Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика умственного развития и общих способностей




ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Умственное развитие и интеллект

Умственное развитие характеризуется совокупностью знаний, умений и набором умственных действий, которые сформирова­лись в процессе приобретения этих знаний. Таково общеприня­тое в отечественной психологии понимание умственного разви­тия. По существу, умственное развитие — это характеристика способов, форм и содержания мышления человека.

Современная психология и педагогика убедительно доказывают, что уровень мыслительной деятельности определяется содержанием знаний и умений, которые учитель дает учащимся. Важен не только объем, но и качество знаний, т. е. их глубина, осмысленность, динамичность. Характер усвоенных знаний определяет и качество освоенных умственных действий. Уровень умст­венного развития является основой, базой для усвоения новых знаний и умений, возникновения и функционирования новых умственных дей­ствий.

Проблема умственного развития связана с проблемой интеллекта, или общей умственной способности. Интеллект — не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Достигнутый индивидом уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей.

Но несомненно и другое: уровень умственного развития зависит не только от интеллекта, он обусловлен многими факторами, таки­ми, как условия жизни, особенности учебного заведения, методы обучения и пр. В отечественной психологии имеется целое направ­ление исследований, показывающих тесную связь между уровнем умственного развития и содержанием обучения, а также характером воспитательных методов. Например, одни и те же знания могут обусловить разный тип мышления учащегося (эмпирический или теоретический), все зави­сит от организации учебного процесса.

По форме стимульного материала различают вербальные и невербальные тесты интеллекта

Вербальные тесты интеллекта состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме, – это слова, высказывания, тексты. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой. Дают показатели словесного логического мышления.

Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов и пр. ). С помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.

Тест Д. Векслера

Причины популярности теста Векслера:

- Охватывают большой возрастной диапазон (от 3 до 74 лет), что позволяет проследить изменение интеллектуальных характеристик на протяжении

почти всей жизни человека;

- Используются  не только для измерения интеллектуального развития индивидов, но и как вспомогательное средство психиатрического диагноза;

- Наличие как вербальных, так и невербальных субтестов, что позволяет оценивать разные стороны интеллектуального развития – понятийное и наглядное мышление, а также особенности зрительного  восприятия,         сенсомоторную координацию, внимание, память.

Помимо шкал для взрослых, Векслером были созданы шкалы для детей (от 6, 0 до 15 лет 11 мес). В него были включены 12 субтестов. По сравнению со шкалой для взрослых тест для детей включает еще один дополнительный субтест «Лабиринты».

Векслером была создана также шкала для дошкольников и младших школьников (для возраста от 4 до 6, 5 лет). Она состоит из 11 субтестов, 8 из которых представляют со­бой облегченные и адаптированные варианты заданий WISC, а остальные 3 были разработаны в качестве замены непригодных по тем или иным причинам субтестов WISC. В вербальной шкале таким новым субтестом был субтест «Предложения» (тест на запоминание, в котором от ребенка требуется вслед за экспериментатором повторять каждое произносимое им предложение). Новый субтест «Дом животного» сходен с субтестом «Цифровые символы». Субтест «Геометрические схемы» требует от ре­бенка скопировать 10 простых чертежей.

Помимо использования шкал Векслера для измерения общего ин­теллекта они применяются и как вспомогательное средство психи­атрического диагноза.

Тест Р. Амтхауэра

Это один из известнейших групповых тестов, широко используемых в немецкоязычных странах. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г. ) и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития людей в возрасте от 13 до 61 года.

Тест разрабатывался в первую очередь для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональ­ной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоцио­нальная сферы, интересы и потребности. В тест им были включены задания на диагностику сле­дующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математи­ческого, пространственного, мнемического.

Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых на­правлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть суб­тестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Во всех группах заданий, за исклю­чением 4—6 субтестов, используются задачи закрытого типа.

Субтест 1. Логический отбор: исследование индуктивного мыш­ления, чутья языка. Задача испытуемого заключается в том, чтобы закончить предложение одним из приведенных слов. Пример зада­ния: Противоположностью понятия «верность» является...

а) любовь; б) ненависть; в) дружба; г) предательство; д) вражда.

Субтест 2. Определение общих черт: исследование способности к абстрагированию, обобщению, оперированию вербальными поня­тиями. В задачах предлагается пять. слов, из которых четыре объе­динены определенной смысловой связью, а одно лишнее. Это слово и следует выделить в ответе.

Пример: а) рисунок; б) картина; в) графика; г) скульптура; д) живо­пись.

Субтест 3. Аналогии: анализ комбинаторных способностей. В зада­ниях предлагаются три слова, между первым и вторым существует оп­ределенная связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти прилагае­мых к заданию вариантов необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два.

Пример: дерево — строгать, железо —?

а) чеканить; б) сгибать; в) лить; г) шлифовать; д) ковать.

Субтест 4. Классификация: оценка способности выносить суждение, обобщать. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Пример: дождь — снег. Правильным ответом будет слово «осадки».

Субтест 5. Задания на счет: оценка уровня развития практиче­ского математического мышления, сформированности математиче­ских навыков. Пример: Сколько километров пройдет товарный поезд за 7 часов, если его скорость 40 км/ч?

Субтест 6. Ряды чисел: анализ индуктивного мышления, способ­ности оперировать числами. В заданиях требовалось установить за­кономерность числового ряда и продолжить его. Пример: 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, ?

Субтест 7. Выбор фигур: исследование пространственного воображе­ния, комбинаторных способностей. В заданиях приводятся разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти кар­точку с целой фигурой, которой соответствуют разделенные части.

Субтест 8. Задания с кубиками: исследуется то же, что и в 7-м суб­тесте. В заданиях предъявлялись изображения кубиков с различно обо­значенными гранями. Кубики были определенным образом повернуты и перевернуты в пространстве, так что иногда появлялись новые, неиз­вестные испытуемому грани. Необходимо было определить, какой из пяти кубиков-образцов изображен на каждом рисунке.

Субтест 9. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Предлагается запомнить ряд слов, которые объединены в таблице по определенным категориям, на­пример, цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр. Время заучивания — 3 минуты. Затем тетради с заданиями собираются, и испытуемым выдаются листы с вопросами такого типа: С буквы «б» начиналось слово:

а) растения; б) инструменты; в) птицы; г) произведения искусст­ва; д) животные.

Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) — 90 минут. Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от 6 до 10 минут.

В нашей стране адаптированный вариант теста Амтхауэра был использован при обследовании учащихся 8—10 классов городских и сельских школ.

Р. Амтхауэр при интерпретации результатов теста предполагал, что с его помощью можно судить о структуре интеллекта испытуемых (по ус­пешности выполнения каждого субтеста). Для грубого анализа «умственного профиля» он предлагал подсчитать отдельно результаты по первым четырем и по следующим пяти субтестам. Если суммарная оцен­ка первых четырех субтестов превышает суммарную оценку следующих пяти субтестов, значит у испытуемого больше развиты теоретические способности. Если наоборот, то практические способности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...