Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Таким образом, ГАТБ в большей степени ориентирована на применение в промышленности, ДАТ — в школе. Обе бата­реи могут быть использованы в практике психологической службы.




 Таким образом, ГАТБ в большей степени ориентирована на применение в промышленности, ДАТ — в школе. Обе бата­реи могут быть использованы в практике психологической службы.

В группу профессионализированных способностей входят также способности, связанные с художественным творчеством. Чаще всего диагностика этих способностей осуществляется методом экспертных оценок, выставляемых специалистами высокого уровня, например членами отборочных комиссий, функционирующих при учебных за­ведениях соответствующего профиля.

Для некоторых видов творческих способностей разрабо­таны стандартизированные тесты. Так, например, тесты худо­жественных способностей включают задания на понимание искус­ства и на продуктивность (т. е. технику, мастерство исполнения) деятельности. Тесты первого рода диагностируют одно из важней­ших качеств — эстетическое отношение к жизни (подробное обсу­ждение этого качества см.: Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987).

В тестах на понимание искусстваиспытуемому необходимо выбрать из двух вариантов и более изображения какого-либо объек­та наиболее предпочтительный. В качестве вариантов изображений могут быть использованы картины известных художников или сю­жеты, отобранные группой экспертов. Это «эталонное» изображение дается на фоне одного или нескольких искажений, где умышленно нарушены принятые в искусстве критерии, принципы (цвет, пер­спектива, соотношение частей изображения и т. д. ). А. Анастази, обсуждая такие тесты, отмечает, что в сущности они показывают, насколько художественные предпочтения испытуемого совпадают с предпочтениями современных ценителей искусства (экспертов).

Наиболее известным является тест суждений об искусстве Мейера. Он был создан в 1929 г. и пересмотрен в 1940-м. В нем в качестве заданий использованы картинки и рисунки известных ху­дожников. Каждое задание включает 2 варианта: репродукцию под­линника и ее же с некоторыми изменениями, касающимися пропор­ций, симметрии, гармонии. Тест оценивает умение судить об эсте­тической организации произведения как наиболее важном для ху­дожника факторе художественного восприятия. Выполнение теста прямо зависит от уровня профессионального обучения и знаний.

Другой тест (опросник художественных способностей Хорна)нацелен на предсказание успешности обучения, поэтому в нем не присутствуют требования к навыкам, знаниям, умению. В тесте от испытуемого требуется сделать 12 набросков рисунков по уже имеющимся линиям (так же, как в уже обсуждавшемся тесте Тор­ренса). Оценка художественных достоинств рисунков производится в соответствии с выделенными критериями. Даны также ориентиры для дополнительной оценки качества работы, такие, как богатство воображения, выбор темы, использование штриховки и др.

Наиболее известным тестом для изучения музыкальных способностейявляется уже упоминавшийся в этой главе тест Си-шора. Он представляет собой серии из 6 тестов на различные высо­ты громкости, ритма, длительности, тембра и тональную память. Все эти качества определяются путем предъявлений пар звуков, му­зыкальных фраз, которые испытуемому необходимо сравнивать. Тесты можно использовать для детей (начиная с 4 класса) и взрос­лых.

Английским психологом Вингом разработан тест, в котором наряду с заданиями на сенсорное разли­чение (как в тесте Сишора) присутствуют задания на понимание музыки (сравнение эстетических достоинств музыкальных отрыв­ков). Тест высоконадежен, валиден, и специалисты признают его полезность для отбора музыкально одаренных детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...