Сопоставим изученное правило с изученным раньше правилом написания гласных в корнях, проверяемых с помощью ударения. Что у них общее и чем различаются?
(Ожидаемый ответ: общее у этих слов то, что в них гласные в безударном положении. Правила же выбора гласных различные. Слова с корнями -лож-, -лаг- нельзя проверять с помощью подбора однокоренных слов с ударной гласной в корне).
Отметим, от чего зависит выбор гласных в корнях этих слов. (Ожидаемый ответ: от согласной «ж» или «г» в корне, а также от наличия или отсутствия в слове суффикса «а»).
Доманеобходимо выучить новое правило (орфограмму №12), без этого невозможно научиться правильно писать множество слов. Для того чтобы закрепить это правило, выполните упражнение №449. Посмотрим, как и в какой последовательности нужно будет работать дома.
На следующем урокемы узнаем, что есть слова и с другими корнями, в которых происходит чередование гласных.
|
Задание: после обсуждения всех этапов необходимо самостоятельно разработать конспект урока объяснения нового материала и подготовиться к его защите.
Литература
1. Литневская Е.И. и др. Методика…, с.120 – 125,132 – 136.
2. Панов Б.Т.Типы и структура уроков по русскому языку. – М.,1986.
3. Канарская О.В. Уроки русского языка в форме дидактической игры: Книга для учителя. – СПб.,1994.
Воспользуйтесь поиском по сайту: